город Ростов-на-Дону |
|
08 октября 2019 г. |
дело N А32-7637/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 октября 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Абраменко Р.А.
судей Галова В.В., Малыхиной М.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Дудо В.А.
при участии:
от истца: представитель Ханова А.Д. по доверенности от 10.07.2019,
от ответчика: директор Волкодав А.Н. паспорт, Морозов И.А. по доверенности от 10.03.2019.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Тепловые сети"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 26.07.2019 по делу N А32-7637/2018
по иску акционерного общества "Тепловые сети" (ОГРН/ИНН 1052325778196/2346013656)
к ответчику обществу с ограниченной ответственностью "Развитие" (ОГРН/ИНН 1132362000847/2346018125)
о взыскании задолженности и неустойки,
принятое в составе судьи Черного Н.В.,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Тепловые сети" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Развитие" (далее - ответчик, компания) о взыскании задолженности по оплате поставленного объема коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества многоквартирных домов, за период с 01.06.2017 по 01.02.2018 в размере 193 466,04 руб., пени, рассчитанной на задолженность по оплате поставленного объема коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества многоквартирных домов, за период с 16.07.2017 по 20.01.2019 в размере 398 697,17 руб.; задолженности по оплате поставленного сверхнормативного объема коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества многоквартирных домов, за период с 01.06.2017 по 01.02.2018 в размере 1 537 387,85 руб., пени, рассчитанной на задолженность по оплате поставленного сверхнормативного объема коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества многоквартирных домов, за период с 16.07.2017 по 25.11.2018 в размере 326 550,16 руб. (с учетом уточнения требований в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 26 июля 2019 года с ООО "Развитие" в пользу АО "Тепловые сети" взыскана пеня в размере 52 439,56 руб., а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 5 780,33 руб. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано. АО "Тепловые сети" из федерального бюджета возвращена излишне уплаченная по платежному поручению N 196 от 19.02.2018 государственная пошлина в размере 1 138 руб.
Не согласившись с данным судебным актом, истец обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просил решение суда первой инстанции отменить. В обоснование апелляционной жалобы истец ссылается на то, что спор по исковому заявлению вытекает из правоотношений между ресурсоснабжающей и управляющей организациями, которые регулируются Правилами, обязательными при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей коммунальных услуг, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124. Суд данный факт проигнорировал и указал на непосредственное применение норм Постановления Правительства от 06.05.2011 N 354, где истец при расчетах должен был применить формулу 23 приложения 2 к Правилам N 354, а соответственно использовать утвержденный норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Суд не учел, что между ресурсоснабжающей организацией и собственниками жилых помещений в многоквартирных жилых домах заключены прямые договоры, расчет по которым производится именно в том порядке, который обозначен в формуле 23 приложения 2 к Правилам N 354, а управляющей компании предъявлена задолженность за объем коммунальной услуги в размере превышения над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на содержание общего имущества, которую исполнитель коммунальных услуг должен оплачивать за счет собственных средств, что регламентировано Постановлением Правительства РФ N 603 от 29.06.2016. Между истцом и ответчиком был заключен договор N б/н теплоснабжения и поставки горячей воды от 23.04.2015 года на поставку коммунального ресурса на отопление и горячее водоснабжение, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям, действие которого не прекращено ввиду достижения соглашения от 27.02.2018. В материалы дела неоднократно приобщались копии платежных документов, подтверждающих взимание платы за поставленный коммунальный ресурс по горячему водоснабжению на содержание общего имущества в многоквартирном жилом доме с конечного потребителя по объемам согласно показаний общедомовых приборов учета. Предъявленная управляющей компанией сумма в платежных документах надлежащим образом оплачивалась конечным потребителем, но в ресурсоснабжающую организацию указанные платежи не производились.
Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, которую просил удовлетворить.
Представители ответчика в судебном заседании возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просили решение суда оставить без изменения, пояснив, что в части взысканных сумм ответчиком решение суда не оспаривается.
Законность и обоснованность судебного акта проверяется в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 23.04.2015 между сторонами заключен договор теплоснабжения и поставки горячей воды, согласно условиям которого истец принял на себя обязательство подавать через присоединенную сеть тепловую энергию на цели отопления и горячую воду на многоквартирные дома, находящиеся в управлении ответчика. Ответчик, в свою очередь, принял на себя обязательство обеспечить прием на границе эксплуатационной ответственности сторон поставленной тепловой энергии на цели отопления и горячую воду, доведение ее до конечного потребителя (собственников и нанимателей жилых и нежилых помещений многоквартирных домов).
