23 января 2024 г. |
Дело N А84-10846/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.01.2024.
Постановление изготовлено в полном объеме 23.01.2024.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Колупаевой Ю.В., судей Евдокимова И.В., Сикорской Н.И.,
при ведении протокола судебного заседания и его аудиозаписи секретарем судебного заседания Кучиной А.В.,
при участии:
от Севастопольской региональной общественной организации "Общество рыболовов "Марлин" - Пивненко Н.В., представитель по доверенности от 02.02.2023 б/н,
от Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя- Лукьянчикова Ю.А., представитель по доверенности от 26.12.2023 N 202,
от Правительства Севастополя - Антонова М.Ю., представитель по доверенности от 03.08.2023N 7433/01-01-02.1-21/02/23,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Севастопольской региональной общественной организации "Общество рыболовов "Марлин" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 11.09.2023 по делу N А84-10846/2022 (судья Ражков Р.А.),
по исковому заявлению Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя
к Севастопольской региональной общественной организации "Общество рыболовов "Марлин",
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Правительства Севастополя, ТСН "Причал 242", ГУП города Севастополя "Севастопольский морской порт", Севастопольской региональной общественной организации охотников и рыболовов, Севастопольской региональной военно-охотничьей общество-спортивной общественной организации,
об освобождении и возврате государственного имущества,
УСТАНОВИЛ:
Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя (далее - истец, Департамент, ДИЗО) обратился в Арбитражный суд города Севастополя с исковым заявлением к Севастопольской региональной общественной организации "Общество рыболовов "Марлин" (далее - ответчик, организация, СРОО "ОР "Марлин") об освобождении и возврате государственного имущества пирса N 242, расположенного по адресу Город Севастополь, бухта Казачья, в течении 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Исковые требования мотивированы тем, что в пользовании ответчика находится государственное имущество без законных оснований.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 11.09.2023 исковые требования удовлетворены. Суд обязал СРОО "ОР "Марлин" в течение 30 дней с момента вступления решения в законную силу освободить и возвратить Департаменту объект государственного имущества - пирс N 242, расположенный по адресу: г. Севастополь, бухта Казачья.
Не согласившись решением суда первой инстанции, организация обратилась в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований отказать.
Апеллянт указывает, что строительство, реконструкция и эксплуатации БСМС причала N 242 с тремя пирсами осуществляется физическими лицами - членами СРОО "ОР "Марлин" за собственный счет, право собственности города Севастополя на спорный объект отсутствует; объекта недвижимости "Пирс 242" не существует.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2023 апелляционная жалоба принята к производству суда.
В судебном заседании представитель апеллянта поддержал апелляционную жалобу, просит ее удовлетворить, решение суда первой инстанции отменить по мотивам, изложенным в ней.
В судебном заседании представители истца и Правительства Севастополя возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили в ее удовлетворении отказать и оставить решение суда первой инстанции без изменений.
В судебное заседание иные лица, участвующие в деле, явку представителей не обеспечили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе путем опубликования указанной информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", с учетом положений части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), обязывающих участников арбитражного процесса после получения первого судебного акта по рассматриваемому делу самостоятельно предпринимать меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи, в связи с чем, суд на основании статей 121, 123, 156, 266 АПК РФ считает возможным рассмотрение апелляционной жалобы в отсутствие представителей иных лиц, участвующие в деле.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 АПК, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Собственником пирса N 242, расположенного по адресу Город Севастополь, бухта Казачья, является город федерального значения Севастополь.
На основании распоряжения Департамента от 08.02.2022 N 382-РДЗ "На проведение плановой, выездной, тематической проверки имущества, находящегося в собственности города Севастополя", Порядка по проведению Департаментом контрольных мероприятий по использованию имущества, находящегося в собственности города Севастополя, утвержденного приказом Департамента от 20.12.2018 N 229, инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости была проведена плановая, выездная, тематическая проверка в отношении имущества казны города Севастополя.
