г. Самара |
|
09 октября 2019 г. |
Дело N А55-2860/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 октября 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
судей Бажана П.В., Засыпкиной Т.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гилевским А.Ю.,
с участием:
от - ГБУЗ "Самарская областная детская инфекционная больница" - представителя Кириченко И.В. (доверенность от 21.02.2019),
от - ТФОМС Самарской области - представителей Разумовой Ю.В. (доверенность от 09.01.2019), Гришаковой О.В. (доверенность от 18.01.2019),
другие представители не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ГБУЗ "Самарская областная детская инфекционная больница" на решение Арбитражного суда Самарской области от 05.08.2019 по делу N А55-2860/2019 (судья Гордеева С.Д.)
по иску ГБУЗ "Самарская областная детская инфекционная больница",
к ТФОМС Самарской области,
о признании незаконным акта в части,
и по встречному иску Территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области
к ГБУЗ "Самарская областная детская инфекционная больница"
о взыскании денежных средств в размере 55 300 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Самарская областная детская инфекционная больница" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с требованием к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Самарской области о признании незаконным в части Акта плановой тематической проверки использования средств нормированного страхового запаса в ГБУЗ СО "Самарская городская больница N 5" от 29.11.2018.
От Территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области 01.04.2019 года поступило встречное исковое заявление о взыскании с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Самарская областная детская инфекционная больница" в пользу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области денежных средств в размере 55.300 рублей.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 05.08.2019 в удовлетворении первоначально заявленных требований отказано. Встречные исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе ГБУЗ "Самарская областная детская инфекционная больница" просит суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В материалы дела поступил отзыв Территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области на апелляционную жалобу, в котором оно просит апелляционный суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель подателя жалобы её доводы поддержала, просила апелляционную жалобу удовлетворить.
Представители Территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области напротив, считая решение суда верным, просили в удовлетворении жалобы отказать и оставить решение суда без изменения.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, входе проведенной с 27.11.2018 по 29.11.2018 плановой проверки ТФОМС Самарской области правомерности использования ГБУЗ СО "СГБ N 5" средств нормированного страхового запаса (НСЗ) выявлено нецелевое расходование бюджетных средств, предоставленных ТФОМС Самарской области для финансового обеспечения мероприятий по программам повышения квалификации сотрудников. Проверкой установлено, что учреждением проводилась оплата договоров по исполнению данных мероприятий из средств обязательного медицинского страхования, до заключения Соглашения территориального фонда обязательного медицинского страхования с медицинской организацией о финансовом обеспечении мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования от 11.10.2018 г. (далее - Соглашение ТФОМС), предусмотренного Постановлением Правительства РФ от 21.04.2016 N 332 (далее -Постановление N 332).
По результатам проверки был составлен оспариваемый акт от 29.11.2018, содержащий следующий вывод: "В нарушение пункта 12 Правил использования медицинскими организациями средств НСЗ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2016 г. N 332, пункта 7 Соглашения о финансовом обеспечении мероприятий от 11.10.2018 г. средства НСЗ, поступившие в СГБ N5 на оплату договоров за обучение работников (от 15.02.2018 N 841, от 09.04.2018 N 1639, от 09.04.2018 N 1640, от 16.04.2018 N 1796, от 16.04.2018 N 1827, от 09.04.2018 N160418-280 ТУ, от 10.04.2018 N 160418-284 ТУ, от 10.04.2018 N 160418-285 ТУ, от 11.04.2018 N 160418-291 ТУ, от 11.04.2018 N 160418-292 ТУ) в сумме 55 300,00 рублей, использованы на текущие нужды учреждения, что является нецелевым использованием средств НСЗ".
Оспариваемым актом заявителю предъявлено требование возвратить в бюджет ТФОМС Самарской области средства НСЗ, использованные по нецелевому назначению в сумме 55 300,00 рублей (п. 2 раздела Требования).
Не согласившись с указанным актом, учреждение обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В обоснование заявленных требований учреждение ссылается на то, что согласно пункту 16 Постановления N 332 средства для финансового обеспечения мероприятий, использованные медицинской организацией не по целевому назначению, подлежат возврату в бюджет территориального фонда в установленном бюджетным законодательством Российской Федерации порядке.
Однако заявитель считает, что в данном случае действия учреждения не могут быть квалифицированы как использование средств не по целевому назначению.
В соответствии с пунктом 5 Постановления N 332 в случае реализации медицинской организацией мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации использование средств для финансового обеспечения мероприятий осуществляется при соблюдении дополнительных условий, одним из которых является наличие у медицинской организации заключенного в соответствии со статьей 54 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" договора об образовании на обучение по дополнительной профессиональной образовательной программе.
Иными словами, медицинская организация обязана заключить договоры на обучение по программам повышения квалификации до заключения Соглашения ТФОМС.
