г.Самара |
|
09 октября 2019 г. |
Дело N А65-12918/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 октября 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Бажана П.В., Корнилова А.Б.,
при ведении протокола судебного заседания Ахмеджановой Э.М. с участием:
от акционерного общества "Зеленодольское предприятие тепловых сетей" - представитель не явился, извещено,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Татарстан - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 02 октября 2019 года апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21 августа 2019 года по делу N А65-12918/2019 (судья Мазитов А.Н.), принятое по заявлению акционерного общества "Зеленодольское предприятие тепловых сетей" (ОГРН 1051653031814, ИНН 1648017567), Республика Татарстан, г.Зеленодольск, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Татарстан, Республика Татарстан, г.Казань,
о признании незаконными действия, бездействия, об обязании,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Зеленодольское предприятие тепловых сетей" (далее - АО "Зеленодольское ПТС", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Татарстан (далее - Управление Росреестра, заинтересованное лицо) с учетом уточнения заявленных требований, принятых судом в порядке ст.49 АПК РФ о признании незаконными действий Управления Росреестра, выразившихся в снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 16:49:011914:5, об обязании восстановить в данных кадастрового учета сведения об объекте недвижимого имущества с кадастровым номером 16:49:011914:5, расположенном по адресу: Республика Татарстан, г.Зеленодольск, ул. Столичная, кв. ЦТП 1.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 21 августа 2019 года заявленные требования удовлетворены, действия Управления Росреестра, выразившиеся в снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 16:49:011914:5 признаны незаконными. На Управление Росреестра возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем восстановления в данных кадастрового учета сведений о земельном участке с кадастровым номером 16:49:011914:5. С Управления Росреестра в пользу АО "Зеленодольское ПТС" взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб.
В апелляционной жалобе Управление Росреестра просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что действия Управления Росреестра по снятию с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 16:49:011914:5 соответствуют законодательству. Согласно сведениям Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРН) земельный участок с кадастровым номером 16:49:011914:5 является обособленным участком, входящим в состав единого землепользования 16:49:000000:5, и не является самостоятельным объектом недвижимости.
По мнению заинтересованного лица, в настоящее время единое землепользование снято с кадастрового учета, то есть в качестве обособленного земельный участок с кадастровым номером 16:49:011914:5 восстановлен быть не может.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, заявителю на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 16:49:011914:5 расположенный по адресу: Республика Татарстан, г.Зеленодольск, ул.Стличная, кВ. ЦТП 1, право собственности на которое зарегистрировано Управлением Росреестра, о чем в ЕГРН 08.04.2010 сделана запись регистрации N 16-1628/021/2010-174.
Данный земельный участок 20.03.2019 снят Управлением Росреестра с кадастрового учета, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 09.04.2019, при этом заявитель к заинтересованному лицу с заявлением о снятии с кадастрового учета данного земельного участка не обращался.
Полагая, что земельный участок с кадастровым номером 16:49:011914:5 снят с кадастрового учета незаконно, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон в судебном заседании, суд первой инстанции пришёл к следующим выводам.
В силу статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон 218-ФЗ) государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ основанием для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на объекты недвижимости по общему правилу осуществляются одновременно.
Из пояснений Управления Росреестра следует, что земельный участок с кадастровым номером 16:49:011914:5 снят с кадастрового учета на основании решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.08.2018 и постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2018 по делу N А65-14662/2018.
Управление Росреестра сослалось на то, что решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.08.2018 по делу N А65-14662/2018 было постановлено: "Обязать Управление Росреестра по Республике Татарстан снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 16:49:000000:5 (единое землепользование), зарегистрированный 19.04.2010 г. за номером N 16-16-22/021/2010-254 категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для производственной деятельности (ЭПТК "Микрорайон Мирный"), признав земельные участки с кадастровыми номерами: 16:49:011907:10; 16:49:011911:12; 16:49:011906:11; 16:49:011912:17; 16:49:011914:34; 16:49:011905:5; 16:49:011916:28; 16:49:011912:12; 16:49:011909:3; 16:49:011914:; 6:49:011910:1; 16:49:011914:5 в качестве самостоятельных объектов недвижимости". Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2018 по делу N А65-14662/2018 в требованиях заявителя о признании обособленных участков самостоятельными объектами недвижимости было отказано. В остальной части решение арбитражного суда оставлено в силе.
