г. Самара |
|
09 октября 2019 г. |
Дело N А65-30301/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 октября 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Засыпкиной Т.С.,
судей Бажана П.В., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яковлевой Е.А.,
с участием:
от Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу - представитель не явился, извещен,
от Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан - представитель не явился, извещен,
от Управления Федеральный службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан - представитель не явился, извещено,
от Филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" по Республике Татарстан - представитель не явился, извещен,
от Межрегионального территориального управления Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области - представитель не явился, извещено,
от Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан - представитель не явился, извещено,
от ПАО "Татнефть им. В.Д. Шашина" - представитель не явился, извещено,
от АО "Транснефть-Прикамье" - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Департамента лесного хозяйства по Приволжскому Федеральному округу
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.03.2019 по делу N А65-30301/2018 (судья Бредихина Н.Ю.),
по заявлению Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу (ОГРН 1075262003992, ИНН 5262209369), г.Нижний Новгород,
к Исполнительному комитету Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, Республика Татарстан, г. Альметьевск,
третьи лица:
Управление Федеральный службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, г. Казань,
Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Татарстан, г. Казань,
Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области, г. Казань,
Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан, г. Казань,
ПАО "Татнефть им. В.Д. Шашина", Республика Татарстан, г. Альметьевск,
АО "Транснефть-Прикамье", г. Казань,
о признании реестровой ошибки, допущенной при проведении кадастровых работ, в сведениях о координатах местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 16:07:000000:1580 (единое землепользование); о признании недействительными результатов межевания; об обязании,
УСТАНОВИЛ:
Департамент лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу (далее - заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к публичному акционерному обществу "Татнефть им. В.Д.Шашина"
- о признании реестровой ошибки, допущенной при проведении кадастровых работ, в сведениях о координатах местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 16:07:000000:1580 (единое землепользование);
- о признании недействительными результатов межевания в отношении земельного участка с кадастровым номером 16:07:000000:1580 (единое землепользование), в части касающейся обособленных земельных участков с кадастровыми номерами 16:07:010003:835, 16:07:010003:836, 16:07:010003:837, 16:07:010003:838, содержащиеся в Описании N 178-05 от 2005 года в отношении обособленных земельных участков с кадастровыми номерами 16:07:010003:835, 16:07:010003:836, 16:07:010003:837, 16:07:010003:838, подготовленном ЗАО"Стройинвестпроект";
- указать, что решение суда является основанием для Управления Росреестра по Республике Татарстан для внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 16:07:000000:1580 (единое землепользование);
- об обязании Управления Росреестра по Республике Татарстан устранить реестровую ошибку путем исключения из Единого государственного реестра недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером 16:07:000000:1580 (единое землепользование), в части касающейся исключения сведений о местоположении границ и площади обособленных земельных участков с кадастровыми номерами 16:07:010003:835, 16:07:010003:836, 16:07:010003:837, 16:07:010003:838, имеющие область пересечения с землями лесного фонда, в каталоге координат поворотных точек:
4.1. Для обособленного земельного участка с кадастровым номером 16:07:010003:835:
N точки |
X |
Y |
1 |
384859.80 |
2325823.30 |
2 |
384859.80 |
2325824.30 |
3 |
384858.80 |
2325824.30 |
4 |
384858.80 |
2325823.30 |
1 |
384859.80 |
2325823.30 |
|
|
|
4.2. Для обособленного земельного участка с кадастровым номером 16:07:010003:836:
N точки |
X |
Y |
1 |
384880.30 |
2325833.90 |
2 |
384880.30 |
2325834.90 |
3 |
384879.30 |
2325834.90 |
4 |
384879.30 |
2325833.90 |
1 |
384880.30 |
2325833.90 |
4.3. Для обособленного земельного участка с кадастровым номером 16:07:010003:837
N точки |
X |
Y |
1 |
384911.50 |
2325806.90 |
2 |
384911.50 |
2325807.90 |
3 |
384910.50 |
2325807.90 |
4 |
384910.50 |
2325806.90 |
1 |
384911.50 |
2325806.90 |
4.4. Для обособленного земельного участка с кадастровым номером 16:07:010003:838:
N точки |
X |
Y |
1 |
384999.80 |
2325833.90 |
2 |
384999.80 |
2325834.90 |
3 |
384998.80 |
2325834.90 |
4 |
384998.80 |
2325833.90 |
1 |
384999.80 |
2325833.90 |
В порядке ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, были привлечены Управление государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата", Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области, Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан, ОАО "Северо-Западные магистральные нефтепроводы" (в настоящее время АО "Транснефть-Прикамье").
