город Ростов-на-Дону |
|
09 октября 2019 г. |
дело N А32-41753/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 октября 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой И.Н.,
от заявителя - Хомяковой Ж.А. по доверенности от 09.07.2019,
от заинтересованного лица - Попова Б.В. по доверенности от 20.02.2018, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества райпищекомбинат "Славянский"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.08.2019 по делу N А32-41753/2018 (судья Поляков Д.Ю.),
по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу
к закрытому акционерному обществу райпищекомбинат "Славянский" (ОГРН 1022304649410, ИНН 2349003141),
о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу (далее - МРУ Росалкогольрегулирования по Южному федеральному округу, управление) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к закрытому акционерному обществу райпищекомбинат "Славянский" (далее - общество, ЗАО РПК "Славянский") о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 21.08.2019 ЗАО РПК "Славянский" привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей. Продукция, указанная в протоколах ареста товаров и иных вещей от 30.08.2018 N 08-24-18/924-2 и от 31.08.2018 N 08-24-18/924-3, арестованная Межрегиональным управлением Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу, изъята из оборота с направлением на уничтожение.
Не согласившись с принятым судебным актом, ЗАО РПК "Славянский" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что заключение судебной экспертизы от 10.07.2019 содержит вывод о полном соответствии образца "Виноматериал столовый сухой красный" ГОСТ 32030-2013 "Вина столовые и виноматериалы столовые. Общие технические условия". Суд первой инстанции не дал оценку указанному выводу судебной экспертизы. Выводы экспертизы N 96/2018 Испытательной лаборатории МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО, представленной заявителем, относительно продукции "Виноматериал столовый сухой красный" не могут быть приняты в качестве допустимого доказательства, поскольку 9 из 10 арестованных емкостей не подвергались экспертизе со стороны заявителя. Скриншот сервиса электронного документооборота заявителя является недопустимым доказательством. Суд первой инстанции не учел, что заявитель и испытательная лаборатория являются структурными подразделениями одного государственного органа - Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка. Особенности документооборота внутри государственной структуры не могут являться основанием для умаления прав граждан и юридических лиц. Рассматривая аналогичное дело, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд указал, что годичный срок давности привлечения общества к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ следует исчислять с момента составления экспертной лабораторией административного органа заключения от 28.04.2015. Экспертное заключение N 96/2018 Испытательной лаборатории МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО, установившее наличие спиртов невиноградного происхождения в продукции ЗАО РПК "Славянский", датировано 14.08.2018. Таким образом, днем обнаружения административного правонарушения является день составления экспертной лабораторией административного органа заключения - 14.08.2018. Срок давности привлечения к административной ответственности истек 14.08.2019. В судебном заседании ЗАО РПК "Славянский" было заявлено ходатайство о вызове эксперта для дачи пояснений относительно выводов судебной экспертизы от 10.07.2019. Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного ходатайства со ссылкой на отсутствие противоречия и неясности в заключении эксперта. Вывод о том, что одно из трех тестируемых значений образца не характерно для этанола виноградного происхождения является неоднозначным. Дать разъяснение по вышеуказанному вопросу может только эксперт. Общество привлечено к ответственности за нарушение ГОСТ 31729-2015 "Напитки винные. Общие условия" при фактическом отсутствии нарушения, т.к. добавление этилового спирта в продукт ГОСТом допускается. Согласно сложившейся судебной практике само по себе наличие в вине спирта невиноградного происхождения не свидетельствует о нарушении требований ГОСТ. Протокол об административном правонарушении не содержит обвинения общества в нарушении требований ГОСТ в части органолептических показателей и массовой концентрации сахаров. Более того, вкус и аромат (органолептические показатели) являются субъективными категориями. ГОСТ 32030-2013 "Вина столовые и виноматериалы столовые. Общие технические условия", нарушение которого вменяется обществу, не содержит обязательных требований к вкусу и аромату. Негативные органолептические показатели с большой степенью вероятности были обусловлены нарушением условий транспортировки и хранения, и не свидетельствуют о нарушении ЗАО РПК "Славянский" обязательных требований к продукции. Массовая концентрация сахаров в образце "Вино столовое белое сухое "Шардоне" и "Вино столовое красное сухое "Каберне" свидетельствует о том, что данные образцы подпадают под критерии полусухих вин. Считаем, что данное отклонение является несущественным, не влечет угрозы жизни и здоровью потребителей, отсутствует существенная угроза охраняемым общественным отношениям, в силу чего нарушение может быть признано малозначительным.
