08 октября 2019 г. |
Дело N А83-3344/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.10.2019.
В полном объёме постановление изготовлено 08.10.2019.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Остаповой Е.А.,
судей Колупаевой Ю.В.,
Сикорской Н.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Калякиной О.О.,
при участии:
представителя третьего лица (Администрация Сакского района Республики Крым) - Демко А.И., доверенность от 18.04.2019 N 77/01-41/580,
иные лица, участвующие в деле - не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Каштак" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 15.07.2019 по делу N А83-3344/2018 (судья Лагутина Н.М.)
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Каштак"
к Государственному Совету Республики Крым, Совету министров Республики Крым, Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым, Государственному автономному учреждению "Распорядительная дирекция имущества Республики Крым",
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца - Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчиков - Администрации Сакского района Республики Крым и Администрации Уютненского сельского поселения Сакского района Республики Крым,
о признании зарегистрированного права собственности и права оперативного управления отсутствующими,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Каштак" (далее - Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением к Государственному Совету Республики Крым, Совету министров Республики Крым, Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым (далее - МИЗО РК), Государственному автономному учреждению "Распорядительная дирекция имущества Республики Крым" (далее - ГАУ ""Распорядительная дирекция имущества Республики Крым"), в котором просит суд признать отсутствующим право собственности Республики Крым на недвижимое имущество, расположенное по адресу: Сакский район, с. Уютное, ул. Евпаторийская, 51-В, в том числе: нежилое здание (мойка) площадью 191,6 кв.м, кадастровый номер 90:11:220101:396; нежилое здание (столярный цех) площадью 143,3 кв.м, кадастровый номер 90:11:220101:397; нежилое здание (насосная) площадью 8,1 кв.м, кадастровый номер 90:11:220101:398; нежилое здание (проходная (2) площадью 17,3 кв.м, кадастровый номер 90:11:220101:399; сооружения электроэнергетики (трансформаторная подстанция) площадью 3,8 кв.м, кадастровый номер 90:11:220101:400; нежилое здание (склад (1) площадью 17,2 кв.м, кадастровый номер 90:11:220101:401; нежилое здание (склад (2) площадью 26,7 кв.м, кадастровый номер 90:11:220101:402; нежилое здание (гараж-склад (1) площадью 112,6 кв.м, кадастровый номер 90:11:220101:403; нежилое здание (административное здание) площадью 202,7 кв.м, кадастровый номер 90:11:220101:404; нежилое здание (проходная (1) площадью 7,2 кв.м, кадастровый номер 90:11:220101:414; нежилое здание (гараж (2) площадью 51,6 кв.м, кадастровый номер 90:11:220101:421; нежилое здание (гараж (1) площадью 158,0 кв.м, кадастровый номер 90:11:220101:422; нежилое здание (административный склад) площадью 97,8 кв.м, кадастровый номер 90:11:220101:423; нежилое здание (гараж-склад (2) площадью 89,7 кв.м, кадастровый номер 90:11:220101:424; нежилое здание (дизельная электростанция) площадью 6,2 кв.м, кадастровый номер 90:11:220101:686; сооружение - "мощение" площадью 500,0 кв.м; сооружение -"смотровая яма" площадью 10,2 кв.м; сооружение - "водопроводная башня" площадью 10,0 кв.м; сооружение -"шкаф N 1"; сооружение - "шкаф N 2"; сооружение - "ворота N 1"; сооружение - "ворота N 2"; сооружение - "ворота N 3"; сооружение - "ворота N 4"; сооружение - "ворота N 5"; сооружение - "ворота N 6"; сооружение - "забор N 1"; сооружение - "забор N 2"; сооружение - "забор N 3"; сооружение - "забор N 4"; сооружение - "забор N 5"; сооружение - "забор N 6"; сооружение - "забор N 7";сооружение - "забор N 8"; сооружение - "забор N 9"; сооружение - "навес N 1"; сооружение - "навес N 2"; сооружение - "навес N 3"; сооружение - "навес N 4"; сооружение - "навес N 5"; сооружение - "навес N 6"; сооружение - "навес N 7"; сооружение - "объект незавершенного строительства" площадью основания 474,5 кв.м; сооружение - "РБУ лит. Н" площадью 52,2 кв.м.
