г. Самара |
|
09 октября 2019 г. |
Дело N А72-21244/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 октября 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
судей Филипповой Е.Г., Засыпкиной Т.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гилевским А.Ю.,
с участием:
от - общества с ограниченной ответственностью "Деметра" - представителя Кривуляк М.В. (доверенность от 05.12.2018),
от - Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области - представителя Аквиляновой Е.Ю. (доверенность от 16.01.2019),
от Администрации города Ульяновска - представителя Корушова Д.С. (доверенность от 16.07.2019),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Деметра" и Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 29.07.2019 по делу N А72-21244/2018 (судья Коннова О.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Деметра"
к администрации города Ульяновска в лице Управления архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска,
третье лицо - Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области,
о признании незаконными постановлений от 24.09.2018 N N 1853, 1869,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Деметра" обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к администрации города Ульяновска в лице Управления архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска о признании незаконными постановления от 24.09.2018 N 1853 "О признании утратившим силу градостроительного плана земельного участка от 11.09.2013 N RU 73304000-365", постановления от 24.09.2018 N 1869 "О признании утратившим силу разрешения на строительство от 14.10.2016 N 73-73-525-2016".
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 29.07.2019 в удовлетворении заявленных требований было отказано.
В апелляционных жалобах общество с ограниченной ответственностью "Деметра" и Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области просят суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В материалы дела поступили возражения администрации города Ульяновска в лице Управления архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска на апелляционные жалобы, в которых она просит апелляционный суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представители подателей жалоб её доводы поддержали, просили апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель администрации города Ульяновска в лице Управления архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска напротив, считая решение суда верным, просила в удовлетворении жалобы отказать и оставить решение суда без изменения.
Представитель ООО "Деметра" ходатайствовала о приобщении к материалам дела заключения ООО "Центр гигиены и экологии" от 19.08.2019 г., санитарно-эпидемиологического заключения Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области от 04 сентября 2019 года и решения Управления Роспотребнадзора от 18.09.2019 г. "Об установлении санитарно-защитной зоны объекта для проектируемого магазина товаров повседневного спроса".
Поскольку заявитель ходатайствовал в суде первой инстанции об отложении рассмотрения дела для подготовки и приобщения вышеуказанных документов (в удовлетворении ходатайства было отказано), суд апелляционной инстанции считает, что заявитель обосновал их невозможность приобщения при рассмотрении дела судом первой инстанции.
С учетом вышеизложенного, а также позиции ответчик и министерства строительства и архитектуры Ульяновской области, которые не возражали против указанного ходатайства, суд апелляционной инстанции его удовлетворил.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, постановлением мэрии города Ульяновска от 21.07.2011 г. N 3183 обществу было предварительно согласовано место размещения магазина на земельном участке площадью 1212,0 кв. м по адресу: г. Ульяновск, Засвияжский район, западнее жилого дома N 32 по ул. Пушкарева (земли населенных пунктов), утвержден акт выбора этого земельного участка под строительство магазина.
01.04.2013 г. между администрацией (арендодатель) и обществом (арендатор) на основании постановления администрации N 1145 от 20.03.2013 г. был заключен договор N 24-3-96 аренды вышеуказанного земельного участка с кадастровым номером 73:24:030204:70 для использования: под строительство магазина.
Земельный участок расположен в территориальной зоне Ж4 (территория 5-16 этажной жилой застройки (отдельные доминанты до 24 этажей).
11.09.2013 г. заявителю выдан градостроительный план земельного участка N RU 73304000-365. В пункте 2.2 градостроительного плана назначение объекта капитального строительства указано: магазин.
14.10.2016 г. заявителю администрацией выдано разрешение N 73-73-525-2016 на строительство магазина (площадь застройки 532 кв. м) сроком действия до 20.04.2019 г.
24.09.2018 г. администрацией изданы постановление N 1853 "О признании утратившим силу градостроительного плана земельного участка от 11.09.2013 N RU 73304000-365" и постановление N 1869 "О признании утратившим силу разрешения на строительство от 14.10.2016 N 73-73-525-2016".
Полагая, что указанные акты администрации являются незаконными, нарушающими права и законные интересы ООО "Деметра", общество обратилось в арбитражный суд с заявлением, рассматриваемым в рамках настоящего дела.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии с пунктами 2, 4 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ, Кодекс) принципами градостроительного законодательства, регулирующего, в том числе отношения в области капитального строительства, являются: обеспечение комплексного и устойчивого развития территории, обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности и осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории.
Согласно статье 8 ГрК РФ, в объем полномочий органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности входит, в том числе, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территориях, подведомственных органам местного самоуправления.
В силу части 1, 2, 4 статьи 51 Кодекса разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.
Перечень документов, необходимых для получения разрешения на строительство указан в частях 7 и 9 статьи 51 настоящего Кодекса.
