город Омск |
|
10 октября 2019 г. |
Дело N А70-7695/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 октября 2019 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Кливера Е.П., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Бралиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-12300/2019) Государственной жилищной инспекции Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 16.08.2019 по делу N А70-7695/2019 (судья Сидорова О.В.),
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Универсал" (ИНН 7204054310, ОГРН 1027200795225)
к Государственной жилищной инспекции Тюменской области (ИНН 7204091062, ОГРН 1057200714988)
об оспаривании постановления от 16.04.2019 N 83 по делу об административном правонарушении (о назначении административного наказания),
судебное разбирательство проведено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Универсал" (далее - ООО "Универсал", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Тюменской области (далее - ГЖИ Тюменской области, инспекция, заинтересованное лицо) об оспаривании постановления от 16.04.2019 N 83 по делу об административном правонарушении (о назначении административного наказания).
Решением от 16.08.2019 Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-7695/2019 заявленные требования удовлетворены: признано незаконным и отменено постановление инспекции от 16.04.2019 N 83 по делу об административном правонарушении (о назначении административного наказания).
Не согласившись с принятым судебным актом, ГЖИ Тюменской области обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование жалобы ее податель ссылается, что бездействие ООО "Универсал" выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей, указывает на наличие длящегося правонарушения. Факт допущенного ООО "Универсал" нарушения порядка определения размера платы за отопление в многоквартирных домах N ЗА, N 8 по ул. Александра Пушкина, N 12, N 22 по ул. Олимпийская, N 112 корпус 3 по ул. Широтная г. Тюмени в период с начала управления многоквартирными домами до декабря 2016 выявлен 06.03.2019, что подтверждается актом проверки от 06.03.2019 NТО-14-048.
Письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, ходатайства об отложении судебного заседания не заявили, в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей указанных лиц.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
ООО "Универсал" осуществляет управление многоквартирными домами, в том числе по адресам: г. Тюмень ул. Александра Пушкина, 3А, 8; ул. Олимпийская, д. 12, д. 22; ул. Широтная, д. 112 корпус 3. на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной 30.03.2015 ГЖИ Тюменской области за номером 072 000019.
В инспекцию поступили обращения потребителей коммунальных услуг, проживающих в указанных многоквартирных домах.
На основании приказа инспекции от 07.02.2019 N 01-27-0399/19 в отношении ООО "Универсал" проведена внеплановая документарная проверка.
По результатам проверки установлено, что обществом нарушен порядок определения размера платы за отопление в вышеуказанных многоквартирных домах за период с начала управления многоквартирными домами до декабря 2016 года.
По данному факту 04.04.2019 в отношении ООО "Универсал" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.23.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Постановлением инспекции от 16.04.2019 N 83 общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 7.23.3 КоАП РФ, назначен административный штраф в размере 75 000 руб.
Полагая, что указанное постановление не основано на положениях действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя, ООО "Универсал" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
16.08.2019 Арбитражный суд Тюменской области принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 7.23.3 КоАП РФ нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договоров управления многоквартирными домами, правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
Объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23.3 КоАП РФ, является нарушение правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами. Одним из способов управления многоквартирным домом является управление управляющей организацией.
Согласно части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 утверждены Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Правила).
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 4 Правил управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением, в том числе, следующих стандартов: организация и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе: начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме;
Таким образом, общество, осуществляя управление многоквартирными домами, обязано выполнять стандарты деятельности по управлению многоквартирными домами, в том числе в части обеспечения правильности начислений, связанных с оплатой коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами" (далее - Правила N 124), договоры ресурсоснабжения заключаются в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, с учетом предусмотренных настоящими Правилами особенностей.
Подпунктом "а" пункта 21 Правил N 124 предусмотрено, что при установлении в договоре ресурсоснабжения порядка определения объемов поставляемого коммунального ресурса учитывается объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета).
По смыслу указанной нормы, для расчета объема коммунального ресурса, предъявляемого к оплате собственникам жилых помещений в многоквартирном доме, должно быть произведено уменьшение общего объема на объем поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений. При этом между собственниками нежилых помещений и ресурсоснабжающей организацией должны быть заключены прямые договоры поставки коммунального ресурса.