При рассмотрении дела в суде первой инстанции заявителем было заявлено ходатайство о замене ответчика ПАО "Татнефть им. В.Д. Шашина" на Исполнительный комитет Альметьевского муниципального района Республики Татарстан.
В порядке ст. 47 АПК РФ произведена замена ненадлежащего ответчика надлежащим.
В суде первой инстанции от Департамента поступило ходатайство:
1) о переводе филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан из третьих лиц в статус ответчика с признанием недействительной постановки ею по результатам межевания на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 16:07:000000:1580 ( единое землепользование);
2) о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора - ФГБУ Рослесинфорг" "Казанский филиал" с возложением на него обязанности - представить координаты поворотных точке, относящиеся к земельному участку лесного фонда с кадастровым номером 16:07:010003:501. Данное ходатайство заявлено Департаментом в целях обеспечения защиты прав и законных интересов Российской Федерации на земли лесного фонда и мотивировано тем, что данное лицо обладает всеми необходимыми данными для определения границ земельного участка лесного фонда именно в координатах поворотных точке.
Рассмотрев заявленные ходатайства, суд первой инстанции, с учетом мнения лиц, участвовавших в деле,
1) в удовлетворении ходатайства о переводе филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан из третьих лиц в статус ответчика отказал, в связи с тем, что требование к данному лицу "о признании недействительной постановки на учет" не предъявлялось, является новым по отношению к ранее заявленным, подлежит рассмотрению в порядке Главы 24 АПК РФ, в то время как настоящее дело рассматривается в порядке искового производства, и принятие данного требования к производству повлечет необоснованное затягивание процесса с выделением данного требования в отдельное производство. При этом суд разъяснил, что Департамент вправе предъявить данное требование в рамках отдельного заявления. Кроме того суд указал, что ни на момент постановки спорного участка на кадастровый учет (в 2006 г.), ни на настоящий момент - филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по РТ не является лицом, осуществлявшим / осуществляющим кадастровый учет объектов недвижимости, эти полномочия переданы Управлению Росреестра по РТ с 2017 г.
2) в удовлетворении ходатайства о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица ФГБУ "Рослесинфорг" Казанский филиал суд первой инстанции отказал в связи с тем, что права и законные интересы данного лица не затрагиваются принятием данного судебного акта, а обязанность по доказыванию обстоятельств, положенных в основу иска лежит на истце.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.03.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, Департамент подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе указывает, что судом допущены неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными; несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела; неправильное применение норм материального и процессуального права; спор о наличии (отсутствии) кадастровой (реестровой) ошибки сторонами не заявлялся, и никем из сторон не оспаривался. Выявленная реестровая ошибка - есть неоспоримый и принимаемый всеми сторонами по делу факт ее официального установления.
Судом необоснованно отказано в удовлетворении ходатайства истца о привлечении к участию в деле в качестве ответчика филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В обоснование заявленных требований Департамент указывает следующее.
В рамках деятельности межведомственной рабочей группы, созданной в целях решения вопросов, связанных с приведением в соответствие сведений ЕГРН и государственного лесного реестра, выявлены реестровые ошибки в сведениях о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 16:07:010003:501. Границы указанного земельного участка с уточненной площадью пересекают границы обособленных земельных участков с кадастровыми номерами 16:07:010003:836, 16:07:010003:837, 16:07:010003:838, 16:07:010003:835, входящих в состав земельного участка (единое землепользование) с кадастровым номером 16:07:000000:1580.
Согласно сведениям из ЕГРН земельные участки имеют следующие характеристики:
- кадастровый номер 16:07:010003:501, категория земель: земли лесного фонда, разрешенное использование: под пионерлагерь "Орленок", площадь 45 311 кв.м., адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Республика Татарстан, р-н Альметьевский, лесхоз Альметьевский, Поташно-Полянское лесничество; субъект права: Российская Федерация, государственная регистрация права N 16:07:010003:501-16/009/2018-1 от 17.08.2018.
- кадастровый номер: 16:07:000000:1580 (единое землепользование); категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; разрешенное использование: эксплуатация ВЛ фидер 178-05, площадь 687 кв.м., адрес: Республика Татарстан, Альметьевский муниципальный район; данные о правообладателе отсутствуют; государственная регистрация ограничения прав и обременение объекта недвижимости N 16-16-08/047/2013-322 от 05.08.2013, лицо, в пользу которого установлено ограничение права и обременение объекта: ОАО "Татнефть им. В.Д. Шашина, основание государственной регистрации от 27.05.2013 N МС 04-071-3677-ПРОМ/0020/21-56, дата регистрации 05.08.2013, N 16-16-08/047/2013-322; срок на который установлено ограничение прав и обременение объекта: с 27.05.2013 по 27.05.2060.
