г. Хабаровск |
|
10 октября 2019 г. |
А73-4871/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 октября 2019 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Вертопраховой Е.В., Швец Е.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Черкасовым А.К.
при участии в заседании:
от ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации: не явились;
от Комитета по обеспечению жизнедеятельности населения администрации Хабаровского района: представителей Фесик Г.М., Марковой Г.В.;
от Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края: представителя Черкасовой Е.Д.;
от Администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края: не явились;
от Министерства обороны Российской Федерации: представителя Гержан В.А.;
от Министерства финансов Хабаровского края представителя Ткаченко О.А.;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по обеспечению жизнедеятельности населения администрации Хабаровского края
на решение от 26.07.2019
по делу N А73-4871/2019
Арбитражного суда Хабаровского края,
принятое судьей О.М. Левинталь
по иску Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации
к Комитету по обеспечению жизнедеятельности населения администрации Хабаровского района
о взыскании 46 345 832,80 руб.
третьи лица: Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, Министерство финансов Хабаровского края, Администрация Хабаровского муниципального района Хабаровского края, Министерство обороны Российской Федерации
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ "ЦЖКУ", учреждение) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к Комитету по обеспечению жизнедеятельности населения администрации Хабаровского района (далее - Комитет) о взыскании убытков в виде выпадающих доходов, возникших в связи с межтарифной разницей за период февраль - октябрь 2018 года в сумме 46 345 832,80 руб..
К участию в деле привлечены Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, Министерство финансов Хабаровского края, Администрация Хабаровского муниципального района Хабаровского края и Министерство обороны Российской Федерации.
Решением суда от 26.07.2019 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с данным судебным актом, Комитет обжаловал его в апелляционном порядке, ссылаясь на неприменение норм материального права, подлежащих применению в данном случае, и неполное выяснение всех обстоятельств, имеющих значение для дела.
По мнению апеллянта, предоставление субсидий из бюджета Хабаровского муниципального района осуществляется на основании статьи 78 БК РФ, которая не предусматривает (исключает) предоставление субсидий государственным учреждениям, которым является ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России. Кроме того, считает, что в полном объеме исполнил обязанность по перечислению полученных из краевого бюджета субвенций для возмещения убытков организациям Хабаровского муниципального района на 2018 год.
В судебном заседании второй инстанции представители апеллянта заявили ходатайство о назначении судебной финансово-экономической экспертизы в связи с необходимостью получения ответов на такие вопросы, какая существовала действительная потребность муниципального образования в получении субсидии с учетом объемов тепловой энергии, отпущенной истцом ответчику, каков размер планированной и фактически полученной суммы субвенции краевого бюджета в 2017 и 2018 годах.
Судебная коллегия в заседании суда установила не поступление денежных средств на депозит суда.
Иные участники спора высказались против удовлетворения заявленного ходатайства.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев обоснование заявленного ходатайства, не установил оснований для назначения экспертизы и с учетом положений статьей 82, 268 АПК РФ отказывает в его удовлетворении.
В порядке статьи 158 АПК РФ судебное разбирательство откладывалось, в порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв.
Представители заявителя жалобы на отмене судебного решения настаивали, ссылаясь, в том числе на переписку с краевыми органами и судебную практику.
Ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств апелляционной инстанцией отклонено на основании частей 2,3 статьи 268 АПК РФ.
Ответчик и Минобороны России настаивают на оставлении судебного решения без изменения.
Минфин Хабаровского края высказалось об отмене решения арбитражного суда.
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края просило решение оставить без изменения.
Администрация Хабаровского муниципального района Хабаровского края явку своего представителя не обеспечила.
Повторно исследовав материалы дела, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы с учетом отзывов и пояснений участников процесса, апелляционный суд приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, ФГБУ "ЦЖКУ", создано на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 02.03.2017 N 155 в целях содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставления коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации.
Названное учреждение, как ресурсоснабжающая организация, оказывает коммунальные услуги по теплоснабжению на объекты жилищного фонда в с.Князе-Волконское, с.Анастасьевка, с.Вятское, с.Галкино, с.Гаровка-2, с.Сергеевка Хабаровского муниципального района Хабаровского края.
Постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 20.11.2017 N 33/23 утвержден и введен в действие на 2017 - 2020г.г. экономически обоснованный тариф на тепловую энергию для ФГБУ "ЦЖКУ МО РФ" в размере 4 124,38 руб. за 1 Гкал. на период 03.12.2017 - 30.06.2018, в размере 4 361.79 руб. на период с 01.07.2018 по 31.12.2018.
При начислении гражданам, проживающим на территории Хабаровского муниципального района, платы за потребленные услуги теплоснабжения за период с 01.02.2018-31.10.2018, учреждение использовало тариф (2 286,74 руб./Гкал без учета НДС), установленный Постановлением Губернатора Хабаровского края от 01.10.2016 N 100 "О предельных максимальных тарифах на тепловую энергию на 2017 год", а также Постановлением Губернатора Хабаровского края от 14.11.2017 N 116 "О предельных максимальных тарифах на тепловую энергию на 2018 год".
Предельный максимальный тариф для населения, установленный Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 28.03.20168 N 9/1 с 01.01.2017 составил 3 153.14 руб. за 1 Гкал для Галкинского сельского поселения.
В целях компенсации недополученных доходов ФГБУ "ЦЖКУ" 14.12.2017 направило в адрес Администрации Хабаровского муниципального района договоры на возмещение убытков организациям от снижения тарифов на тепловую энергию для населения на 2017 год и на 2018 год.
До настоящего времени договоры не подписаны.
Вместе с тем, в адрес ответчика ежемесячно предоставлялся расчет субвенций.
В связи с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения, учреждение недополучило доходы за период с 01.02.2018 по 31.10.2018 в размере 46 995 199,71 руб.
