г. Саратов |
|
09 октября 2019 г. |
Дело N А12-18182/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 07.10.2019 года.
Полный текст постановления изготовлен - 09.10.2019 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Землянниковой В.В.,
судей Акимовой М.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Козинской А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "МонолитСтрой-Холдинг"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 02 августа 2019 года по делу N А12-18182/2019 (судья Машлыкин А.П.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "МонолитСтрой-Холдинг" (ИНН 3444216825, ОГРН 1143443025670, 400022, Волгоградская обл., г. Волгоград, ул. Сухой Док, д.1, корп. А, оф.1)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области (ИНН 3444168900, ОГРН 1093444002684, 400131, Волгоградская обл., г. Волгоград, проспект им. В.И. Ленина, 15)
о признании незаконным решения.
при участии в судебном заседании:
участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "МонолитСтрой-Холдинг" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области с заявлением о признании незаконным решения от 17.05.2019 об отказе в согласовании схемы расположения земельного участка, общей площадью 20 125 кв.м., расположенного в границах федерального земельного участка с кадастровым номером 34:34:080057:1, по адресу: г. Волгоград, ул. Сухой Док, д. 1А и об обязании согласовать схему расположения земельного участка, общей площадью 20 125 кв.м., расположенного в границах федерального земельного участка с кадастровым номером 34:34:080057:1, по адресу: г. Волгоград, ул. Сухой Док, д. 1А.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 02 августа 2019 года в удовлетворении заявленных ООО "МонолитСтрой-Холдинг" требований отказано.
ООО "МонолитСтрой-Холдинг" не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. Надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 12.09.2019, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Как следует из материалов дела, ООО "МонолитСтрой-Холдинг" является собственником сооружения - слипа поперечно-гребенчатого, площадью 20 125 кв. м, с кадастровым номером: 34:34:080057:58, по адресу: г. Волгоград, ул. Сухой Док, д. 1, на основании договора купли-продажи от 23.04.2018 N 69/2018, о чем сделана запись в ЕГРН от 10.05.2018 N 34:34:080057:58-34/001/2018-2 (л.д. 15-21).
Указанный объект располагается на земельном участке с кадастровым номером 34:34:080057:1, площадью 142 587 кв. м, по адресу: г. Волгоград, ул. Сухой Док, д. 1а.
Заявитель обратился в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом Волгоградской области с заявлением, в котором просил согласовать схему расположения земельного участка, выделяемого из земельного участка с кадастровым номером 34:34:080057:1, необходимого для эксплуатации слипа поперечно-гребенчатого, площадью 20 125 кв. м, с кадастровым номером: 34:34:080057:58, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. Сухой Док, д. 1а, и предоставил схему формируемого земельного участка, копию свидетельства о праве собственности на объект недвижимого имущества (л.д. 76-77).
По результатам рассмотрения указанного заявления, письмом от 17.05.2019 N 03/4196, заявитель уведомлен об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, поскольку в границах земельного участка с кадастровым номером 34:34:080057:1 кроме принадлежащего заявителю объекта недвижимости располагаются и иные объекты, в связи с чем, образование испрашиваемого земельного участка площадью 20 125 кв.м, не представляется возможным без получения согласия иных правообладателей объектов недвижимого имущества (л.д. 13).
Данный отказ послужил основанием для обращения ООО "МонолитСтрой-Холдинг" в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что схема расположения земельных участков, образуемых из земельного участка с кадастровым номером 34:34:080057:1, подлежит согласованию со всеми арендаторами исходного земельного участка и собственниками объектов недвижимости, расположенных на участке, предлагаемом к разделу.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции находит, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу пункта 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
По смыслу подпункта 3 пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 названного Кодекса.
Согласно статье 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (пункт 1 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
Форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 12 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 13 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
В соответствии с пунктом 15 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации срок действия решения об утверждении схемы расположения земельного участка составляет два года.
Пункт 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации содержит перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, которыми являются: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; 3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Таким образом, в соответствии с подпунктом 3 части 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 названного Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации установлены требования к образуемым и измененным земельным участкам.
Частью 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные Земельным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.
Согласно пункту 4 статьи 11.2 ЗК РФ образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов исходных земельных участков, за исключением случаев, перечисленных в той же норме, и заявителем наличия таких обстоятельств не доказано.
