г. Самара |
|
09 октября 2019 г. |
А55-35288/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 октября 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
судей Бажана П.В., Засыпкиной Т.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гилевским А.Ю.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Контраст плюс" - представителя Норкиной Е.В. (дов. от 31.05.2019 г.)
от Министерства строительства Самарской области не явился, извещен,
другие представители не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Контраст плюс" и Мордовиной Марии Вячеславовны
на решение Арбитражного суда Самарской области от 09 августа 2019 года по делу N А55-35288/2018 (судья Гордеева С.Д.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Контраст плюс" и Мордовиной Марии Вячеславовны
к Министерству строительства Самарской области, г. Самара,
с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований
относительно предмета спора:
Департамента градостроительства городского округа Самара, г. Самара,
Министерства культуры Российской Федерации, г. Москва,
Министерства культуры Самарской области, г. Самара,
Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара,
Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации, г. Москва,
Управления государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области, г. Самара,
Главы городского округа Самара, г. Самара,
Администрации городского округа Самара, г. Самара,
о признании незаконным отказа от 22.06.2018 N 3/2802,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Контраст плюс" и Мордовина Мария Вячеславовна обратились в Арбитражный суд Самарской области с требованием к Министерству строительства Самарской области о признании незаконным отказа в предоставлении государственной услуги в выдаче разрешения на строительство на объект капитального строительства "Многоквартирные жилые дома 5-16 этажей со встроенными помещениями и надземно-подземными паркингами" 1-я очередь строительства. Секции 1, 2, 3, 4 с двухуровневым подземным паркингом", расположенного по адресу: Самарская область г. Самара, Самарский район, ул. Молодогвардейская, на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0814002:1226", выраженного в Уведомлении об отказе в предоставлении услуги Министерства строительства Самарской области от 22.06.2018 г. N 3/2802 и обязании Министерства строительства Самарской области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ООО "Контраст плюс", Мордовиной М.В, путем выдачи разрешения на строительство объекта капитального строительства.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 09 августа 2019 года в удовлетворении заявленных требований было отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Контраст плюс" и предприниматель Мордовина М.В. просят суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении своих требований.
В материалы дела поступили отзывы Министерства культуры Российской Федерации и ТУ Росимущества в Самарской области, в которых они просят апелляционный суд рассмотреть дело без участия своих представителей и принять решение в соответствии с действующим законодательством.
В судебном заседании представитель ООО "Контраст плюс" доводы жалобы поддержала, ссылаясь на то, что основания которые приводятся судом первой инстанции для отказа в иске материалами дела не подтверждаются.
Представители второго истца, ответчика и третьих лиц участия в заседании не принимали, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции усматривает основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Контраст плюс" и Мордовина М.В. обратились в министерство строительства Самарской области (входящий N 6581 от 18.06.2018) за выдачей разрешения на строительство объекта капитального строительства "Многоквартирные жилые дома 5-16 этажей со встроенными помещениями и надземно-подземными паркингами" 1-я очередь строительства. Секции 1, 2, 3, 4 с двухуровневым подземным паркингом", расположенного по адресу: Самарская область г. Самара. Самарский район, ул. Молодогвардейская, на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0814002:1226.
Согласно Уведомлению министерства строительства Самарской области от 22.06.2018 г. N 3/2802 заявителям отказано в предоставлении государственной услуги - выдаче разрешения на строительство.
Считая отказ Министерства строительства Самарской области нарушающим права и законные интересы общества и Мордовиной М.В. в экономической сфере, заявители обратились в арбитражный суд.
В силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ), пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
По смыслу статей 65, 198, 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
В обоснование заявленных требований заявители ссылаются на то, что в качестве оснований для отказа Министерство ссылается на расположение земельного участка с кадастровым номером 63:01:0814002:1226 в границах:
- зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности объекта культурного наследия федерального значения "Дом, в котором в 1922-1924 гг. датский писатель-коммунист Мартин Андерсен Нексе содержал детский дом для 65 детей-сирот";
- охранной зоны и зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности объекта культурного наследия федерального значения "Особняк Шихобаловых, 1890-е годы, арх. Щербачев А.А.";
- охранной зоны объекта культурного наследия федерального значения "Дом Неклюдиной, 2-я пол. XIX в.";
- территории и зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности объекта культурного наследия регионального значения "Винный склад Иванова";
- зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности объекта культурного наследия регионального значения "Дом О.Е. Кулакова";
- зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности объекта культурного наследия регионального значения "Казначейство".
