г. Вологда |
|
09 октября 2019 г. |
Дело N А44-3092/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2019 года.
В полном объеме постановление изготовлено 09 октября 2019 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Алимовой Е.А. и Мурахиной Н.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Рогалевой Р.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Холмского муниципального района на решение Арбитражного суда Новгородской области от 17 июля 2019 года по делу N А44-3092/2019,
установил:
администрация Холмского муниципального района (ОГРН 1025301189253, ИНН 5317000344; адрес: 175270, Новгородская область, район Холмский, город Холм, площадь Победы, дом 2; далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области (ОГРН 1075321000105, ИНН 5321114249; адрес: 173002, Новгородская область, Великий Новгород, бульвар Воскресенский, дом 13а, далее - министерство) о признании недействительным решения от 28.03.2019 N ПР-2735-И об отказе внесения изменений в Государственный лесной реестр (далее - ГЛР) путем исключения из ГЛР сведений о выделах 29, 30, 37 лесного квартала 94 Холмского участкового лесничества и о возложении на министерство обязанности внести изменения в ГЛР путем исключения из него сведений о выделах 29, 30, 37 квартала 94 Холмского участкового лесничества Холмского лесничества.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области (далее - управление).
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 17 июля 2019 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Администрация с решением суда не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на нарушение судом норм процессуального и материального права. Считает, что при рассмотрении дела заявителем доказано, что оспариваемое решение не соответствует закону и нарушает права и законные интересы администрации в предпринимательской или иной экономической деятельности.
Министерство в отзыве на апелляционную жалобу с изложенными в ней доводами не согласилось, считает, что оснований для отмены решения суда не имеется.
От управления отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, от администрации поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия её представителя. В связи с этим дело рассмотрено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу и доводы жалобы, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, решением Старорусского районного суда Новгородской области от 23 июня 2014 года по делу N 2-1571/2014 на администрацию возложена обязанность в срок до 01.09.2015 ликвидировать последствия загрязнения и захламления земельного участка общей площадью 2,0 га, с кадастровым номером 53:19:0072107:3 расположенного по адресу: Новгородская область, Холмский район, на 4 км автодороги Холм-Морхово, от твердых бытовых и промышленных отходов и осуществить рекультивацию земельного участка.
При разработке проектно-сметной документации на рекультивацию земельного участка администрацией установлен факт пересечения земельного участка с кадастровым номером 53:19:0072107:3, площадью 2,0 га и участком земель, который согласно сведений государственного лесного реестра Новгородской области является участком земель лесного фонда, расположенным в выделах 29, 30, 37 лесного квартала Холмского участкового лесничества Холмского лесничества, которые, в свою очередь, относятся к категории защитности "зеленые зоны" защитных лесов, что подтверждено также актом натурного технического обследования от 21.01.2019.
При этом согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) об объекте недвижимости земельный участок с кадастровым номером 53:19:0072107:3, площадью 20 000 кв. м, отнесен к категории земель "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности или земли иного специального назначения", имеет вид разрешенного использования "под свалку бытовых и производственных отходов, для размещения промышленных объектов". Документы - основания: постановление Холмского райисполкома от 10.07.1986 N 171. Данный объект поставлен на учет 18.06.2004. Права на указанный земельный участок не зарегистрированы (том 1, листы 18-22).
Администрация обратилась в министерство с письмом от 21.03.2019 N 17-832-и, содержащим просьбу о содействии в решении вопроса приведения в соответствие статуса земельного участка с кадастровым номером 53:19:0072107:3 (том 1, листы 10, 17).
Письмом от 28.03.2019 N ПР-2735-И министерство отказало администрации в исключении сведений о земельном участке и ГРЛ, ссылаясь на месторасположение спорного земельного участка в выделах 29, 30, 37 лесного квартала 94 Холмского участкового лесничества, которые относятся к категории защитности "зеленые зоны" защитных лесов, и, в силу части 6 статьи 105 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), изменение границ зеленых зон, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается (том 1, лист 8).
Расценив данное письмо как отказ во внесении изменений в ГЛР относительно спорного земельного участка, администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании данного отказа недействительным.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда ввиду следующего.
По смыслу статей 65, 198 и 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Исходя из части 2 статьи 201 АПК РФ обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативного акта недействительным (решения, действий, бездействия незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: во-первых, несоответствия таких актов (решения, действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а во-вторых, нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 1 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Согласно статье 6 ЛК РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий (часть 1). Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются (часть 2). Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (часть 3).
Государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках (часть 1 статьи 91 ЛК РФ).
При этом согласно части 2 статьи 91 названного Кодекса в государственном лесном реестре содержится документированная информация: 1) о составе земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса; 2) о лесничествах, лесопарках, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах; 3) о защитных лесах, об их категориях, об эксплуатационных лесах, о резервных лесах; 4) об особо защитных участках лесов, о зонах с особыми условиями использования территорий; 5) о лесных участках; 6) о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов; 7) об использовании, охране, о защите, воспроизводстве лесов, в том числе о лесном семеноводстве; 8) о предоставлении лесов гражданам, юридическим лицам.