Пунктом 6 Соглашения ТФОМС установлено: "Фонд перечисляет Медицинской организации средства для финансового обеспечения мероприятий, указанных в пункте 1 настоящего Соглашения (далее - мероприятия), па счета, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами обязательного медицинского страхования, поступающими медицинским организациям, в сроки и в размере, определенные графиком перечисления средств (приложение к настоящему Соглашению) по каждому мероприятию в соответствии с порядком расчетов, установленным представленными в материалы настоящего дела договорами.
Как указал заявитель, с целью недопущения нарушений в исполнении договорных обязательств и формирования просроченной кредиторской задолженности учреждением была произведена оплата по договорам за счет средств ОМС. После поступления средств НСЗ на расчетный счет учреждения в бухгалтерском учете была сформирована справка о взаимозачете средств ОМС и средств НСЗ.
Таким образом, учреждение не оспаривало факт получения денежных средств и их расходование на другие нужды, впоследствии произведя взаимозачет средств ОМС и средств НСЗ.
В соответствии с Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон об обязательном медицинском страховании) ТФОМС Самарской области является органом, осуществляющим публичные полномочия, в том числе по контролю за использованием средств ОМС и в отдельных случаях - бюджетных средств.
Пунктом 28 указанного Положения установлено, что при наличии письменных возражений на акт проверки в срок не позднее 5 рабочих дней со дня их получения территориальный фонд направляет руководителю медицинской организации письменное сообщение о результатах рассмотрения возражений на акт проверки.
В случае несогласия с результатом рассмотрения территориальным фондом возражений на акт проверки медицинская организация вправе обжаловать данное решение в досудебном и (или) судебном порядке.
В соответствии с частью первой статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ) нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Согласно части 6.4 статьи 26 Федерального закона от 29.11.2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" средства нормированного страхового запаса являются средствами целевого финансирования.
Цель использования средств НСЗ определяется соглашением, заключенным территориальным фондом обязательного медицинского страхования с медицинской организацией о финансовом обеспечении мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации) от 11.10.2018 г. (далее - Соглашение).
В соответствии с подпунктом а) пункта 7 Соглашения ТФОМС перечислил средства на оплату заключенных СОДИБ договоров на обучение:
от 15.02.2018 г. N 841;
от 09.04.2018 г. N 1639 и N 1640;
от 16.04.2018 г. N 1796 и N 1827;
от 09.04.2018 г. N 160418-280ТУ;
от 10.04.2018 г. N 160418-284ТУ и N 160418-285ТУ;
от 11.04.2018 г. N 160418-292ТУ и N 160418-291 ТУ.
Согласно подпункту г) пункта 9 Соглашения, СОДИБ обязуется использовать средства на оплату указанных выше договоров.
Однако, на момент поступления средств от ТФОМС по платежному поручению от 16.10.2018 г. N 546650 на сумму 62 800 рублей, договоры:
от 15.02.2018 г. N 841;
от 09.04.2018 г. N 1639 и N 1640;
от 16.04.2018 г. N 1796 и N 1827;
от 09.04.2018 г. N 160418-280ТУ;
от 10.04.2018 г. N 160418-284ТУ и N 160418-285ТУ;
от 11.04.2018 г. N 160418-292ТУ и N 160418-291 ТУ
уже были оплачены по платёжным поручениям:
от 30.03.2018 г. N 718;
от 17.05.2018 г. N 958, N 959, N 960, N 961, N 962, N 963, N 964, N 965, N 966 соответственно.
В результате, по Соглашению выделены средства НСЗ на оплату договоров:
от 15.02.2018 г. N 841;
от 09.04.2018 г. N 1639 и N 1640;
от 16.04.2018 г. N 1796 и N 1827;
от 09.04.2018 г. N 160418-280ТУ;
от 10.04.2018 г. N 160418-284ТУ и N 160418-285ТУ;
от 11.04.2018 г. N 160418-292ТУ и N 160418-291 ТУ, а фактически оплата СОДИБ уже была произведена 30.03.2018 г. и 17.05.2018 г., т.е. до заключения Соглашения.
Обязательства сторон Соглашения - ТФОМС и СОДИБ - возникают не в связи с подтверждающими письмами от Министерства здравоохранения Самарской области и от ТФОМС, а исключительно после заключения Соглашения, устанавливающего права и обязанности сторон.
СОДИБ указывает на то, что "по условиям договора оплата производится в течение 30 календарных дней. Чтобы не допускать нарушений в исполнении договорных обязательств и не формировать просроченную кредиторскую задолженность оплата по договорам была произведена 30.03.2018 г. и 17.05.2018 г. за счет средств обязательного медицинского страхования (ОМС), чтобы в дальнейшем, после заключения Соглашения, произвести возмещение за счет средств НСЗ".
