город Омск |
|
10 октября 2019 г. |
Дело N А70-18804/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 октября 2019 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Ивановой Н.Е., Кливера Е.П.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11721/2019) Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 17.07.2019 по делу N А70-18804/2018 (судья Мингалева Е.А.), принятое по иску Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области (ИНН 7202137184, ОГРН 1057200712359) к сельскохозяйственному потребительскому снабженческо-сбытовому кооперативу "Аметист" (ИНН 7205022008, ОГРН 1117232003350) о возврате 4 478 000 руб. субсидии, полученной по соглашению от 12.10.2016 N29/005-16,
при участии в судебном заседании представителей:
от Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области - Бабушкина Л.М. (по доверенности N 14/5440-18 от 18.12.2018, диплом);
установил:
Департамент агропромышленного комплекса Тюменской области (далее - истец, Департамент) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с исковым заявлением к сельскохозяйственному потребительскому снабженческо-сбытовому кооперативу "Аметист" (далее - ответчик, кооператив) о взыскании субсидии в размере 4 478 000 руб., перечисленной на основании соглашения о предоставлении гранта для развития материально-технической базы сельскохозяйственного потребительского кооператива от 12.10.2016 N 29/005-16.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 17.07.2019 исковые требования удовлетворены частично, с ответчика в пользу истца взысканы денежные средства в размере 475 000 руб. Этим же судебным актом с ответчика взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 12 500 руб.
Возражая против принятого по делу решения, Департамент обратился с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование жалобы Департамент указывает на то, что в соответствии с положениями пункта 2.1.11 раздела 2 Положения N 638-п, предусмотрено, что кооператив должен обеспечить прирост реализации молока, собранного у сельскохозяйственных товаропроизводителей, не менее чем на один процент в год; в пункте 4.1.15 Соглашения N 29/005-16 также установлено, что кооператив должен обеспечить прирост реализации молока, собранного у сельскохозяйственных товаропроизводителей, не менее чем на один процент в год. В ходе внеплановой камеральной проверки установлено, что кооператив в 2017 году по сравнению с 2016 годом снизил объем реализованного молока на 1 027,397 тонн, что является нарушением пункта 2.1.11 раздела 2 Положения N 638-п и пункта 4.1.15 Соглашения N 29/005-16.
Податель жалобы отмечает, что пунктом 6.1 Положения N 638-п и пунктом 5.2 Соглашения N 29/005-16 установлено, что в случае нарушения кооперативом условий предоставления гранта, установленные разделом 2 настоящего положения (за исключением условий, установленных пунктом 2.1.7) полученные бюджетные средства подлежат возврату в областной бюджет в полном объеме, а именно в размере 4 487 000,00 руб.
Оспаривая доводы жалобы, ответчик представил отзыв на апелляционную жалобу.
В судебном заседании, проводимом посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Тюменской области, представитель истца поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебное заседание проведено в отсутствие представителя ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте слушания по делу.
Рассмотрев апелляционную жалобу, отзыв, заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что 12.10.2016 между Департаментом и кооперативом заключено соглашение о предоставлении гранта для развития материально-технической базы сельскохозяйственного потребительского кооператива N 29/005-16, по условиям которого, Департамент безвозмездно передает бюджетные средства (гарант) для целевого использования кооперативом, а кооператив обязуется принять грант и распорядиться им исключительно в соответствии с целями, условиями и в порядке, закрепленными настоящим соглашением (пункт 1.2 договора).
В соответствии с пунктом 1.3 соглашения грант предоставляется с целью развития материально-технической базы кооператива в соответствии с утвержденным планом расходов (Приложение N 1 к настоящему соглашению).
Размер средств областного и федерального бюджета, предоставляемых по соглашению, составляет: грант - 4 487 000 рублей, в том числе: средства областного бюджета - 4 487 000 рублей, средства федерального бюджета - 0 рублей. Предоставление бюджетных средств осуществляется путем перечисления денежных средств на расчетный счет кооператива в течение 20 рабочих дней со дня подписания приказа о выделении средств на предоставление гранта (пункт 2.2 договора).