В отзыве на апелляционную жалобу МРУ Росалкогольрегулирования по Южному федеральному округу указало на законность и обоснованность принятого арбитражным судом первой инстанции решения, просило в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представитель управления не согласился с доводами апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 24.07.2018 Межрегиональным управлением Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному в ходе проведения плановой выездной проверки в отношении ЗАО РПК "Славянский" на основании приказа от 16.07.2018 N 669 проведено взятие образцов алкогольной и спиртосодержащей продукции, произведенной ЗАО РПК "Славянский", в том числе:
п/п |
Наименование, крепость, литраж, дата производства/розлива |
Номер ФСМ |
Количество отобранной продукции (бутылки) |
1 |
Вино столовое белое сухое "Шардоне" 11%, 1,0 л, код АП: 0123142000003870250 (дата розлива 07.03.2018) (по накладной N 96-PRODAP-0000505060 от 12.03.2018) |
104 125728554 104 125728548 |
2 |
2 |
Вино столовое красное сухое "Каберне" 11%, 1,0 л, код АП: 0123142000003870861 (дата розлива 27.02.2018) (по накладной N 84-PRODAP-0000490741 от 28.02.2018) |
104 133128259 104 133128265 |
2 |
3 |
Напиток винный газированный полусладкий "Славянское белое" 8%, 0,75 л, код АП: 0123142000004035561 (дата розлива 13.02.2018) (по накладной N 67-PRODAP-0000471073 от 14.02.2018) |
103 747595725 103 747595737 |
2 |
4 |
Виноматериал сухой красный 11%, код АП: 0123142000004031181 (дата производства 25.12.2017) (по накладной N -IMPАР-0000116174 от 09.01.2018) отобрано из емкости N 66, V=4979,0 дал |
отсутствуют |
2 |
Отобранные образцы алкогольной и спиртосодержащей продукции для проведения экспертизы направлены в Испытательную лабораторию МРУ Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу по адресу:
г. Москва, Коровинское шоссе, д. 43.
В результате экспертного исследования образцов алкогольной и спиртосодержащей продукции установлено наличие спиртов невиноградного происхождения в алкогольной и спиртосодержащей продукции (Вино столовое белое сухое "Шардоне" 11% 1,0 л, дата розлива 07.03.2018, Вино столовое красное сухое "Каберне" 11%, 1,0 л, дата розлива 27.02.2018, Напиток винный газированный полусладкий "Славянское белое" 8% 0,75 л, дата розлива 13.02.2018, Виноматериал сухой красный 11%, дата производства 25.12.2017) (экспертное заключение N 96/2018 от 14.08.2018).
30.08.2018 в рамках административного расследования начат осмотр принадлежащих ЗАО РПК "Славянский" помещений и территории (протокол осмотра, принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов N 08-24-18/924-1) по адресу: Краснодарский край, г. Славянск-на-Кубани, ул. Дружбы Народов, д. 23.
В ходе осмотра складских помещений по адресу: Краснодарский край, г. Славянск-на-Кубани, ул. Дружбы Народов, д. 23, а также согласно бухгалтерской ведомости, представленной ЗАО РПК "Славянский" (ИНН 2349003141), по партиям товаров на складах от 30.08.2018 установлено, что в указанных помещениях находится готовая алкогольная продукция в ассортименте, в том числе напиток винный газированный полусладкий "Славянское белое", дата розлива 13.02.2018, крепость 8%, емкость - 0,75 л, производитель ЗАО РПК "Славянский" (ИНН 2349003141), в количестве 30 084 стеклянных бутылок.
В отношении вышеуказанной алкогольной продукции применена мера обеспечения в виде ареста (протокол ареста от 30.08.2018 N 08-24-18/924-2).