Установленный статьей 51 ГрК РФ порядок выдачи разрешения в целях строительства предусматривает, что застройщик к заявлению о выдаче разрешения на строительство должен приложить градостроительный план земельного участка.
Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы местного самоуправления проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; проводят проверку соответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка; выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения (часть 11 статьи 51 ГрК РФ).
Органы местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 данной статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (часть 13 указанной статьи).
Статьей 44 ГрК РФ (в редакции, действовавшей в период выдачи обществу градостроительного плана земельного участка и разрешения на строительство) предусмотрено, что подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.
Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.
В составе градостроительного плана земельного участка указываются, в том числе границы земельного участка; минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента); информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент); информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия.
Правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты (п. 8 ст. 1 ГрК РФ).
Согласно части 2 статьи 36 ГрК РФ градостроительные регламенты устанавливаются с учетом: фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; видов территориальных зон; требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.
Решением Ульяновской Городской Думы от 13.10.2004 N 90 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования "город Ульяновск" (далее -Правила землепользования и застройки).
Указанные Правила в соответствии с ГрК РФ, Земельным кодексом Российской Федерации вводят в муниципальном образовании "Город Ульяновск" (далее - городской округ) систему регулирования землепользования и застройки, которая основана на градостроительном зонировании для создания условий устойчивого развития городского округа, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия); защиты прав граждан и обеспечения равенства прав физических и юридических лиц в процессе реализации отношений, возникающих по поводу землепользования и застройки; обеспечения открытой информации о правилах и условиях использования земельных участков, осуществления на них строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства; подготовки документов для предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности в целях осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства; развития застроенных территорий; контроля соответствия градостроительным регламентам завершенных строительством объектов капитального строительства и их последующего использования (п. 1 ст. 2).
Правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования и градостроительные регламенты.
В соответствии с градостроительным регламентом Правил землепользования и застройки земельный участок с кадастровым номером 73:24:030204:70 расположен в территориальной зоне Ж4 - зоне застройки многоэтажными жилыми домами.
Зона застройки многоэтажными жилыми домами выделена:
на основе существующих и вновь осваиваемых территорий комфортной застройки преимущественно многоквартирными, многоэтажными жилыми домами;
для развития сферы социального и культурно-бытового обслуживания, обеспечивающей потребности жителей указанных территорий;
для создания условий для размещения необходимых объектов инженерной и транспортной инфраструктуры.
Объекты торговли (магазины) входят в перечень основных видов разрешенного использования территориальной зоны Ж4.
При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе, с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований (пункт 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Таким образом, для гармоничного развития территорий задача органов местного самоуправления при разработке документов территориального планирования состоит в необходимости обеспечения справедливого баланса между общественными интересами и правами частных лиц путем согласования этих прав и интересов, в том числе в сфере обеспечения благоприятных условий жизни.
К документам территориального планирования муниципальных образований относятся, в частности, генеральные планы городских округов (подпункт 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ).
В силу требований части 3 статьи 9, части 9 и 10 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 34 Кодекса должен соблюдаться принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану.
Территориальные зоны конкретизируют положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам, в соответствии со статьями 1, 34 и 35 ГрК РФ.
В соответствии с Генеральным планом города Ульяновска, утвержденным решением Ульяновской Городской Думы N 83 от 27.06.2007, земельный участок с кадастровым номером 73 :24:030204:70 относится к территории 5-16 этажной жилой застройки (отдельные доминанты до 24 этажей). В пределах указанной функциональной зоны возможно лишь размещение объектов 5-16 этажной жилой застройки (отдельные доминанты до 24 этажей).
Материалами дела подтверждается и лицами, участвующими в деле, не оспорено, что на земельном участке с кадастровым номером 73:24:030204:70 общество изначально намеревалось построить одноэтажный магазин товаров повседневного спроса типа супермаркет (универсам).
При этом, как следует из вышеперечисленных норм градостроительного законодательства, соблюдение норм градостроительных регламентов является гарантом соблюдения принципа обеспечения комплексного и устойчивого развития территории и сбалансированного учета экологических, экономических, социальных факторов при строительстве объектов капитального строительства с учетом фактического использования земельных участков и уже существующих объектов жилой застройки.
Градостроительным регламентом в период выдачи ООО "Деметра" градостроительного плана земельного участка были установлены предельные параметры разрешенного строительства: минимальные отступы от границ земельного участка - 3 метра (п.п. "г" п. 3 ст. 21.1 "Ж4 - Зона застройки многоэтажными жилыми домами").
Материалами дела подтверждается и заявителем не оспорено, что в градостроительном плане земельного участка от 11.09.2013 N RU 73304000-365 возможная зона допустимого размещения объекта отображена с учетом отступа от границ земельного участка 1 метр.