В ходе проведения фактического осмотра с учетом технической документации, представленной Государственным унитарным предприятием города Севастополя "Бюро технической инвентаризации" от 07.02.2022 N 857 (вх. от 08.02.2022 N 3886/01-10-04-13/01/22) установлено, что объект имущества состоит из трех пирсов и фактически используется Севастопольской региональной общественной организацией "Общество рыболовов "Марлин", а также ТСН "Причал N 242" для размещения (базирования) маломерных судов. При этом документы, подтверждающие право пользования объектом государственного имущества на момент проведения осмотра не предъявлены.
О результатах проведенного обследования составлен Акт проверки N 382 от 08.04.2022.
Департаментом 05.08.2022 в адрес организации направлено требование о необходимости освободить и вернуть Департаменту имущество, в пятидневный срок со дня получения данного требования (письмо от 03.05.2022 N АИ-65/22).
Однако ответчик в установленный срок не исполнил требования Департамента.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения с иском в суд.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Принимая во внимание положения части 3 статьи 1, статьи 23 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ), статей 4, 422, 1211 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьи 14 АПК РФ, к спорным правоотношениям необходимо применить нормы гражданского и хозяйственного законодательства Украины, а к правам и обязанностям, возникшим после 18.03.2014, нормы российского законодательства.
В соответствии с пунктом 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии со статьёй 304 ГК РФ, собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В соответствии со статьей 12.1 Закона N 6-ФКЗ до 1 января 2025 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Согласно статье 1 Закона города Севастополя от 25.07.2014 N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" (далее - Закон N 46-ЗС) данный закон устанавливает особенности регулирования земельных и иных имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество на территории города Севастополя.
Из части 1 статьи 2 Закона N 46-ЗС следует, что права на объекты недвижимого имущества, независимо от государственной регистрации данных прав, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории города Севастополя в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до указанного момента, признаются следующими правами, установленными законодательством Российской Федерации право государственной собственности в границах города федерального значения Севастополя и право коммунальной собственности города Севастополя признаются правом государственной собственности города Севастополя (пункт 2).
В соответствии с пунктом 6 решения Севастопольского городского Совета от 17.03.2014 N 7156 "О статусе города-героя Севастополя" государственная собственность Украины, находящаяся до принятия настоящего Решения на территории города-героя Севастополя, является собственностью города Севастополя.
Апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что спорное имущество является собственностью города Севастополя.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела в том числе: выпиской из реестра собственности города Севастополя от 31.01.2022; распоряжением Правительства Севастополя от 13.07.2015 N 591-РН; распоряжением Правительства Севастополя от 21.03.2016 N 146-РН; актом приёма-передачи от 29.04.2016.
Распоряжением Правительства Севастополя N 336-РП от 27.04.2015 пирс N 242, расположенный по адресу: г. Севастополь, бухта Казачья, включен в реестр собственности города Севастополя и закреплён на праве хозяйственного ведения за ГУПС "Севастопольский морской порт", как база-стоянки маломерных судов. Распоряжением Правительства Севастополя N 146-РП от 21.03.2016 в распоряжение Правительства Севастополя N 336-РП от 27.04.2015 были внесены изменения, согласно которым пирс N 242 исключен из хозяйственного ведения ГУПС "Севастопольский морской порт".
При этом, исключение спорного имущества из хозяйственного ведения ГУПС "Севастопольский морской порт" не свидетельствует о факте выбытия его из собственности субъекта РФ.
Апелляционный суд отклоняет довод апеллянта о том, что право собственности истца не подтверждено.
Согласно распоряжению Севастопольской городской государственной администрации N 1341-р от 26.12.2011 пирс N 242, расположенный по адресу: г.Севастополь, бухта Казачья, являлся государственной собственностью, использовался как база-стоянка маломерных судов.
Пунктом 3 решения внеочередной сессии Севастопольского городского совета от 17.03.2014 N 7156 "О статусе города-героя Севастополя" деятельность государственных органов Украины на территории города Севастополя прекращается, их полномочия, имущество и денежные средства переходят к органам, определенным Севастопольским городским Советом. Пунктом 6 указанного решения предусмотрено, что государственная собственность Украины, находящаяся на день принятия данного решения на территории города Севастополя, является собственностью города Севастополя.