Кроме того, истец просит суд признать отсутствующим зарегистрированное за ГАУ "Распорядительная дирекция имущества Республики Крым" право оперативного управления на недвижимое имущество, расположенное по адресу: Сакский район, с. Уютное, ул. Евпаторийская, 51-В, в том числе: нежилое здание (мойка) площадью 191,6 кв.м, кадастровый номер 90:11:220101:396; нежилое здание (столярный цех) площадью 143,3 кв.м, кадастровый номер 90:11:220101:397; нежилое здание (насосная) площадью 8,1 кв.м, кадастровый номер 90:11:220101:398; нежилое здание (проходная (2) площадью 17,3 кв.м, кадастровый номер 90:11:220101:399; сооружения электроэнергетики (трансформаторная подстанция) площадью 3,8 кв.м, кадастровый номер 90:11:220101:400; нежилое здание (склад (1) площадью 17,2 кв.м, кадастровый номер 90:11:220101:401; нежилое здание (склад (2) площадью 26,7 кв.м, кадастровый номер 90:11:220101:402; нежилое здание (гараж-склад (1) площадью 112,6 кв.м, кадастровый номер 90:11:220101:403; нежилое здание (административное здание) площадью 202,7 кв.м, кадастровый номер 90:11:220101:404; нежилое здание (проходная (1) площадью 7,2 кв.м, кадастровый номер 90:11:220101:414; нежилое здание (гараж (2) площадью 51,6 кв.м, кадастровый номер 90:11:220101:421; нежилое здание (гараж (1) площадью 158,0 кв.м, кадастровый номер 90:11:220101:422; нежилое здание (административный склад) площадью 97,8 кв.м, кадастровый номер 90:11:220101:423; нежилое здание (гараж-склад (2) площадью 89,7 кв.м, кадастровый номер 90:11:220101:424; нежилое здание (дизельная электростанция) площадью 6,2 кв.м, кадастровый номер 90:11:220101:686; сооружение - "мощение" площадью 500,0 кв.м; сооружение -"смотровая яма" площадью 10,2 кв.м; сооружение - "водопроводная башня" площадью 10,0 кв.м; сооружение -"шкаф N 1"; сооружение - "шкаф N 2"; сооружение - "ворота N 1"; сооружение - "ворота N 2"; сооружение - "ворота N 3"; сооружение - "ворота N 4"; сооружение - "ворота N 5"; сооружение - "ворота N 6"; сооружение - "забор N 1"; сооружение - "забор N 2"; сооружение - "забор N 3"; сооружение - "забор N 4"; сооружение - "забор N 5"; сооружение - "забор N 6"; сооружение - "забор N 7";сооружение - "забор N 8"; сооружение - "забор N 9"; сооружение - "навес N 1"; сооружение - "навес N 2"; сооружение - "навес N 3"; сооружение - "навес N 4"; сооружение - "навес N 5"; сооружение - "навес N 6"; сооружение - "навес N 7"; сооружение - "объект незавершенного строительства" площадью основания 474,5 кв.м; сооружение - "РБУ лит. Н" площадью 52,2 кв.м.
Исковые требования мотивированы тем, что истцу на праве собственности, зарегистрированном ранее по законодательству Украины, на основании решения Хозяйственного суда Республики Крым от 21.12.2007 и определения о разъяснении решения суда от 21.12.2007, о чем в 2008 году была произведена государственная регистрация права по законодательству Украины, принадлежит спорное недвижимое имущество. В 2015 году Общество привело учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации, приняло форму Общества с ограниченной ответственностью и было внесено в Единый государственные реестр юридических лиц в установленные законом сроки, что не позволяет учитывать принадлежащее Обществу имущество как бесхозное. Земельный участок, на котором находится недвижимое имущество, принадлежит Обществу на праве долгосрочной аренды (49 лет) (договор от 16.04.2008 N 040801500005). Все спорное имущество зарегистрировано Обществом в установленном законом порядке, действующем на момент его приобретения. Зарегистрированное право собственности на спорное недвижимое имущество за другим лицом, не позволяет Обществу реализовать права владения и распоряжения собственным имуществом, в том числе подать документы для выдачи технического паспорта.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 15.07.2019 в удовлетворении исковых требований отказано.