При проведении сопряженного пространственного анализа данных о границах земельного участка с кадастровым номером 16:07:000000:1580 (единое землепользование) и границ земель лесного фонда установлено, что указанный земельный участок в части, касающейся обособленных земельных участков с кадастровыми номерами 16:07:010003:835, 16:07:010003:836, 16:07:010003:837, 16:07:010003:838 имеет пересечение границ и расположен на землях лесного фонда, входящих в состав Поташно-Полянского участкового лесничества РТ.
При этом площадь наложения с каждым из обособленных участков составила по 1 кв.м. (в размере площади обособленного участка).
Уполномоченным органом решений о смене категории части земельного участка лесного фонда не принималось.
Распоряжением Правительства РФ от 10.06.2014 N 1021-р полномочия по определению границ лесных участков в составе лесничеств и лесопарков возложены на ФГБУ "Рослесинфорг".
Из заключения Казанского филиала ФГБУ "Рослесинфор" N 2-5 следует, что в результате сопоставления местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 16:07:000000:1580 (единое землепользование), установленных по координатам из ЕГРН с материалами лесоустройства, определяющими границы лесного фонда, установлено, что данный земельный участок частично расположен на землях лесного фонда, а именно - обособленные земельные участки с кадастровыми номерами 16:07:010003:835, 16:07:010003:836, 16:07:010003:837, 16:07:010003:838. Перечисленные обособленные участки имеют пересечение границ и расположены на землях лесного фонда, входящих в состав Поташно-Полянского участкового лесничества.
По мнению Департамента, в сведениях ЕГРН о координатах местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 16:07:000000:1580 (единое землепользование) допущена реестровая ошибка, связанная с неверным определением координат характерных точек границ данных земельных участков, что могло стать причиной пересечения границ указанного земельного участка с границами земель лесного фонда.
Названные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При принятии судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Защита нарушенных гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также иными способами, предусмотренными в законе.
Исходя из принципа диспозитивности гражданского судопроизводства, заинтересованное лицо по своему усмотрению выбирает формы и способы защиты своих прав, не запрещенные законом.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, Департамент, в силу положений ГК РФ, свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. В тех случаях, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определенный способ защиты, то лицо, обращающееся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом защиты. При этом избранный способ защиты в случае удовлетворения требований истца, должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, ГК РФ среди основных начал гражданского законодательства предусматривает обеспечение восстановления нарушенных прав (статья 1) с использованием для этого широкого круга различных способов защиты (статья 12), которые направлены в том числе на поддержание стабильности гражданско-правовых отношений; при этом выбор способа защиты, реализуемый субъектом права, предопределяется теми правовыми нормами, которые регулируют конкретные правоотношения (Определения от 23.09.2010 N 1179-О-О, от 20.02.2014 N 361-О, от 27.10.2015 N 2412-О, от 28.01.2016 N 140-О, от 07.07.2016 N 1421-О, от 21.09.2017 N 1791-О, N 1792-О, от 19.12.2017 N 2942-О).
В соответствии со ст. 61 Федерального закона N 218-ФЗ, действующего с 01.01.2017, воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости (часть 3). В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда (часть 4).
В соответствии со ст. 28 Федерального закона N 221-ФЗ (в редакции, действующей до 01.01.2017) кадастровой ошибкой в сведениях является воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях) (пункт 2 части 1). Если иное не предусмотрено настоящей статьей, кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки (часть 4). Орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, а также суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях (часть 5).
Аналогичные положения были предусмотрены и Федеральным законом от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", действовавшим на момент постановки спорных участков на кадастровый учет.
Согласно п. 56 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" суд вправе сделать выводы о допущенной кадастровой (реестровой) ошибке только в том случае, если вносимые изменения не повлекут нарушений прав и законных интересов других лиц и при отсутствии спора о праве на недвижимое имущество.
Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой (реестровой) ошибки в сведениях.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 25.08.2015 N 4-КГ15-38, истцом по делу об исправлении реестровой ошибки является правообладатель земельного участка. В качестве ответчиков привлекаются правообладатель земельного участка, в сведениях о границах которого содержится ошибка, и орган, осуществляющий кадастровый учет, поскольку в результате разрешения спора об устранении реестровой ошибки обязанность по ее исправлению может быть возложена только на орган учета, которым внесены недостоверные сведения в государственный кадастр недвижимости.