01.12.2017 истец уведомил ответчика об окончании 31.12.2017 срока действия договора теплоснабжения и поставки горячей воды.
Договор на поставку коммунального ресурса на содержание общего имущества многоквартирных домов между сторонами не заключен.
В рамках дела N А32-51100/2017 рассматривается исковое заявление ответчика по настоящему делу о разрешении разногласий, возникших при заключении договора ресурсоснабжения N 1/РС от 01.09.2017 и договора поставки коммунального ресурса в целях содержания общего имущества многоквартирных домов N 1-КР от 01.09.2017. Окончательный судебный акт в рамках указанного дела до настоящего времени не принят.
С учетом произведенных истцом уточнений требований в порядке ст. 49 АПК РФ, принятых судом, обществом в рамках настоящего дела отыскивается задолженность за период с июня 2017 года по январь 2018 года в размере 1 537 387,85 руб. (за вычетом произведенных ответчиком в ходе рассмотрения настоящего спора оплат на общую сумму 329 668,30 руб.), при этом общее потребление горячей воды на общедомовые нужды в спорный период осуществлено ответчиком на общую сумму 1 867 055,65 руб. (как следует из представленного с уточнением от 17.01.2019 расчета задолженности по каждому МКД).
Поскольку ответчик оплату за поставленную горячую воду, потребленную на общедомовые нужды за период с июня 2017 года по январь 2018 года включительно, в полном объеме не произвел, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемым исковым заявлением.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы истца, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что они подлежат отклонению в силу следующего.
Согласно п. 72 Основных положений и п. 6, 7, 30 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия). Договор считается заключенным на условиях, предусмотренных Правилами N 354.
Объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определяется в соответствии с п. 40, 42, 44 Правил N 354, и включает в себя объем коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, и объем коммунальных услуг, потребляемых в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с ч. 9 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 176-ФЗ) положения п. 2 ч. 1 и п. 1 ч. 2 ст. 154, ч. 1 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии/потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяются с 01.01.2017.
В целях реализации нового порядка определения размера платы за содержание жилого помещения утверждено Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее - Постановление N 1498), которым предусмотрены случаи и порядок включения в размер платы за содержание жилого помещения расходов коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также новые правила покупки у ресурсоснабжающих организаций коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества, управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными и иными специализированными потребительскими кооперативами (далее - товарищества, кооперативы).
Частью 9.1 ст. 156 ЖК РФ установлено, что плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующей коммунальной услуги при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Такая возможность потребления коммунальных услуг в многоквартирном доме установлена в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), в соответствии с п. 4 которых потребителю могут быть предоставлены коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения при условии наличия в многоквартирном доме соответствующих внутридомовых инженерных систем, по которым холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, тепловая энергия, используемая в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, подаются в жилые и нежилые помещения, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а коммунальные услуги водоотведения предоставляются при наличии в многоквартирном доме внутридомовых инженерных систем, по которым сточные воды отводятся от жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Соответственно, если в многоквартирном доме потребителям предоставляются коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, водоотведения, то такие потребители оплачивают расходы на приобретение используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме холодной воды, горячей воды (или используемых в целях горячего водоснабжения холодной воды и тепловой энергии), сточных вод, в составе платы за содержание жилого помещения в таком многоквартирном доме.
Постановлением N 1498 предусмотрено внесение в Правила N 354, а также в Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) изменений, в соответствии с которыми расходы на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, сточных вод, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, включаются в размер платы за содержание жилого помещения в случаях, когда многоквартирный дом находится в управлении управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. Потребители коммунальных услуг в таких многоквартирных домах с 01.01.2017 обязаны вносить плату за коммунальные услуги исходя из объема коммунальных услуг, потребленных в жилом или нежилом помещении.
В соответствии с ч. 11 ст. 12 Федерального закона N 176-ФЗ, начиная с 2017 года при утверждении и применении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги не учитываются расходы граждан, связанные с оплатой коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды в 2016 году.