Решение суда первой инстанции мотивировано тем, что истцом не представлено надлежащих доказательств того, что в настоящее время спорные объекты недвижимости находятся во владении истца, таким образом исковые требования о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности и оперативного управления не подлежат удовлетворению.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество с ограниченной ответственностью "Каштак" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что право собственности истца на спорное имущество не прекращалось, а включение данного имущества актом Государственного совета Республики Крым в перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, является необоснованным и противоречит Закону Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым". Апеллянт считает решение суда первой инстанции неправосудным, вынесенным с нарушением норм материального права, не подлежащего применению, а также вынесенным с неправильным истолкованием закона.
Определением от 29.08.2019 апелляционная жалоба принята к производству Двадцать первого арбитражного апелляционного суда, назначено судебное разбирательство на 01.10.2019.
В судебное заседание 01.10.2019 явился представитель третьего лица - Администрации Сакского района Республики Крым. Иные лица, участвующие в деле, явку своих представителей не обеспечили, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
01.10.2019 от Государственного Совета Республики Крым поступило письменное ходатайство об отложении судебного разбирательства в связи с отсутствием возможности обеспечить участие представителя в судебном заседании.
Определением, занесенным в протокол судебного заседания от 01.10.2019, в удовлетворении ходатайства Государственного Совета Республики Крым судебная коллегия отказала, при этом исходила из следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд может отложить судебное разбирательство по ходатайству лица, участвующего в деле, в связи с неявкой в судебное заседание его представителя по уважительной причине.
Арбитражный суд на основании части 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может отложить судебное разбирательство, если признает, что оно не может быть рассмотрено в данном судебном заседании, в том числе вследствие неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле, других участников арбитражного процесса, в случае возникновения технических неполадок при использовании технических средств ведения судебного заседания, в том числе систем видеоконференцсвязи, а также при удовлетворении ходатайства стороны об отложении судебного разбирательства в связи с необходимостью представления ею дополнительных доказательств, при совершении иных процессуальных действий.
При этом, отложение судебного заседания является не обязанностью, а правом суда, которое может быть реализовано при наличии к тому достаточных оснований.
В рассмотренном случае, в отсутствие определенных процессуальным законом оснований для отложения судебного разбирательства по делу, суд не усмотрел невозможность рассмотрения спора в настоящем судебном заседании.
Поскольку лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлены о времени и месте судебного разбирательства, и их неявка не препятствует рассмотрению дела по имеющимся доказательствам, суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156 АПК РФ считает возможным рассматривать дело в отсутствие неявившихся лиц.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции в порядке и пределах, предусмотренных статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), установлено следующее.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 19.09.2000 между Фондом коммунального имущества Сакского района и Малым предприятием "Каштак" был заключен договор купли-продажи, п. 1.1 которого предусмотрено, что Фонд коммунального имущества Сакского района передает в собственность Малого предприятия "Каштак" 48/100 долей имущества, исключенного из состава производственной базы Уютненского сельского совета, расположенных на земельном участке 2923 кв.м, по адресу: 96555, АР Крым, Сакский район, с. Уютное, Евпаторийское шоссе, 51-В, в составе: часть одноэтажного административного здания; одноэтажное административно-складское здание; два одноэтажных здания гаража и склада; одноэтажное здание РБУ; одноэтажное здание насосной; водонапорная башня; ограждение внутреннее и внешнее с металлическими воротами, принадлежащих Уютненскому сельскому совету на основании свидетельства о праве собственности на отдельные здания, выданного Сакской районной государственной администрацией 19.11.1999 г. и зарегистрированного Евпаторийским бюро технической инвентаризации 19.11.1999 г. под N 456, а Малое предприятие "Каштак" принимает указанную долю домовладения и обязуется уплатить цену в соответствии с условиями, определенными в настоящем договоре. Указанный договор был удостоверен государственным нотариусом Сакской районной государственной нотариальной конторы и зарегистрирован в реестре за N 1478 (т.1 л.д.29-32).