В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ) разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство даст застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства.
Частью 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный на выдачу разрешения на строительство орган исполнительной власти или местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательствам Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство.
Согласно части 11 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план земельного участка представляет собой информационный документ, на основании которого осуществляется подготовка проектной документации.
В силу части 1 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.
Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара по заявлению общества был подготовлен и распоряжением руководителя Департамента от 23.09.2014 N РД-1210 утвержден градостроительный план земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Самарский район, ул. Молодогвардейская, с кадастровым номером 63:01:0814002:1175, площадью 1,6311 га.
Решением Самарского районного суда г. Самары от 10.08.2016, вступившим в законную силу по гражданскому делу N 2-2113/16, установлен юридический факт, что объект недвижимости с кадастровым номером 63:01:0814002:1175 и объект недвижимости с кадастровым номером 63:01:0814002:1226 площадью 16 311 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под промышленные предприятия и склады, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Самарский район, ул. Молодогвардейская, являются одним и тем же объектом, кадастровый номер 63:01:0814002:1175 объекта недвижимости является предыдущим к кадастровому номеру 63:01:0814002:1226.
Заявитель указал, что с учетом изменений, внесенных в распоряжение Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 23.09.2014 N РД-1210 распоряжением Департамента градостроительства городского округа Самара от 13.06.2017 N РД-1451 на основании решения Самарского районного суда г. Самары от 19.08.2016 по административному делу N 2а-2221/16, вступившего в законную силу 31.03.2017, из градостроительного плана земельного участка N RU 63301000-2340 исключены:
- в разделе 1 "Чертеж градостроительного плана земельного участка и линий градостроительного регулирования" - обозначение границ охранных зон объектов культурного наследия;
- в пункте 2.2.4 раздела 2 "Информация о разрешенном использовании земельного участка, требования к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства" - сведения о расположении земельного участка в границах зон охраны объектов культурного наследия.
Таким образом, по утверждению заявителя, откорректированный на основании вступившего в законную силу судебного акта градостроительный план земельного участка не отменен, является действующим документом, содержащим актуальную информацию о разрешенном использовании земельного участка, предельных параметрах объекта капитального строительства в границах территориальной зоны.
Исходя из изложенных обстоятельств заявителями сделан вывод, что в основу отказа министерства вопреки выданному градостроительному плану земельного участка N RU 63301000-2340, не содержащему указанных выше ограничений в связи решением Самарского районного суда г. Самары от 19.08.2016 по административному делу N 2а-2221/16, планируемое строительство не соответствует требованиям градостроительных регламентов, а также предельным параметрам разрешенного использования земельных участков, объектов капитального строительства и иных объектов зон охраны объектов культурного наследия.
Кроме того, заявители сослались, что обществом и Мордовиной М.В. получено положительное заключение негосударственной экспертизы N 76-2-1-3-0149-16 от 13.10.2016 на объект капитального строительства "Многоквартирный жилой дом 5-16 этажей со встроенными помещениями и надземно-подземными паркингами, расположенный по ул. Молодогвардейской в Самарской области, городской округ Самара".
Согласно уведомлению от 22.06.2018 N 3/2802 министерства строительства Самарской области об отказе в предоставлении государственной услуги градостроительными регламентами зоны Ж-4 (зона многоэтажной жилой застройки 5-16 этажей) определены разрешенные виды использования земельных участков, где многоквартирные дома 2-9 этажей в пределах исторической части города - основной вид разрешенного использования, многоквартирные дома свыше 9 этажей в пределах исторической части города - условно разрешенный вид использования.
В соответствии с картой правового (градостроительного) зонирования г. Самары Правил застройки и землепользования в г. Самаре, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 N 61, земельный участок с кадастровым номером 63:01:0814002:1226, на котором планируется строительство указанного объекта капитального строительства, расположен в границах исторической части города.
В то же время, вступившим в законную силу решением Самарского районного суда г. Самары от 19.08.2016 по административному делу N 2а-2221/1б установлено что "спорный земельный участок расположен в зоне Ж-4 - зона многоэтажной жилой застройки 5-16 этажей".