Соответственно, включение в Реестр собственности города Севастополя пирса N 242 было произведено правомерно.
Принимая во внимание установленные в рамках настоящего дела обстоятельства, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что истцом доказано право собственности города Севастополя на спорный объект недвижимого имущества.
Доказательств обратного ответчиком в материалы дела не представлено.
Апелляционный суд отклоняет довод апелляционной жалобы о том, что спорное имущество было приобретено законно до 2014 года.
Согласно части 1 статьи 178 Гражданского кодекса Украины объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке правопреемства или наследования или иным образом, если они не изъяты из гражданского оборота или не ограничены в обороте.
Как верно указал суда первой инстанции, в соответствии с пунктом 2 статьи 5 Закона Украины "О приватизации государственного имущества", введенного в действие Постановлением Верховного Совета Украины от 04.03.1992 N 2164-ХП, приватизации не подлежат объекты, имеющие общегосударственное значение, а также объекты, которые обеспечивают жизнедеятельность государства в целом, в частности: акватории портов, причалы и пирсы всех категорий и назначений, ограждающие и защитные гидротехнические сооружения, средства навигационного оборудования, системы сигнализации, портовые системы инженерной инфраструктуры и сооружения связи, энерговодообеспечения и водоотведения, автомобильные дороги и железнодорожные пути (до первого разветвления за пределами территории порта) и др.
Таким образом, действовавшее до 17.03.2014 законодательство Украины содержало прямой запрет на отчуждение из государственной собственности в частную таких объектов, как причалы и пирсы всех категорий.
Данная правовая позиция поддержана Верховным Судом Российской Федерации в определении от 13.06.2017 по делу N 310-КГ17-6237.
Аналогично согласно части 2 статьи 29 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не подлежат отчуждению в частную собственность или передаче в муниципальную собственность находящиеся в государственной собственности следующие объекты инфраструктуры морского порта, среди которых: дамбы, молы, пирсы, причалы.
Доказательств возведения пирса на средства ответчика (либо иного частного лица) на законном основании для целей приобретения имущества в частную собственность - не представлено (часть 3 статьи 29 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
В обоснование апелляционной жалобы апеллянт ссылается на, что физическими лицами (в настоящее время членами СРОО "ОР "Марлин") произведена реконструкция гидротехнического сооружения Причал 242 с тремя пирсами, построенного в период с 1972 по 2014 год за счет собственных средств физических лиц (в настоящее время членов СРОО "ОР "Марлин") в соответствии с выданными уполномоченными органами разрешительными документами. Эксплуатация и обслуживание Причала 242 с тремя пирсами осуществляется за счет членских взносов собственников объектов недвижимости ТСН "Причал 242" и СРОО "ОР "Марлин".
Суд апелляционной инстанции, исследовав представленные ответчиком в материалы дела доказательства установил, что в соответствии с решением XI сессии Севастопольского городского Совета N 1702 от 16.12.2003 общественной организации "Севастопольское региональное общество охотников и рыболовов" был предоставлен в аренду земельный участок площадью 0,3438 га в районе б. Казачья для обслуживания причала N 242.
Решением XVII сессии Севастопольского городского Совета N 3006 от 06.04.2005 были внесены изменения в решение XI сессии Севастопольского городского Совета N 1702 от 16.12.2003, в результате чего ОО "Севастопольское общество охотников и рыболовов" получила право реконструкции причала N 242 в районе б. Казачья.
Вместе с тем, проведение неотделимых улучшений, в том числе реконструкции, а также капитального ремонта объекта права государственной собственности не является основанием для возникновения права собственности на такой объект у частного лица.
При этом, ОО "Севастопольское общество охотников и рыболовов" в соответствии с положениями законодательства не обращалось с заявлением для осуществления регистрационного действия - приведения учредительных документов в соответствие с законодательством Российской Федерации и решение о государственной регистрации изменений в учредительные документы указанного юридического лица в связи с их приведением в соответствие с законодательством Российской Федерации не принято.