31.12.2003 между Коммунальным предприятием с. Уютное и Малым предприятием "Каштак" был заключен договор купли-продажи другой части недвижимого имущества -52/100 долей имущества производственной базы, расположенной по адресу: 96555, АР Крым, Сакский район, с. Уютное, Евпаторийское шоссе, 51-В, в связи с чем был составлен акт приема-передачи производственной базы по договору от 31.12.2003 (т.3 л.д.67).
Как установлено судом первой инстанции, договор купли-продажи от 31 декабря 2003 года нотариально удостоверен не был, что стало основанием для обращения Малого предприятия "Каштак" в суд в порядке статьи 220 Гражданского кодекса Украины с иском о признании заключенного между сторонами договора действительным и признании права собственности на приобретенное имущество.
Решение Хозяйственного суда Республики Крым от 21 декабря 2007 года (т.1 л.д. 33-42) и определение о разъяснении решения суда от 21 декабря 2007 года по делу N 2-7/16554-2007 (т.1 л.д.43-53) стали основанием регистрации за истцом права собственности в органе государственной регистрации права собственности, как того требовало действующее на тот момент законодательство.
20.03.2008 было зарегистрировано право собственности на имущественный комплекс, расположенный по адресу: Автономная Республика Крым, Сакский район, с. Уютное, ул. Евпаторийская, д.51в, в целом (1/1) за Малым предприятием "Каштак", запись о регистрации была внесена в электронный реестр прав собственности на недвижимое имущество, регистрационный номер N 10082033 (т.1 л.д.54-57).
03.04.2008 между Уютненским сельским советом и Малым предприятием "Каштак" был заключен договор аренды земельного участка N 040801500005 сроком на 49 лет, согласно которому Общество владеет и пользуется земельным участком, общей площадью 0,6889 га, расположенным по адресу: Республика Крым, Сакский район, с. Уютное, ул. Евпаторийская, 51-В.
Как утверждает истец, все спорное имущество было зарегистрировано Обществом в установленном законом порядке, действующем на момент его приобретения. Зарегистрированное право собственности на спорное недвижимое имущество за другим лицом, не позволяет Обществу реализовать права владения и распоряжения собственным имуществом, в том числе подать документы для выдачи технического паспорта.
При обращении Обществом за изготовлением и выдачей технического паспорта на спорные объекты недвижимого имущества истцу стало известно, что на основании Постановления Государственного Совета Республики Крым N 2085-6/14, а именно пункта 79 приложения N 1 к Постановлению N 2085-6/14, в перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, было включено спорное недвижимое имущество, расположенное по адресу Республика Крым, Сакский район, с. Уютное, ул. Евпаторийская 51-В.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции 13.02.2015 Общество привело учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации, приняло форму Общества с ограниченной ответственностью и было внесено в Единый государственные реестр юридических лиц в установленные законом сроки,
17.03.2014 Государственным Советом Республики Крым принято постановление N 1745-6/14 "О независимости Крыма", в соответствии с пунктом 6 которого государственная собственность Украины, находящаяся на день принятия настоящего Постановления на территории Республики Крым, является государственной собственностью Республики Крым.
21.03.2014 принят Федеральный Конституционный закон N 6 - ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N6-ФКЗ).