По состоянию на дату подачи настоящего заявления, в перечень исторических поселений регионального значения Самарской области включена только часть территории городского округа Сызрань (постановление Правительства Самарской области от 12.04.2018 N 189). Вместе с тем действующее законодательство не содержит понятия "историческая часть города" и, следовательно, информация о расположении земельного участка в исторической части города не имеет юридического значения и не может создавать какие-либо ограничения, препятствующие градостроительной деятельности.
В связи с изложенным, заявитель считает несостоятельным довод Министерства о том, что разрешенное использование земельного участка противоречит его планируемому использованию ввиду наличия сведений из Единого государственного реестра недвижимости, согласно которым разрешенным использованием принадлежащего административным истцам земельного участка является его использование под многоэтажную (высотную) жилую застройку.
Отказывая в удовлетворении заявленный требований, суд первой инстанции сослался на следующие доводы и обстоятельства, которые он посчитал установленными.
Порядок, основания выдачи разрешения на строительство, внесения в него изменений предусмотрены статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Разрешением на строительство подтверждается соответствие проектной документации требованиям градостроительного регламента земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и предоставляется застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с частью 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство является, в том числе, несоответствие представленных документов ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, несоответствие проектной документации требованиям к строительству в пределах охранных зон объектов культурного наследия, действующим на дату выдачи разрешения на строительство, является основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство объекта, в связи с чем министерством данное обстоятельство обоснованно указано в качестве основания для отказа в выдаче разрешения.
Кроме того, несоответствие представленных документов разрешенному виду использования земельного участка также является основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство объекта в соответствии с частью 13 статьи 51 Кодекса.
В соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, утвержденном распоряжением департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 23.09.2014 N РД- 1210, земельный участок с кадастровым номером 63:01:0814002:1226 расположен в зоне Ж-4 (зона многоэтажной жилой застройки 5-16 этажей).
Градостроительными регламентами указанной зоны определены разрешенные виды использования земельных участков, где многоквартирные дома 2-9 этажей в пределах исторической части города - основной вид разрешенного использования, многоквартирные дома свыше 9 этажей в пределах исторической части города - условно разрешенный вид использования.
В соответствии с картой правового (градостроительного) зонирования г. Самара Правил застройки и землепользования в г. Самаре, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 N 61, земельный участок с кадастровым номером 63:01:0814002:1226, на котором планируется строительство указанного объекта капитального строительства, расположен в границах исторической части города.
Суд первой инстанции сослался на то, что разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка у заявителей отсутствует.
Предельными параметрами разрешенного строительства, установленными Правилами застройки и землепользования в городе Самаре, территориальной зоны Ж-4 для многоквартирных жилых домов 5-16 этажей являются, в том числе, минимальная ширина бокового двора, максимальная высота здания, максимальный коэффициент соотношения общей площади здания к площади участка.
По мнению суда первой инстанции, в соответствии с представленной проектной документацией указанные параметры предназначенного для строительства объекта превышают предельные нормируемые значения, установленные Правилами застройки и землепользования в городе Самаре.
Однако, в чем конкретно выразилось такое превышение суд первой инстанции не указал.
Одним из необходимых документов согласно пункту 5 части 7 статьи 51 ГрК РФ для принятия решения о выдаче разрешения на строительство в случае превышения предельных параметров разрешенного строительства является разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции, предоставленное застройщику в соответствии со статьей 40 ГрК РФ.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции сослался на то, что такое разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта у административных истцов также отсутствует.
Согласно статье 48 ГрК РФ архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю земельного участка.
Положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" также закреплена необходимость подготовки ситуационного плана размещения объекта капитального строительства в границах земельного участка, предоставленного для размещения этого объекта.
Заявители возражают, что планируемое строительство объекта капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0814002:1226 противоречит градостроительным регламентам зон охраны объекта культурного наследия, со ссылкой на то, что доводов о том, что использование спорного земельного участка и объекта капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия заинтересованные лица в оспариваемом отказе не имеется.
Согласно части 11 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план земельного участка представляет собой информационный документ на основании которого осуществляется подготовка проектной документации.
В силу части 1 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.