Управляющие организации, а также товарищества, кооперативы, управляющие многоквартирным домом без заключения договора управления с управляющей организацией (далее - исполнители) на основании п. 21.1 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, приобретают у ресурсоснабжающих организаций коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, путем заключения договоров ресурсоснабжения:
- на покупку коммунальных ресурсов, используемых в целях предоставления коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме и в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (если управляющая организация, товарищество, кооператив являются исполнителями коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме);
- на покупку коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (если управляющая организация, товарищество, кооператив не предоставляют коммунальную услугу потребителям в многоквартирном доме в случаях, допускаемых жилищным законодательством).
Постановлением N 1498 предусмотрено, что объем коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, подлежащий ежемесячной оплате исполнителем, определяется исходя из разницы между объемом коммунальных ресурсов, определенных по показаниям общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов, и объемом коммунальных услуг, подлежащих оплате потребителями коммунальных услуг в соответствии с Правилами N 354, а при отсутствии общедомовых приборов учета - исходя из нормативов потребления коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также тарифов, установленных в соответствии с федеральным законом.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, при наличии в многоквартирном доме управляющей организации, соответствующие расходы возлагаются на данную организацию даже при наличии прямых договоров между собственниками помещений и ресурсоснабжающей организацией.
Кроме того, согласно п. 4 Правил N 124 управляющая организация, товарищество или кооператив, на которые в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, либо уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и (или) по предоставлению потребителям коммунальных услуг, обращаются в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения по приобретению соответствующего коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги и (или) потребляемого при содержании общего имущества многоквартирного дома, в том числе в случаях, предусмотренных п. 21 (1) настоящих Правил.
Обязанность управляющих организаций, товариществ, кооперативов, заключить договор ресурсоснабжения с ресурсонабжающей организацией в случаях, установленных в п. 21.1 Правил N 124 исходит из положений ч. 12 ст. 161 ЖК РФ, в соответствии с которой управляющие организации товарищества, кооперативы не вправе отказаться от заключения в соответствии с Правилами N 124, исходящими из части 1 ст. 157 ЖК РФ, договор ресурсонабжения с ресурсоснабжающей организацией. Аналогичный вывод содержится в п. 4 информационного письма Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 02.09.2016 N 28483-АЧ/04 и в письме Минстроя от 16.08.2016 N 2636102/04.
Из вышеизложенного следует как обязанность ответчика заключить соответствующий договор ресурсоснабжения в целях предоставления гражданам коммунального ресурса на содержание общего имущества, так и прямая обязанность приобретать у ресурсоснабжающих организаций и оплачивать коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно правовой позиции, изложенной в абз. 9 п. 2 информационного письма от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров", в тех случаях, когда потребитель пользуется услугами (энергоснабжение, услуги связи и т.п.), оказываемыми обязанной стороной, однако от заключения договора отказывается, арбитражные суды должны иметь в виду следующее.
Фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с п. 3 ст. 438 Гражданского кодекса Российской Федерации как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы). Поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные.
Таким образом, между истцом и ответчиком фактически сложились отношения по поставке коммунального ресурса при использовании и содержании общего имущества многоквартирных домов, обязанность по оплате потребленного ресурса возложена на ответчика в силу прямого указания закона.
В соответствии со ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (ст.ст. 309, 310 ГК РФ).
Как следует из материалов дела, между сторонами возникли разногласия в части порядка определения объема и стоимости потребленного коммунального ресурса на общедомовые нужды.
Порядок определения истцом размера платы, предъявленной ответчику в размере объема потребления ОДН, приводится истцом в соответствующих расчетах за спорный период июнь 2017 года - январь 2018 года с разделением на дома, которые оборудованы общедомовыми приборами учета (ОДПУ) и которые ими не оборудованы.
В отношении домов, оборудованных ОДПУ, стоимость объема потребления определена истцом следующим образом: ((Расход ОПУ (Гкал) - Расход ИПУ (Гкал)) * Тариф) + ((Расход ОПУ м3 - Расход ИПУ м3)) * Тариф ХВС).
Ответчик, возражая против указанной методики расчета, ссылается на то, что таковая не предусмотрена действующим законодательством.