В ходе осмотра производственных помещений по адресу: Краснодарский край, г. Славянск-на-Кубани, ул. Дружбы Народов, д. 23, обнаружено, что в данных помещениях установлены металлические емкости для хранения виноматериала. Согласно остаткам виноматериала в цехе виноподготовки по данным бухгалтерского учета установлено, что виноматериал красный сухой (11%, дата производства 25.12.2017), в котором согласно экспертному заключению испытательной лаборатории МРУ Росапкогольрегулирования по Центральному федеральному округу N 96/2018 от 14.08.2018 установлено наличие спиртов невиноградного происхождения, находится в емкостях:
п/п |
Наименование, инвентарный номер |
Заводской номер емкости, |
Количество виноматериала, дал |
1 |
Емкость вертикальная из нержавеющей стали, инв. N 676 |
66 |
4979,7 |
2 |
Емкость горизонтальная из коррозийно-стойкой стали, инв. N 885 |
4 |
4347,0 |
3 |
Емкость вертикальная из нержавеющей стали, инв. N 677 |
65 |
4981,6 |
4 |
Емкость вертикальная из нержавеющей стали, инв. N 671 |
81 |
4976,6 |
5 |
Емкость вертикальная из нержавеющей стали, инв. N 566 |
92 |
4976,4 |
6 |
Емкость вертикальная из нержавеющей стали, инв. N 678 |
64 |
4979,2 |
7 |
Емкость вертикальная из нержавеющей стали, инв. N 1016 |
133 |
4975,5 |
8 |
Емкость вертикальная из нержавеющей стали, инв. N 617 |
80 |
4977,3 |
9 |
Емкость вертикальная из нержавеющей стали, инв. N 523 |
89 |
3684,7 |
10 |
Емкость вертикальная из нержавеющей стали, инв. N 680 |
73 |
4980,2 |
ИТОГО |
47858,2 |
В отношении вышеуказанной спиртосодержащей продукции применена мера обеспечения в виде ареста (протокол ареста от 30.08.2018 N 08-24-18\924-2). В целях сохранности арестованной продукции на вышеуказанные емкости нанесены голографические наклейки.
31.08.2018 представлена бухгалтерского ведомость по партиям товаров на складах с исправленными данными, где указано, что в складском помещении также находится алкогольная продукция, а именно:
- Вино столовое белое сухое "Шардоне", дата розлива 07.03.2018, крепость 11%, емкость - 1 л, производитель ЗАО РПК "Славянский" (ИНН 2349003141), в количестве 384 стеклянных бутылок;
- Вино столовое красное сухое "Каберне", дата розлива 27.02.2018, крепость 11%, емкость - 1 л, производитель ЗАО РПК "Славянский" (ИНН 2349003141), в количестве 276 стеклянных бутылок.
В отношении вышеуказанной алкогольной продукции применена мера обеспечения в виде ареста (протокол ареста от 31.08.2018 N 08-24-18/924-3).
Алкогольная и спиртосодержащая продукция, на которые наложен арест, оставлена на ответственное хранение генеральному директору ЗАО РПК "Славянский" (ИНН 2349003141) Мокрову Василию Владимировичу (приказ N 2 от 11.04.2017 об исполнении должностных обязанностей) в складском и производственных помещениях, расположенных по адресу: Краснодарский край, г. Славянск-на-Кубани, ул. Дружбы Народов, д. 23.
На основании вышеизложенного административный орган пришел к выводу о том, что ЗАО РПК "Славянский" по адресу осуществления деятельности: Краснодарский край, г. Славянск-на-Кубани, ул. Дружбы Народов, д. 23, 24.07.2018 нарушило обязательные требования к выпускаемой алкогольной продукции и виноматериала, а также требования, предъявляемые к процессу производства алкогольной и спиртосодержащей продукции, что повлекло выпуск в обращение алкогольной и спиртосодержащей продукции, несоответствующей требованиям ГОСТ 32030-2013 "Межгосударственный стандарт. Вина столовые и виноматериалы столовые. Общие технические условия", ГОСТ 31729-2015 "Напитки винные. Общие условия", тем самым ЗАО РПК "Славянский" (ИНН/КПП - 2349003141/231201001) нарушило требования ст. 26 Федерального закона N 171, ГОСТ 32030-2013, ГОСТ 31729-2015.