В части 3 статьи 7 Закона N 6-ФКЗ закреплено, что Государственный Совет Республики Крым и Совет министров Республики Крым, Законодательное Собрание города Севастополя вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, которые не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
В соответствии с Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 30.04.2014 N 2085-6/14 "О вопросах управления собственностью Республики Крым", с учетом изменений, установлено, что до разграничения собственности между Российской Федерацией, Республикой Крым и муниципальной собственностью все государственное имущество (государства Украины) и бесхозяйное имущество, находящееся на территории Республики Крым, а также движимое и недвижимое имущество, указанное в Приложении к настоящему постановлению, учитывается как собственность Республики Крым.
В соответствии с пунктом 2 Постановления N 2085-6/14 уполномоченным органом, представляющим интересы Республики Крым как собственника по выявлению объектов указанных в пункте 1 настоящего постановления, и признанию на них прав собственности Республики Крым признан Совет министров Республики Крым.
Согласно пункту 79 Приложения к Постановлению N 2085-6/14 "О вопросах управления собственностью Республики Крым" спорное недвижимое имущество, расположенное по адресу: Сакский район, с. Уютное, ул. Евпаторийская, 51в, учитывается как собственность Республики Крым
Согласно пункту 1 статьи 12.1 Закона N 6-ФКЗ до 01.01.2017 на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования, в частности, имущественных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
В развитие вышеуказанных норм был принят Закон Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон N 38-ЗРК).
Так, в пункте 2 статьи 2 Закона N 38-ЗРК закреплено, что право собственности на земельные участки и иные объекты недвижимого имущества, возникшее до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ, на территории Республики Крым у физических и юридических лиц, включая иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, сохраняется за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Крым.
При этом в пункте 1 статьи 2.1 Закона N 38-ЗРК установлено, что право собственности на имущество, включая земельные участки и иные объекты недвижимости, прекращается у прежнего правообладателя и возникает у Республики Крым со дня включения такого имущества в Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, утвержденный постановлением Государственного Совета Республики Крым от 30.04.2014 N 2085-6/14 "О вопросах управления собственностью Республики Крым" (далее - постановление N 2085-6/14).
С учетом вышеназванных нормативных правовых актов, судебная коллегия приходит к выводу о том, что постановление Государственного Совета Республики Крым N 2085-6/14 фактически является правоустанавливающим документом, который подтверждает право собственности Республики Крым на указанное в Приложении к нему имущество.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 23.09.2016 N 310-КГ16-11632, в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 03.06.2016 по делу N А83-1643/2015.
В соответствии со статьей 81 Конституции Республики Крым Совет министров Республики Крым является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Республики Крым.
Согласно статьей 84 Конституции Республики Крым Совет министров Республики Крым на основании и во исполнение федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, настоящей Конституции и законов Республики Крым издает постановления и распоряжения.
Постановления и распоряжения Совета министров Республики Крым, принятые в пределах его полномочий, обязательны к исполнению в Республике Крым.
Кроме того, судебная коллегия также приходит к выводу о том, что постановление Государственного Совета Республики Крым от 30.04.2014 N 2085-6/14 "О вопросах управления собственностью Республики Крым" принято в пределах представленных Государственному совету Республики Крым полномочий, в рамках действующего законодательства.
Принимая во внимание приведенное выше правовое регулирование, коллегия судей пришла к выводу, что с момента включения спорного имущества в перечень имущества, изложенного в Приложении к Постановлению Государственного Совета Республики Крым N 2085-6/14 "О вопросах управления собственностью Республики Крым", право собственности на указанное имущество - земельный участок возникло у Республики Крым и прекратилось у прежнего правообладателя.
Совет министров Республики Крым осуществляет функции и полномочия собственника имущества Республики Крым, управляет и распоряжается имуществом Республики Крым, в том числе имуществом, указанным в Перечне имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, утвержденного постановлением Государственного Совета Республики Крым от 30.04.2014 N 2085-6/14 "О вопросах управления собственностью Республики".