Оценив действия регистрирующего органа, суд первой инстанции посчитал, что в силу части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные судебными актами по делу N А65-14662/2018, имеют применительно к настоящему делу преюдициальное значение и не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом настоящего дела.
Так, постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 19.02.2019 по делу N А65-14662/2018 установлено следующее.
Согласно статье 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) в редакции, действовавшей до 01.01.2017, права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав производится по желанию их обладателей.
Аналогичные положения содержатся в части 1 статьи 69 Закона N 218-ФЗ, действующего с 01.01.2017.
В силу пункта 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Закона N122-ФЗ, имеют равную юридическую силу с записями в ЕГРН.
В соответствии с частью 5 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация права в реестре является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в реестре право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Ранее аналогичные положения содержались в пункте 1 статьи 2 Закона N 122-ФЗ.
В пункте 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства. Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в реестр.
В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Порядок исправления ошибок, содержащихся в реестре, вопросы постановки и снятия земельных участков с кадастрового учета регламентируется Законом N 218-ФЗ.
Названный закон выделяет два вида ошибок, содержащихся в ЕГРН: техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в ЕГРН, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в ЕГРН); реестровая ошибка (ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном Законом N 218-ФЗ).
Пунктами 1, 3 статьи 61 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что техническая ошибка исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях.
Исправление технической ошибки в записях осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости. Реестровая ошибка подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Согласно пункту 4 статьи 61 Закона N 218-ФЗ в случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда.
В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав.
Исходя из пункта 3 статьи 41 Закона N 218-ФЗ снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на исходные объекты недвижимости осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав на все объекты недвижимости, образованные из таких объектов недвижимости. Названный Закон указывает на невозможность снятия с государственного кадастрового учета земельного участка, если он не является преобразуемым и не подлежит снятию с такого учета в соответствии с положениями закона (пункт 33 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ).
Пунктом 7 статьи 72 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что в течение срока действия временного характера внесенных в реестр сведений об объекте недвижимости сведения о таком объекте недвижимости могут быть исключены из Единого государственного реестра недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости.
Согласно пояснениям Управления Росреестра земельный участок с кадастровым номером 16:49:011914:5 образован из земельного участка с кадастровым номером 16:49:000000:5 (единое землепользование).
Исходя из выписки из ЕГРН 19.04.2010 земельный участок с кадастровым номером 16:49:000000:5 (единое землепользование) поставлен на государственный кадастровый учет за N 16-16-22/021/2010-254 со следующими характеристиками: кадастровый номер 16:49:000000:5 (единое землепользование), категория земель - земли населенных пунктов, площадь - 3763 +/- 536.75 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Республика Татарстан, Зеленодольский муниципальный район, г. Зеленодольск.
Сведения об объекте недвижимости имеют статус "актуальные, ранее учтенные", состав земельного участка: 16:49:011906:0011, 16:49:011912:0017, 16:49:011911:0012, 16:49:011910:0001, 16:49:011912:0012, 16:49:011907:0010, 16:49:011909:0003, 16:49:011914:0005, 16:49:011914:0019, 16:49:011914:0034, 16:49:011905:0005, 16:49:011916:0028.
Между тем установлено, что 08.04.2010 Управлением Росреестра на основании плана приватизации государственного унитарного предприятия Республики Татарстан "Зеленодольские тепловые сети", утвержденного постановлением министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 21.11.2005 N 84, поставлен на учет и выдано свидетельство о регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 16:49:011914:5 как самостоятельный земельный участок.
Вышеуказанный план приватизации, на основании которого земельный участок с кадастровым номером 16:49:011914:5 передан заявителю на праве собственности, в установленном законом порядке не оспорен, недействительным не признан.
Земельный участок с кадастровым номером 16:49:011914:5, который принадлежит заявителю на праве собственности, что подтверждается вышеуказанным свидетельством о государственной регистрации права, входил в границы земельного участка с кадастровым номером 16:49:000000:5.
Заявитель является единственным правообладателем земельного участка с кадастровым номером 16:49:000000:5 и земельного участка с кадастровым номером 16:49:011914:5, права на которые были зарегистрированы как на самостоятельные объекты недвижимости. Прав иных лиц на данные земельные участки не имеется.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции удовлетворил заявленные требования в части обязания ответчика снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 16:49:000000:5 (единое землепользование), так как единого участка с соответствующими границами не существует.
Данный земельный участок - это совокупность самостоятельных земельных участков в различных частях г. Зеленодольска. Этот участок не может быть предметом гражданского оборота как самостоятельный объект недвижимости.
