г. Чита |
|
9 октября 2019 г. |
Дело N А19-12319/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 8 октября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 9 октября 2019 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Желтоухова Е.В., Никифорюк Е.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Козинцевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сибирский холод Иркутск" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 20 июня 2019 года по делу N А19-12319/2018,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Сибирский холод Иркутск" (ОГРН 1163850073640, ИНН 3810064424, далее - ООО "Сибирский холод Иркутск", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска (ОГРН 1163850051584, ИНН 3849057115, далее - КУМИ г. Иркутска, комитет) о признании незаконным решения, выраженного в уведомлении от 15.05.2018 N 505-70-6829/18.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: открытое акционерное общество "Иркутскпечать" (ОГРН 1033801766921, ИНН 3812076440, далее - ОАО "Иркутскпечать") и общество с ограниченной ответственностью фирма "Стаф" (ОГРН 1033801003873, ИНН 3808049066, далее - ООО фирма "Стаф").
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 20 июня 2019 года по делу N А19-12319/2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
Апеллянт считает, что федеральное законодательство не содержит указаний на необходимость заключений дополнительных соглашений и договоров, данные вопросы могут быть урегулированы на уровне субъекта РФ. Установление требований к организации и осуществление торговой деятельности действующим законодательством отнесено к полномочиям субъекта Российской Федерации. Органы местного самоуправления уполномочены федеральным законодателем только разрабатывать и утверждать схемы размещения нестационарных торговых объектов. Полагает, что Порядок размещения нестационарных торговых объектов, временного устанавливаемого торгового оборудования на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности города Иркутска, утвержденный постановлением администрации г. Иркутска от 06.11.2013 N 031-06-2721/13 был принят в отсутствие полномочий у органа местного самоуправления. Указание суда на необходимость проведения конкурентных процедур с заключением соответствующего договора основано на применении судом нормативно-правового акта, не подлежащего применению и противоречащего закону.
Комитет отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 05.09.2019. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 2 статьи 200, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, между заявителем (покупатель) и ОАО "Иркутскпечать" (продавец) был заключен договор купли-продажи имущества от 24.04.2017 N 102/17. Предметом договора является киоск, площадью 6 м2, расположенный по адресу: г. Иркутск, ул. Урицкого, у магазина Детский мир. Из пункта 2.2.3 договора следует, что земельный участок, на котором расположен киоск, предоставлен продавцу Администрацией г. Иркутска на праве аренды.
Письмом от 25.04.2017 исх.N 211 ОАО "Иркутскпечать" уведомило заместителя председателя комитета-начальника департамента предпринимательства и развития потребительского рынка комитета по экономике администрации г. Иркутска о продаже данного торгового объекта, просило изменить фактического землепользователя земельного участка на ООО "Сибирский холод Иркутск".
Нестационарный торговый объект, приобретенный ООО "Сибирский холод Иркутск" у ОАО "Иркутскпечать", с 2008 года находится по адресу: г. Иркутск, Правобережный район, ул. Урицкого, у здания N 1.
В уведомлении от 15.05.2018 N 505-70-6829/18 КУМИ г. Иркутска предложил ООО "Сибирский холод Иркутск" в срок до 25.05.2018 в добровольном порядке осуществить демонтаж нестационарного торгового объекта, самовольно размещенного по вышеуказанному адресу.
Не согласившись с решением, выраженным в уведомлении от 15.05.2018 N 505-70-6829/18, ООО "Сибирский холод Иркутск" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
На основании подпункта 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случаях размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В пункте 1 статьи 39.36 ЗК РФ конкретизировано, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закона N 381-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 3 и частью 2 статьи 6 Закона N 381-ФЗ органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли и вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием таких условий, в случаях и в пределах, которые предусмотрены данным Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 17 Закона N 381-ФЗ органы местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли: предусматривают строительство, размещение торговых объектов в документах территориального планирования, правилах землепользования и застройки; разрабатывают и утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; принимают меры экономического стимулирования по поддержке строительства, размещению объектов социально ориентированной торговой инфраструктуры и обеспечению доступности для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, имущества, находящегося в муниципальной собственности; проводят анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей состояния торговли на территориях муниципальных образований и анализ эффективности применения мер по развитию торговой деятельности на этих территориях.