В силу прямого указания п. 13 Правил N 354 условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В соответствии с п. 87 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливается для теплоснабжающих организаций, поставляющих горячую воду с использованием открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения). При этом двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
В спорных правоотношениях в целях расчетов между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг подлежит применению двухкомпонентный тариф на горячую воду, установленный регулирующим органом.
Разделом VII Приложения 2 к Правилам N 354 установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении (жилом доме, квартире) или нежилом помещении и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду. В соответствии с пунктом 26 названного приложения размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в i-м жилом или нежилом помещении, определяются по формуле 23, которая содержит величину Qin - объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении. Указанная величина рассчитывается как произведение объема потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении, и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячем) водоснабжению. Аналогичным образом определяется объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период на общедомовые нужды, приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение (Оiодн) в формуле 24 того же приложения.
Таким образом, в силу Правила N 354 количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения МКД.
Указанный порядок не противоречит ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, предусматривающему определение объема потребляемых коммунальных услуг по показаниям приборов учета, и только при их отсутствии допускающему применение нормативов потребления коммунальных услуг, поскольку тепловая энергия не относится к числу потребляемых коммунальных услуг, а величины Qin и Qiодн служат для распределения тепловой энергии, используемой на подогрев воды для горячего водоснабжения, между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды.
Аналогичная правовая позиция изложена в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.12.2017, Решении Верховного Суда Российской Федерации от 17.01.2018 по делу N АКПИ17-943, Определении Верховного Суда Российской Федерации от 18.07.2018 N 308-ЭС18-3663, Определении Верховного суда РФ N 306-ЭС17-15156 от 02.04.2018 года.
В связи с изложенным, доводы истца, что при определении объема (количества) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, необходимо использовать показания общедомового прибора учета, фиксирующего количество тепловой энергии в теплоносителе, поставляемом в МКД в целях оказания услуги по горячему водоснабжению, были обоснованно отклонены судом первой инстанции, равно как обоснованно не принят порядок определения истцом объема и стоимости потребленной на ОДН горячей воды в условиях разделения коммунального ресурса на тепловую энергию на подогрев воды и холодную воду для приготовления горячей воды.
Правилами N 354 не предусмотрено применение тепловой энергии в качестве коммунальной услуги, что соответствует положениям ч. 4 ст. 154 ЖК РФ.
Указанными правилами предусматривается распределение тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в рамках норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, размер платы за поставленный объем коммунального ресурса, потребленного при содержании общего имущества МКД, подлежит определению по формуле: Рiодн = Viодн * Тхв + Qiодн * Тт/э.
Тариф на горячую воду для населения (с НДС) установлен для истца согласно приложению N 2 к Приказу РЭК - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 30.11.2015 N 52/2015-т, с 01.01.2017 по 30.06.2017 - компонент на тепловую энергию, руб./Гкал - 2842,67, компонент на холодную воду, руб./м3 - 32,21; с 01.07.2017 по 30.06.2018 -компонент на тепловую энергию, руб./Гкал - 2956,31, компонент на холодную воду, руб./м3 - 33,50.
Порядок определения объема коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом в целях содержания общего имущества многоквартирного дома (на общедомовые нужды), оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, изложен в п.п. 21, 21 (1) Правил N 124, п.п. 40, 44, 45 Правила N 354.
Согласно пп. "а" п. 21 (1) Правил N 124 объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении МКД, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) по формуле: Vд = Vодпу - Vпотр, где Vодпу - объем коммунального ресурса, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц); Vпотр - объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определенный за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг. В случае если величина Vпотр превышает или равна величине Vодпу, то объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома за расчетный период (расчетный месяц), принимается равным 0.
При этом, положения пп. "а" п. 21 (1) Правил N 124 об объеме коммунального ресурса, подлежащего оплате исполнителем, равном 0, в случае, если величина объема коммунального ресурса, подлежащего оплате потребителями в многоквартирном доме за расчетный период (Vпотр) превышает или равна величине объема коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (Vодпу), не исключают перерасчет.
Абзацем 4 п. 25 Правил N 124 предусмотрено, что в договоре ресурсоснабжения устанавливаются порядок и сроки составления ресурсоснабжающей организацией и исполнителем акта сверки расчетов по договору ресурсоснабжения и форма такого акта.