Претензия от 21.11.2018 N 2030 с требованием погасить возникшую задолженность оставлена ответчиком без удовлетворения, что послужило основанием для обращения ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в арбитражный суд, который удовлетворяя иск обоснованно исходил из следующего.
Согласно положениям статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере; при этом, под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу положений статей 16, 1069 ГК РФ убытки (вред), причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием за счет средств соответствующей казны.
В соответствии с положениями статьи 157.1 ЖК РФ не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. Предельные индексы устанавливаются на основании индексов изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, а также разъяснениям, данным в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей", если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение. При этом данным публично-правовых образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей.
По общему правилу надлежащим ответчиком по иску о возмещении потерь, вызванных межтарифной разницей, является то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого принято соответствующее тарифное решение (пункт 3 постановления Пленума N 87).
За органами публичной власти различных уровней в пределах их полномочий по тарифному регулированию признано право устанавливать для населения тарифы в размере ниже экономически обоснованных, которому корреспондирует обязанность по компенсации потерь ресурсоснабжающим организациям, вызванных межтарифной разницей (разницей между размером утвержденного экономически обоснованного тарифа и размером тарифа, установленным ниже экономически обоснованного).
Исходя из положений пункта 14 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" порядок компенсации выпадающих доходов теплоснабжающей организации устанавливается законом субъекта Российской Федерации.
Как следует из положений статей 6, 69 БК РФ законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением на публично-правовые образования, могут быть возложены обязательства в соответствующем финансовом году предоставить участнику хозяйственного оборота средства из бюджета, именуемые в связи с этим расходными или бюджетными.
В статье 69 Кодекса закреплено, что для исполнения бюджетных обязательств применяются, в том числе, бюджетные ассигнования, то есть предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году, направляемые также на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам.
В силу статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг. Субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации представляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемым в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьями 2, 3 Закона Хабаровского края от 24.11.2004 N 222, в редакции Закона от 27.11.2013 N 7, возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения, производится в случае, если установленный экономически обоснованный тариф превышает установленный предельный максимальный тариф. Финансирование расходов на возмещение убытков производится в пределах средств, предусмотренных в краевом бюджете.
Пунктом 1 части 1 статьи 3 Закона Хабаровского края от 31.10.2007 N 150 установлена обязанность органов местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий производить расчет и возмещать организациям убытки, связанные с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению, в порядке, установленном Правительством края.
Согласно пункту 2.2 Правил предоставления местным бюджетам субвенций из краевого бюджета на возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению, утвержденных постановлением Правительства Хабаровского края от 01.02.2008 N 35-пр, расчет субвенции, подлежащей перечислению в бюджет муниципального образования края в текущем месяце, осуществляется органами местного самоуправления.
Постановлением Администрации Хабаровского муниципального района от 31.03.2011 N 593 утвержден Порядок перечисления организациям средств на возмещение убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению, в соответствии с которым организации для получения средств на возмещение убытков осуществляют учет отпущенной населению тепловой энергии на отопление.
При этом установлено, что Управление обеспечения, содержания и экономического развития муниципальных объектов Хабаровского муниципального района ежегодно, в срок до 31 декабря текущего года, заключает договор на возмещение убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению, за счет средств бюджета Хабаровского края, на очередной год с организациями, осуществляющими деятельность по производству, передаче, сбыту тепловой энергии населению, и имеющими основания для получения средств бюджета Хабаровского края на возмещение убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению, на условиях, предусмотренных статьей 2 Закона Хабаровского края от 24.11.2004 N 222 "О возмещении организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения".
Арбитражным судом установлено, что в спорный период 2018 года такой договор между сторонами не заключался.
Однако возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов) на тепловую энергию, субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа на уровне ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-территориальное образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
При этом соответствующим публично-правовым образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей.
Поскольку наличие убытков у истца, их размер, причинная связь между допущенным нарушением и возникшими убытками подтверждаются представленными в материалы дела документами, оцененными судом первой инстанции в порядке главы 7 АПК РФ, апелляционная коллегия поддерживает вывод о наличии основания для удовлетворения заявленного искового требования.
Довод заявителя жалобы и Минфина Хабаровского края, что истец не значился в числе предприятий-получателей субвенций 2018 года, правомерно отклонен арбитражным судом, с учетом установленного обстоятельства исполнения краем своих обязательств по финансированию переданных полномочий по возмещению организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, в 2018 году, в том числе, по спорному жилому фонду, с учетом экономически обоснованного тарифа, установленного для предшественника истца, поставляющего тепловую энергию до передачи инфраструктуры истцу - АО "ГУ ЖКХ".
Ссылка ответчика на недостаточное финансирование из краевого бюджета на погашение задолженности предыдущего периода перед предприятиями района, не входят в предмет рассмотрения настоящему спору, поскольку относятся к сфере межбюджетных правоотношений.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда апелляционной инстанции отсутствуют предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены либо изменения судебного акта.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 26.07.2019 по делу N А73-4871/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.И. Сапрыкина |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-4871/2019
Истец: ФГБУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: Администрация Хабаровского муниципального района Хабаровского края
Третье лицо: Комитет по обеспечению жизнедеятельности населения администрации Хабаровского края, Комитет по обеспечению жизнедеятельности населения администрации Хабаровского района, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, Министерство обороны РФ, Министерство финансов Хабаровского края, ФГБУ Филиал "ЦЖКУ" МО РФ по ВВО ЖЭКО N5, Хабаровский край в лице Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, Хабаровский край в лице Министерства финансов Хабаровского края
Хронология рассмотрения дела:
25.08.2020 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-3601/20
20.12.2019 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-6087/19
10.10.2019 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-5295/19
26.07.2019 Решение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-4871/19