Руководствуясь предоставленными полномочиями, 23.12.2014 Совет министров Республики Крым принял распоряжение N 1481-р "О создании Государственного автономного учреждения "Распорядительная дирекция имущества Республики Крым" путем изменения типа существующего Государственного бюджетного учреждения Республики Крым "Распорядительная дирекция имущества Республики Крым"
Распоряжением Совета министров Республики Крым от 11.09.2014 N 918-р и распоряжением Совета Министров Республики Крым от 23.12.2014 N 1481-р недвижимое имущество, расположенное по адресу: Республика Крым, Сакский район, с. Уютное, ул. Евпаторийская, 51-В, закреплено на праве оперативного управления за ГАУ "Распорядительная дирекция имущества Республики Крым".
Согласно распоряжения Совета Министров Республики Крым от 20.10.2016 N 1286-р в распоряжение Совета министров Республики Крым от 23.12.2014 N 1481-р "О создании государственного автономного учреждения "Распорядительная дирекция имущества Республики Крым" внесены изменения, строка 63 изложена в новой редакции, а недвижимое имущество конкретизировано: нежилое здание (мойка) площадью 191,6 кв.м, кадастровый номер 90:11:220101:396; нежилое здание (столярный цех) площадью 143,3 кв.м, кадастровый номер 90:11:220101:397; нежилое здание (насосная) площадью 8,1 кв.м, кадастровый номер 90:11:220101:398; нежилое здание (проходная (2) площадью 17,3 кв.м, кадастровый номер 90:11:220101:399; сооружения электроэнергетики (трансформаторная подстанция) площадью 3,8 кв.м, кадастровый номер 90:11:220101:400; нежилое здание (склад (1) площадью 17,2 кв.м, кадастровый номер 90:11:220101:401; нежилое здание (склад (2) площадью 26,7 кв.м, кадастровый номер 90:11:220101:402; нежилое здание (гараж-склад (1) площадью 112,6 кв.м, кадастровый номер 90:11:220101:403; нежилое здание (административное здание) площадью 202,7 кв.м, кадастровый номер 90:11:220101:404; нежилое здание (проходная (1) площадью 7,2 кв.м, кадастровый номер 90:11:220101:414; нежилое здание (гараж (2) площадью 51,6 кв.м, кадастровый номер 90:11:220101:421; нежилое здание (гараж (1) площадью 158,0 кв.м, кадастровый номер 90:11:220101:422; нежилое здание (административный склад) площадью 97,8 кв.м, кадастровый номер 90:11:220101:423; нежилое здание (гараж-склад (2) площадью 89,7 кв.м, кадастровый номер 90:11:220101:424; нежилое здание (дизельная электростанция) площадью 6,2 кв.м, кадастровый номер 90:11:220101:686; сооружение - "мощение" площадью 500,0 кв.м; сооружение -"смотровая яма" площадью 10,2 кв.м; сооружение - "водопроводная башня" площадью 10,0 кв.м; сооружение -"шкаф N 1"; сооружение - "шкаф N 2"; сооружение - "ворота N 1"; сооружение - "ворота N 2"; сооружение - "ворота N 3"; сооружение - "ворота N 4"; сооружение - "ворота N 5"; сооружение - "ворота N 6"; сооружение - "забор N 1"; сооружение - "забор N 2"; сооружение - "забор N 3"; сооружение - "забор N 4"; сооружение - "забор N 5"; сооружение - "забор N 6"; сооружение - "забор N 7";сооружение - "забор N 8"; сооружение - "забор N 9"; сооружение - "навес N 1"; сооружение - "навес N 2"; сооружение - "навес N 3"; сооружение - "навес N 4"; сооружение - "навес N 5"; сооружение - "навес N 6"; сооружение - "навес N 7"; сооружение - "объект незавершенного строительства" площадью основания 474,5 кв.м; сооружение - "РБУ лит. Н" площадью 52,2 кв.м.
Кроме того, сведения о праве оперативного управления ГАУ "Распорядительная дирекция имущества Республики Крым" на указанные спорные объекты содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (т.2 л.д.22-67).
