г. Киров |
|
10 октября 2019 г. |
Дело N А28-4947/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 октября 2019 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бармина Д.Ю.,
судей Поляшовой Т.М., Чернигиной Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Плаксиной М.О.,
при участии в судебном заседании:
представителя истца - Лубнина Д.В., по доверенности от 06.05.2018,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу министерства лесного хозяйства Кировской области
на решение Арбитражного суда Кировской области от 23.07.2019 по делу N А28-4947/2019, принятое судом в составе судьи Вылегжаниной С.В.,
по исковому заявлению министерства лесного хозяйства Кировской области (ОГРН 1074345003963; ИНН 4345164254)
к индивидуальному предпринимателю Поп Николаю Николаевичу (ИНН 430900037109, ОГРНИП 313431203700022)
о взыскании задолженности,
установил:
министерство лесного хозяйства Кировской области (далее - истец, заявитель, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к индивидуальному предпринимателю Поп Николаю Николаевичу (далее - ответчик, Предприниматель) о взыскании задолженности по арендной плате в федеральный бюджет на основании договора аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, от 01.10.2008 N 7.11 (далее - договор), возникшую по срокам уплаты с 14.05.2015 по 31.12.2015, за 2016-2018 годы, а также по сроку уплаты 15.02.2019 в общей сумме 2 193 977 рублей.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 23.07.2019 в удовлетворении исковых требований отказано.
Министерство с принятым решением суда не согласилось, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Кировской области от 23.07.2019 по делу N А28-4947/2019 отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в размере 70 027 рублей 00 копеек.
По мнению заявителя, судом неправильно применены нормы материального права. Предприниматель, подписав дополнительное соглашение N 3 к договору, совершил действия, которые являются признанием долга за указанные периоды, поэтому действие срока исковой давности за период с 14.05.2015 по 15.02.2016 было приостановлено. В связи с подписанием указанного дополнительного соглашения арендатор признал задолженность за период с 14.05.2015 по 15.04.2019 в полном объеме. Однако в связи с тем, что дополнительные соглашения в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации и сложившейся судебной практикой признаются судом недействительными, а также с учетом того, что ответчик частично оплатил задолженность по арендной плате, рассчитанную по договору за период с 15.03.2016 по 15.02.2019, задолженность за период с 14.05.2015 по 15.02.2016 составляет 70 027 рублей 00 копеек.
Предприниматель в отзыве на апелляционную жалобу доводы заявителя отклонил.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 20.08.2019 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 22.08.2019 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. На основании указанной статьи стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Ответчик явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчика.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 01.10.2008 департамент лесного хозяйства Кировской области (арендодатель) и сельскохозяйственная артель (колхоз) имени Ленина (арендатор) в порядке статьи 4 Федерального закона Российской Федерации от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" и в целях приведения договора на передачу в безвозмездное пользование участков лесного фонда от 23.11.1998 N N заключили договор, по условиям которого арендатору предоставлен во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, площадью 4359 га, местоположение: Кировская область, Зуевский район, Зуевское лесничество, Зуевское участковое лесничество, кварталы 1-24, условный номер 43-43-01/278/2008-184, учетная запись в государственном лесном реестре N 7.11-2008-04.
В соответствии с пунктами 5, 7 Договора арендная плата на момент подписания договора составляет 263 934 рубля в год и подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 ЛК РФ. При изменении в установленном порядке органами государственной власти Российской Федерации ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, размер арендной платы пересматривается арендодателем в одностороннем порядке с письменным уведомлением об этом арендатора.
Арендатор вносит арендную плату от установленного годового размера арендной платы: 15 февраля -15%, 15 марта -10%, 15 апреля -10%, 15 июня -10%, 15 июля -10%, 15 сентября -15%, 15 ноября -15%, 15 декабря -15% (пункт 6 Договора).
Договор зарегистрирован управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области 24.10.2008, регистрационный номер 43-43-01/601/2008-019.
Срок действия договора установлен с даты его государственной регистрации по 28.12.2047 (пункт 20 договора).
Лесной участок передан арендатору по акту приема-передачи (приложение N 5 к договору).
10.07.2013 сельскохозяйственная артель (колхоз) имени Ленина (арендатор) и Предприниматель (арендатор) заключили договор передачи прав и обязанностей по договору аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, от 01.10.2008 N 7.11.