Иным самостоятельным способом защиты нарушенного права, направленным на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной его части, является иск об установлении границ земельного участка (пункт 2 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22), пункт 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 54 "О некоторых вопросах подсудности дел по искам о правах на недвижимое имущество"). Смежный землепользователь по такому иску является ответчиком; в рамках заявленного требования подлежит установлению смежная граница между земельными участками в соответствии с установленными координатами поворотных точек. Результатом разрешения спора о границах является внесение соответствующих изменений в уникальные характеристики объекта недвижимости (в правоустанавливающие документы) либо прекращение нарушения права лица на земельный участок.
Как указал суд первой инстанции, в ходе судебного разбирательства Департаменту неоднократно предлагалось уточнить как предъявленные требования, так и круг ответчиков, между тем истец настаивает на предъявленных требованиях, указывая на то, что к Управлению Росреестра по Республике Татарстан исковые требования в рамках настоящего дела им не предъявляются.
С учетом изложенного суд первой инстанции, исходя из положений ч. 5 ст. 47 АПК РФ, правомерно рассмотрел дело по предъявленному иску.
Земельный участок в понимании п. 3 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации, ч. 8 ст. 22 Федерального закона N 218-ФЗ - это часть земной поверхности, имеющая характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Границы являются главным индивидуализирующим признаком земельного участка и определяются при выполнении кадастровых работ по межеванию (ч. 2 ст. 8 Федерального закона N 218-ФЗ).
Местоположение границ земельного участка в силу п. 7 ст. 38 Федерального закона N 221-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2017), ч. 8 ст. 22 Федерального закона N 218-ФЗ устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Целью исправления реестровой ошибки является приведение данных о фактических границах земельного участка, содержащихся в ЕГРН, в соответствие с фактическими границами, установленными на местности, в соответствии с которыми земельный участок предоставлялся заявителю и существует на местности.
Фактически исправление кадастровой (реестровой) ошибки представляет собой замену одних сведений в ГКН на другие (значение координат характерных (поворотных) точек, вид разрешенного использования, адрес расположения объекта).
Следствием исправления только кадастровой ошибки не должно быть изменение площади объекта, или его местоположения, которое свидетельствует уже не о внесении изменений в технические характеристики, а о наличии спора о праве, и должно соответствовать надлежащему способу защиты в соответствии с Постановлением N 10/22.
В соответствии с позицией, изложенной в п. 2 Постановления N 10/22, споры об установлении границ (местоположения) относятся к спорам о праве. Соединение же в рамках одного иска требований об устранении кадастровой (реестровой) по сути своей технической ошибки, и спора о праве не допускается.
Как установлено судом первой инстанции, в рамках настоящего дела Департамент указывает, что не оспаривает права ответчика на земельные участки (обособленные), однако при этом он не согласен с тем, что месторасположение данных объектов определено на земельном участке заявителя, что, по его мнению, позволяет предъявлять требования о признании таких сведений реестровой ошибкой и об ее исправлении.
Суд первой инстанции отклонил данные доводы, исходя при этом из следующего.
В качестве основного доказательства по делу Департамент указывает на заключения Казанского филиала ФГБУ "Рослесинфорг" N 2-5, из которых следует, что картометрическим способом (без выезда на место) произведено сопоставление местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 16:07:000000:1580 (единое землепользование) по координатам из ЕГРН с материалами лесоустройства, определяющими границы лесного фонда. В результате такого сопоставления выявлено пересечение границ обособленных земельных участков, входящих в состав вышеупомянутого, с земельным участком с кадастровым номером 16:07:010003:501, и расположение данных обособленных участков на землях лесного фонда.
Вместе с тем, документ или часть его, в которой заложена кадастровая ошибка, должен быть представлен в качестве ключевого доказательства, а состав кадастровой ошибки четко сформулирован.
Доказательств, достоверно свидетельствующих о том, что при постановке земельных участков на учет была допущена кадастровая ошибка (ошибка в сведениях), а также свидетельствующих о том, что в документах, на основании которых вносились сведения в ГКН о спорном объекте, допущена ошибка, воспроизведенная в дальнейшем в государственном кадастре недвижимости, в материалах дела не имеется.
В силу ч. 1 ст. 64 АПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном этим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
Для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле (ч. 1 ст. 82 АПК РФ), в том числе комплексную, дополнительную и повторную экспертизы.
По правилам ст. 71 АПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, несет риск наступления последствий совершения или несовершения им процессуальных действий (ст.ст. 9, 65 АПК РФ).
Доказательства проведения межевания лесного участка, с которым, по мнению Департамента, имеется пересечение, в материалы дела не представлены.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции Департамент о проведении судебной экспертизы ходатайств не заявлял, согласие на проведение экспертного исследования на предмет определения экспертом границ земельных участков не давал.