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Статьями 294, 296 ГК РФ предусмотрено, что учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 299 ГК РФ право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого, предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Таким образом, с момента принятия Советом министров Республики Крым вышеуказанного распоряжения Государственное автономное учреждение Республики Крым "Распорядительная дирекция имущества Республики Крым" владеет и пользуется спорным имуществом в соответствии с целями своей деятельности, а также распоряжается данным имуществом с согласия собственника имуществом.
Так, в качестве бесспорных доказательств владения спорным имуществом, судом первой инстанции обоснованно принято во внимание, что спорные объекты недвижимого имущества, ранее учтенные как собственность Республики Крым, переданы на праве оперативного управления ГАУ "Распорядительная дирекция имущества Республики Крым".
Каких-либо опровержений со стороны истца относительно владения спорным недвижимым имуществом, в материалы дела не представлено.
Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными статьей 12 ГК РФ. При этом избираемый истцом способ защиты права должен соответствовать характеру и последствиям нарушения и обеспечивать восстановление нарушенных прав.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в редакции, действующей на момент государственной регистрации права собственности на земельный участок за ответчиком, государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации; государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права; зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В пункте 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности. Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права (пункт 58 постановления Пленума N 10/22).
Согласно позиции Высшего Арбитражного Суда РФ по применению положений законодательства о защите права собственности, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.09.2007 N 3039/07, вопрос о праве собственности на имущество истца, считающего себя собственником спорного имущества, не обладающего зарегистрированным правом на него и фактически не владеющего им, может быть разрешен только при рассмотрении виндикационного иска (статья 301 ГК РФ).
Пленум Верховного Суда РФ и Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в пункте 32 Постановления от 29.04.2010 N 10/22 разъяснил, что при применении статьи 301 ГК РФ судам следует иметь в виду, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении
Таким образом, в соответствии с разъяснениями содержащимся в пункте 58 указанного выше постановления, а также исходя из системного толкования статей 12, 209, 223, 301, 302 ГК РФ, иск о признании права собственности может быть рассмотрен и удовлетворен (при наличии правовых оснований) только в случае, если он предъявлен лицом, фактически владеющим спорным имуществом, но не являющимся зарегистрированным правообладателем.
С учетом изложенного, иск о признании права отсутствующим - это исключительный способ защиты при имеющемся между сторонами споре о правах на недвижимое имущество, который, в свою очередь, возможен когда нарушенное право истца не может быть защищено иными способами защиты (виндикационный, негаторный иски, иски о признании права).
Судебная коллегия, соглашаясь выводами суда первой инстанции, исходит из того, что спорное имущество, которое истец считает принадлежащим ему на праве собственности, находится на праве оперативного управления и в фактическом владении Государственного автономного учреждения Республики Крым "Распорядительная дирекция имущества Республики Крым", исковые требования Общества о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности и права оперативного управления на спорное имущество не подлежат удовлетворению, поскольку надлежащим способом защиты для собственника, лишенного владения, в силу положений статьи 301 Гражданского кодекса Российской Федерации, является виндикационный иск.
Таким образом, судебная коллегия с учетом наличия доказательств фактического владения ГАУ "Распорядительная дирекция имущества Республики Крым" вышеуказанным спорным недвижимым имуществом, являющимся на сегодняшний день собственностью Республики Крым, соглашается с выводами суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований и не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно статьям 110 и 112 АПК РФ судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 15 июля 2019 года по делу N А83-3344/2018 оставить без изменений, апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Каштак", - без удовлетворения
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течении двух месяцев в Арбитражный суд Центрального округа по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.А. Остапова |
Судьи |
Ю.В. Колупаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-3344/2018
Истец: ООО "КАШТАК"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "РАСПОРЯДИТЕЛЬНАЯ ДИРЕКЦИЯ ИМУЩЕСТВА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ", ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, СОВЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, АДМИНИСТРАЦИЯ УЮТНЕНСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, ГОСКОМРЕГИСТР РК