В случае, когда величина Vпотр превышает объем Vодпу, то объем, подлежащий оплате в следующих расчетных периодах, уменьшается на разницу между указанными величинами, что исключает для ресурсоснабжающей организации возможность получить плату за не оказанные услуги и позволяет устранить несоответствие фактического потребления коммунального ресурса, вызванного невозможностью одновременного снятия показаний со всех приборов учета. Объем, подлежащий оплате в следующих расчетных периодах, уменьшается на разницу между указанными величинами.
При этом, как верно указал суд первой инстанции, контррасчет ответчика в отношении МКД, оборудованных общедомовыми приборами учета, произведен без учета указанных положений; из расчета задолженности лишь исключены МКД, в которых показания индивидуальных приборов учета превышают показания общедомовых приборов учета, что не может быть признано судом верным
Между тем, ответчиком были признаны исковые требования за период июнь - январь 2018 года в размере 296 490,33 руб. (согласно контррасчету), что следует из отзывов на исковое заявление, в частности, в пояснениях к расчету пени, представленных в судебном заседании 26.11.2018.
Разногласия в части объемов потребления самого коммунального ресурса, в частности показаний ОДПУ и ИПУ, между сторонами отсутствуют. Контррасчет ответчика в части признаваемой суммы задолженности основан на первичной документации, предоставленной истцом. Кроме того, ответчиком признается возможность применения для расчета норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению равного 0,066 Гкал/м3 (приложение N 5 к приказу региональной энергетической комиссии -департамента цен и тарифов Краснодарского края от 31.08.2012 N 2/2012-нп нормативы расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, введены Приказом РЭК - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 18.05.2017 N 2/2017-нп).
Ответчиком также были признаны исковые требования в части стоимости поставленного объема коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества МКД, не оборудованных ОДПУ, в размере 32 197,88 руб., что следует из пояснений к расчету пени, представленных в судебном заседании 26.11.2018.
Согласно части 3 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчик вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции признать иск полностью или частично.
Правовыми последствиями такого признания являются освобождение стороны от необходимости доказывания обстоятельств, признанных другой стороной (часть 3 статьи 70 АПК РФ); в мотивировочной части решения может быть указано только на признание иска ответчиком и принятие его судом (пункт 3 части 4 статьи 170 АПК РФ).
Согласно части 3 статьи 70 АПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает другую сторону от необходимости доказывания таких обстоятельств. Факт признания сторонами обстоятельств заносится арбитражным судом в протокол судебного заседания и удостоверяется подписями сторон. Признание, изложенное в письменной форме, приобщается к материалам дела.
Разница между признаваемыми ответчиком исковыми требованиями и размером предъявленных исковых требований в части стоимости поставленного объема коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества МКД, не оборудованных ОДПУ, в размере 193,64 руб. возникла за июль 2017 года.
В п. 48 Правил N 354 установлено, что при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу (за исключением коммунальной услуги по отоплению), предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме в случаях, установленных в п. 40 настоящих Правил, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к правилам. При этом объем коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества в многоквартирном доме, приходящийся на жилое (нежилое) помещение, определяется в соответствии с формулой 15 приложения N 2 к настоящим правилам.
В п. 17 приложения N 2 Правил N 354 предусмотрено, что приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, газ, сточные воды, электрическая энергия), предоставленного на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле 15, включающей норматив потребления соответствующего вида коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме за расчетный период, установленный в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306.
В соответствии с приложением N 2 к приказу региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 18.05.2017 N 3/2017-нп для спорных МКД норматив потребления горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме установлен равным 0,031 куб. метр в месяц на кв. метр общей площади.
Ответчик не оспаривает возможность применения указанного норматива.
При этом при расчете размера платы за коммунальную услугу в данной ситуации истцом применяется тариф, равный 228,62 руб., как указывает истец - двухкомпонентный тариф (нормативный) на горячее водоснабжение (стоимость 1 м3).
Вместе с тем, как верно указал суд первой инстанции, в соответствии с пп. "ж" п. 22 Правил N 124 при наличии обязанности и технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии стоимость коммунального ресурса, потребленного при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае отсутствия коллективного (общедомового) прибора учета, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации по истечении 3 месяцев после наступления такого события, при непредставлении исполнителем сведений о показаниях коллективного (общедомового) прибора учета в сроки, установленные договором ресурсоснабжения, при недопуске исполнителем два и более раз представителей ресурсоснабжающей организации для проверки состояния установленного и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом повышающего коэффициента, величина которого устанавливается в размере, равном 1,5.