По факту выявленных нарушений 28.09.2018 главным специалистом-экспертом отдела по контролю за соблюдением лицензионных условий и требований в сфере производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного по Южному федеральному округу Тарановым А.С. в присутствии представителя по доверенности в отношении ЗАО РПК "Славянский" составлен протокол об административном правонарушении N 08-24-18/924 по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.
В отношении алкогольной и спиртосодержащей продукции применена мера обеспечения производства по делу в виде ареста (протоколы ареста N 08-24-18/924-2 от 30.08.2018, N 08-24-18/924-3 от 31.08.2018). Общее количество арестованной алкогольной продукции - 30744 ед., спиртосодержащей - 47858,2 дал.
Используя право на обращение в суд, предусмотренное частью 2 статьи 202 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, управление обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о привлечении ЗАО РПК "Славянский" к административной ответственности.
В силу части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Действия, предусмотренные частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, - влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой; на юридических лиц - от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой (часть 2 статьи 14.43 КоАП РФ).
Объектом правонарушения, предусмотренного статьей 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются общественные отношения, связанные с соблюдением требований технических регламентов.
Объективную сторону данного правонарушения составляют действия (бездействие), нарушающие установленные требования технических регламентов или обязательных требований и создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан.
Субъектом правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм, в частности субъектом правонарушения может быть изготовитель, исполнитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), продавец.
Основу правового регулирования указанных в статье 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях правоотношений составляет Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ).
В силу статей 6 и 7 Закона N 184-ФЗ защита жизни и здоровья граждан является приоритетной задачей законодательства в области технического регулирования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Закона N 184-ФЗ за нарушение требований технических регламентов изготовитель (продавец) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 46 Закона N 184-ФЗ требования к продукции или к связанным с ней процессам производства, хранения, реализации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции установлены Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
Согласно пункту 7 статьи 2 Закона N 171-ФЗ алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха Абзацами 3 и 4 пункта 1 статьи 25 Закона N 171-ФЗ установлен запрет на оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, не соответствующей государственным стандартам и техническим условиям, а также без маркировки в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона или с маркировкой поддельными марками.
В соответствии с пунктом 11 статьи 2 Закона N 171-ФЗ вино - алкогольная продукция с содержанием этилового спирта от 8,5 (за исключением вина с защищенным географическим указанием или с защищенным наименованием места происхождения) до 16,5 (за исключением столового вина) процента объема готовой продукции, произведенная в результате полного или неполного брожения ягод свежего винограда, виноградного сусла без добавления этилового спирта, а также без добавления (за исключением столового вина) концентрированного виноградного сусла и (или) ректификованного концентрированного виноградного сусла. Вино с защищенным географическим указанием или с защищенным наименованием места происхождения может иметь содержание этилового спирта не менее 4,5 процента объема готовой продукции. Содержание этилового спирта в столовом вине не должно превышать 15 процентов объема готовой продукции. При производстве столового вина допускается добавление концентрированного виноградного сусла и (или) ректификованного концентрированного виноградного сусла для увеличения содержания этилового спирта (обогащение) или подслащивания. При обогащении или подслащивании добавление концентрированного виноградного сусла и (или) ректификованного концентрированного виноградного сусла осуществляется в количестве, которое может увеличить содержание этилового спирта в объеме готовой продукции не более чем на 4 процента. При производстве столового вина обогащение осуществляется путем добавления концентрированного виноградного сусла и (или) ректификованного концентрированного виноградного сусла в виноградное сусло, подвергшееся неполному брожению, или в вино, в котором процесс брожения не окончен, а подслащивание - на любой стадии технологического процесса до момента розлива.
Согласно пункту 13 статьи 2 Закона N 171-ФЗ виноматериалы - спиртосодержащая пищевая продукция с содержанием этилового спирта до 22 процентов объема готовой продукции, произведенная в результате полного или неполного брожения ягод винограда, иных фруктов, виноградного или иного фруктового сусла с добавлением или без добавления концентрированного виноградного или иного фруктового сусла, ректификованного концентрированного виноградного или иного фруктового сусла, без добавления этилового спирта, за исключением винного дистиллята, ректификованного винного дистиллята, виноградного дистиллята или ректификованного виноградного дистиллята, разлитая в производственную или транспортную тару, предназначенная для производства алкогольной продукции и не подлежащая реализации населению.
