г. Москва |
|
23 января 2024 г. |
Дело N А40-131956/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 января 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: В.А.Яцевой,
судей: |
И.В.Бекетовой, И.А.Чеботаревой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.А. Леликовым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Премьера"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 24.10.2023 по делу N А40-131956/23-147-1076,
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Премьера" (ОГРН: 1167847219396, ИНН: 7842108093)
к 1) Ассоциации "Объединение туроператоров в сфере выездного туризма "Турпомощь" (ОГРН: 1127799021393, ИНН: 7708240806), 2) Министерству экономического развития Российской Федерации (ОГРН: 1027700575385, ИНН: 7710349494)
о признании незаконным действия, о признании незаконным приказа,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: |
Нуждин В.А. - по дов. от 03.10.2023; |
от заинтересованных лиц: |
1) не явился, извещен; 2) не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Премьера" (далее - заявитель, организация, ООО "Премьера") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными действия Ассоциации "Турпомощь" и Минэкономразвития России по отказу в продлении освобождения ООО "Премьера" от финансового обеспечения туроператора в сфере международного выездного туризма на срок до 01.04.2024, выраженных в письмах Ассоциации "Турпомощь" N 378 от 17.03.2023 и уведомлении Минэкономразвития России N Д08и-7938 от 14.03.2023, о признании незаконным приказ Минэкономразвития России N 229 от 04.04.2023 в части исключения ООО "Премьера" из единого федерального реестра туроператоров (п. 54 Приложения Nl к Приказу), об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Решением арбитражного суда города Москвы от 24.10.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт, удовлетворить заявленные требования.
В обоснование апелляционной жалобы общество указывает на несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела; неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: (www.kad.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель общества доводы апелляционной жалобы поддержал.
Дело рассмотрено в соответствии со ст.ст. 121 - 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителей заинтересованных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети интернет в картотеке арбитражных дел по веб-адресу http://kad.arbitr.ru.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, заявитель являлся туроператором в сфере международного выездного туризма, номер в едином федеральном реестре туроператоров РТО 018157.
В соответствии с решением Ассоциации "Турпомощь" N 928 от 11.05.2022, ООО "Премьера" было освобождено от финансовых гарантий в сфере международного выездного туризма до 01.04.2023.
В соответствии с положениями статьи 11.7 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", ООО "Премьера" 27.01.2023 подало в Ассоциацию "Турпомощь" заявление о предоставлении освобождения от финансового обеспечения в сфере международного выездного туризма на новый срок, до 01.04.2024.
17.03.2023 ООО "Премьера" получило от Ассоциации "Турпомощь" по электронной почте письмо за исх.N 378 от 17.03.2023, из которого следует, что Ассоциация "Турпомощь" получило от Минэкономразвития отказ в согласовании решения о предоставлении ООО "Премьера" освобождения от финансового обеспечения в сфере международного выездного туризма на новый срок. Отказ Минэкономразвития выражено в уведомлении N Д08и-7938 от 14.03.2023. Основанием для отказа в согласовании стало несоответствие параметров финансовой устойчивости туроператора в сфере международного выездного туризма.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что доказательств нарушения прав и законных интересов заявителя не представлено.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции и отклоняя доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии со статьей 4.1 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 132-ФЗ) осуществление туроператорской деятельности в Российской Федерации допускается юридическим лицом при наличии у него финансового обеспечения (договора или договоров страхования гражданской ответственности за неисполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта и (или) банковской гарантии или банковских гарантий исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта).
В соответствии с абзацем 3 части 1 статьи 17.2 Закона N 132-ФЗ размер финансового обеспечения ответственности туроператора, осуществляющего деятельность в сфере выездного туризма (за исключением туроператоров, указанных в абзаце 2 части 2 статьи 11.4 Закона N 132-ФЗ), установлен в размере 5 процентов общей цены туристского продукта в сфере выездного туризма за предыдущий год, но не менее 50 млн рублей.
Согласно положениям постановления Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 г. N 353 "Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах" (пункт 1 Приложения N 6 к постановлению) до 31 октября 2023 г. предусмотрена возможность для всех туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма, формировать финансовое обеспечение ответственности туроператора на новый срок в минимальном размере, установленным абзацем 4 части 1 статьи 17.2 Закона N_132-ФЗ - 10 млн. рублей.
Кроме того, туроператоры, осуществляющие деятельность в сфере выездного туризма, обязаны соблюдать требования финансовой устойчивости и платежеспособности, нормативного соотношения собственных средств (капитала) и принятых обязательств (статья 17.7 Закона N 132-ФЗ).
