г. Владимир |
|
09 октября 2019 г. |
Дело N А43-22691/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.10.2019.
Постановление в полном объеме изготовлено 09.10.2019.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Гущиной А.М., Кастальской М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому Федеральному округу на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 01.08.2019 по делу N А43-22691/2019, принятое по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому Федеральному округу о привлечении открытого акционерного общества "Арзамасспирт" (ИНН 5202000845, ОГРН 1025201335411) к административной ответственности предусмотренной частью 2 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании приняли участие представители:
Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому Федеральному округу - Мордовцева Ю.И. по доверенности от 09.01.2019 N 1 сроком действия до 31.12.2019;
открытого акционерного общества "Арзамасспирт" - Птушаненко Е.Н. по доверенности от 21.03.2019 сроком действия 1 год.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Межрегиональным управлением Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому Федеральному округу (далее - Управление) проведена внеплановая выездная проверка соблюдения открытым акционерным обществом "Арзамасспирт" (далее - Общества) лицензионных требований, предъявляемых к организациям, осуществляющим производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта.
Усмотрев в действиях Общества состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, уполномоченное должностное лицо Управления составило в отношении него протокол об административном правонарушении N 06-12/149/2019.
Поскольку в силу статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подведомственны судьям арбитражных судов, Управление обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности.
Решением от 01.08.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Управление ссылается на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права.
Указывает, что Общество осуществило оборот (поставку) этилового спирта в адрес общества с ограниченной ответственностью "Пакман" с грубым нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции.
Считает, что Общество не предприняло исчерпывающих мер, направленных на недопущение совершения данного правонарушения, не смотря на то, что ранее допускало аналогичные нарушения.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу. Первый арбитражный апелляционный суд не нашёл оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Частью 2 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с грубым нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции.
При этом в соответствии с примечанием к указанной норме под грубым нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции, при производстве или обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции понимается, среди прочих, и поставка этилового спирта, в том числе денатурата, организации, не имеющей соответствующей лицензии.
Согласно статье 18 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) деятельность по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции подлежит лицензированию.
При этом алкогольная продукция - это пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха (пункт 7 статьи 2 Закона N 171 -ФЗ).
Таким образом, действие Закона N 171 -ФЗ не распространяется на продукцию указанную в перечне, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 7 статьи 2 этого закона.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.11.2017 N 1344 утвержден Перечень пищевой продукции, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, не относящейся к алкогольной продукции.
В пункте 5 Перечня указано наименование товара - пряности пищевкусовые, приправы и добавки - концентраты и отходы их производства, а также код товара 10.89.19.
Таким образом, производство товара с указанным кодом не подпадает под действие Закона N 171-ФЗ.
В ОКПД 2 использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования. Код состоит из 2 - 9 цифровых знаков, и его структура может быть представлена в следующем виде: XX класс; XX.X подкласс; XX.XX группа; XX.XX.X подгруппа; XX.XX.XX вид; XX.XX.XX.XX0 категория; XX.XX.XX.XXX подкатегория.
Согласно ОК 034-2014 товары с кодом 10.89.19 относятся к продукции обрабатывающих производств - виду "продукты пищевые прочие, не включенные в другие группировки" и в свою очередь включает в себя ряд категорий и подкатегорий.
Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 09.11.2017 N 1344 утвержден Перечень пищевой продукции в соответствии с Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, не относящейся к алкогольной продукции.
Данный перечень содержит наименование товара "прочие" с кодом 2106 90.
Как следует из материалов дела, Общество осуществляет производство, хранение и поставку произведенного этилового спирта (ректификованного из пищевого сырья), в том числе фракции головной этилового спирта, на основании лицензии N 52ПСЭ0005648 (бланк серии РА 003665), выданной 27.06.2016 Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка со сроком действия с 27.06.2016 по 01.06.2021.
Кроме того у Общества имеется лицензия N 52ТСЭ0005670 (бланк серии РА 003688) на осуществление перевозки этилового спирта (в том числе денатурата), выданная 04.07.20162016 Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка со сроком действия с 04.07.2016 по 15.05.2019.
В ходе проверки Обществом представлены комплекты сопроводительных документов за проверенный период (с 01.01.2018 по 31.12.2018) на поставку этилового спирта ректификованного из пищевого сырья, а именно: на поставку спирта этилового - акты об отгрузке и приемке этилового спирта по форме N П-24, утвержденной приказом Минсельхоза России от 14 октября 2002 года N 737, заполненные поставщиком и покупателем; на перевозку спирта - товарно-транспортные накладные по специализированной форме N 1 -тпд, (форма утверждена Минфином СССР и ЦСУ СССР 12.07.1964); товарные накладные по форме N ТОРГ-12 (форма утверждена постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132); справки к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, заверенные подписями материально-ответственных лиц, руководителей предприятий и печатью организаций поставщика и покупателя (форма справки утверждена постановлением Правительства РФ от 31.12.2005 N 864); уведомления.
Управлением установлено, что в 2018 году Общество осуществило поставку спирта этилового ректификованного в объеме 2795,41 дал безводного спирта на основании договора от 13.06.2018 N 1306/18-ОШ, заключенного с обществом с ограниченной ответственностью "Пакман" (ОГРН 1162651068337, ИНН 2632105467), которое не имело соответствующей лицензии на производство и оборот этилового спирта.
При этом административным органом были учтены письменные объяснения Общества, акт об отгрузке и приемке этилового спирта, в том числе денатурата (форма N П-24) и ТТН от 07.08.2018 N 147, счет-фактура от 07.08.2018 N 272, уведомление о закупке этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции от 02.08.2018 N 1, уведомление о перевозке этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции от 02.08.2018 N 4751, уведомление о поставке этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции от 07.08.2018 N 146, заявки о фиксации в ЕГАИС сведений об обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции N N 350189000002005884, 1521000002100437.