В силу пункта 6 статьи 2 Закона N 381-ФЗ нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
На основании частей 1,3 и 5 статьи 10 Закона N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Часть 6 той же статьи установлено, что утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
В соответствии с частью 2 статьи 10 Закона N 381-ФЗ порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772 утверждены Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов. Данные Правила определяют порядок включения нестационарных торговых объектов в схему размещения нестационарных торговых объектов, утверждаемую органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования.
Мэром г. Иркутска в целях упорядочения установки юридическими и физическими лицами временных торговых сооружений на территории г. Иркутска последовательно были приняты постановление от 14.02.2007 N 031-06-227/7 "Об утверждении схем размещения временных сооружений (павильонов и специализированных киосков нового типа) на территории г. Иркутска" (утратило силу с 23.03.2009) и постановление от 23.03.2009 N 031-06-1033/9 "Об утверждении схем размещения временных сооружений (павильонов и киосков нового типа) на территории г. Иркутска" (утратило силу с 30.12.2011 в связи с принятием администрацией г. Иркутска постановления от 30.12.2011 N 031-06-3192/11 "Об утверждении схем размещения нестационарных торговых объектов").
С 30.12.2011 размещение на территории города Иркутска нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со Схемами размещения нестационарных торговых объектов, утвержденными постановлением администрации г. Иркутска от 30.12.2011 N 031-06-3192/11.
Согласно пункту 335 Приложения N 1 (Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории Кировского и Куйбышевского районов города Иркутска) к Постановлению администрации города Иркутска от 30.12.2011 N 031-06-3192/11 (с учетом внесенных изменений, в т.ч. в ред. постановления от 28.12.2018 N 031-06-1219/8) нестационарный торговый объект по адресу: г. Иркутск, Правобережный район, ул. Урицкого, у здания N 1, включен в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Иркутска.
Из анализа вышеприведенных законоположений в их системном единстве следует, что в главе V.6 ЗК РФ установлено особое правовое регулирование использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частности, при размещении на них нестационарных торговых объектов: такое размещение может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов.
Между тем, приведенное правовое регулирование не означает, что реализация права на размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется лишь на основании схемы их размещения, исключая при этом оформление в установленном законом порядке права пользования земельным участком.
Схема определяет потенциальную возможность размещения нестационарного торгового объекта в каком-либо месте, однако не закрепляет права конкретных субъектов на места, указанные в этой схеме.
Учитывая законодательно установленную возможность выбора порядка пользования земельными участками для размещения нестационарных торговых объектов: как с предоставлением земельного участка, так и без такого предоставления, права субъектов, осуществляющих деятельность в нестационарных торговых объектах, на использование земель в соответствии с правилами, установленными главой V.6 ЗК РФ, должны быть оформлены посредством заключения либо договора аренды, либо договора на размещение конкретного нестационарного торгового объекта.
Согласно правовой позиции, изложенной Верховным Судом РФ в апелляционных определениях от 19.05.2017 N 8-АПГ17-2, от 18.10.2017 N 80-АПГ17-12, для размещения нестационарного торгового объекта недостаточно указание его в схеме, необходимо получить право на размещение такого объекта по договору аренды, либо по договору на размещение объекта.
Таким образом, суд первой инстанции правильно признал несостоятельным довод заявителя о том, что нестационарный торговый объект, расположенный по адресу: г. Иркутск, Правобережный район, ул. Урицкого, у здания N 1, не является самовольно размещенным в силу нахождения его в действующей Схеме размещения нестационарных торговых объектов.
Порядок размещения нестационарных торговых объектов, временного устанавливаемого торгового оборудования на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности города Иркутска, утвержденный постановлением администрации г. Иркутска от 06.11.2013 N 031-06-2721/13 (действовал до 29.10.2018), также допускал размещение нестационарных торговых объектов на основании договора аренды земельного участка или договора на размещение нестационарного торгового объекта путем предоставления места под размещение нестационарного торгового объекта.
Довод апеллянта о том, что у органа местного самоуправления отсутствовали полномочия на принятие указанного нормативного правового акта отклоняется судебной коллегией как неправомерный, несоответствующий положениям ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Закону Иркутской области от 21.12.2006 N 99-оз "Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области", постановлению Правительства РФ от 29.09.2010 N 772 "Об утверждении Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов", ст.ст. 37, 38, 42 Устава города Иркутска, решению Думы г. Иркутска от 25.12.2008 N 004-20-560950/8 "О Правилах благоустройства территории города Иркутска".
