г. Пермь |
|
10 октября 2019 г. |
Дело N А60-20223/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 октября 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Варакса Н.В.,
судей Грибиниченко О.Г., Муравьевой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Багаевой Л.О.,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью Управляющая жилищная компания "Территория-Север" (ИНН 6658213898, ОГРН 1056602815642): Андреев А.И. по доверенности от 28.01.2018;
от заинтересованного лица Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ИНН 6670169564, ОГРН 1076670011131): представители не явились;
(лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статьей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 08 июля 2019 года по делу N А60-20223/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющая жилищная компания "Территория-Север"
к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области
о признании недействительным предписания,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая жилищная компания "Территория-Север" (далее - заявитель, ООО УЖК "Территория-Север") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным предписания Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (далее заинтересованное лицо) от 08.02.2019 N 29-05-11-460.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 08.07.2019 оспариваемое предписание признано недействительным.
Не согласившись с указанным судебным актом, Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт. В апелляционной жалобе указывает, что в соответствии ч. 1 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации расходы на содержание общего имущества собственники должны нести соразмерно своим долям в праве общей собственности на имущество, исходя из площади помещения; в связи с чем, по мнению заинтересованного лица, решение общего собрания собственников о возложении на собственников помещений сбора за услуги "услуги по комфорт и безопасности" является ничтожным.
ООО УЖК "Территория-Север" отзыв на апелляционную жалобу не представлен. Присутствовавший в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что на основании приказа о проведении внеплановой документарной проверки от 25.12.2018 N 29-05-09-460 Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области в отношении ООО "Территория-Север" проведена внеплановая проверка на предмет соблюдения лицензионных требований в части соблюдения требований к определению цены договора управления многоквартирным домом, расположенном по адресу: г. Екатеринбург, ул.Техническая, 14/2.
По итогам проверки Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области сделаны выводы о том, что ООО УЖК "Территория-Север" в нарушение структуры платы за содержание жилого помещения (отдельной строкой), с нарушением принципа соразмерного несения собственниками помещений бремени содержания общего имущества собственников в многоквартирном доме взималась плата за дополнительные услуги "услуги по комфорту и безопасности в размере 0,30 руб./кв.м; плата за дополнительные услуги "услуги по комфорту и безопасности" в размере 451 руб./помещение (акт проверки от 08.02.2019 N 29-05-10-460.
В связи с чем Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области в адрес ООО "УЖК "Территория-Север" вынесено предписание от 08.02.2019 N 29-05-11-460, в котором указано на необходимость в срок до 15.04.2019 прекратить начисление отдельной строкой платы за вышеуказанные дополнительные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г.Екатеринбург, ул.Техническая, 14/2, в квитанциях на оплату жилищно-коммунальных услуг.
ООО "УЖК "Территория-Север", полагая, что указанное предписание является незаконным, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для признания оспариваемого предписания недействительным.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании ч. 1, ч. 3 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации. Собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Согласно ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
В соответствии с ч. 5 ст. 46 Жилищного кодекса Российской Федерации решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
Согласно п. 17 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
Как следует из п. 2.4 договора от 10.10.2018 управления многоквартирным домом расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Техническая N 14 корп.2, перечень услуг и работ по управлению, содержанию и текущему ремонту общего имущества содержится в Приложении N 1 к договору, Решением общего собрания может быть утвержден дополнительный перечень услуг, направленных на достижение целей управления и повышения комфортности проживания в доме, который указывается в ПриложенииN 5 к договору, а также размер расходов на выполнение указанных услуг и источник их финансирования.
Приложением N 5 к договору предусмотрено, что услуги, направленные на достижение целей управления и повышения комфортности в доме определяются решением общего собрания.
Собственниками помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Техническая N 14 корп.2, принято решение (протокол N 1/2017 от 10.10.2017 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проведенного в очно-заочной форме) об утверждении услуг и стоимости "аренда коврового покрытия". Согласно указанному протоколу собрания в очно-заочном голосовании приняли участие собственники 54,59 % от общего числа голосов собственников. На основании принятого решения собственников многоквартирного дома, утверждено оказание услуг по аренде коврового покрытия, размещенного на 1 этаже в подъезде многоквартирного дома N 14/2 по ул. Техническая, г.Екатеринбурга на период с 01.10.2017 по 31.05.2018, утверждена стоимость услуги - не более 3130 руб. в месяц, источник финансирования услуги ежемесячное начисление сбора в размере не более 0,30 руб./кв.м. площади помещения собственника - 70,33% голосов.
Также собственниками помещений многоквартирного дома расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Техническая N 14 корп.2, принято решение (протокол N 1/2018 от 26.03.2018 годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проведенного в очно-заочной форме) об утверждении услуги "службы контроля (мониторинга) за соблюдением порядка на придомовой территории и в местах общего пользования многоквартирного дома N 14/2 по ул.Техническая, г.Екатеринбурга". Согласно указанному протоколу собрания в очно-заочном голосовании приняли участие собственники 78,50% от общего числа голосов собственников. На основании принятого решения собственников многоквартирного дома, утверждено оказание услуг службы контроля (мониторинга )за соблюдением порядка на придомовой территории и в местах общего пользования многоквартирного дома N 14/2 по ул.Техническая, г.Екатеринбурга" на период с 01.01.2018 по 31.12.2020, утверждена стоимость услуги - не более 85240 руб. в месяц, источник финансирования услуги ежемесячный сбор с собственников помещений в многоквартирном доме N14/2 по ул. Техническая, г. Екатеринбурга в размере не более 451 руб./помещение - 90,42 %.
Суд первой инстанции верно указал, что услуга по комфорту и безопасности являются дополнительными и могут быть оказаны на основании решения общего собрания собственников жилых помещений. В рассматриваемом случае размер платы за данную услугу определен решениями общего собрания собственников помещений, которые в установленном порядке не оспорены, недействительными не признаны.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе заинтересованного лица, судом апелляционной инстанции отклоняются по следующим основаниям.
Исходя из положений ст.ст. 30, 46 и 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, услуги по комфорту и безопасности многоквартирного дома не относятся к коммунальным услугам, а являются дополнительными.
Принятие решения об оказании собственникам дополнительных услуг, в частности услуг по комфорту и безопасности, отнесено к компетенции общего собрания собственников помещений.
Выбранный и утвержденный общим собранием собственников способ определения платы за услуги по комфорту и безопасности многоквартирного дома (посредством установления фиксированного платежа, размер которого не зависит от доли собственника в праве общей собственности на общее имущество многоквартирного дома, либо путем исчисления платежа пропорционально такой доле) не противоречит действующему законодательству.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в рассматриваемом случае у Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области отсутствовали основания для принятия оспариваемого предписания.
Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 08 июля 2019 года по делу N А60-20223/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Н.В. Варакса |
Судьи |
О.Г. Грибиниченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-20223/2019
Истец: ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ ЖИЛИЩНАЯ КОМПАНИЯ "ТЕРРИТОРИЯ - СЕВЕР"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО И СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