Кроме того, представленные в материалах дела планшеты Поташно-Полянского лесничества Альметьевского лесничества, составленные по материалам лесоустройства 2015 г. имеют масштаб 1:10000 (в одном сантиметре 100 метров), в то время как обособленные участки каждый имеет площадь 1 кв.м., что не позволяет с достоверностью отразить их на данном планшете.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно признал несостоятельным довод Департамента о наличии реестровой (кадастровой) ошибки в сведениях, поскольку состав ее, как и наличие, применительно как к Федеральному закону N 218-ФЗ, так и к Федеральному закону N 221-ФЗ, заявителем не доказан.
Фактически, указывая на наличие реестровой ошибки, Департамент полагает, что обособленные участки, входящие в состав единого землепользования с кадастровым номером 16:07:000000:1580, должны быть отнесены к категории земель лесного фонда, указывая при этом на необходимость исключения сведений об этих участках из ЕГРН в полном объеме, что приведет, как верно указал суд первой инстанции, не просто к уменьшению их площади, а к полному изъятию данных участков из оборота, что, в свою очередь, не может не затрагивать права и интересы третьих лиц, использующих данные участки на основании зарегистрированного права, которое отсутствующим в установленном порядке не признано.
Фактически заявленные требования Департамента направлены на возвращение земельных участков в лесной фонд и свидетельствуют об оспаривании права ответчика на распоряжение данными земельными участками, что никак не может свидетельствовать о наличии реестровой ошибки.
Арбитражный апелляционный суд признает данный вывод суда первой инстанции обоснованным.
Особенности учета лесных участков в составе земель лесного фонда установлены Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации".
Названным законом установлено, что государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия уполномоченных органов по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими пункту 1 статьи 69 ЛК РФ. Лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости (пункт 1 статьи 4.2).
В случае, если до 01.01.2015 государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (статья 4.4).
Положениями ч. 6 ст. 47 Федерального закона N 221-ФЗ также предусмотрено, что участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
Согласно ст. 9 Лесного кодекса РФ 1997 года границы участков лесного фонда должны быть обозначены в натуре с помощью лесохозяйственных знаков и (или) указаны в планово-картографических материалах (лесных картах).
При этом сведения Государственного лесного реестра (далее - ГЛР), исходя из положений ст.ст. 7, 8 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Федеральный закон N 172-ФЗ), не указывали и не указывают в настоящее время на принадлежность земельного участка к категории земель лесного фонда.
Если в соответствии с ГЛР участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими (правоудостоверяющими) документами - к иной категории земель, принадлежность такого участка к категории земель устанавливается на основании сведений ЕГРН либо в соответствии со сведениями, указанными в документах, подтверждающих право гражданина или юридического лица на земельный участок.
Эти правила применяются в тех случаях, когда права правообладателя на земельный участок возникли до 01.01.2016.
Между тем эти правила не распространяются на земельные участки, относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, при условии, что на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы.
В случае наличия противоречия между данными о принадлежности земельных участков к землям определенной категории, указанными в Едином государственном реестре недвижимости, и данными, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, если такие документы получены до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, отнесение земельных участков к землям определенной категории осуществляется на основании данных, указанных в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, по заявлениям правообладателей земельных участков. Указанное правило не применяется, если в отношении земельного участка был принят акт о его переводе из одной категории в другую (решение об отнесении земельного участка к определенной категории) (п. 10 ст. 14 Федерального закона N 172-ФЗ).
Если в отношении земельного участка принимались акты о его отнесении к определенной категории земель или акты о переводе земельного участка в иную категорию, то эти решения будут иметь приоритет над иными сведениями о категории земель такого земельного участка, содержащимися в ЕГРН, ГЛР, правоустанавливающих документах (ч. 10 ст. 14 Федерального закона N 172-ФЗ).
Лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в ГЛР до 01.01.2017, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Сведения о таких лесных участках подлежат внесению в ЕГРН после уточнения их границ на основании межевого плана, что позволит избежать пересечения их границ с границами иных земельных участков (ч. 2 ст. 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", далее - Федеральный закон N 201-ФЗ).
При этом допускается сохранение пересечения границ лесных участков, предназначенных для размещения линейных объектов или обеспечивающих недропользование, причем как между собой, так и с иными лесными участками.