Туроператоры, осуществляющие деятельность в сфере выездного туризма, должны также состоять в объединении туроператоров в сфере выездного туризма (Ассоциация "Турпомощь") и иметь сформированный фонд персональной ответственности туроператора.
Так, согласно положениям статьи 11.6 Закона N 132-ФЗ объединение туроператоров в сфере выездного туризма формирует для каждого члена объединения туроператоров в сфере выездного туризма фонд персональной ответственности туроператора для выплаты денежных средств, причитающихся туристам и (или) иным заказчикам в целях возмещения реального ущерба, возникшего в результате неисполнения туроператором своих обязательств по договору о реализации туристского продукта в сфере выездного туризма в связи с прекращением туроператорской деятельности по причине невозможности исполнения всех обязательств по договорам о реализации туристского продукта.
При этом, в случае, если размер фонда персональной ответственности туроператора становится максимальным (то есть равным 7 % или более от общей цены туристского продукта за прошлый календарный год), финансовое обеспечение в сфере выездного туризма не требуется и перечисление взносов в фонд персональной ответственности туроператора прекращается.
Порядок принятия объединением туроператоров в сфере выездного туризма по согласованию с федеральным органом исполнительной власти решения об освобождении туроператора от финансового обеспечения в сфере выездного туризма и уплаты взносов в фонд персональной ответственности туроператора (далее -освобождение от финансового обеспечения, Порядок), утвержден приказом Федерального агентства по туризму от 29 апреля 2021 г. N 160-Пр-21 (зарегистрирован в Минюсте России 26 мая 2021 г. N 63631).
Учитывая, что аналогичный порядок для продления срока освобождения Туроператора от финансового обеспечения не утвержден, при рассмотрении соответствующих заявлений, Минэкономразвития России руководствуется положениями Закона N 132-ФЗ, а также Порядка, предусматривающего определение в том числе соответствия туроператора требованиям финансовой устойчивости и платежеспособности (статья 17.7 Закона N 132-ФЗ, подпункт "г" пункта 12 Порядка).
Объединение туроператоров в сфере выездного туризма - Ассоциация "Турпомощь" по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти принимает решение о продлении срока, до 1 апреля следующего года либо об отказе в таком продлении.
Судом первой инстанции установлено, 01.02.2023 в Минэкономразвития России поступило заявление Ассоциации "Турпомощь" от 25.01.2023 N 40 с проектом решения о продлении срока освобождения туроператора ООО "Премьера" от финансового обеспечения и уплаты взносов в фонд персональной ответственности туроператора до 01.04.2024 (вх. от 01.02.2023 N 12702) (далее - заявление).
Сведения, представленные в заявлении, были проверены на соответствие сведениям, содержащимся в едином федеральном реестре туроператоров и указанным в отчетности туроператора, установленной статьей 17.7 Закона N 132-ФЗ.
Туроператором ООО "Премьера" указано, что его фонд персональной ответственности туроператора сформирован в размере 987 тыс. рублей, а общая цена туристского продукта в сфере выездного туризма за предыдущий год составила 3,439 млн. рублей.
При освобождении или продлении срока освобождения от финансового обеспечения туроператор в случае прекращения деятельности отвечает перед туристами по принятым обязательствам в сфере выездного туризма денежными средствами своего фонда персональной ответственности туроператора.
Вместе с тем, по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности ООО "Премьера" за 2022 г, размещенной на государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчетности (ГИРБО): выручка туроператора за указанный период составила 30,979 млн рублей; кредиторская задолженность указанного туроператора по состоянию на 31.12.2022 составила 44,232 млн рублей; краткосрочные заемные обязательства - 27,615 млн рублей.
Следовательно, вышеуказанная информация подтверждает отсутствие у ООО "Премьера" финансовой устойчивости и платежеспособности в нарушение подпункта "г" пункта 12 Порядка и статьи 17.7 Закона N 132-ФЗ.
Кроме того, по информации, полученной от Ассоциации "Турпомощь" (письмо от 07.03.2023 N 314, на запрос от 22.02.2023 N Д08и-5446), туроператором не исполнены обязательства по договорам о реализации туристского продукта в сфере выездного туризма, заключенным по 31.03.2020 включительно в размере 16,873 млн. рублей.
Указанные значения показателей актуальны на период рассмотрения заявления Ассоциации "Турпомощь", то есть с 01.02.2023 по 14.03.2023.