В соответствии с пунктом 3.2 соглашения для обеспечения эффективного контроля реализации гранта Департамент имеет право осуществить контроль за выполнением кооперативом возложенных на него обязанностей в соответствии с настоящим соглашением, а также за расходованием полученного гранта исключительно на реализацию целей, установленных пунктом 1.2 настоящего соглашения (пункт 3.2.1 договора): проверять, полученные в установленные соглашением сроки от кооператива финансовые и иные документы, касающиеся реализации целей, установленных в пункте 1.2 настоящего соглашения, проводить проверку документов, в том числе с выездом представителя Департамента на место осуществления деятельности кооператива.
Согласно пункту 4.1 соглашения при реализации настоящего соглашения кооператив обязан: обеспечить использование гранта исключительно на цели, определенные пунктом 1.2 настоящего соглашения (пункт 4.1.1 соглашения); осуществлять деятельность кооператива в течение не менее 5 лет со дня получения гранта (пункт 4.1.2 соглашения); оплачивать за счет собственных средств не менее 40 % стоимости каждого наименования приобретений, указанных в Плане расходов (пункт 4.1.3. соглашения); создать не менее 3 новых постоянных рабочих мест (пункт 4.1.4 соглашения); использовать фант на мероприятия по грантовой поддержке сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально- технической базы государственной программы в течение 18 месяцев со дня поступления средств на его счет только по Плану развития кооператива и Плану расходов и использовать имущество, закупаемое за счет гранта, исключительно на развитие Кооператива (пункт 4.1.5 соглашения); по истечении срока, указанного в пункте 4.1.5 настоящего Соглашения представить в Департамент копии документов, заверенные Кооперативом, подтверждающие целевое использование фанта (4.1.6 соглашения); включить в неделимый фонд Кооператива имущество, приобретенное с использованием средств гранта (пункт 4.1.7 договора); не производить размещение, строительство, ремонт, регистрацию активов за пределами Тюменской области (пункт 4.1.8), ежеквартально в течение 5 лет со дня получения фанта, не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, представлять в Департамент отчет в соответствии с приложениями N 2,3 к настоящему Соглашению (пункт 4.1.9); ежегодно в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным годом, предоставлять в Департамент сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год по форме, утвержденной приказом Федеральной налоговой службы от 29.03.2007 N ММ-3- 25/174@ "Об утверждении формы сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год" (пункт 4.1.10 соглашения); предоставить возможность осуществления контрольно-счетным органом Тюменской области проверки соблюдения получателем государственной поддержки условий получения фанта (пункт 4.1.11 соглашения); предоставить возможность осуществления Департаментом и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения Кооперативом условий, целей и порядка получения гранта (пункт 4.1.12 соглашения); обеспечивать меры к сохранению в тайне сведений, имеющих конфиденциальный характер (пункт 4.1.13 соглашения); вернуть за счет имущества Кооператива бюджетные средства в случае ликвидации Кооператива до истечения срока действия настоящего Соглашения (пункт 4.1.14 соглашения); обеспечить прирост реализации молока, собранного у сельскохозяйственных товаропроизводителей не менее чем на 1 процент в год (пункт 4.1.15 соглашения); за счет средств гранта не может быть приобретена иностранная валюта, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий (пункт 4.2 соглашения).
В соответствии с пунктом 5.1 соглашения в случае нарушения кооперативом условий предоставления гранта или выявления недостоверных сведений в предоставленных документах, полученные бюджетные средства подлежат возврату в областной бюджет в полном объеме, а в случае выявления факта использования средств на цели, не предусмотренные Соглашением, - в части использования на цели, не предусмотренные настоящим Соглашением.
В случае неиспользования средств гранта в течение 18 месяцев со дня поступления средств на счет неделимого фонда Кооператива, полученные бюджетные средства подлежат возврату в областной бюджет в части неиспользованных средств (пункт 5.2 соглашения).