Кроме того, полномочия органа местного самоуправления на утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов подтверждаются также частью 3 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и Приказом Службы потребительского рынка и лицензирования Иркутской области от 20.01.2011 N 3-спр "Об утверждении Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области схемы размещения нестационарных торговых объектов".
Приведенные нормы ЗК РФ и Закона N 381-ФЗ связывают наличие возможности использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов с включением таких объектов в схему размещения нестационарных торговых объектов.
При этом факт включения нестационарного торгового объекта в схему размещения нестационарных торговых объектов для решения вопроса о правомерном либо неправомерном размещении нестационарного торгового объекта имеет значение с 01.03.2015, т.е. с даты вступления в законную силу Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым ЗК РФ дополнен главой V.6 "Использование земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута", положения которой вступили в силу с 01.03.2015.
На основании пункта 7 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации, если в соответствии с законом заключение договора возможно только путем проведения торгов, победитель торгов не вправе уступать права и осуществлять перевод долга по обязательствам, возникшим из заключенного на торгах договора. Обязательства по такому договору должны быть исполнены победителем торгов лично, если иное не установлено в соответствии с законом.
Частью 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлено, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
На основании изложенного, заключение договора на право владения и (или) пользования государственным или муниципальным имуществом может быть осуществлено только по результатам торгов, а указанные права не могут переходить в порядке сингулярного или универсального правопреемства к лицам, не являющимся победителями таких торгов.
Федеральный законодатель предусмотрел возможность выбора порядка реализации предоставления земель для размещения НТО в соответствии со схемой размещения НТО, как с предоставлением земельного участка, так и без такого предоставления (апелляционное определение Верховного Суда от 19.05.2017 N 8- АПГ17-2).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании договора купли-продажи имущества от 24.04.2017 N 102/17, заключенного обществом приобретен у ОАО "Иркутскпечать" киоск, площадью 6 м2, расположенный по адресу: г. Иркутск, ул. Урицкого, у магазина Детский мир.
Из пояснений заявителя следует, что киоск располагается по указанному адресу с 2008 года. Арендные отношения по факту использования ООО "Сибирский холод Иркутск" земельного участка между заявителем и КУМИ г. Иркутска отсутствуют.
Заявитель, как на доказательства законности использования земельного участка, сослался на договор от 30.04.2015 N 01223-пр на размещение нестационарного торгового объекта, заключенный администрацией с ООО фирмой "Стаф", и договор о совместной деятельности от 23.05.2015, заключенный между ООО "Сибирский холод Иркутск" и ООО фирмой "Стаф".
По условиям договора о совместной деятельности (простого товарищества) от 23.05.2015, заключенного между ООО фирмой "Стаф" (Товарищ 1) и ООО "Сибирский холод Иркутск" (Товарищ 2), стороны обязались соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли. Вкладом ООО фирмы "Стаф" являются торговые киоски, в том числе, торговый киоск, расположенный по адресу: г. Иркутск, ул. Урицкого, у дома N 1.
Согласно представленному в материалы дела договору на размещение нестационарного торгового объекта от 30.04.2015 N 01223-пр, заключенному между ООО "Стаф" (пользователь, в настоящее время - ООО фирма "Стаф") и Администрацией г. Иркутска по результатам проведенного аукциона, администрация предоставляет пользователю торговое место площадью 4 м2 под размещение нестационарного торгового объекта - холодильного оборудования для реализации напитков, мороженного, по адресу г. Иркутск, ул.Урицкого,1 согласно топографической схеме размещения НТО, в масштабе 1:500.
В силу пункта 4 договора от 30.04.2015 N 01223-пр договор действует с момента его подписания до момента полного исполнения сторонами своих обязательств по настоящему договору, при сроке размещении нестационарного торгового объекта три сезона: с 01.05.2015 по 30.09.2015, с 01.05.2016 по 30.09.2016, с 01.05.2017 по 30.09.2017.
