г. Москва |
|
30 августа 2019 г. |
Дело N А40-103221/19 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи В.Р. Валиев,
рассмотрев апелляционную жалобу
ООО "РЕМСПЕЦСЕРВИС-ЧН" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 02 июля 2019 года по делу N А40-103221/19, рассмотренному в порядке упрощенного производства, принятое судьей Лариным М.В., по иску АО "МОСЭНЕРГОСБЫТ" к ООО "РЕМСПЕЦСЕРВИС-ЧН" о взыскании суммы задолженности в размере 443 330,91 р., неустойки в размере 18 696,75 р. и неустойки за период с 16.03.2019 по день фактической уплаты,
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
АО "МОСЭНЕРГОСБЫТ" обратилось в суд к ООО "РЕМСПЕЦСЕРВИС-ЧН" с требованием о взыскании задолженности в размере 443330.91 руб., законной неустойки за период с 15.11.2018 по 15.03.2019 в размере 18 696, 75 руб., законной неустойки, начисленной в порядке абз. 9 п. 2 ст. 37 ФЗ от 26.03.2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" в размере 1/130 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки на сумму долга в размере 443330,91 руб. начиная с 16.03.2019 по день фактической оплаты.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 02 июля 2019 года исковые требования удовлетворены.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в порядке главы 29 АПК РФ.
Не согласившись с принятым судом первой инстанции решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об удовлетворены исковых требований.
Заявитель апелляционной жалобы полагает, что размер удовлетворенных исковых требований не доказан истцом, а также не приняты во внимание доводы ответчика о порядке определения объёма поставленного ресурса.
Истец возражал против доводов апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, представил письменные пояснения.
Исследовав представленные в материалы дела документы в их совокупности, с учетом положений ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив выводы суда первой инстанции, апелляционным судом не усматривается правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
При этом апелляционный суд исходит из следующего.
Как следует из материалов дела, компания на основании договора энергоснабжения от 06.05.2014 N 98384168 (далее - договор) поставила обществу электроэнергию за период с 01.09.2018 по 30.11.2018 на общую сумму 1 004 316,60 р. принятую по акту приема-передачи, которая по истечении установленного в договоре срока в полном объеме оплачена не была, что послужило, с учетом отсутствие ответа на претензию, обращение с настоящим иском.
Согласно положениям статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательств и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательств и одностороннее изменение его условий не допускается.
По условиям договора истец обязался подавать через присоединенную сеть электроэнергию, а абонент обязался оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (ч. 1 ст. 539 ГК РФ).
Согласно п. 82 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 года N 442 (далее - Основные положения) стоимость объема покупки электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата, за вычетом средств, внесенных потребителем (покупателем) в качестве оплаты электрической энергии (мощности) в течение этого месяца, оплачивается до 18 числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата.
В соответствии с пунктом 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги в следующих случаях: при непосредственном управлении многоквартирным домом: в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления: в жилых домах (домовладениях).
В остальных случаях, согласно пунктам 8 и 9 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещении в многоквартирном доме являются управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив.
Согласно пункту 138 Основных положений в многоквартирных домах коллективные (общедомовые) приборы учета устанавливаются на границе раздела объектов электросетевого хозяйства и внутридомовых инженерных систем.
Учитывая вышеизложенное, установка коллективного (общедомового) прибора учета необходима для учета электроэнергии, поступающей в многоквартирный жилой дом, позволяет определить общий объем электрической энергии, расходуемой как на индивидуальное потребление жильцов, так и на общедомовые нужды, которые включают в себя места общего пользования и внутридомовые потери, возникающие при передаче электроэнергии по внутридомовым сетам.
Истец производил расчеты по установленным на границе балансовой принадлежности многоквартирных домов, расположенных по адресам ул. Маршала Баграмяна д.4, ул. Марьинский Парк д.35, д.33.
Согласно пункту 1 статьи 13 Закона N 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Объем потребления электроэнергии в период с 01.09.2018 по 30.11.2018 подтверждается реестрами контрольных показаний приборов учета, полученных в виде отчетом от сетевой организации ПАО "МОЭСК".
В данных реестров указаны сведения о транзитных потребителях, объем потребления энергии которых, в соответствии с условиями договора, вычитается из объема потребления ответчика.
В свою очередь объем потребления транзитных потребителей подтверждается представленными в материалы дела копиями расчетных документов, кроме того, истцом была проведена проверка расхода потребления бытовых абонентов, заключивших прямые договора энергоснабжения.
Объем потребления электроэнергии, указанных ответчиком в качестве транзитных потребителей, рассчитывался истцом по договору энергоснабжения и вычитался из объема потребления ответчика.