В случае выявления нарушений, указанных в пунктах 5,1 - 5.3. настоящего Соглашения, Департамент направляет в адрес кооператива уведомление о возврате бюджетных средств в областной бюджет с указанием платежных реквизитов.
Согласно пункту 5.4 соглашения кооператив в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления производит возврат бюджетных средств в областной бюджет по платежным реквизитам, указанным в уведомлении о возврате бюджетных средств.
В приложении N 1 сторонами согласован план расходов гранта, направляемого для развития материально-технической базы., в приложении N 2 сторонами согласован отчет об использовании гранта развития материально-технической базы сельскохозяйственного потребительского кооператива, в приложении N 3 сторонами согласовано расходование средств грантовой поддержки сельскохозяйственным потребительским кооперативам для развития материально-технической базы сельскохозяйственного потребительского кооператива. 06.03.2018 между сторонами подписано дополнительное соглашение, в котором сторонами Приложение N 1 к соглашению о предоставлении гранта для развития материально-технической базы сельскохозяйственного потребительского кооператива N 29/005-16 изложено в новой редакции.
Материалами дела подтверждается и ответчиком не оспаривается, что платежным поручением от 14.11.2016 N 500401 Департамент перечислил кооперативу субсидию в размере 4 487 000 руб.
В последующем в ходе внеплановой камеральной проверки соблюдения условий получения и использования гранта для развития материально-технической базы СПСК "Аметист" за 2016-2017 годы было установлено, что средства гранта в размере 475 000 руб. не использованы в течение 18 месяцев со дня поступления денежных средств на счет ответчика, а также установлено то обстоятельство, что в 2017 году кооперативом по сравнению с 2016 годом снижен объем реализованного молока на 1 027,397 тонн (2633,343 тонн-3660,740 тонн), в связи с чем сделан вывод о том, что ответчиком не обеспечен прирост объема реализации молока, собранного у сельскохозяйственных производителей не менее чем на 1 процент в год.
Указанные обстоятельства отражены в заключении, подготовленным по результатам камеральной проверки, направленным письмом от 28.08.2018 исх. N 09/3666-18 в адрес ответчика.
В связи с нарушением условий предоставления гранта, истец направил ответчику уведомление о возврате гранта от 05.10.2018 N 13/4240-18, которое оставлено ответчиком без ответа и удовлетворения.
Вышеизложенные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
17.07.2019 Арбитражный суд Тюменской области принял решение, обжалованное истцом в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для его изменения.
Статьями 28 и 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.
Порядок предоставления и возврата выданных субсидий регламентируется статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 1 которой субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пункту 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются:
1) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов);
2) из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации;
3) из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
В силу пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;
4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии);
5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
В случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (пункт 3.1 указанной статьи).
На момент заключения соглашения N 29/005-16 порядок предоставления субсидий определялся на территории Тюменской области Постановлением Правительства Тюменской области от 30.12.2015 N 638-п "Об утверждении Положений о порядках предоставления государственной поддержки отдельных направлений развития сельского хозяйства Тюменской области, источником финансового обеспечения которой являются субсидии из федерального бюджета" (далее - Положение N 638-п) в редакции от 21.06.2016.
Так, разделом II "Условия предоставления грантов" пунктом 2.1.11 в редакции Положения N 638-п от 21.06.2016 предусмотрено, что кооператив, занимающийся заготовкой, хранением, переработкой и сбытом молока, должен обеспечить прирост реализации молока, собранного у сельскохозяйственных товаропроизводителей, не менее чем на один процент в год.
Разделом VI "Порядок возврата грантов" пунктом 6.1 установлено, что в случае нарушения кооперативом условий предоставления гранта, установленных разделом 2 настоящего Положения (за исключением условий, установленных пунктом 2.1.7) или выявления недостоверных сведений в документах, указанных в пункте 3.1 настоящего Положения, полученные бюджетные средства подлежат возврату в областной бюджет в полном объеме, а в случае выявления факта использования средств на цели, не предусмотренные настоящим Положением, - в части использования на цели, не предусмотренные настоящим Положением.
