г. Владимир |
|
10 октября 2019 г. |
Дело N А43-18754/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03.10.2019.
В полном объеме постановление изготовлено 10.10.2019.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Белышковой М.Б.,
судей Гущиной А.М., Кастальской М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Баташовой С.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ведущая Утилизационная Компания в Регионах" (ОГРН 1085259004731, ИНН 5260410382) на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 04.06.2019 по делу N А43-18754/2019, принятое по заявлению Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Ведущая Утилизационная Компания в Регионах" к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании принял участие представитель Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу - Белоусова И.А. по доверенности от 08.11.2018 N 114 (л.д. 9).
Общество с ограниченной ответственностью "Ведущая Утилизационная Компания в Регионах", надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения дела, ходатайствует о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя (входящий номер 01АП-6170/19 от 03.10.2019).
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Ведущая Утилизационная Компания в Регионах" (далее - ООО "ЛУК Регионы", Общество, заявитель) на основании лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности в части их сбора и транспортирования от 11.05.2017 N (52)-3337-СТ/П осуществляет лицензионные виды деятельности по двум адресам: Нижегородская область, г.Нижний Новгород, ул. Б.Покровская, д.43, оф.33 и Нижегородская область, г. Дзержинск, ул. Лермонтова, д.20.
ООО "ЛУК Регионы" в рамках Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Нижегородской области (утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 08.11.2016 N 752) заключило с региональным оператором - АО "Управление отходами - НН" (далее - региональный оператор) договоры на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) от контрагентов до объектов регионального оператора.
В информации, поступившей в Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу (далее - Департамент, административный орган) из Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области сообщалось, что
на территории автобазы, расположенной по адресу: г. Заволжье, пр. Дзержинского, д.2А. Обществом осуществляется деятельность по перегрузке ТКО.
При анализе представленной ООО "ЛУК Регионы" по запросу Департамента информации установлено, что Общество осуществляет сбор принятых от сторонних организаций отходов IV класса опасности на промышленной площадке не внесенной в лицензию.
Усмотрев в деянии Общества состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс), уполномоченное должностное лицо Департамента 22.04.2019 составило протокол об административном правонарушении N 06-202/2019.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения Департамента в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о привлечении ООО "ЛУК Регионы" к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Решением от 04.06.2019 Арбитражный суд Нижегородской области привлек Общество к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
При этом, руководствуясь статьей 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) положениями КоАП РФ, Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федерального закона N 99-ФЗ, Закон о лицензировании), Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах), суд первой инстанции пришел к выводам о доказанности наличия в деянии Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, отсутствии процессуальных нарушений при производстве по делу, не усмотрел оснований для признания правонарушения малозначительным.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой сослалось на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
ООО "ЛУК Регионы" считает, что срок давности привлечения к административной ответственности в рассматриваемом случае, пропущен, поскольку вменяемое правонарушение не относится к длящимся.
По мнению заявителя, срок давности привлечения к административной ответственности подлежит исчислению с момента совершения административного правонарушения, то есть с 08.02.2019, и составляет три месяца.
Кроме того, Общество считает, что им не допущено нарушений положений Закона о лицензировании, При этом заявитель обращает внимание суда на то, что по договору субаренды нежилых помещений и части земельного участка N 27/19 от 01.03.2019 ООО "ЛУК Регионы" арендовало у ООО "Заволжстройтранс" в том числе часть земельного участка общей площадью 1700 кв.м, расположенного по адресу: Нижегородская область, Городецкий район, г. Заволжье, пр. Дзержинского, д. 2 для организации площадки для перегруза твердых отходов (мусороперегрузочная станция). Однако данную деятельность на указанной площадке организация не вела, подготавливались документы для включения в лицензию данного адреса.
Подробно доводы ООО "ЛУК Регионы" приведены в апелляционной жалобе.
Административный орган в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителя Общества.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве, заслушав в судебном заседании представителя Департамента, Первый арбитражный апелляционный не установил правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 30 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона N 99-ФЗ лицензия предоставляется на каждый вид деятельности, указанный в части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона.
В силу части 1 статьи 15 Федерального закона N 99-ФЗ в лицензию включаются, в том числе лицензируемый вид деятельности с указанием выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.
Положением о лицензировании утвержден Перечень лицензируемых видов деятельности, а также Перечень работ, составляющих деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, к которым в том числе относятся: сбор отходов IV класса опасности, транспортирование отходов IV класса опасности, обработка отходов IV класса опасности, а также предъявляемые к требования.
В соответствии с положениями статьи 1 Закона об отходах, сбор отходов - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение.
В соответствии с пунктом 8 статьи 3 Федерального закона N 99-ФЗ место осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию - это объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные.
Частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
Объективную сторону названного правонарушения образует осуществление предпринимательской деятельности в отсутствие соответствующего специального разрешения - лицензии.
Материалами дела, а именно заявлением о размещении и перегрузке отходов ТКО и КГО на территории ООО "Заволжстройтранс" от 08.02.2019, протоколом осмотра места происшествия от 08.02.2019, объяснениями начальника производства ООО "ЛУК Регионы" Шляпникова А.А. от 08.02.2019, договором субаренды нежилых помещений и части земельного участка от 01.01.2019 N 26/19, заключенным с ООО "Заволжстройтранс", подтверждается, что деятельность по адресу: г.Заволжье, пр.Дзержинского, д.2А, осуществляет ООО "ЛУК Регионы" на основании договора субаренды.