Дополнительными соглашениями от 21.01.2010 N 1, от 05.10.2011 N 2, от 14.02.2019 N 3 в договор внесены изменения относительно видов, объемов, сроков использования лесов на арендуемом лесном участке, а также размера арендной платы, подлежащей уплате в рассматриваемый период.
В связи с государственной регистрацией 05.03.2019 дополнительного соглашения от 14.02.2019 N 3, пунктом 11 которого предусмотрено применение положений данного дополнительного соглашения к условиям договора аренды с 14.05.2015, истец произвел перерасчет арендной платы в федеральный бюджет с указанной даты.
Сумма задолженности по расчету Министерства составила 2 193 977 рублей.
В претензии от 11.03.2019 Министерство сообщило Предпринимателю на перерасчет арендной платы в федеральный бюджет, в результате которого образовалась задолженность за период с 14.05.2015 по 31.12.2015, за 2016-2018 годы, а также по сроку уплаты 15.02.2019, просило погасить образовавшуюся задолженность не позднее 10 календарных дней после получения данной претензии.
Неисполнение ответчиком требований, изложенных в претензии, послужило основанием для обращения истца с настоящим иском в суд.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
Статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Пунктом 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Статьей 72 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору аренды участок лесного фонда предоставляется лесопользователю (арендатору) за плату на определенный срок для осуществления одного или нескольких видов лесопользования.
В силу пункта 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Использование лесов в Российской Федерации является платным (статья 94 Лесного кодекса Российской Федерации).
Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами (пункт 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" договоры аренды участков лесного фонда и договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 01.01.2009. Для приведения договоров аренды участков лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации осуществляется подача заявлений о переоформлении таких договоров на договор аренды лесного участка.
Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 N 258 "Об утверждении порядка приведения договора аренды участка лесного фонда и договора безвозмездного пользования участком лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации" утвержден Порядок (далее - Порядок N 258), в соответствии с которым ранее заключенные договоры аренды участков лесного фонда должны быть переоформлены по форме примерного договора аренды лесного участка, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 N 324 "О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности".
В соответствии с пунктом 10 Порядка N 258 при приведении договоров аренды участков лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации не допускается изменение в одностороннем порядке ранее установленных объемов лесопользования, а также размера арендной платы.
При переоформлении договоров аренды участков лесного фонда на договоры аренды лесных участков размер арендной платы определялся по правилам статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации, ставками платы за единицу объема лесных ресурсов и ставками платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утвержденными постановлением Правительства от 22.05.2007 N 310 (пункт 11 Порядка N 258).
В части 1 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке.
Согласно части 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности.
Согласно части 1 статьи 74 Лесного кодекса договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29.12.2010 N 442-ФЗ, действовавшей до 22.07.2014) при заключении договора аренды такого лесного участка по результатам аукциона, изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается, за исключением случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 Лесного кодекса Российской Федерации, то есть, если осуществление мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации, возникшей вследствие лесных пожаров, или последствий этой чрезвычайной ситуации повлекло за собой существенное изменение обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при заключении такого договора.
Из приведенных норм права следует, что Лесным кодексом Российской Федерации был установлен не только особый порядок заключения договоров аренды лесного участка, то есть по общему правилу по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, но и введен запрет на изменение условий договора по волеизъявлению его участников.
В последующем Федеральным законом от 21.07.2014 N 250-ФЗ редакция части 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации была изменена, в данной редакции норма содержала положения, которые предусматривали случаи возможного изменения условий договора. При этом часть 2.1 указанной статьи содержала положение о том, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам аукциона, мог быть изменен только по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
Системное толкование указанных положений Лесного кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что на момент заключения сторонами дополнительных соглашений к договору закон не допускал возможность изменения условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора.
Указанные правовые подходы определены Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 17.12.2013 N 12157/13 по делу N А28-5083/2012 и Верховным Судом Российской Федерации, в определении от 12.01.2015 N 301-ЭС14-448 по делу N А43-21805/2013.
Согласно статье 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент заключения дополнительных соглашений) сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Договор заключен с целью приведения договора на передачу в безвозмездное пользование участка лесного фонда от 23.11.1998 N 3 в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации.
Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 01.10.2007 N 258, устанавливал особый порядок переоформления ранее заключенных договоров на новые без проведения аукциона по правилам статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации. При этом размер арендной платы по таким договорам определялся в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации.