Обозначенный градостроительный план земельного участка не отменен, является действующим документом, содержащим актуальную информацию о разрешенном использовании земельного участка, предельных параметрах объекта капитального строительства в границах территориальной зоны.
Суд первой инстанции посчитал установленным, что земельный участок с кадастровым N 63:01:0814002:1226 площадью 1.6311 Га, расположенный по адресу: Самарская область, город Самара, Самарский район, ул. Молодогвардейская, расположен в границах охранных зон нескольких объектов культурного наследия, в том числе федерального значения.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в границах охранной зоны объекта культурного наследия в целях обеспечения его сохранности в историческом ландшафтном окружении строительство запрещено.
В границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности объекта культурного наследия строительство и хозяйственная деятельность ограничивается.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 104 Земельного кодекса Российской Федерации зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются, в том числе для обеспечения сохранности объектов культурного наследия.
В силу части 2 названной статьи в целях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, в границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 105 ЗК РФ зоны охраны объектов культурного наследия являются одним из видов зон с особыми условиями использования территорий.
В соответствии с пунктом 5.3 Приложения 30 к Постановлению N 775 к видам запрещенного использования земельных участков, объектов капитального строительства и иных объектов, находящихся над и под поверхностью земельных участков относятся, в том числе новое строительство, кроме воссоздания утраченных исторических зданий.
Как установлено пунктом 24 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2015 N 972, в случае распространения на одну и ту же территорию в границах зон охраны объекта культурного наследия разных режимов использования земель и градостроительных регламентов на указанной территории действуют более строгие режимы использования земель и градостроительные регламенты вне зависимости от уровня и даты принятия акта органа государственной власти, утвердившего указанные режимы использования земель, требования к градостроительным регламентам и категории историко-культурного значения объекта культурного наследия.
Таким образом, планируемое строительство объекта, по мнению суда первой инстанции, не соответствует требованиям градостроительных регламентов, а также предельным параметрам разрешенного использования земельных участков, объектов капитального строительства и иных объектов указанных зон охраны объектов культурного наследия.
В отношении доводов о наличии вступившего в законную силу решения Самарского районного суда г. Самары от 19.08.2016 по административному делу N 2а-2221/2016, на основании которого в градостроительный план земельного участка, утвержденный распоряжением департамента от 23.09.2014 N РД-1210, внесены изменения в части исключения из него сведений об обозначении границ охранных зон объектов культурного населения и информации о градостроительных регламентах таких зон, суд первой инстанции пришел к выводу, что сам по себе факт исключения из градостроительного плана земельного участка информации об охранных зонах объектов культурного наследия не означает, что на территорию планируемого строительства не распространяются ограничения, установленные для таких зон.
В соответствии с частью 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство является, в том числе, несоответствие представленных документов ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
По мнению суда первой инстанции, несоответствие проектной документации требованиям к строительству в границах зон охраны объектов культурного наследия, действующим на дату выдачи разрешения на строительство, является основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство объекта, в связи с чем, министерством данное обстоятельство обоснованно указано в качестве основания для отказа в выдаче разрешения.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу, что Министерством строительства Самарской области принято законное и обоснованное решение об отказе в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства, что и послужило основанием для отказа в удовлетворении требований заявителей.
Суд апелляционной инстанции считает, что при вынесении решения, судом первой инстанции допущено несоответствие выводов в нем изложенных, обстоятельствам дела, что в силу п.3) ч.1 ст.270 АПК РФ является основанием для отмены решения и принятия нового судебного акта.
Как уже было указано выше, в качестве основания для отказа в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции сослался на то, что принадлежащий заявителям участок входит в границы охранных зон памятников культуры, что исключает возможность строительства желаемого заявителями объекта (жилой дом переменной этажности 5-16 этажей).
Однако указанный довод противоречит имеющимся в деле доказательствам, в том числе, вступившему в законную силу решению суда Самарского района г. Самары. Кроме того, ни в Правилах застройки и землепользования г. Самары, ни в Едином государственном реестре недвижимости нет сведений об охранных зонах в отношении участка заявителей.
Сведения об охранных зонах отсутствуют также и в градостроительном плане земельного участка.