Названное обстоятельство также подтверждено письмом Общества от 09.04.2019, представленным в Департамент в ответ на запрос о предоставлении информации.
Таким образом, административный орган установил, что заявитель осуществляет сбор принятых от сторонних организаций отходов, в том числе IV класса опасности, на промышленной площадке по адресу, не указанному в лицензии от 11.05.2017 N (52)-3337-СТ/П.
Судом отклонен довод Общества о недоказанности факта сбора отходов IV класса опасности. Как обоснованно отметил суд, из объяснений начальника производства ООО "ЛУК Регионы" Шляпникова А.А. от 08.02.2019 следует, что Общество занимается вывозом ТКО в Чкаловском и Балахнинском районах Нижегородской области.
В силу статьи 1 Федерального закона N 89-ФЗ под твердыми коммунальными отходами понимаются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
При этом согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденных Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242, к группе ТКО относятся различные виды отходов, в том числе IV класса опасности.
Тот факт, что на момент проведенной проверки на объекте находились только отходы V класса опасности об обратном не свидетельствует.
В силу части 1 статьи 18 Федерального закона N 99-ФЗ лицензия подлежит переоформлению в том числе, в случае изменения адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности.
Согласно части 2 статьи 18 Федерального закона N 99-ФЗ до переоформления лицензии в случаях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности, за исключением его осуществления по адресу, не указанному в лицензии.
При намерении лицензиата осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, в заявлении о переоформлении лицензии указываются этот адрес и сведения, подтверждающие соответствие лицензиата лицензионным требованиям при осуществлении лицензируемого вида деятельности по этому адресу (часть 7 статьи 18 Федерального закона N 99-ФЗ).
В пункте 7 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 N 1062, определено, что при намерении осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, и (или) выполнять новые работы, составляющие лицензируемый вид деятельности, лицензиат направляет в лицензирующий орган заявление о переоформлении лицензии, в котором указываются этот адрес и (или) сведения о новых работах в области обращения с отходами I - IV классов опасности, которые лицензиат намерен выполнять (виды отходов I - IV классов опасности и (или) группы, подгруппы отходов I - IV классов опасности с указанием классов опасности видов отходов в соответствующих группах, подгруппах отходов; соответствующие видам отходов и (или) группам, подгруппам отходов виды деятельности).
Поэтому суд первой инстанции обоснованно указал, что осуществление работ по сбору отходов IV классов опасности в составе вида деятельности по адресу, не значащемуся в лицензии, выданной заявителю, не может быть квалифицировано по части 2 статьи 14.1 Кодекса и подлежит квалификации по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
С учетом разъяснений, содержащихся в пункте 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", суд первой инстанции, признав представленные административным органом доказательства достаточными для определения иной квалификации противоправного деяния и исходив из того, что привлечение Общества к ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ не повлечет ухудшения его положения, правомерно привлек ООО "ЛУК Регионы" к ответственности по указанной норме.
Довод Общества об истечении срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса обоснованно отклонен судом первой инстанции.
Рассматриваемое правонарушение, выразившиеся в осуществлении деятельности по сбору отходов IV класса опасности с нарушением лицензионных требований, характеризуется длительностью периода противоправного деяния и, вопреки утверждению заявителя, не может признаваться однократным деянием, совершенным в день осмотра территории по адресу: г.Заволжье, пр.Дзержинского, д.2А сотрудниками органов внутренних дел 08.02.2019.
При этом суд обоснованно указал, что в связи с тем, что вменяемое Обществу правонарушение является длящимся, срок давности привлечения к административной ответственности подлежит исчислению с момента обнаружения правонарушения Департаментом, то есть с 27.03.2019, со дня получения соответствующей информации от Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области.
На момент рассмотрения настоящего дела судом первой инстанции трехмесячный срок давности привлечения Общества к административной ответственности на момент рассмотрения дела не истек.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении со стороны административного органа не допущено.
Оснований для квалификации совершенного правонарушения в качестве малозначительного и возможности освобождения нарушителя от административной ответственности на основании статьи 2.9. КоАП РФ судом первой инстанции не установлено и в апелляционной жалобе не приведено.
Обществу назначено наказание в виде административного штрафа в минимальном размере санкции, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, что свидетельствует об учтенных судом обстоятельствах совершенного правонарушения и его характере.
Арбитражный суд Нижегородской области полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, Арбитражным судом Нижегородской области не допущено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба ООО "ЛУК Регионы" удовлетворению не подлежит.
Уплата государственной пошлины при рассмотрении заявления о привлечении к административной ответственности законом не предусмотрена.
Государственная пошлина в сумме 3000 рублей, уплаченная по платежному поручению от 11.06.2019 N 827, подлежит возвращению Обществу из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 04.06.2019 по делу N А43-18754/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ведущая Утилизационная Компания в Регионах" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Ведущая Утилизационная Компания в Регионах" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3000 (три тысячи) рублей, уплаченную по платежному поручению от 11.06.2019 N 827.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
М.Б. Белышкова |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-18754/2019
Истец: Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому Федеральному округу
Ответчик: ООО "ЛУК Регионы"
Третье лицо: ООО "ЛУК Регионы"