Однако средства НСЗ являются средствами целевого финансирования, направленными на оплату конкретных договоров, а не на возмещение расходов.
Указанное обстоятельство учреждением не оспаривается.
В связи с вышеизложенным в Акте плановой тематической проверки использования средств нормированного страхового запаса в ГБУЗ СО "Самарская городская больница N 5" сделан правильный вывод о том, что средства НСЗ, поступившие в СОДИБ на оплату договоров за обучение работников в сумме 55 300 рублей, использованы на текущие нужды СОДИБ, что является нецелевым использованием средств НСЗ.
Таким образом, СОДИБ заключила Соглашение с ТФОМС, заведомо располагая информацией о том, что данные договоры уже оплачены, и потребности в получении средств НСЗ у СОДИБ не было (оплачено - март, май; соглашение - октябрь).
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что оспариваемый заявителем акт вынесен в отношении учреждения правомерно, не выходит за рамки полномочий заявителя и соответствует закону.
В силу ч. 6 ст. 215 АПК РФ при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) территориальные фонды - некоммерческие организации, созданные субъектами Российской Федерации в соответствии с данным законом для реализации государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации.
Территориальный фонд осуществляет управление средствами обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, предназначенными для обеспечения гарантий бесплатного оказания застрахованным лицам медицинской помощи в рамках программ обязательного медицинского страхования и в целях обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, а также решения иных задач, установленных настоящим Федеральным законом, положением о территориальном фонде, законом о бюджете территориального фонда (ч.2 ст.34 Закона N 326-ФЗ).
В соответствии со ст. 34 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд осуществляет полномочия страховщика, в частности, осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии (п.12).
Как следует из материалов дела, приказом от 20.11.2018 N 617 назначено проведение плановой комплексной проверки целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования в СОДИБ.
В ходе проверки Фонд выявил факт использования СОДИБ средств ОМС не по целевому назначению в сумме 55 300 рублей.
По результатам проверки Фондом составлен оспариваемый заявителем акт от 29.11.2018.
Поскольку СОДИБ денежные средства, указанные в акте проверки, в установленный срок в Фонд не перечислило, Фонд обратился в суд с настоящим иском.
Согласно ст. 3 Закона N 326-ФЗ обязательное медицинское страхование - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования; страховой случай - совершившееся событие (заболевание, травма, иное состояние здоровья застрахованного лица, профилактические мероприятия), при наступлении которого застрахованному лицу предоставляется страховое обеспечение по обязательному медицинскому страхованию.
Таким образом, страховое обеспечение за счет средств ОМС предоставляется только при наступлении страхового случая в отношении застрахованного лица.
В силу п. 2 ст. 20 Закона N 3 26-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
В соответствии с п.5.10 договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС (типовая форма договора утверждена Приказом Минздрава России от 24.12.2012 N 1355н) медицинская организация обязана использовать средства ОМС, полученные за оказанную медицинскую помощь в соответствии с территориальной программой ОМС.
Данные территориальные программы содержат перечень расходов, которые включены в структуру тарифов по ОМС, в том числе: расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до 100,0 тыс.рублей за единицу.
В соответствии с п.3.2 и 3.5 Тарифных соглашений в системе ОМС населения Самарской области от 27.01.2015 и от 21.01.2016 медицинские организации направляют средства, полученные от СМО за организацию медицинской помощи, на оплату расходов, связанных с предоставлением бесплатной медицинской помощи в системе ОМС, и не используют для иных целей, финансируемых за счет средств бюджетов всех уровней или других источников, а также за счет предпринимательской деятельности.
Из изложенного следует, что структура тарифов на ОМС, содержащаяся в Тарифных программах на 2015-2016 годы, не предусматривала использование средств ОМС на оплату расходов, не связанных с целями НСЗ.
При таких обстоятельствах Фонд обоснованно посчитал, что перечисленные СОДИБ денежные средства использованы в отсутствие целевого назначения.
Доводов и доказательств, опровергающих вывод Фонда, учреждение не представило.
Частью 9 ст. 39 Закона N 326-ФЗ установлено, что за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Учреждением денежная сумма в размере 55 300 рублей не возвращена.
В силу статьи 9 АПК РФ судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право представлять доказательства, заявлять ходатайства, давать объяснения. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий. При этом согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении первоначально заявленных требований судом первой инстанции было обоснованно отказано, а встречные исковые требования правомерно удовлетворены.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Расходы по уплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации относятся на подателя апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 05 августа 2019 года по делу N А55-2860/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Б. Корнилов |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-2860/2019
Истец: Государственное бюджетноое учреждение здравоохранения Самарской области "Самарская городская больница N5", Государственное бюджетноое учреждение здравоохранения Самарской области "Самарская областная детская инфекционная больница"
Ответчик: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Самарской области