В случае неиспользования средств гранта в течение 18 месяцев со дня поступления средств на счет неделимого фонда Кооператива полученные бюджетные средства подлежат возврату в областной бюджет в части неиспользованных средств.
Таким образом, Положение N 638-п (в редакции от 21.06.2016) предусматривает возврат полученных денежных средств, в частности, в случае нарушения кооперативом условий прироста реализации молока не менее чем на один процент в год.
Как верно указано подателем жалобы, пункт 4.1.15 Соглашения N 29/005-16 предусматривает, что кооператив должен обеспечить прирост реализации молока, собранного у сельскохозяйственных товаропроизводителей, не менее чем на один процент в год.
Между тем, в ходе внеплановой камеральной проверки установлено, что кооператив в 2017 году по сравнению с 2016 годом снизил объем реализованного молока на 1 027,397 тонн, что по существу ответчиком не оспаривается.
В соответствии с пунктом 5.1 Соглашения N 29/005-16 в случае нарушения кооперативом условий предоставления гранта или выявления недостоверных сведений в предоставленных документах, полученные бюджетные средства подлежат возврату в областной бюджет в полном объеме, а в случае выявления факта использования средств на цели, не предусмотренные соглашением, - в части использования на цели, не предусмотренные настоящим соглашением.
Как было выше сказано, в соответствии с пунктом 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае нарушения получателями предусмотренных данной статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 и абзацем четвертым пункта 8 данной статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Таким образом, порядок возврата субсидий в случае нарушения условий определяется действовавшим на момент заключения договора нормативный правовым актом, в свою очередь, ответчик нарушил предусмотренные условия предоставления субсидии, что, по убеждению апелляционного суда, влечет возврат предоставленных кооперативу денежных средств в полном объеме.
При таком положении, судебная коллегия не находит оснований согласиться с суждением суда первой инстанции о том, что нарушение получателем субсидии условий, выразившееся в необеспечении прироста объема реализации молока, собранного у сельскохозяйственных товаропроизводителей, не является достаточным основанием для истребования у него суммы субсидии в полном объеме в бюджет Тюменской области.
Указанный вывод суда первой инстанции признается ошибочным, основанным на неверном толковании норм материального права.
С учетом вышеизложенного, суд апелляционный инстанции полагает, что решение Арбитражного суда Тюменской области от 17.07.2019 по делу N А70-18804/2018 подлежит изменению.
Апелляционная жалоба Департамента подлежит удовлетворению.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины распределяются согласно статье 110 АПК РФ и результатам рассмотрения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области удовлетворить. Решение Арбитражного суда Тюменской области от 17.07.2019 по делу N А70-18804/2018 - изменить, изложив его в следующей редакции:
"Исковые требования Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области удовлетворить. Взыскать с сельскохозяйственного потребительского снабженческо-сбытовому кооперативу "Аметист" в пользу Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области 4 487 000 руб. средств гранта, полученных их средств областного бюджета на развитие материально-технической базы по соглашению от 12.10.2016 N 29/005-16.
Взыскать с сельскохозяйственного потребительского снабженческо-сбытовому кооперативу "Аметист" в доход федерального бюджета расходы по уплате государственной пошлины в размере 45 435 руб."
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-18804/2018
Истец: Департамент агропромышленного комплекса Тюменской области
Ответчик: СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ СНАБЖЕНЧЕСКО-СБЫТОВОЙ КООПЕРАТИВ "АМЕТИСТ"
Третье лицо: 8ААС, Арбитражному суду Тюменской области
Хронология рассмотрения дела:
20.02.2020 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-7228/19
10.10.2019 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-11721/19
07.10.2019 Определение Арбитражного суда Тюменской области N А70-18804/18
17.07.2019 Решение Арбитражного суда Тюменской области N А70-18804/18
21.11.2018 Определение Арбитражного суда Тюменской области N А70-18804/18