Кроме того, пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила.
В соответствии с положениями Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 N 74 "О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" санитарно-защитные зоны представляют собой специальную территорию с особым режимом использования, устанавливаемую вокруг объектов и производств, являющихся источником воздействия на среду обитания и здоровье человека, с целью уменьшения такого воздействия. Уменьшение санитарно-защитной зоны возможно при подтверждении расчетами на границе жилой застройки ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха и акустическими расчетами соблюдения установленных гигиенических нормативов.
Требования настоящих санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся объектов торговли, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека (п. 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
В соответствии с пунктами 1.4 и 1.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 санитарные правила устанавливают класс опасности промышленных объектов и производств, требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и/или их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству, а также требования к санитарным разрывам опасных коммуникаций (автомобильных, железнодорожных, авиационных, трубопроводных и т.п.). Санитарные правила предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством и эксплуатацией объектов, а также для органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Согласно п. 2.1. главы II СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к настоящим санитарным правилам.
Пунктом 6 статьи 7.1.12 указанного Постановления установлено, что отдельно стоящие гипермаркеты, супермаркеты, торговые комплексы и центры, мелкооптовые рынки, рынки продовольственных и промышленных товаров, многофункциональные комплексы должны иметь санитарно-защитную зону размером 50 м.
Материалами дела подтверждается, что размещение на испрашиваемом земельном участке торгового объекта типа супермаркет (универсам) не отвечает требованиям СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" в части обеспечения санитарно-защитного разрыва 50 метров от жилой застройки (п. 6, класс V) - расстояние от планируемого супермаркета до существующего многоэтажного жилого дома составляет 10 м.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 38 ГрК РФ предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства включают в себя минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений.
Частью 1 ст. 40 ГрК РФ определено, что правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов (ч. 2 ст. 40 Кодекса).
В данном случае градостроительный план земельного участка от 11.09.2013 N RU 73304000-365 и оформленное согласно его сведениям разрешение на строительство от 14.10.2016 N 73-73-525-2016 изначально были выданы с нарушением требований указанных выше норм о градостроительной деятельности.
При таких обстоятельствах дела, учитывая характер нарушений, связанных с подготовкой градостроительного плана земельного участка, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что администрация правомерно приняла оспариваемые постановления от 24.09.2018 N 1853 "О признании утратившим силу градостроительного плана земельного участка от 11.09.2013 N RU 73304000-365", N 1869 "О признании утратившим силу разрешения на строительство от 14.10.2016 N 73-73-525-2016".
Оспариваемые постановления администрации обоснованы статьей 48 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 48 Закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом.
Согласно п. 2 Определения Конституционного суда Российской Федерации от 22.03.2012 N 486-О-О, Определению от 26.05.2011 N 739-О-О, положение части 1 статьи 48 Закона N 131-ФЗ, регулирующее порядок отмены муниципальных правовых актов и приостановления их действия, основывающееся на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства, направлено на регламентацию деятельности и реализацию гарантий самостоятельности органов местного самоуправления, закрепленной в статье 12 Конституции Российской Федерации, и само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан. При этом оно не исключает возможности судебного контроля принимаемых органами местного самоуправления решений, а сами решения об отмене или приостановлении действия ранее изданных муниципальных правовых актов не могут носить произвольный характер, должны быть законными и обоснованными.
Согласно позиции Верховного суда РФ, изложенной в Определении от 13.05.2015 N 32-КГ15-3, отмена ранее вынесенного акта не может противоречить действующему законодательству и произвольно ограничивать гарантированные законом права. При этом, объем предоставленных гражданам и юридическим лицам гарантий защиты, а также реализация органами местного самоуправления предоставленных законом полномочий не могут ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов.
Из пояснений администрации и представленных ею в обоснование документов усматривается, что основанием для проверки спорных постановлений в порядке самоконтроля послужило поступившее из прокуратуры Засвияжского района г. Ульяновска для рассмотрения коллективное обращение жителей дома N 32 по улице Пушкарева в городе Ульяновске по вопросу законности строительства магазина около этого дома.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что довод заявителя об отсутствии в спорных постановлениях указаний на конкретные причины их издания не опровергает вывод суда о законности и обоснованности этих постановлений с учетом вышеизложенных выводов суда о наличии нарушений норм градостроительного законодательства.
Довод заявителя о возможности внесения изменений в градостроительный план земельного участка суд первой инстанции правомерно отклонил, поскольку как следует из пояснений самого заявителя, площадь планируемого к постройке супермаркета не предполагает его размещение с учетом требований СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, с применением которых в настоящем споре заявитель не согласен.