На основании пункта 3.2.12 договора обязанностью ООО фирмы "Стаф" при прекращении договора или окончания срока (периода) размещения нестационарного торгового объекта является обеспечение демонтажа и вывоза нестационарного торгового объекта с места его размещения в течение пяти дней.
Учитывая согласованный сторонами срок размещения нестационарного торгового объекта, а именно три сезона: с 01.05.2015 по 30.09.2015, с 01.05.2016 по 30.09.2016, с 01.05.2017 по 30.09.2017, срок (периода) размещения нестационарного торгового объекта истек 30.09.2017.
Истечение срока (периода) размещения нестационарного торгового объекта свидетельствует об отсутствии между сторонами договорных отношений.
В виду истечения срока (периода) размещения нестационарного торгового объекта, ООО фирма "Стаф" в соответствии с пунктом 3.2.12 договора было обязано произвести демонтаж и вывоз нестационарного торгового объекта с места его размещения в течение пяти дней, начиная с 30.09.2017.
Согласно пункту 3.3.3 договора от 30.04.2015 N 01223-пр администрация вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом пользователя не менее чем за 30 календарных дней путем направления письменного уведомления.
Администрация города Иркутска на основании пункта 3.3.3 договора направила в адрес ООО фирмы "Стаф" уведомление от 26.10.2018 N 505-70-17992/18, в котором сообщила обществу об отказе от продолжения договорных отношений предложила в срок не менее, чем 30 календарных дней с даты получения уведомления, освободить занимаемый земельный участок.
Уведомление от 26.10.2018 N 505-70-17992/18 направлено ООО фирме "Стаф" заказным письмом 31.10.2018, что подтверждается почтовым реестром.
Доводы заявителя и третьего лица - ООО фирмы "Стаф" о неполучении уведомления от 26.10.2018 N 505-70-17992/18 обоснованно отклонены судом.
В силу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
На основании пункта 64 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"" правила статьи 165.1 ГК РФ о юридически значимых сообщениях применяются, если иное не предусмотрено законом или условиями сделки либо не следует из обычая или из практики, установившейся во взаимоотношениях сторон (пункт 2 статьи 165.1 ГК РФ).
Юридические адреса и банковские реквизиты сторон предусмотрены разделом 8 договора от 30.04.2015 N 01223-пр, согласно которому пользователь - ООО "Стаф" расположено по адресу: г. Иркутск, ул. Карла Маркса, д. 3. Согласно списку почтовых отправлений от 31.10.2018 уведомление от 26.10.2018 N 505-70-17992/18 о прекращении договорных отношений направлено Администрацией города Иркутска по данному адресу.
В период после заключения договора от 30.04.2015 N 01223-пр у пользователя изменились наименование (ООО "Стаф" на ООО фирму "Стаф") и юридический адрес (г. Иркутск, ул. Крымская, д. 31). Доказательства уведомления Администрации города Иркутска об изменении своего юридического адреса третьим лицом (ООО фирма "Стаф") в материалы дела не представлены.
Изменение стороной адреса без уведомления об этом контрагента влечет риск неполучения первым юридически значимых сообщений.
Таким образом, Администрация города Иркутска, направив корреспонденцию по адресу пользователя, который был известен, исходя из указания в договоре, приняла все необходимые меры для надлежащего уведомления ООО фирмы "Стаф" о прекращении договора от 30.04.2015 N 01223-пр, в связи с чем, условия пункта 3.3.3 договора следует считать соблюденными, а договор на размещение нестационарного торгового объекта - расторгнутым в одностороннем порядке по истечении тридцатидневного срока с даты направления администрацией уведомления от 26.10.2018 N 505-70-17992/18.
Следовательно, договор аренды или договор размещения нестационарного торгового объекта с заявителем не заключался, а действие договора от 30.04.2015 N 01223-пр, заключенного с ООО фирмой "Стаф", прекратилось в 2018 году. Новый договор на пользование спорным земельным участком с соблюдением процедуры торгов, занимаемым временным сооружением, с ООО фирмой "Стаф" не был заключен.
Направление обществу расчета земельного платежа за 2017 год после информирования администрации города о продаже киоска не может быть расценено в качестве волеизъявления администрации на продление договорных отношений, а является в данном случае платой за фактическое использование земельного участка по факту размещения на нем нестационарного торгового объекта, поскольку отсутствие заключенного между сторонами договора аренды земельного участка не освобождает общество от обязанности оплачивать фактическое пользование земельным участком.