Департаментом строительства и архитектуры т.о. Самара на основании обращения ООО "Контраст плюс" был разработан градостроительный план N RU63301000-2340 земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Самарский район, ул. Молодогвардейская, кадастровый номер 63:01:0814002:1175, площадью 1,6242 га, который был утвержден распоряжением руководителя Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от 23.09.2014 N РД-1210.
Решением Самарского районного суда г. Самары от 10.08.2016, вступившим в законную силу, по гражданскому делу N 2-2113/16 был установлен юридический факт, что объект недвижимости с кадастровым номером 63:01:0814002:1175 и объект недвижимости с кадастровым номером 63:01:0814002:1226 площадью 1,6242 кв.м, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара. Самарский район, ул. Молодогвардейская, являются одним и тем же объектом, кадастровый номер 63:01:0814002:1175 является предыдущим к кадастровому номеру 63:01:0814002:1226.
Согласно п.1 ст. 44 ГрК РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.
В соответствии с п. 3 ст. 44 ГрК РФ в составе градостроительного плана земельного участка указываются; границы земельного участка; границы зон действия публичных сервитутов; минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которые запрещено строительство зданий, строений, сооружений; информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка, информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент), информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия, информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
В силу положений п. 11 ст. 48 ГрК РФ градостроительный план земельного участка представляет собой информационный документ, на основании которого осуществляется подготовка проектной документации.
В силу положений п. 1 ст. 57.3 ГрК РФ градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.
Решением Самарского районного суда г. Самары от 19.08.2016 по административному делу N 2а-2221/16, оставленному без изменений апелляционным определением Самарского областного суда от 31.03.2017, из градостроительного плана N RU63301000-2340 земельного участка Заявителей исключена информация об обозначении границ охранных зонах культурного наследия. Данное решение было фактически исполнено Распоряжением Департамента градостроительства г.о. Самара от 13.06.2017 N РД -1451.
Откорректированный на основании указанного судебного акта градостроительный план земельного участка Заявителей не отменен, является действующим, содержащим актуальную информацию о разрешенном использовании соответствующего земельного участка, предельных параметрах объекта капитального строительства в границах территориальной зоны.
Сведения об охранных зонах отсутствуют в Правилах застройки и землепользования г. Самары.
Правила застройки и землепользования городского округа Самара утверждены Постановлением Самарской городской думы от 26.04.2001 N 61 "Об утверждении Правил застройки и землепользования в городе Самаре".
В соответствии с утвержденными Правилами принадлежащий Заявителям земельный участок расположен в зоне Ж-4 - зона многоэтажной жилой застройки 5-16 этажей.
Пунктом 4 статьи 3 Правил застройки и землепользования в городе Самаре установлено, что в целях соблюдения требований законодательства о сохранении объектов историко-культурного наследия и особо охраняемых природных территорий при осуществлении градостроительной деятельности на территории города устанавливаются границы зон охраны: памятников истории и культуры, особо охраняемых природных территорий. Характеристики зон охраны памятников истории и культуры, особо охраняемых природных территорий включаются в настоящие Правила после установления в порядке, определенном законодательством, границ соответствующих зон и градостроительных регламентов в границах данных зон.
В соответствии с пунктом 18 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2015 N 972, утвержденные границы зон охраны объекта культурного наследия (объединенной зоны охраны), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон обязательно отображаются в правилах землепользования и застройки.
Данные о границах зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории города Самара, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон, утвержденных Приказом Министерства культуры Самарской области от 06.06.2012 N 8, в Правилах застройки и землепользования города Самары отсутствуют.
Сведения об охранных зонах отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости.
Согласно сведениям Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также государственного кадастра недвижимости от 03.08.2018 какие-либо ограничения (обременения) в отношении земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Самарский район, ул. Молодогвардейская, кадастровый номер 63:01:0814002:1226, отсутствуют (не зарегистрированы).
По актуальным данным от 25.06.2019 Единого государственного реестра недвижимости (реестра прав) на земельный участок с кадастровым номером 63:01:0814002:1226 зарегистрировано лишь право общей долевой собственности, участниками которой являются Заявители, и залог доли ООО "Контраст плюс" в пользу АО "КОШЕЛЕВ-БАНК".