В соответствии с п. 137 Основных положений приборы учета, используемые при определении количества поставленной электроэнергии, должны соответствовать требованиям действующего законодательства по классу точности, должны быть допущенными в эксплуатацию и иметь контрольные пломбы.
Акты допуска спорных приборов учета в эксплуатацию оформлены в присутствии представителя ООО "Ремспецсервис-ЧН" Чуриловым А.В. и подписаны представителями сетевой организации и управляющей компании без возражений.
Истцом в адрес ответчика направлены уведомления о расчетах по показаниям общедомовых (коллективных) приборов учета.
Объем поставленной электроэнергии по спорным адресам определен согласно данным о потреблении, предоставленным сетевой организацией АО "ОЭК".
Пунктом 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации установлена обязанность управляющей организации по договору управления многоквартирным домом в течение согласованного срока оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно подпункту "к" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 (далее - Правила N 491), содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.). В соответствии с абз. 2 п. 184 Основных положений определение объемов покупки электроэнергии, поставленной исполнителю коммунальных услуг, осуществляется в соответствии с Правилами обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. N 124 (далее - Правила N 124).
В силу пункта 5 Правил N 491 установленные коллективные (общедомовые) приборы учета коммунальных ресурсов входят в состав общего имущества многоквартирного дома.
Подпункт "с" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, возлагает на исполнителя, предоставляющего потребителю коммунальные услуги, обязанность обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание и ремонт жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Независимо от действий собственников многоквартирного дома управляющая организация как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении. Обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета) входит в обязанности управляющей организации в силу положений части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и подпункта "к" пункта 11 Правил N 491.
В силу подпункта "а" пункта 21 Правил N 124, при установлении в договоре ресурсоснабжения порядка определения объемов поставляемого коммунального ресурса учитывается следующее: объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период.
В силу публичного характера договора энергоснабжения при его заключении и исполнении для сторон обязательны издаваемые Правительством Российской Федерации правила со дня их вступления в силу. Если иное не установлено нормативными документами, эти правила распространяются также на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров (пункт 4 статьи 421, пункт 4 статьи 426 ГК РФ, пункт 1 статьи 21, пункт 2 статьи 26 Закона об электроэнергетике, статья 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике", пункт 28 ОПФРР, пункт 9 Правил N 861).
Положениями Закона об энергосбережении установлена обязанность по установке именно общедомового прибора учета, учитывающего весь поступающий в многоквартирный дом объем ресурса, а не прибора учета расхода коммунального ресурса на общедомовые нужды.
Стороны фактически согласовали приборы учета электроэнергии в соответствии с требованиями законодательства об электроэнергетике.
На стр.3 Реестра указаны сведения о транзитных потребителях, объём потребления электроэнергии которых, в соответствии с условиями договора, вычитается из объёма потребления ответчика. Объём потребления транзитных абонентов подтверждается, представленными в материалы дела копиями первичных расчётных документов транзитных потребителей, а также ведомостями объёма потребления физических лиц. Кроме того, на основании обращения ответчика вх. от 09.01.2019 N СК/30-3/19, истцом была проведена проверка расхода потребления бытовых абонентов, заключивших прямые договоры энергоснабжения. В результате проверки, по предоставленным ответчиком реестрам, расхождений по объёмам потреблённой электроэнергии по всем перечисленным объектам, не выявлены, о чём ответчику сообщили письмом исх. от 07.02.2019 N ИП/33-680/19.
Объём потребления электроэнергии, указанных ответчиком в качестве транзитных потребителей: ООО "Мистерия", ООО "Неграм-Сервис", ООО "Джаз", 000 "Бизнес Гарант", ФЛ Липейко А.В., Мартиросян Л.Л., СНП ЮЭ Гуан (6 помещений) рассчитывается Истцом по договору энергоснабжения N 92674668 от 04.05.2017 г., заключенному между истцом и ООО "Нефтемашсервис-С" и вычитается из объёма потребления ответчика.
В представленных в материалы дела счетах: N 3-68-50576 от 30.09.2018, N Э-68-56897 от 31.10.2018, N 3-68-63234 от 30.11.2018, указаны объёмы потребления всех имеющихся транзитных потребителей, а также бытовых потребителей, заключивших с АО "Мосэнергосбыт" прямые договоры энергоснабжения и вычитаемые из объёма потребления ответчика.
Представленные ответчиком доводы апелляционной жалобы не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Таким образом, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки имеющихся в деле доказательств в их совокупности, апелляционным судом признается законным и обоснованным решение суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований.
Исходя из выше изложенного, апелляционный суд полагает, что разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 02 июля 2019 года по делу N А40-103221/19 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
В.Р. Валиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-103221/2019
Истец: АО "МОСЭНЕРГОСБЫТ"
Ответчик: ООО "РЕМСПЕЦСЕРВИС-ЧН"