Довод заявителя о нарушении прав жителей на обеспечение товарами первой необходимости в пределах шаговой доступности суд первой инстанции обоснованно отклонил как документально не подтвержденный. Кроме того, с момента предварительного согласования обществу места размещения магазина (21.07.2011) до начала его строительства (осень 2018 года) прошло более семи лет, при этом необходимость обеспечения доступности товаров для населения в любом случае не отрицает необходимости соблюдения комфортной жилой среды.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 15.07.2010 N 931-О-О, регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.
Учитывая представленные лицами, участвующими в деле, доказательства суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что в данном конкретном случае администрацией при вынесении оспариваемых постановлений был соблюден баланс публичных и частных интересов, учтена приоритетная цель градостроительной деятельности - обеспечение благоприятных условий проживания.
С учетом изложенного, в удовлетворении заявленных требований судом первой инстанции было обоснованно отказано.
В основу апелляционной жалобы положены доводы о том, что ранее выданное разрешение на строительство соответствует требованиям закона, а довод суда первой инстанции о нарушении требований СанПиН, по мнению заявителя, опровергается представленными им в суде апелляционной инстанции документами: заключением ООО "Центр гигиены и экологии" от 19.08.2019 г., санитарно-эпидемиологическим заключением Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области от 04 сентября 2019 года и решением Управления Роспотребнадзора от 18.09.2019 г. "Об установлении санитарно-защитной зоны объекта для проектируемого магазина товаров повседневного спроса".
Оценив доводы заявителя, имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные документы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что они не свидетельствуют о нарушении закона со стороны администрации г.Ульяновска при принятии ей оспариваемых решений.
Как уже было указано выше, заявителю в 2011 году было предварительно согласовано место размещения магазина на земельном участке площадью 1212,0 кв.м.
В 2013 году был заключен договор аренды земельного участка для использования под строительство магазина, в том же году выдан градостроительный план земельного участка.
В 2016 г. заявителю администрацией выдано разрешение на строительство магазина сроком действия до 20.04.2019 г.
Причиной для отмены (признания утратившим силу) разрешения на строительство послужило недовольство жителей многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г.Ульяновск, ул. Пушкарева, д.32 начавшимся строительством и их обращения в различные органы власти.
С учетом мнения жителей и представления прокуратуры, администраций и были приняты оспариваемые в рамках настоящего дела постановления.
Как следует из пояснений представителя заявителя, коллективного обращения жителей (т.2 л.д.48-54), а также имеющихся в материалах настоящего дела фотоматериалов (т.1 л.д. 5-12), строительство магазина ведется на месте зеленой зоны, отделяющей автодорогу от многоквартирного жилого дома, на расстоянии от 9 до 10 метров от его стены.
Жители дома по ул. Пушкарева 32 выражают несогласие с занятием зеленой зоны и придомовой территории при том, что стена строящегося магазина фактически перекрывает два нижних этажа пятиэтажного многоквартирного жилого дома (т.2 л.д.12). Как следует из фотоматериалов, на этой стене располагаются окна и балконы принадлежащих жильцам квартир.
Представленные заявителем санитарные заключения не свидетельствуют о том, что выданное разрешение на строительство не нарушает требования СанПиН, в части размещения отдельно стоящих супермаркетов не ближе 50 метров от жилой застройки.
Работа магазина товаров повседневного спроса предполагает организацию как места выгрузки товаров с большегрузных автомобилей, так и наличие зоны складирования пищевых и иных отходов, которые, с учетом расположения магазина, будут находиться в непосредственной близости от окон и балконов жилого дома.
Кроме того, следует учитывать, что заявителем получено разрешение на строительство объекта капитального строительства - магазин. В материалах дела отсутствую доказательства, что после окончания строительства и ввода объекта в эксплуатацию, ООО "Деметра" или иной собственник (арендатор), будет использовать построенное здание в качестве продуктового магазина, а не для иных целей (например торговли мебелью, стройматериалами, автозапчастями, автомаслами и др.), которые предполагают наличие еще большей санитарной зоны.
Доводы заявителя о том, что строительство уже начато, в результате общество понесло материальные затраты, не может свидетельствовать о правомерности его требований. Заявитель не лишен права обратиться с отдельным иском о взыскании убытков, если считает, что они понесены по вине администрации, неправомерно выдавшей разрешение на строительство.
Таким образом, выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Расходы по уплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы общества с ограниченной ответственностью "Деметра" в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации относятся на подателя апелляционной жалобы. Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области от уплаты государственной пошлины освобождено.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 29 июля 2019 года по делу N А72-21244/2018 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Б. Корнилов |
Судьи |
Е.Г. Филиппова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-21244/2018
Истец: ООО "ДЕМЕТРА"
Ответчик: Администрация города Ульяновска в лице Управления архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска
Третье лицо: Министерство строительства и архит ектуры Ульяновской области, МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И АРХИТЕКТУРЫ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