В рамках настоящего дела третьим лицом - Министерством лесного хозяйства Республики Татарстан представлены планшеты и таксационные описания лесных участков (планшет N 21 по материалам лесоустройства 2015 г., таксационное описание по состоянию на 01.01.2016) в отношении земельного участка, расположенного в Поташно-Полянском лесничестве, квартал 106, выдел 31, общей площадью 5,0 га), с целевым использованием "под лагерь отдыха").
Данный земельный участок согласно представленной в дело документации (кадастровое дело, реестровое дело) действительно отнесен к составу земель лесного фонда, права на него зарегистрированы истцом 17.08.2018, обременения в виде договора аренды лесного участка в пользу ОАО "СЗМН" (АО "Транснефть-Прикамье") зарегистрированы в установленном законом порядке, что подтверждается следующим.
14.04.1995 постановлением КМ РТ N 210 в целях обеспечения рационального использования земель лесного фонда и приведения ранее принятых актов в соответствие с Лесным кодексом РТ, было постановлено участки лесного фонда, расположенные на землях, ранее отведенных предприятиям, учреждениям, организациям для культурно-оздоровительных и рекреационных целей, отнести во владение лесхозов Государственного природного национального парка "Нижняя Кама", Министерства лесного хозяйства РТ, на праве хозяйственного ведения.
Государственному комитету РТ по земельным ресурсам и земельной реформе, Министерству лесного хозяйства РТ провести в 1995 г. инвентаризацию участков лесного фонда, указанных в пункте 1 настоящего постановления, а также лесов, находящихся в ведении органов Министерства обороны, предприятий промышленности, транспорта, связи, администраций городов и других населенных пунктов, и внести соответствующие изменения в землеустроительные документы и в документы учета лесного фонда.
04.06.1997 постановлением администрации Альметьевского района и г. Альметьевска N 1684 по результатам рассмотрения материалов, представленных Альметьевским лесхозом о возврате земель гослесфонда, ранее переданных в постоянное пользование под пионерские лагеря, базы отдыха, спорткомплексы и передачи их прежним владельцам на долгосрочное пользование (аренду) на основании постановления КМ РТ N 210 и N 900 постановлено возвратить в лесной фонд Альметьевского лесхоза, ранее отведенные земли гослесфонда в постоянное пользование под пионерские лагеря, базы отдыха, спорткомплексы, и передать их в долгосрочное пользование (в аренду) бывшим их владельцам или вновь образованным структурным подразделениям АО "Татнефть" на основании лицензии, выданной Альметьевским лесхозом с взиманием арендной платы. Возвратить в гослесфонд Альметьевского лесхоза ранее отведенные земли в постоянное пользование и используемые до настоящего времени по прямому назначению.
4.01.1997 Альметьевским лесхозом Министерства лесного хозяйства был заключен договор аренды с Альметьевским РНУ на основании лицензии на пользование лесным фондом, утв. постановлением администрации г. Альметьевска и Альметьевского района N 1684 от 27.06.1997, в отношении участков лесного фонда Поташно-Полянского лесничества "под оздоровительный лагерь Орленок" 5,0 га, сроком по 31.12.2046.
Постановлением администрации Альметьевского района и г. Альметьевска от 17.10.2001 N 2375 "О закреплении земельных участков" ОАО "Татнефть им. В.Д. Шашина" по результатам проведенной инвентаризации земель под промышленными объектами нефтегазодобывающего управления "Альметьевнефть", за нефтегазодобывающим управлением "Альметьевнефть" в постоянное бессрочное пользование были закреплены земельные участки общей площадью 1592, 88 га, согласно перечню.
Постановление N 210 от 14.04.1995 утратило силу в связи с изданием постановления КМ РТ от 26.07.2004 N 349.
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 16:07:010003:501 поставлен на кадастровый учет 14.06.2003 Альметьевским РНУ ОАО "СЗМН". Местоположение участка: земли АО им. Токарликова. Правообладателем указан филиал ОАО СЗМН Альметьевское районное нефтепроводное управление.
4.08.2008 между ГБУ "Альметьевское лесничество" Министерства лесного хозяйства РТ (арендодатель) и ОАО "СЗМН" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка N 04-04-1214, по условиям которого арендодатель передает, а арендатор принимает во временное пользование лесной участок площадью 5,0 га, расположенный: РТ, Альметьевский муниципальный район, ГБУ "Альметьевское лесничество" Поташно-Полянское участковое лесничество, квартал 106, выдел 31. сроком до 4.08.2057. Данный земельный участок имеет кадастровый номер 16:07:000000:4884, имеет статус ранее учтенный, поставлен на кадастровый учет 10.06.2011, ограничение прав зарегистрировано 23.01.2009.