В соответствии с пунктом 12.3 статьи 2 Закона N 171-ФЗ винный напиток - алкогольная продукция с содержанием этилового спирта от 1,5 процента до 22 процентов объема готовой продукции с насыщением или без насыщения двуокисью углерода, содержащая не менее 50 процентов виноматериалов с добавлением или без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята, и (или) сахаросодержащих продуктов, и (или) ароматических и вкусовых добавок, и (или) пищевых красителей, и (или) воды.
Статьей 3 Закона N 171-ФЗ установлено, что законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции состоит из Закона N 171-ФЗ, иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением технических условий в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" требования к качеству пищевых продуктов, процедурам оценки и подтверждения их соответствия требованиям нормативных документов, методикам их испытаний устанавливаются соответствующими государственными стандартами.
Согласно "ГОСТ 32030-2013. Межгосударственный стандарт. Вина столовые и виноматериалы столовые. Общие технические условия" (введен в действие Приказом Росстандарта от 27.06.2013 N 253-ст) столовое вино - вино с объемной долей этилового спирта от 8,5% до 15% и общей объемной долей этилового спирта не более 15%, изготовленное в результате полного или неполного спиртового брожения целых или дробленых ягод свежего винограда или виноградного сусла, с добавлением или без добавления сусла виноградного концентрированного и (или) сусла виноградного концентрированного ректификованного.
Пункт 3.1 "ГОСТ 31729-2015. Межгосударственный стандарт. Напитки винные. Общие технические условия" (введен в действие Приказом Росстандарта от 26.11.2015 N 1992-ст) определяет винный напиток как винодельческий продукт с объемной долей этилового спирта не более 22% с насыщением или без насыщения двуокисью углерода, содержащий не менее 50% виноматериалов (вина наливом), с добавлением или без добавления ректификованного этилового спирта из пищевого сырья, и/или винного, и/или виноградного спирта, и/или винного, и/или виноградного дистиллята, спиртованного виноградного сусла, с добавлением или без добавления сахаросодержащих продуктов, натуральных пищевых ароматизаторов, экстрактов отдельных частей растений или их дистиллятов, пищевых красителей растительного происхождения, воды.
Факт осуществления обществом деятельности с нарушением обязательных требований к выпускаемой алкогольной продукции и виноматериала, а также требований, предъявляемых к процессу производства алкогольной и спиртосодержащей продукции, что повлекло выпуск в обращение алкогольной и спиртосодержащей продукции, несоответствующей требованиям ГОСТ 32030-2013, ГОСТ 31729-2015, чем нарушены требования абз. 22 п. 1 ст. 26 Закона N 171-ФЗ, доказан административным органом и подтверждается совокупностью имеющихся в деле доказательств, в том числе: протоколом об административном правонарушении от 28.09.2018 N 08-24-18/924, протоколом осмотра, принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 30.08.2018, протоколами испытаний.
Кроме того, определением Арбитражного суда Краснодарского края от 20.03.2019 удовлетворено ходатайство ЗАО РПК "Славянский" о назначении экспертизы образцов алкогольной продукции: вино столовое белое сухое "Шардоне"; вино столовое сухое красное "Каберне"; напиток винный газированный полусладкий "Славянское белое"; виноматериал сухой красный 11%, спиртов невиноградного происхождения.
Проведение экспертизы поручено экспертам Испытательного центра Всероссийского научно-исследовательского института пивоваренной, безалкогольной и винодельческой промышленности - филиала Федерального государственного бюджетного научного учреждения "Федеральный научный центр пищевых систем им. В.М. Горбатова" РАН.
В соответствии с выводами представленного экспертного заключения от 10.07.2019 N 565/1-22:
- вино столовое белое сухое "Шардоне" 11%, 1,0 л, (дата розлива 07.03.2018) не соответствует по органолептическим показателям наименованию (аромат, вкус), по физико-химическим показателям - требованиям ГОСТ 32030-2013 п. 4.1.3.2 в части массовой концентрации сахаров;
- вино столовое красное сухое "Каберне" 11%, 1,0 л, (дата розлива 27.02.2018) не соответствует по органолептическим показателям наименованию (аромат, вкус), по физико-химическим показателям - требованиям ГОСТ 32030-2013 п. 4.1.3.2 в части массовой концентрации сахаров;
- в напитке винном газированном полусладком "Славянское белое" 8%, 0,75 л (дата розлива 13.02.2018) установленные значения D,
не характерны для этанола виноградного происхождения.