Обязанность государственной регистрации сведений о наличии зон охраны объекта культурного наследия в органе, осуществляющем деятельность по ведению государственного кадастра недвижимости, предусмотрена пунктом 18 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2015 N 972, информация об утвержденных границах зон охраны объекта культурного наследия, режимах использования земель и требованиях к градостроительным регламентам в границах данных зон в обязательном порядке направляется органом государственной власти в орган кадастрового учета для внесения в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии с пунктом 3 статьи 56 Земельного кодекса РФ ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда, или в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для охранных зон.
Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (пункт 6 статьи 56 Земельного кодекса РФ).
Согласно статье 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в редакции, действовавшей до 01.01.2017, наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество государственной регистрации подлежат ограничения (обременения) прав на него.
В правоустанавливающих документах Заявителей и публичном реестре отсутствуют сведения о том, что земельный участок с кадастровым номером 63:01:0814002:1226 полностью или частично расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории или территория объекта культурного наследия.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о наличии охранных зон и их распространение на земельный участок Заявителей никакими доказательства не подтверждается.
Не является обоснованным также и вывод суда первой инстанции о том, что исключение из градостроительного плана сведений о границах зон охраны объекта культурного наследия, об ограничениях использования объекта, находящегося в указанных границах, не является основанием для несоблюдения требований к осуществлению деятельности в границах зон охраны объекта культурного наследия, поскольку доказательств, подтверждающих, что Заявителями не соблюдаются требования к осуществлению деятельности в границах зон охраны объекта культурного наследия, в материалы дела не было представлено.
Такой вывод фактически обходит вступившее в законную силу решение Самарского районного суда г. Самары от 19.08.2016 по данному факту.
Между тем, в силу положений ч.3 ст. 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Ссылка суда первой инстанции на сложившуюся судебную практику, в частности на Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 11.03.2019 по делу N А55-32529/2017 не является обоснованной, так как в рамках этого дела имели место иные фактические обстоятельства, касающиеся наличия на участке заявителя охранных зон, что не имеет места в рассматриваемом случае.
Судом первой инстанции сделан необоснованный выводы в части несоответствия планируемой застройки предельным параметрам разрешенного использования земельного участка.
По сведениям из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также государственного кадастра недвижимости от 03.08.2018 земельный участок, принадлежащий Заявителям, с кадастровым номером 63:01:0814002:1226 расположен в зоне Ж-4 (зона многоэтажной жилой застройки 5-16 этажей), категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: многоэтажная жилая застройка (высотная застройка).
Положениями п. 2.2.2. Градостроительного плана земельного участка Заявителей N RU 63301000-2340 установлены предельное количество этажей - 16 и предельная высота зданий, строений, сооружений -51-м.
Исходя из заключения по результатам публичных слушаний (пункт 48) от 26 декабря 2018 года рекомендовано предоставить разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства с предельной высотой зданий, строений, сооружений - 60 м.
Согласно доводов суда первой инстанции, градостроительными регламентами зоны Ж-4 (зона многоэтажной жилой застройки 5-16 этажей) определены разрешенные виды использования земельных участков, где многоквартирные дома 2-9 этажей в пределах исторической части города -основной вид разрешенного использования, многоквартирные дома свыше 9 этажей в пределах исторической части города - условно разрешенный вид использования. В соответствии с картой правового (градостроительного) зонирования г. Самары Правил застройки и землепользования в г. Самаре земельный участок, на котором заявителями планируется строительство объекта свыше 9 этажей, расположен в границах исторической части города, а разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства отсутствует.
Однако, действующее законодательство не содержит термина "историческая часть города" и, соответственно, не определяет каких-либо препятствий для строительства в пределах данной территории, с учетом нахождения участка в соответствующей зоне. В рассматриваемом случае в зоне Ж-4.
Положения ст. 59 ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ" определяют историческое поселение в качестве предмета охраны, устанавливают соответствующие ограничения, в связи с этим.
В перечень исторических поселений регионального значения Самарской области включена только часть территории городского округа Сызрань. Территория, где заявителями запланировано строительство, ни в какие перечни не внесена.
Таким образом, информация о расположении земельного участка в исторической части города не имеет юридического значения и не может создавать ограничения, препятствующие градостроительной деятельности.
В пункте 11 ст. 1 Земельного кодекса РФ установлен принцип о сочетании интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно - бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка.