Ведение государственного лесного реестра осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 9 статьи 91 упомянутого Кодекса).
Согласно пункту 23 Положения об определении функциональных зон в лесопарковых зонах площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2009 N 1007, изменение площади и границ функциональных зон в лесопарковой зоне, лесопарковых зон и зеленых зон производится на основании решения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в области лесных отношений.
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что министерство является уполномоченным органом по предоставлению в границах земель лесного фонда лесных участков, внесению изменений в государственный лесной реестр.
По общему правилу в соответствии со статьей 81 ЛК РФ (в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого отказа) отнесение лесов к эксплуатационным лесам, резервным лесам и установление их границ, установление порядка определения функциональных зон в лесопарковых зонах, площади лесопарковых зон, зеленых зон, установления и изменения границ лесопарковых зон, зеленых зон относятся к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации.
В данном случае, отказывая во внесении изменений в ГЛР, министерство сослалось на часть 6 статьи 105 ЛК РФ (действовавшей на дату принятия оспариваемого отказа), согласно которой изменение границ лесопарковых зон, зеленых зон, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается.
Администрация ссылается на то, что ею в министерство была предоставлена информация (распоряжение Совета Министров РСФСР от 20.02.1987 N 205-р), подтверждающая, что ГЛР содержит недостоверные сведения, а именно сведения о земельном участке в выделах N 29, 30 и 37 лесного квартала N 94 Холмского участкового лесничества, Холмского лесничества должны были быть исключены из ГЛР еще в 1987 году. Соответственно, по мнению апеллянта, уменьшение площади зеленых зон произошло также в 1987 году. Участок с кадастровым номером 53:19:0072107:53 23.11.2007 поставлен на государственный кадастровый учет. Границы земельного участка, занятого под свалкой ТБО, описаны и внесены в Государственный кадастр недвижимости.
Данные доводы не принимаются апелляционной коллегией ввиду следующего.
Государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
На основании пункта 1 статьи 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 201-ФЗ), лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 01.01.2017, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
В силу статьи 4.6 Закона N 201-ФЗ внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о местоположении границ ранее учтенных лесных участков осуществляется по заявлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым переданы полномочия по предоставлению в границах земель лесного фонда лесных участков, или правообладателей лесных участков в порядке, установленном Законом N 218-ФЗ, для уточнения границ земельного участка.
Подпунктом 6 статьи 4.6 Закона N 201-ФЗ установлено, что сведения о лесных участках, внесенных в ГЛР, исключаются из ГЛР органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в том числе на основании заявления заинтересованного лица, если указанные сведения соответствуют одновременно следующим условиям:
1) сведения об этих лесных участках не внесены в Единый государственный реестр недвижимости;
2) границы этих лесных участков пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков (за исключением случаев пересечения с границами лесного участка, образованного для использования лесов в целях геологического изучения недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью), а также границы лесничеств, лесопарков, за исключением случаев, если такое пересечение допускается федеральным законом;
3) договоры аренды этих лесных участков прекращены или расторгнуты ко дню исключения сведений об этих лесных участках из государственного лесного реестра (в случае, если эти лесные участки были образованы в целях заключения указанных договоров аренды).
В силу части 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (в редакции Федерального закона N 280-ФЗ) в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в ЕГРН, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
Вместе с тем, как верно указано судом, согласно пункту 2 части 6 статьи 14 названного выше Федерального закона N 172-ФЗ положения части 3 статьи 14 этого Закона не распространяются на земельные участки, относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы.
Более того, как указано ранее в настоящем постановлении, частью 6 статьи 105 ЛК РФ (действовавшей на дату принятия оспариваемого отказа) был установлен прямой запрет на изменение границ лесопарковых зон, зеленых зон, которое может привести к уменьшению их площади.
Таким образом, исключение сведений об участках земель лесного фонда из ГЛР, решение об изъятии которых принято Распоряжением Совета Министров РСФСР от 20.02.1987 N 205-р приведет к уменьшению площади зеленых зон Холмского лесничества, что является недопустимым в силу прямого запрета в статье 105 ЛК РФ, действовавшей на дату принятия оспариваемого отказа министерства.
Кроме того, как обоснованно указал суд в обжалуемом решении, заявляя довод о нарушении своих прав и законных интересов, администрация, тем не менее, не представила каких-либо доказательств, достоверно подтверждающих тот факт, что министерство своим отказом воспрепятствовало исполнению заявителем решения Старорусского районного суда Новгородской области от 23 июня 2014 года по делу N 2-1571/2014, при том что срок исполнения данного судебного акта был установлен до 01.09.2015.
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия (бездействия), решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 17 июля 2019 года по делу N А44-3092/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Холмского муниципального района - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Ю. Докшина |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-3092/2019
Истец: Администрация Холмского муниципального района
Ответчик: Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области
Третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области
Хронология рассмотрения дела:
25.12.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-15568/19
12.11.2019 Определение Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-15568/19
09.10.2019 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-8283/19
17.07.2019 Решение Арбитражного суда Новгородской области N А44-3092/19