Таким образом, одним из требований к образуемым земельным участкам по пункту 4 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации является наличие в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов исходных земельных участков.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 23.11.2017 N 2607-О указано, что образование земельных участков допускается при наличии письменного согласия зеплепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.
Общее правило о необходимости при образовании земельных участков получить согласие землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков, предусмотренное пунктом 4 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации и призванное обеспечить защиту прав указанных лиц, соответствует требованиям статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (определения от 16 июля 2013 года N 1196-0, от 29 января 2015 года N 162-0, от 21 мая 2015 года N 1197-0 и от 25 февраля 2016 года N 348-0).
Из оспариваемого отказа Управления от 17.05.2019 следует, что основанием для отказа Обществу в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 20125 кв. м, посредством раздела федерального земельного участка с кадастровым номером 34:34:080057:1, явилось отсутствие согласия на раздел земельного участка собственников объектов недвижимости, расположенных на исходном земельном участке. При этом, Управление Росреестра руководствовалось положениями п. 4 ст. 11.9, абз. 3 п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
С учетом положений пункта 4 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции признает обоснованным вывод суда о том, что схема расположения земельных участков, образуемых из земельного участка с кадастровым номером 34:34:080057:1, подлежит согласованию со всеми арендаторами исходного земельного участка и собственниками объектов недвижимости, расположенных на участке, предлагаемом к разделу.
В пунктах 14.1 и 14.4 Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденных Росземкадастром 17.02.2003, разъяснено, что определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование проводятся в присутствии лиц, права которых могут быть затронуты при проведении межевания, и оформляются актом согласования границ объекта землеустройства, который подписывается всеми участниками процедуры согласования границ. Согласование границ предшествует формированию земельного участка, является одним из условий постановки его на кадастровый учет, с момента которого этот участок рассматривается в качестве объекта гражданских прав.
Апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что обладатели вещных прав на объекты недвижимости, расположенные на указанном земельном участке, имеют право пользования земельным участком под принадлежащими им объектами недвижимости и частью участка, которая необходима для эксплуатации принадлежащих им объектов, а потому по правилам пункта 4 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации раздел участка с кадастровым номером 34:34:080057:1 возможен только при наличии письменного согласия собственников расположенных на нем объектов недвижимости либо по решению суда.
В ходе рассмотрения дела арбитражным судом установлено, что на указанном земельном участке расположены объекты недвижимости, принадлежащие нескольким собственникам, АО "АКБ "КОР", ООО "Волгоградский судоремонтный судостроительный завод", зарегистрировано обременение в пользу ПАО "Сбербанк России".
Из материалов дела видно, что АО "АКБ "КОР", ПАО "Сбербанк России" не давали согласия на раздел указанного земельного участка, в силу чего на основании подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ заинтересованным лицом обоснованно принято решение об отказе в утверждении схемы расположения образуемого земельного участка.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель ссылается на п. 19 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым не допускается требовать от заявителя согласования схемы расположения земельного участка, а также предоставления документов, не предусмотренных настоящим кодексом.
Вместе с тем, указанная норма не отменяет порядка образования земельного участка, установленного нормой пункта 4 статьи 11.2 ЗК РФ и установленных данной нормой гарантий прав арендаторов и землепользователей участка.
Суд апелляционной инстанции считает, что заявителем в данном случае не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
При подаче апелляционной жалобы по настоящему делу заявителем уплачена государственная пошлина в размере 3 000 рублей.
Учитывая, что при обжаловании судебных актов по делам о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, размер государственной пошлины для юридических лиц составляет 1500 рублей, излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1500 рублей подлежит возврату.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 02 августа 2019 года по делу N А12-18182/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить из федерального бюджета Обществу с ограниченной ответственностью "МонолитСтрой-Холдинг" (ИНН 3444216825, ОГРН 1143443025670) излишне уплаченную платежным поручением от 29.08.2019 N 000061 государственную пошлину в размере 1500 рублей.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.В. Землянникова |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-18182/2019
Истец: ООО "МОНОЛИТСТРОЙ-ХОЛДИНГ"
Ответчик: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