Судом первой инстанции не дано оценки положительному заключению негосударственной экспертизы N 76-2-1-3-0149-16 от 13.10.2016 на соответствующий объект капитального строительства.
В соответствии с положениями п. 6 Постановления Правительства РФ от 29.12.2008 N 1070 "О негосударственной экспертизе проектной документации и результатов инженерных изысканий", принятого на основании ст. 50 ГрК РФ и действовавшего на момент обращения Заявителей в Министерство, предметом негосударственной экспертизы проектной документации является оценка соответствия проектной документации техническим регламентам (в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности), градостроительным регламентам, градостроительному плану земельного участка.
Заявителями было получено положительное заключение негосударственной экспертизы N 76-2-1-3-0149-16 от 13.10.2016 на объект капитального строительства "Многоквартирный жилой дом 5-16 этажей со встроенными помещениями и надземно-подземными паркингами, расположенный по ул. Молодогвардейской в Самарской области, городской округ Самара".
Данный документ подтверждает соответствие планируемого строительства всем техническим и градостроительным регламентам.
С учетом вышеизложенного, оспариваемы заявителями отказ в выдаче разрешения на строительство не может быть признан законным.
Решение суда первой инстанции следует отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Требуемый заявителями способ устранения допущенных в отношении них нарушений прав и законных интересов, в виде обязания Министерства строительства Самарской области выдать разрешение на строительство объекта капитального строительства, соответствует допущенным нарушениям и отвечает требованиям ст.201 АПК РФ.
Расходы по уплате госпошлины за рассмотрение как искового заявления, так и апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации относятся на ответчика по делу.
Кроме того, поскольку за подачу апелляционной жалобы, ст.333.21 НК РФ по делам данной категории предусмотрена однократная уплата госпошлины в размере 1500 руб., заявителям следует выдать справки на возврат излишне уплаченной государственной пошлины в размере 1500 руб. для ООО "Контраст плюс" и 3000 руб. для Мордовиной М.В.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 09 августа 2019 года по делу N А55-35288/2018 отменить. Принять новый судебный акт.
Заявление ООО "Контраст плюс" и Мордовиной М.В. удовлетворить.
Признать незаконным отказ Министерства строительства Самарской области в предоставлении государственной услуги в выдаче разрешения на строительство на объект капитального строительства "Многоквартирные жилые дома 5-16 этажей со встроенными помещениями и надземно-подземными паркингами" 1-я очередь строительства. Секции 1, 2, 3, 4 с двухуровневым подземным паркингом", расположенного по адресу: Самарская область г. Самара, Самарский район, ул. Молодогвардейская, на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0814002:1226, выразившийся в Уведомлении об отказе в предоставлении услуги Министерства строительства Самарской области от 22.06.2018 г. N 3/2802
Обязать Министерство строительства Самарской области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ООО "Контраст плюс", Мордовиной М.В, путем выдачи разрешения на строительство объекта капитального строительства.
Выдать обществу с ограниченной ответственностью "Контраст плюс" справку на возврат из федерального бюджета излишне уплаченной государственной пошлины по платежному поручению N 530 от 29.08.2019 в размере 1500 рублей.
Выдать Мордовиной Марии Вячеславовне справку на возврат из федерального бюджета излишне уплаченной государственной пошлины по чеку-ордеру от 28.08.2019 в размере 3000 рублей.
Взыскать с Министерства строительства Самарской области в пользу ООО "Контраст плюс" 4500 руб. - возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Б. Корнилов |
Судьи |
Т.С. Засыпкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-35288/2018
Истец: Арцыбасева М. В., Арцыбасева М. В. (Мордвина), Арцыбасова Мария Вячеславовна (Мордвина), ООО "Контраст плюс", ООО Арцыбасова Мария Вячеславовна Мордвина, "Контраст плюс"
Ответчик: Министерство строительства Самарской области
Третье лицо: Администрация городского округа Самара, Глава городского округа Самара, Департамент градостроительства городского округа Самара, Министерство имущественных отношений Самарской области, Министерство культуры Российской Федерации, Министерство культуры Самарской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, Управление государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области, Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации
Хронология рассмотрения дела:
14.12.2020 Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда России N 372-ПЭК20
23.01.2020 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-56577/19
09.10.2019 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-15623/19
09.08.2019 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-35288/18