В связи с отсутствием общедомовых приборов учета горячей воды в отдельных МКД и непредставлением доказательств отсутствия технической возможности установки такого прибора учета объем поставленного коммунального ресурса - горячей воды (м3) на ОДН в многоквартирных жилых домах, находящихся на обслуживании ответчика, подлежит определению исходя из норматива потребления коммунальных услуг на ОДН с применением повышающего коэффициента 1,5.
При этом, объем тепловой энергии, использованный на подогрев воды на ОДН по приведенным выше основаниям, подлежит определению путем умножения количества воды (м3) на норматив тепловой энергии, используемый для подогрева 1 м3 воды.
Таким образом, для расчета подлежит применению формула, предусмотренная п. 26(1) приложения N 2 к Правилам N 354.
Вместе с тем, методика расчета истца признается ответчиком в последующих периодах (август - сентябрь 2017 года), в связи с чем, как верно указал суд первой инстанции, требования подлежат рассмотрению в заявленных пределах в соответствующей части, в силу чего требования в части стоимости поставленного объема коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества МКД, не оборудованных ОДПУ, в размере 193,64 руб. за июль 2017 года (в части, не признанной ответчиком) правомерно признаны судом первой инстанции обоснованными.
С учетом частичных оплат, произведенных ответчиком за спорный период на основании представленных в материалы дела платежных документов, а также соответствующих писем ответчика в адрес истца о перечислении денежных средств в счет оплаты коммунального ресурса, потребленного на общедомовые нужды, в период с 01.06.2017 по 01.02.2018, размер которых (оплат) истцом не оспаривается, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что обоснованно предъявленная к взысканию задолженность ответчиком была погашена, в том числе, признанная судом обоснованной задолженность в размере 193,64 руб. за июль 2017 года, в силу чего было правомерно отказано в удовлетворении требований в части взыскания задолженности.
В силу ст. 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
На основании ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Согласно п. 9.3 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" управляющие организации, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для целей предоставления коммунальных услуг, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя уплачивают единой теплоснабжающей организации (теплоснабжающей организации) пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
В абз. втором п. 25 Правил N 124 предусмотрено, что оплата коммунального ресурса осуществляется исполнителем коммунальных услуг в полном объеме в срок до 15-го числа месяца, следующего за расчетным, если договором ресурсоснабжения не предусмотрен более поздний срок оплаты коммунального ресурса.
Следовательно, договором ресурсоснабжения может быть предусмотрен только более поздний срок оплаты коммунального ресурса, чем установлено в абз. втором п. 25 Правил N 124.
Поскольку соответствующий договор на поставку коммунального ресурса на общедомовые нужды между сторонами заключен не был, срок оплаты, как верно указал суд первой инстанции, подлежит определению в соответствии с абз. вторым п. 25 Правил N 124 - до 15-го числа месяца, следующего за расчетным.
Поскольку факт нарушения ответчиком сроков оплаты установлен судом, подтвержден материалами дела и ответчиком не оспорен, а доказательств наличия обстоятельств, определенных пунктом 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве оснований освобождения от ответственности лица, не исполнившего или ненадлежаще исполнившего обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, ответчиком не представлено, требование истца о взыскании с ответчика неустойки правомерно удовлетворено судом первой инстанции в размере 52 439,56 руб. за период с 16.07.2017 по 20.09.2018 с учетом произведенного судом перерасчета и признания ответчиком пени в указанном размере.
Учитывая, что все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, судом установлены и подтверждены представленными в материалы дела доказательствами, оснований для иных выводов по существу спора у суда апелляционной инстанции не имеется. Нарушений норм материального и процессуального права, допущенных судом при принятии обжалуемого судебного акта, являющихся безусловным основанием для его отмены, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по уплате госпошлины по апелляционной жалобе по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.07.2019 по делу N А32-7637/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Р.А. Абраменко |
Судьи |
В.В. Галов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-7637/2018
Истец: АО "Тепловые сети"
Ответчик: ООО "Развитие