Доводы жалобы о том, что выводы экспертизы N 96/2018 Испытательной лаборатории МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО, представленной заявителем, относительно продукции "Виноматериал столовый сухой красный" не могут быть приняты в качестве допустимого, отклоняются судом апелляционной инстанции ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, на момент проведения плановой проверки у общества имелись остатки спиртосодержащей продукции: виноматериал белый сухой, дата производства 14.11.2017, хранящийся в емкости N 69, и виноматериал красный сухой, дата производства 25.12.2017, хранящийся в емкости N 66.
24.07.2018 в присутствии законного представителя общества Мокрова В.В. взяты пробы для проведения экспертного исследования (протокол о взятии проб и образцов от 24.07.2018), в том числе виноматериала сухою красного 11%. дата производства 25.12.2017 из емкости N 66.
Согласно экспертному заключению в образце виноматериала красного сухого обнаружены спирты невиноградного происхождения.
В ходе административного расследования по делу об административном правонарушении в отношении ЗЛО РНК "Славянский" 30-31.08.2018 в присутствии законного представителя общества Мокрова В.В. осуществлен осмотр помещении и территории общества, в ходе которого установлено, что виноматериал сухой красный 11%, дата производства 25.12.2017, отобранный для исследований из емкости N 66, находится в десяти емкостях (заводской номер NN 66, 4, 65, 81, 92, 64, 133, 80, 89, 73).
Судом апелляционной инстанции также отклоняются доводы жалобы о том, что само по себе наличие в вине спирта невиноградного происхождения не свидетельствует о нарушении требований ГОСТ.
Пунктом 4.2 ГОСТа Р 32030-2013 "Вина столовые и виноматериалы столовые. Общие технические условия" установлен закрытый перечень требований к сырью при производстве вина.
Согласно протоколам испытаний в представленных образцах обнаружены спирты невиноградного происхождения.
Исходя из содержания понятий "вино", "виноматериалы", "сусло", определенных ст. 2 Закона N 171-ФЗ, а также понятия "столовое вино" (п. 3.3 ГОСТа 32030-2013) этиловый спирт в вине образуется в результате естественного брожения ягод винограда, в силу чего наличие в вине спирта невиноградного происхождения свидетельствует о нарушении производителем требований к процессу производства такого вина.
По смыслу абз. 11 п. 3 ст. 20 Закона N 171-ФЗ запрещается производство продукции, не соответствующей государственным стандартам.
Процесс производства вина регламентирован Федеральным законом, соответствующими ГОСТами и "Сборником основных правил, технологических инструкций и нормативных материалов по производству винодельческой продукции", утвержденным Минсельхозпродом РФ 05.05.1998 (далее - Сборник).
Согласно п. 4.1 Сборника при производстве виноградных вин запрещается:
- использование сушеного винограда;
- добавление воды и водных экстрактов, продуктов переработки винограда и других плодов в сусло, мезгу, виноматериалы и вино;
- производство вина из виноматериалов с массовой концентрацией летучих кислот более 2,5 г/куб. дм;
- использование сырья и материалов, не удовлетворяющих требованиям, предъявляемым к ним действующей нормативно-технической документацией.
Настоящие правила обязательны для всех предприятий, изготовляющих и разливающих виноградные вина, расположенных на территории Российской Федерации, независимо от их подчиненности и форм собственности, в том числе совместных и принадлежащих другим государствам или их гарантам (п. 4.2 Сборника).
При соблюдении требований к процессу производства вина, кроме спиртов виноградного происхождения, никаких иных спиртов в продукте образоваться не может. Спирты не виноградного происхождения в вине могут образовываться в результате нарушения производителем требований к процессу производства такого вина.
Вопрос о том, каким образом в вино попали спирты не виноградного происхождения, не имеет значения при решении вопроса о наличии оснований для привлечения общества к административной ответственности, поскольку будучи производителем и хранителем вина общество обязано обеспечить его соответствие обязательным требованиям.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Следовательно, при решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
Основанием для освобождения заявителя от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения обществом законодательно установленной обязанности.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что заявитель принял все зависящие от него меры по соблюдению положений действующего законодательства.