Таким образом, с учетом того, что договорные отношения на пользование земельным участком между заявителем и ответчиком отсутствуют, а с ООО фирмой "Стаф" договорные отношения прекращены в 2018 году, органом местного самоуправления был установлен факт самовольного занятия обществом земельного участка, представляющего собой не основанное на законе владение земельным участком в нарушение установленного порядка предоставления и получения документа, удостоверяющего право на землю. Соответственно, ООО "Сибирский холод Иркутск" обязано освободить спорный земельный участок путем демонтажа принадлежащего ему нестационарного торгового объекта.
В силу пунктов 1, 2 статьи 72 ЗК РФ муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В развитие названных положений земельного законодательства постановлением администрации г. Иркутска от 30.06.2017 N 031-06-639/7-1 утвержден "Порядок выявления и демонтажа самовольно размещенных нестационарных торговых объектов на территории города Иркутска", согласно которому полномочия по выявлению самовольно размещенных нестационарных торговых объектов, принятию решений о дальнейшем демонтаже, их демонтажу возложены на КУМИ г. Иркутска.
На основании пункта 3 Порядка к самовольно размещенным относятся нестационарные торговые объекты, расположенные на земельных участках и местах, не отведенных для этих целей в установленном законом и иными правовыми актами порядке.
Пунктами 7, 8 Порядка установлено, что выявление самовольно размещенных нестационарных торговых объектов осуществляется комитетом посредством осуществления мониторинга территории города Иркутска, а также на основании информации, поступившей от физических и юридических лиц, органов государственной власти, органов местного самоуправления, других структурных подразделений администрации города Иркутска.
Каждый случай выявления комитетом самовольно размещенного нестационарного торгового объекта оформляется не позднее 3 (трех) рабочих дней со дня выявления актом, в котором указываются дата, время составления акта, наименование органа, фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), составившего(их) акт, место нахождения выявленного объекта, сведения о выявленных нарушениях, о лицах (если такие установлены), на которых возлагается ответственность за совершение этих нарушений, и другие сведения. К акту прилагается фотосъемка объекта с возможной привязкой к объекту окружающей природной среды, с помощью которого впоследствии возможно будет определить местоположение самовольно размещенного нестационарного торгового объекта.
В соответствии с пунктом 10 Порядка в случае наличия сведений о лицах, самовольно разместивших нестационарный торговый объект, комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска не позднее 10 (десяти) рабочих дней со дня составления акта, предусмотренного пунктом 8 настоящего Порядка, письменно уведомляет таких лиц о его демонтаже.
В уведомлении указываются наименование уполномоченного органа, дата составления уведомления, ориентировочный адрес места расположения нестационарного торгового объекта, срок, в который должен быть демонтирован нестационарный торговый объект, фамилия, имя и отчество гражданина или название юридического лица, обязанного произвести демонтаж, действия, которые должны быть произведены, краткая характеристика объекта, подлежащего демонтажу.
Комитетом 14.05.2018 был выявлен самовольно размещенный нестационарный торговый объект, принадлежащий заявителю, на земельном участке по адресу: г. Иркутск, Правобережный район, ул. Урицкого, у здания N 1. Комитет правомерно исходил из того факта, что срок действия договора на размещение НТО N 01223-пр от 30.04.2015 истек 30.09.2017. По данному факту составлен соответствующий акт от 14.05.2019 с приложением материалов фотофиксации.
Сроки письменного уведомления о демонтаже комитетом соблюдены: уведомление от 15.05.2018 N 505-70-6829/18 о добровольном демонтаже нестационарного торгового объекта направлено в адрес ООО "Сибирский холод Иркутск" заказным письмом и получено им 21.05.2018, что подтверждается самим заявителем.
При таких обстоятельствах, доводы общества о нарушении Порядка судом правильно признаны несостоятельными, а оспариваемое уведомление КУМИ г. Иркутска от 15.05.2018 N 505-70-6829/18 соответствующим закону.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 20 июня 2019 года по делу N А19-12319/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.В. Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-12319/2018
Истец: ООО "Сибирский холод Иркутск"
Ответчик: Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска
Третье лицо: ОАО "Иркутскпечать", ООО фирма "СТАФ"