В ходе проведения внеплановой проверки ГЖИ Тюменской области установлено, что из объемов тепловой энергии по показаниям общедомовых приборов учета тепловой энергии, переданных ОАО "Тепло Тюмени" в ОАО "ТРИЦ" в рамках Соглашения для осуществления начисления платы за отопление и горячее водоснабжение жилым помещениям по многоквартирным домам N 3А, 8 по ул. Александра Пушкина, N 12, 22 по ул. Олимпийская г. Тюмени не вычтены объемы тепловой энергии, потребленной нежилыми помещениями, что привело к завышению объемов тепловой энергии, приходящихся на жилые помещения и предъявленных к оплате потребителю.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения оспариваемого постановления о привлечении ООО "Универсал" к административной ответственности на основании части 1 статьи 7.23.3 КоАП РФ в связи с допущенными нарушениями требований подпункта "ж" пункта 4 Правил N 416 ввиду неправомерного начисления размера платы за коммунальные услуги.
Суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными нормами и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ предоставленные в материалы дела доказательства, заключил о наличии в действиях общества события административного правонарушения, удовлетворив заявленные требования о ссылкой на истечение срока давности привлечения к ответственности.
Суд апелляционной инстанции поддерживает данный вывод суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы о длящемся характере выявленного административного правонарушения, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.
В силу части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Согласно правовой позиции, сформулированной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2018 N 305-АД18-1494, под длящимся административным правонарушением следует понимать действие (бездействие), выражающееся в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении возложенных на лицо обязанностей и характеризующееся непрерывным осуществлением противоправного деяния, за исключением случаев, охватываемых абзацем третьим настоящего пункта. Административные правонарушения, выражающиеся в невыполнении обязанности к конкретному сроку, не могут быть рассмотрены в качестве длящихся.
В соответствии с оспариваемым постановлением событие вменяемого правонарушения выразилось в допущении нарушения порядка определения размера платы за отопление в указанных выше многоквартирных домах в период с начала управления многоквартирными домами до декабря 2016 года.
Как обосновано указал суд первой инстанции, вменяемые нарушения имели место в конкретные периоды времени, а именно по адресам:
- г. Тюмень ул. Александра Пушкина, 3А, и д. 8 ежемесячно за период март 2014 года - декабрь 2016 года;
- г. Тюмень ул. Олимпийская, д. 12 ежемесячно за период декабрь 2014 года -декабрь 2016 года;
- г. Тюмень ул. Олимпийская, д. 22 ежемесячно за период октябрь 2014 года -декабрь 2016 года;
- г. Тюмень ул. Широтная, д. 112 корпус 3 ежемесячно за период октябрь 2015 года - декабрь 2016 года.
Из материалов дела следует, что нарушение порядка определения размера платы за отопление в указанных выше многоквартирных домах заключается в неверном расчете поименованной платы, подлежащей выставлению к оплате потребителям в установленные законодательством сроки, в связи с чем вменяемое правонарушение окончено в момент совершения действий по начислению платы за коммунальную услугу.
Характерной особенностью длящихся правонарушений является то, что деяние продолжается в момент его выявления, чего в данном случае, вопреки доводам апелляционной жалобы, не имеется.
Таким образом, срок давности привлечения к административной ответственности за данное нарушение исчисляется со дня, следующего за днем выставления платы за отопление собственникам жилых помещений в многоквартирном доме, рассчитанной с нарушением установленного порядка.
Последние начисления платы за отопление имели место самое позднее в январе 2017 года. С учетом установленного двухмесячного срока давности привлечения к административной ответственности на дату вынесения оспариваемого постановления срок давности привлечения к ответственности истек.
В соответствии с пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие КоАП РФ" учитывая, что данные сроки не подлежат восстановлению, суд в случае их пропуска принимает либо решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ), либо решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения административного органа полностью или в части (часть 2 статьи 211 АПК РФ).
Поскольку на момент вынесения оспариваемого постановления (16.04.2019) срок давности привлечения общества к административной ответственности за вменяемое ему правонарушение истек, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, удовлетворив заявленные требования о признании незаконным и отмене постановления инспекции от 16.04.2019 N 83 по делу об административном правонарушении (о назначении административного наказания).
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, поэтому судебные расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не распределяются.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 16.08.2019 по делу N А70-7695/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
Е.П. Кливер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-7695/2019
Истец: ООО "Универсал"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