Принятием оспариваемых судебных актов достигнута правовая определенность в отношении прав общества на спорные земельные участки.
Ссылка Управления Росреестра на пункт 5 Правил присвоения кадастровых номеров земельным участкам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2000 N 660, (далее - Правила N 660) в силу которого несколько обособленных земельных участков, представляющих собой единое землепользование, по заявлению правообладателя могут быть учтены в качестве одного объекта недвижимого имущества с присвоением им одного кадастрового номера является ошибкой, поскольку такой порядок присвоения кадастрового номера земельному участку мог быть осуществлен при том, что обособленные земельные участки образуют единое землепользование, являясь смежными земельными участками, то есть имеющими общие границы.
В данном случае земельный участок с кадастровым номером 16:49:011914:5 не имел и не имеет общих границ, и как указывалось выше, находится в различных районах г. Зеленодольска.
Поэтому присвоение единого кадастрового номера земельному участку с кадастровым номером 16:49:011914:5 противоречило названному пункту ПравилN 660.
Учитывая изложенное выше, суд пришёл к выводу о том, что у Управления Росреестра отсутствовали основания для снятия земельного участка с кадастровым номером 16:49:011914:5, который принадлежит заявителю на праве собственности и является самостоятельным земельным участком.
Суд кассационной инстанции оставил без изменения решение суда в той части, в которой суд обязал ответчика снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 16:49:000000:5 (единое землепользование), так как единого участка с соответствующими границами не существует. Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.08.2018 по делу N А65-14662/2018 в указанной части оставлено в силе.
Ссылка ответчика на произведенное им, якобы, исполнение судебного акта -постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2018 по делу N А65-14662/2018 необоснованна, поскольку ни указанный судебный акт, ни решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.08.2018, ни постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 19.02.2019 по делу N А65-14662/2018 не содержат ни в резолютивной части, ни в мотивировочной части, указания регистрирующему органу осуществить снятие с кадастрового учета спорного земельного участка.
Доводы Управления Росреестра о том, что земельный участок с кадастровым номером 16:49:011914:5 являлся обособленным, входящим в состав единого землепользования с кадастровым номером 16:49:000000:5, отклоняются как не соответствующие материалам дела и обстоятельствам, установленным в рамках дела N А65-14662/2018 на основании постановления Арбитражного суда Поволжского округа от 19.02.2019.
Таким образом, действие Управления Росреестра, выразившееся в снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 16:49:011914:5, не основано на нормах права, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создавая препятствия в реализации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 16:49:011914:5, который принадлежит заявителю как самостоятельный объект недвижимости на законных основаниях.
При таких обстоятельствах требование заявителя суд первой инстанции удовлетворил.
С учетом требований пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ суд первой инстанции возложил на Управление Росреестра обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем восстановления в данных кадастрового учета сведений о земельном участке с кадастровым номером 16:49:011914:5.
Доводы апелляционной жалобы о том, что действия Управления Росреестра по снятию с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 16:49:011914:5 соответствуют законодательству, судом апелляционной инстанции отклоняются как не подтвержденные материалами дела.
Ссылка заинтересованного лица на то, что согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 16:49:011914:5 является обособленным участком, входящим в состав единого землепользования 16:49:000000:5, и не является самостоятельным объектом недвижимости, подлежит отклонению, поскольку данный земельный участок поставлен на кадастровый учет и свидетельство о регистрации права собственности выдано на земельный участок с кадастровым номером 16:49:011914:5 как самостоятельный земельный участок.
Довод заинтересованного лица о том, что в настоящее время единое землепользование снято с кадастрового учета, в связи с чем, по его мнению, в качестве обособленного земельный участок с кадастровым номером 16:49:011914:5 восстановлен быть не может, не принимается. В данном случае основанием для восстановления в данных кадастрового учета сведений о земельном участке с кадастровым номером 16:49:011914:5 являются судебные акты по настоящему делу, в которых указан надлежащий способ восстановления нарушенного права заявителя.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда в соответствии со статьёй 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного решение суда от 21 августа 2019 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Росреестра - без удовлетворения.
Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, госпошлина Управлением Росреестра в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21 августа 2019 года по делу N А65-12918/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Филиппова |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-12918/2019
Истец: АО "Зеленодольское предприятие тепловых сетей", г.Зеленодольск
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Татарстан (Управление Росреестра по РТ), г.Казань