24.03.2009 между Министерством лесного хозяйства РТ и ОАО "Северо-западные магистральные нефтепроводы" заключен договор аренды лесного участка N 6/04-04-743, по условиям которого в аренду предоставлен лесной участок площадью 4,2 га в целях осуществления рекреационной деятельности, расположенный: РТ, Альметьевский муниципальный район, ГБУ "Альметьевское лесничество", Поташно-Полянское участковое лесничество, квартал 106, выдел 29, 32, 39, квартал 107, выдел 20, 39, сроком до 24.03.2058. Данный земельный участок имеет кадастровый номер 16:07:000000:4530, поставлен на кадастровый учет 29.02.2008, имеет статус "ранее учтенный", ограничение прав зарегистрировано 28.07.2009.
Данное обстоятельство никем из сторон и лиц, участвующих в деле, не оспаривается.
Участок ответчика с кадастровым номером 16:07:000000:1580 (единое землепользование) отнесен к категории "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения". Спорные обособленные участки с кадастровыми номерами 16:07:010003:835, 16:07:010003:836, 16:07:010003:837, 16:07:010003:838, входящие в состав вышеуказанного землепользования, используются для эксплуатации "ВЛ фидер 178-05".
Как указывает Департамент, вышеперечисленные участки находятся на территории лесного участка квартал 106, выдел 31, о чем свидетельствуют представленные в дело планшеты лесных участков.
Вместе с тем, как верно указал суд первой инстанции, это не подтверждают того обстоятельства, что обособленные земельные участки ответчика поставлены на кадастровый учет с нарушением установленных требований.
Заявляя требование о признании результатов межевания недействительными, Департамент должен доказать основания к этому, которые могут выражаться либо в проведении самой процедуры межевания с нарушением, вследствие чего могло возникнуть пересечение границ, либо отсутствие правовых оснований для межевания такого участка, т.е. отсутствие у лица, считающего себя правообладателем, права на распоряжение таким участком.
Однако такие доказательства в материалы дела не представлены.
В то же время, как следует из материалов дела, 10.01.1956 Управлением Совета Министров ТАССР N 132 было доведено до сведения Управления лесного хозяйства Министерства сельского хозяйства ТАССР и Нефтепромыслового управления "Альметьевнефть" Объединения, что Совет Министров РСФСР распоряжением от 04.01.1956 N 21-р разрешил провести отвод Нефтепромысловому управлению "Альметьевнефть" Объединения "Татнефть" 162,08 га площади Миннибаевского лесничества Альметьевского лесхоза (леса 3 группы) под строительство буровых вышек и линий коммуникаций к ним во временное пользование, на срок эксплуатации нефтяных месторождений, с правом рубки леса под габариты зданий, сооружений и проезды, согласно утвержденному плану.
Земельный участок с кадастровым номером 16:07:000000:1580 (единое землепользование) поставлен на кадастровый учет 30.11.2006 на основании заявления НГДУ Альметьевнефть ОАО Татнефть" (местоположение: Альметьевский район, АО Путь Ильича, Альметьевский лесхоз Поташно-Полянское лесничество, Коллективные сады Бытовик, СКХ Уныш, Коллективные сады Загородный АУБР).
01.11.2012 постановлением N 3793 ОАО "Татнефть им. В.Д. Шашина" для объектов нефтегазодобывающего управления "Альметьевнефть" земельные участки на землях промышленности Альметьевского района РТ были предоставлены в аренду сроком на 47 лет.
Постановлением Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района от 22.05.2013 N 2105 в постановление N 3793 были внесены изменения в части перечня земельных участков, расположенных под объектами НГДУ Альметьевнефть" ОАО "Татнефть" им. В.Д. Шашина на землях промышленности Альметьевского района РТ.
27.05.2013 между Исполнительным комитетом Альметьевского муниципального района РТ и ОАО "Татнефть им. В.Д. Шашина" был заключен договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности N МС-04-071-3677-ПРОМ/0020/21-56, предметом которого выступил, в том числе земельный участок с кадастровым номером 16:07:000000:1580, общей площадью 687 в.м., категория земель - земли промышленности.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к выводу о том, что кадастровый учет был осуществлен в отношении не лесного участка, а участка, категория которого была изменена путем отвода из состава лесных земель для нужд промышленности на основании распоряжений Совета Министров РСФСР и Совета Министров РТ в установленном на момент отвода порядке.
Доказательства того, что в дальнейшем было осуществлено изменение категории "земли промышленности..." на "земли лесного фонда", либо уполномоченным органом было принято решение о возврате отведенных земель, в материалах дела отсутствуют.