Апелляционным определением Севастопольского городского суда от 27.07.2017 по делу N 33-2196/2017 было установлено, что 24.11.2014 года Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым и Севастополю принято решение о государственной регистрации некоммерческой организации - Севастопольское региональное Военно-охотничье общество - спортивная общественная организация, не являющейся правопреемником ОО "Севастопольское общество охотников и рыболовов".
СРОО "Общество рыболовов "Марлин" не является правопреемником ОО "Севастопольское общество охотников и рыболовов".
То обстоятельство, что для проведения улучшения спорного объекта использовались денежные средства членов ОО "Севастопольское общество охотников и рыболовов", которые впоследствии стали членами СРОО "Общество рыболовов "Марлин" и ТСН "Причал 242", не свидетельствует о возникновении у ответчика права на использование спорного имущества.
Таким образом, правовые основания для использования организацией пирса N 242, расположенного по адресу: г. Севастополь, бухта Казачья, находящегося в государственной собственности, отсутствуют.
Апелляционный суд отклоняет довод апеллянта о том, что такой объект права собственности ка "пирс N 242" не существует.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами предметом данного спора является объект недвижимости - Пирс/Причал N 242, состоящий из трёх пирсов и расположенный по адресу: г.Севастополь, бухта Казачья. То обстоятельство, что истец называет данный объект "Пирс", а ответчик - "Причал", не свидетельствует об отсутствии спора между сторонами в отношении данного объекта.
Как было указано ранее, на основании распоряжения Департамента от 08.02.2022 N 382-РДЗ, была проведена плановая, выездная, тематическая проверка в отношении имущества казны города Севастополя, а именно пирс N 242, расположенный по адресу: г. Севастополь, бухта Казачья, который используется ответчиком. В ходе проведения фактического осмотра установлено, что спорный объект имущества состоит из трех пирсов и фактически используется Севастопольской региональной общественной организацией "Общество рыболовов "Марлин", а также ТСН "Причал N 242" для размещения (базирования) маломерных судов.
Нахождение ответчика на спорном объекте также зафиксировано в информационной справке от 20.11.2023, составленной по результатам осмотра, состоявшегося 15.11.2023 с привлечением кадастрового инженера ГУП "ЦЭИСГ".
Данные обстоятельства ответчиком не оспорены.
То обстоятельство, что спорный объект используется также ТСН "Причал 242" не может служить основанием для отказа в иске в отношении ответчика.
При этом, апелляционный суд принимает во внимание, что на уточняющий вопрос суда апелляционной инстанции представитель ДИЗО заявила, что исковые требования предъявлены именно к организации. В связи с чем, у суда отсутствовали основания для привлечения в качестве соответчика ТСН "Причал 242".
Таким образом, коллегия судей полагает, что суд первой инстанции пришел к законному и обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований, ввиду отсутствия у ответчика законных оснований для использования спорного имущества.
Доводы подателя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о неправильном применении судом норм права.
Приведенным доводам судом первой инстанции дана надлежащая оценка, и они отклонены. Оснований для признания их обоснованными не усматривает и суд апелляционной инстанции.
Обжалуемое решение принято законно и обоснованно с правильным применением норм материального и процессуального права. Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Предусмотренные статьей 270 АПК РФ основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда города Севастополя от 11.09.2023 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 АПК РФ подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Севастополя от 11.09.2023 по делу N А84-10846/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Севастопольской региональной общественной организации "Общество рыболовов "Марлин" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Ю.В. Колупаева |
Судьи |
И.В. Евдокимов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-10846/2022
Истец: Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя
Ответчик: Саморегулируемая организация оценщиков "Общество рыболовов "Марлин"
Третье лицо: ГУП ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ МОРСКОЙ ПОРТ, ПРАВИТЕЛЬСТВО СЕВАСТОПОЛЯ, СЕВАСТОПОЛЬСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ОХОТНИКОВ И РЫБОЛОВОВ, Севастопольское региональное военно-охотничье общество-спортивная, Товарищество собственников недвижимости "Причал 242"