Таким образом, в случае продления срока освобождения от финансового обеспечения ООО "Премьера" предполагалось обеспечение собственных обязательств перед туристами по всем заключенным договорам о реализации туристского продукта в сфере выездного туризма суммой фонда персональной ответственности туроператора в 987 тыс. рублей вместо указанной суммы и финансового обеспечения в 10 млн. рублей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2020 г. N 1073 была установлена особенность исполнения и расторжения договоров о реализации туристского продукта, заключенных до 31 марта 2020 года.
Согласно пункту 2.1 постановления Правительства Российской Федерации от 20 июля 2020 г. N 1073, в случае возникновения в 2020 и 2021 годах обстоятельств, свидетельствующих об ограничении возможности въезда туристов в страну временного пребывания, при исполнении в 2020 - 2022 годах договора туроператор должен был обеспечить предоставление туристского продукта, предусмотренного договором, либо равнозначного туристского продукта в сроки, определяемые дополнительно по соглашению сторон договора, но не позднее 31 декабря 2022 года. В случае расторжения договора по требованию заказчика, в том числе при отказе заказчика от равнозначного туристского продукта, туроператор должен был осуществить возврат заказчику уплаченных им за туристский продукт денежных сумм не позднее 31 декабря 2022 г., за исключением случаев, предусмотренных пунктами 6 и 7 Положения.
Туроператор при осуществлении возврата заказчику уплаченных им за туристский продукт денежных сумм был обязан уплатить заказчику проценты за пользование указанными денежными средствами в размере одной триста шестьдесят пятой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату вступления в силу Положения, за каждый календарный день пользования. Проценты начисляются со дня предъявления заказчиком соответствующего требования до дня возврата заказчику уплаченной за туристский продукт денежной суммы.
Учитывая несоответствие туроператора ООО "Премьера" требованиям финансовой устойчивости и платежеспособности, указанное заявление Ассоциации "Турпомощь" не было согласовано, заявление туроператора ООО "Премьера" было возвращено Ассоциации "Турпомощь" (письмо от 14.03.2023 N -Д08и-7938).
Частью 6 статьи 11.7 Закона N 132-ФЗ предусматривается, что в случае отказа в продлении срока освобождения от финансового обеспечения туроператор, осуществляющий деятельность в сфере выездного туризма, обязан до истечения этого срока (до 1 апреля) получить финансовое обеспечение ответственности туроператора в сфере выездного туризма и представить сведения об этом в Минэкономразвития России.
Вместе с тем, в срок до 01.04.2023 сведения о наличии у ООО "Премьера" финансового обеспечения в сфере выездного туризма на новый срок в Минэкономразвития России указанным туроператором представлены не были.
В связи с тем, что заявление туроператора ООО "Премьера" было возвращено уполномоченным федеральным органом исполнительной власти Ассоциации "Турпомощь", соответственно последним принято решение от 17.03.2023 N 378 об отказе в продлении срока освобождения от финансового обеспечения туроператора
Учитывая тот факт, что ООО "Премьера" в указанный период осуществляло деятельность только в сфере выездного туризма, сведения об ООО "Премьера" были исключены из единого федерального реестра туроператоров приказом Минэкономразвития России от 04.04.2023 N 229.
На основании изложенного, апелляционная коллегия приходит к выводу, что действия заинтересованных лиц в рассматриваемом случае не противоречат требованиям законодательства Российской Федерации и не нарушают права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судом первой инстанции исследованы обстоятельства, имеющие значение для настоящего дела, дана надлежащая оценка доводам сторон и имеющимся в деле доказательствам.
Таким образом, суд первой инстанции обосновано признал доводы заявителя о нарушении его прав ошибочными, не основанными на нормах действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для его отмены или изменения, поскольку они были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка в обжалуемом решении, что указывает на переоценку установленных судом фактических обстоятельств дела.
Иная оценка заявителем апелляционной жалобы установленных по делу фактических обстоятельств дела, не свидетельствует о принятии судом незаконного решения.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 3 ст. 201 АПК РФ ненормативный правовой акт может быть признан судом недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Поскольку указанная совокупность оснований установлена не была, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение об отказе в удовлетворении требований.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу части 4 статьи 270 АПК РФ для отмены судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 24.10.2023 по делу N А40-131956/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.А.Яцева |
Судьи |
И.В.Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-131956/2023
Истец: ООО "ПРЕМЬЕРА"
Ответчик: АССОЦИАЦИЯ "ОБЪЕДИНЕНИЕ ТУРОПЕРАТОРОВ В СФЕРЕ ВЫЕЗДНОГО ТУРИЗМА "ТУРПОМОЩЬ", МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