В период действия названного приказа и после признания его утратившим силу (приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 29.11.2011 N 927) действующее законодательство не предусматривало возможность изменения условий договора аренды лесного участка по соглашению сторон, поэтому установленная в переоформленном договоре плата за лесопользование может быть уточнена лишь на основании судебного решения в соответствии с частью 3 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации.
Заключение договора аренды лесного участка без проведения торгов не освобождает стороны от соблюдения ограничений, установленных данным кодексом, поскольку законодательство возлагало на стороны обязанность по приведению таких договоров в соответствие с нормами нового кодекса (пункты 1 и 2 статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации"). Следовательно, действия сторон по исполнению таких договоров должны соответствовать требованиям действующего законодательства вне зависимости от процедуры приобретения права аренды.
Поскольку условия дополнительного соглашения N 3 к договору является ничтожным, суд пришел к обоснованному выводу о наличии обязанности арендатора вносить арендную плату в размерах, предусмотренных договором аренды лесного участка от 01.10.2008 с учетом изменений коэффициентов индексации на основании постановлений Правительства РФ от 17.09.2014 N 947, от 14.12.2016 N 1350.
Как следует из материалов дела, ответчиком было заявлено о пропуске истцом срока исковой давности в части требования о взыскании долга за период с 14.05.2015 по 15.02.2016, которое суд признал обоснованным и отказал Министерству в удовлетворении требований о взыскании задолженности по арендной плате, образовавшейся за период с 14.05.2015 по 15.02.2016, в связи с истечением срока давности.
В апелляционной жалобе Министерство считает, что Предприниматель, подписав дополнительное соглашение N 3 к договору, совершил действия, которые являются признанием долга за указанные периоды, поэтому действие срока исковой давности за период с 14.05.2015 по 15.02.2016 было приостановлено.
Согласно статье 203 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности прерывается совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга.
После перерыва течение срока исковой давности начинается заново; время, истекшее до перерыва, не засчитывается в новый срок.
Согласно пункту 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" (далее - Постановление N 42) к действиям, свидетельствующим о признании долга в целях перерыва течения срока исковой давности, в частности, могут относиться: признание претензии; изменение договора уполномоченным лицом, из которого следует, что должник признает наличие долга, равно как и просьба должника о таком изменении договора (например, об отсрочке или о рассрочке платежа); акт сверки взаимных расчетов, подписанный уполномоченным лицом. Ответ на претензию, не содержащий указания на признание долга, сам по себе не свидетельствует о признании долга.
Признание части долга, в том числе путем уплаты его части, не свидетельствует о признании долга в целом, если иное не оговорено должником.
Перерыв течения срока исковой давности в связи с совершением действий, свидетельствующих о признании долга, может иметь место лишь в пределах срока давности, а не после его истечения (пункт 21 Постановление N 43).
Вопреки доводам заявителя подписание сторонами 14.02.2019 дополнительного соглашения N 3 к договору не может являться объективным и достоверным доказательством признания долга ответчиком, поскольку не содержит сведений о признании долга.
Дополнительным соглашением стороны внесли изменения в договор в части размера арендной платы на 2015 год и в части сроков ее оплаты.
Из содержания текста дополнительного соглашения не усматривается факта безусловного признания Предпринимателем задолженности за период с 14.05.2015 по 15.02.2016.
Иных доказательств, свидетельствующих о действительном признании ответчиком долга, в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, оснований полагать, что ответчиком были совершены действия, прерывающие срок исковой давности, либо, что срок исковой давности начал течь заново, у суда не имелось.
Учитывая, что оснований для перерыва течения срока исковой давности в рассматриваемом случае не установлено, с учетом обращения истца с иском в суд 12.04.2019, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что срок исковой давности по требованию о взыскании задолженности за период с 14.05.2015 по 15.02.2016 истек.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что при принятии решения арбитражным судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, а, следовательно, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и отмены решения не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловными основаниями для отмены обжалуемого решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе Министерства не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 23.07.2019 по делу N А28-4947/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу министерства лесного хозяйства Кировской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Д.Ю. Бармин |
Судьи |
Т.М. Поляшова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-4947/2019
Истец: Министерство лесного хозяйства Кировской области
Ответчик: ИП Поп Николай Николаевич