Требование об обязании Управления Росреестра устранить реестровую ошибку путем исключения из Единого государственного реестра недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером 16:07:000000:1580 (единое землепользование), в части касающейся исключения сведений о местоположении границ и площади обособленных земельных участков с кадастровыми номерами 16:07:010003:835, 16:07:010003:836, 16:07:010003:837, 16:07:010003:838, имеющие область пересечения с землями лесного фонда, не подлежит удовлетворению, поскольку такое требование допустимо только в случае признания действий государственного органа недействительными в порядке главы 24 АПК РФ, в то время как такие требования к Управлению Росреестра по РТ Департаментом не предъявляются, в качестве ответчика данное лицо не заявлено. Соответственно, правовые основания для обязания государственного органа осуществить действия по устранению реестровой ошибки путем исключения сведений о границах обособленных земельных участков в рамках настоящего дела у суда отсутствуют.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции сделан правильный вывод об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
В заявлении, поступившем в арбитражный апелляционный суд 01.10.2019, Департамент указывает, что суд обязан удовлетворить ранее заявленное ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований - ФГБУ "Рослесинфорг" "Казанский филиал", являющегося всероссийским научно-производственным предприятием, созданным на базе государственных лесоустроительных предприятий, и специализирующимся на ведении информационных баз лесного хозяйства и государственном учете лесного фонда.
Арбитражный апелляционный суд отклоняет данное ходатайство, поскольку права и законные интересы данного лица не затрагиваются принятием данного судебного акта, а обязанность по доказыванию обстоятельств, положенных в основу иска лежит на истце.
В апелляционной жалобе Департамент указывает, что судом первой инстанции необоснованно отказано в удовлетворении ходатайства о привлечении к участию в деле в качестве ответчика филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан.
Как было указано выше, суд первой инстанции отказал в удовлетворении данного ходатайства в связи с тем, что требование к данному лицу "о признании недействительной постановки на учет" не предъявлялось, является новым по отношению к ранее заявленным, подлежит рассмотрению в порядке главы 24 АПК РФ, в то время как настоящее дело рассматривается в порядке искового производства, и принятие данного требования к производству повлечет необоснованное затягивание процесса с выделением данного требования в отдельное производство.
Арбитражный апелляционный суд признает выводы суда первой инстанции обоснованными.
При этом суд разъяснил, что Департамент вправе предъявить данное требование в рамках отдельного заявления. Кроме того суд указал, что ни на момент постановки спорного участка на кадастровый учет (в 2006 г.), ни на настоящий момент - филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по РТ не является лицом, осуществлявшим / осуществляющим кадастровый учет объектов недвижимости, эти полномочия переданы Управлению Росреестра по РТ с 2017 г.
Также Департамент в заявлении, поступившем в апелляционный суд 01.10.2019, просит истребовать от Росреестра по Республике Татарстан выписку из ЕГРН с разделом 3.2 (описание координат) на обособленные земельные участки с кадастровыми номерами 16:07:010003:835, 16:07:010003:836, 16:07:010003:837, 16:07:010003:838, входящими в состав земельного участка с кадастровым номером 16:07:000000:1580 (Единое землепользование); истребовать от администрации Альметьевского муниципального района Республики Татарстан - Карту-план территории района, от Управления Росреестра по Республике Татарстан межевые и реестровые дела обособленных земельных участков с кадастровыми номерами 16:07:010003:835, 16:07:010003:836, 16:07:010003:837, 16:07:010003:838, входящих в состав земельного участка с кадастровым номером 16:07:000000:1580 (Единое землепользование), чего судом первой инстанции для обеспечения полноценного судебного разбирательства сделано не было.
В соответствии с ч. 4 ст. 66 АПК РФ лицо, участвующее в деле и не имеющее возможности самостоятельно получить необходимое доказательство от лица, у которого оно находится, вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством об истребовании данного доказательства.
Между тем Департамент не представил доказательств невозможности самостоятельно получить истребуемые им документы, в связи с чем арбитражный апелляционный суд отказывает в удовлетворении данного ходатайства.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.03.2019 по делу N А65-30301/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.С. Засыпкина |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-30301/2018
Истец: Департамент лесного хозяйство по Приволжскому федеральному округу, г.Нижний Новгород
Ответчик: ПАО Татнефть " имени В.Д. Шашина, г.Альметьевск
Третье лицо: **Министерство лесного хозяйства РТ, АО "Транснефть-Прикамье", Исполнительный комитет Альметьевского муниципаьного района, Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области, г.Казань, ОАО ** "Северо-западные магистральные нефтепроводы", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (Управление Росреестра по РТ), г.Казань, ФГБУ Филиал "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан, г.Казань