Из объяснений Общества и представленных им документов административный орган установил, что общество с ограниченной ответственностью "Пакман" в мае 2018 года сделало запрос в Общество на поставку спирта для производства пищевкусовых добавок. При этом общество с ограниченной ответственностью "Пакман" предоставило Обществу ТУ 10.89.19-002-3859487-2018 от 15 декабря 2017 "Пищевые добавки, произведенные с использованием этилового спирта, товарный знак "КоКо-Джамбо", сертификат соответствия N РОСС 1Ш.АГ81.Ш0925, сроком действия с 23.01.2018 по 22.01.2021 (на пищевкусовые добавки, произведенные с использованием этилового спирта, товарный знак "КоКо-Джамбо") и декларацию соответствия ЕАЭС N RU Д-1Ш.ВЯ01.В.07918 от 18.012018 (на пищевкусовые добавки, произведенные с использованием этилового спирта, товарный знак "КоКо-Джамбо").
Из указанных технических условий следует, что содержание этилового спирта в производимых обществом с ограниченной ответственностью "Пакман" пищевкусовых добавках составляет от 4,5% (+/- 2%) до 40% (+/-2%).
В результате исследования документов, предоставленных обществом с ограниченной ответственностью "Пакман" Обществу, Управление сделало вывод о том, что производимой обществом с ограниченной ответственностью "Пакман" продукции - пищевкусовые добавки, произведенные с использованием этилового спирта, товарный знак "КоКо-Джамбо" - в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014, утвержденным приказом Госстандарта от 31.01.2014 N 14-ст (далее - ОКПД 2, ОК 034-2014), продукции "Продукты пищевые прочие, не включенные в другие группировки" присвоен код 10.89.19.290, отсутствующий в Перечене пищевой продукции, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, не относящейся к алкогольной продукции, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 09.11.2017 N1344 (далее - Перечень).
Административный орган пришел к выводу о том, что общество с ограниченной ответственностью "Пакман" в силу Закона N 171-ФЗ должно было иметь лицензию на производство указанных пищевкусовых добавок.
Между тем, представленный в ходе внеплановой проверки и в материалы судебного дела Сертификат соответствия N РОСС 1Ш.АГ81.Н10925 со сроком действия с 23.01.2018 по 22.01.2021 на продукцию - пищевкусовые добавки, произведенные с использованием этилового спирта, товарный знак "КоКо-Джамбо" - содержит код ОК 034-2014 10.89.19 и код ТН ВЭД 2106 90 980 9, а также указание на соответствие ТУ 10.89.19-002-3859487-2018.
Согласно декларации о соответствии ЕАЭС N RU Д-1Ш.ВЯ01.В.07918, зарегистрированной 18.01.2018, со сроком действия до 17.01.2023 продукция изготовлена в соответствии с ТУ 10.89.19-002-3859487-2018 "Пищевкусовые добавки, произведенные с использованием этилового спирта, товарный знак "КоКо-Джамбо". Технические условия", а также соответствует ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", ТР ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки", ТР ТС 029/2012 "Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств".
В соответствии с разделом 1 ТУ 10.89.19-002-3859487-2018 пищевкусовые добавки, произведенные с использованием этилового спирта, товарный знак "КоКо-Джамбо", предназначены для реализации через оптово-розничные торговые сети, применения в пищевой промышленности для приготовления продуктов питания. Таким образом, продукт не является конечным и используется в дальнейшем в пищевой промышленности.
С учетом изложенного, вывод административного органа о том, что продукция, сведения о которой были предоставлены обществом с ограниченной ответственностью "Пакман" Обществу в целях получения от последнего поставок этилового спирта, не входит в Перечень, не подтверждается имеющимися в материалах судебного дела доказательствами и не соответствует установленным судом обстоятельствам. Напротив материалы внеплановой проверки и материалы судебного дела содержат надлежащие доказательства того, что Общество располагало достаточной информацией о том, что продукция, производимая обществом с ограниченной ответственностью "Пакман", подпадает под действие Перечня, и, как следствие, на нее не распространяется действие Закона N 171-ФЗ, в том числе и в части лицензирования.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии у Общества обязанности по проверке наличия у общества с ограниченной ответственностью "Пакман" лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края по делу N А63-25469/2018, вступившим в законную силу 28.06.2019, общество с ограниченной ответственностью "Пакман" привлечено к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за закупку этилового спирта у Общества и использования его в качестве сырья при производстве спиртосодержащей пищевой продукции без соответствующей лицензии.
Вместе с тем привлечение общества с ограниченной ответственностью "Пакман" к ответственности за совершение указанного административного правонарушения не является основанием для привлечения Общества к административной ответственности, предусмотренной в части 2 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следует отметить, что на момент рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции истёк срок давности привлечения к административной ответственности, исчисляемый с даты отгрузки - 07.08.2018, что исключает возможность привлечения Общества к административной ответственности.
Таким образом, Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 01.08.2019 по делу N А43-22691/2019 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому Федеральному округу оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-22691/2019
Истец: МРУ Росалкогольрегулирование по ПФО, МРУ Росалкогольрегулирования по Приволжскому федеральному округу
Ответчик: ОАО "АРЗАМАССПИРТ"
Хронология рассмотрения дела:
20.01.2020 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-7424/19
21.11.2019 Определение Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-7424/19
23.10.2019 Определение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-22691/19
09.10.2019 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-8099/19
01.08.2019 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-22691/19