Суд считает, что в данном случае общество имело возможность не допустить совершение административного правонарушения, однако при отсутствии объективных, чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств не приняло все зависящие от него меры для выполнения норм действующего законодательства, что свидетельствует о виновности юридического лица.
Таким образом, является правильным вывод суда первой инстанции о наличии в действиях (бездействии) общества состава административного правонарушения, предусмотренного части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, а также прав и законных интересов общества при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено, обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не выявлено.
Доводы об истечении срока давности привлечения к административной ответственности являлись предметом исследования арбитражного суда первой инстанции, который дал им надлежащую правовую оценку. Арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки выводов арбитражного суда первой инстанции.
Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции составляет один год со дня совершения административного правонарушения.
В силу части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 данной статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Согласно пункту 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при проверке соблюдения давностного срока в целях применения административной ответственности за длящееся правонарушение суду необходимо исходить из того, что днем обнаружения административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол о данном административном правонарушении, выявило факт совершения этого правонарушения. Указанный день определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления.
Как следует из материалов дела, испытательной лабораторией МРУ Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу в результате экспертного исследования образцов алкогольной и спиртосодержащей продукции установлено наличие спиртов невиноградного происхождения в алкогольной и спиртосодержащей продукции (экспертное заключение N 96/2018 от 14.08.2018 с приложенными протоколами испытаний образцов).
Вышеуказанное экспертное заключение с приложением были направлены испытательной лабораторией МРУ Росалкогольрегулировапия по Центральному федеральному округу в адрес управления сопроводительным письмом от 14.08.2018 N yl-14818/15 и получены управлением по ЮФО 22.08.2018.
Таким образом, днем обнаружения административного правонарушения является 22.08.2018, то есть день получения результатов проведенной экспертизы заявителем.
Испытательная лаборатория МРУ Росалкогольрегулировапия по Центральному федеральному округу не является лицом, уполномоченным составлять протокол о данном административном правонарушении.
Ссылка апеллянта на постановление Пятнадцатого арбитражного суда от 23.06.2016 по делу N А53-16231/2015 отклоняется, поскольку указанный судебный акт принят по делам с иными фактическими обстоятельствами, с участием иных лиц и в силу ст. 69 АПК РФ не имеет преюдициального значения.
Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и равный одному году на дату рассмотрения по существу заявленных требований (21.08.2019), не истек.
Оценив степень общественной опасности совершенного обществом правонарушения, учитывая характер общественных отношений, на которые посягает правонарушение, а также принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения обществом правонарушения, коллегия не усматривает оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного правонарушения малозначительным.
Оснований для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ апелляционным судом также не установлено.
В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" безусловному изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов подлежит алкогольная продукция, в том числе, не соответствующая государственным стандартам, Техническим условиям.
Установив, что продукция, арестованная согласно протоколу ареста товаров и иных вещей от 30.08.2018 N 08-24-18/924-2 и от 31.08.2018 N 08-24-18/924-3, не соответствует государственным стандартам, Техническим регламентам, суд обоснованно изъял эту продукцию из оборота и направил на уничтожение.
Ходатайство о вызове в судебное заседание эксперта судом первой инстанции рассмотрено и отклонено, ввиду отсутствия в экспертном заключении неясностей или противоречий, требующих дополнительных пояснений эксперта по экспертному заключению. В соответствии с абзацем 2 части 3 статьи 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по ходатайству лица, участвующего в деле, или по инициативе арбитражного суда эксперт может быть вызван в судебное заседание. Из указанной нормы следует, что вызов эксперта в судебное заседание является правом, а не обязанностью суда.
Иные доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции оценке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.08.2019 по делу N А32-41753/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Ильина |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-41753/2018
Истец: Межрегиональное управление Росалкогольрегулирование по Южному федеральному округу, Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Юфо
Ответчик: ЗАО райпищекомбинат "Славянский", ЗАО РПК "Славянский"
Хронология рассмотрения дела:
24.12.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10702/19
29.10.2019 Определение Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10702/19
09.10.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-16730/19
21.08.2019 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-41753/18