г. Ессентуки |
|
08 октября 2019 г. |
Дело N А22-1133/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 октября 2019 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Егорченко И.Н., судей Луговой Ю.Б., Марченко О.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Исрепиловой Л.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ростовской области на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 16.07.2019 по делу N А22- 1133/2019, по иску Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ростовской области, г. Ростов-на-Дону (ИНН 6164025975, ОГРН 1026103161028) к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Республики Калмыкия, г. Элиста (ИНН 0814010294 ОГРН 1020800757427) о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами
при участии в судебном заседании представителя Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ростовской области Гноинской Е.В. (доверенность N 120 от 30.09.2019),
в отсутствие Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Калмыкия, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Ростовской области (далее - ТФОМС Ростовской области, истец) обратился в арбитражный суд с исковым заявлением к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Республики Калмыкия (далее - ТФОМС Республики Калмыкия, ответчик) о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 953 790 рублей 69 копеек (уточненные исковые требования).
Решением суда от 16.07.2019 в удовлетворении исковых требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что сложившиеся между сторонами правоотношения не являются по своей природе обязательственными правоотношениями, не носят гражданско-правовой характер и возникли не в силу договорных отношений. Поскольку положения статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации не применяются к отношениям в сфере обязательного социального страхования, как к отношениям, основанным на властном подчинении одной стороны другой, то исковые требования удовлетворению не подлежат.
Не согласившись с принятым судебным актом, ТФОМС Ростовской области подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме, ссылаясь на то, что вывод суда о невозможности применения в рассматриваемом случае статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации и взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами является ошибочным.
В судебном заседании представитель ТФОМС Ростовской области поддержал доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям.
ТФОМС Республики Калмыкия, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направил, в связи с чем, на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в его отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав представителя лица, участвующего в деле, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 16.07.2019 по делу N А22- 1133/2019 подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, истцом посредством подсистемы межтерриториальных расчетов в государственной информационной системе ОМС направлены в ТФОМС Республики Калмыкия счета за оказанную медицинскую помощь в медицинских организациях Ростовской области гражданам, застрахованным в Республике Калмыкия (R-файлы), в том числе: N 7162 от 21.06.2018; N 7251 от 16.07.2018; N 7417 от 16.08.2018, N 7575 от 19.09.2018; N 7780 от 17.10.2018; N 7939 от 19.11.2018 на общую сумму 36 277 633 рубля 15 копеек.
По указанным счетам от ответчика получены файлы протоколов обработки реестров счетов (А-файлы), содержащие информацию о суммах, принятых к оплате.
Согласно полученным протоколам обработки реестров счетов, счета N 7575 от 19.09.2018 и N 7939 от 19.11.2018 приняты к оплате в полном объеме. По остальным счетам сняты с оплаты по результатам медико-экономического контроля суммы, указанные в актах о причинах, требующих дополнительного рассмотрения.
Действия сторон регламентированы Приказом Федерального Фонда обязательного медицинского страхования N 79 от 07.04.2011 "Об утверждении Общих принципов построения и функционирования информационных систем и порядка информационного взаимодействия в сфере обязательного медицинского страхования", которым установлен перечень файлов, используемых при осуществлении расчетов за медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам за пределами субъекта Российской Федерации, на территории которого застрахован гражданин.
Как следует из материалов дела, основной долг ответчиком погашен.
Несвоевременная оплата ТФОМС Республики Калмыкия суммы основного долга послужила основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Таким образом, проценты за пользование чужими денежными средствами представляют собой ответственность за нарушение денежного обязательства вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате.
В рассматриваемом случае исковые требования возникли из обязанности ТФОМС Республики Калмыкия по возмещению расходов за медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования гражданам, застрахованным на территории другого субъекта Российской Федерации.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, регулируются Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326- ФЗ), в статье 3 которого определено, что обязательное медицинское страхование - это вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счёт средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных названным Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
Согласно пункту 1 Приказа Минздравсоцразвития России от 21.01.2011 N 15н "Об утверждении Типового положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования" (далее - Приказ N 15н) территориальный фонд обязательного медицинского страхования является некоммерческой организацией, созданной субъектом Российской Федерации для реализации государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации.
Территориальный фонд осуществляет управление средствами обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, предназначенными для обеспечения гарантий бесплатного оказания застрахованным лицам медицинской помощи в рамках программ обязательного медицинского страхования и в целях обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, рассматривает дела и налагает штрафы, составляет акты о нарушении законодательства об обязательном медицинском страховании в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", осуществляет контроль за деятельностью страховой медицинской организации, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", и выполнением договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования (пункт 7 Приказа N 15н).
Согласно пункту 8.2 Приказа N 15н территориальный фонд, в том числе, аккумулирует средства обязательного медицинского страхования и управляет ими, осуществляет финансовое обеспечение реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования в субъектах Российской Федерации, формирует и использует резервы для обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования в порядке, установленном Федеральным фондом.
В силу статьи 6 Бюджетного кодекса получатель бюджетных средств - это орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющее право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьями 10, 144 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджеты государственных внебюджетных фондов (в том числе фонд обязательного медицинского страхования) являются составной частью бюджетной системы Российской Федерации.
Пункт 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предписывает судам и иным правоприменительным органам применять гражданское законодательство к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой в том случае, если это предусмотрено законодательством. Тем самым применение положений статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации в конкретных спорах зависит от того, являются ли спорные имущественные правоотношения гражданско - правовыми, а нарушенное обязательство - денежным, а если не являются, то имеется ли указание законодателя о возможности их применения к спорным правоотношениям (пункт 3 мотивировочной части Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 19.04.2001 N 99-О).
Согласно пункту 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" в случаях, когда разрешаемый судом спор вытекает из налоговых или других финансовых и административных правоотношений, гражданское законодательство может быть применено к названным правоотношениям при условии, что это предусмотрено законом (пункт 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В рассматриваемом случае, правоотношения, сложившиеся между ТФОМС Республики Калмыкия и ТФОМС Ростовской области, не носят гражданско-правовой характер и возникли не в силу договорных отношений, прямого указания законодателя о возможности применения положений статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации к спорным правоотношениям не имеется, настоящий спор вытекает из бюджетных правоотношений, поскольку денежные средства фонда являются составной частью бюджетной системы Российской Федерации, в силу чего оснований для взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами не имеется.
Ввиду изложенного, судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении исковых требований.
Доводы жалобы сводятся к несогласию заявителя с выводами суда первой инстанции, положенными в обоснование принятого по делу судебного акта, что само по себе не может служить основанием для его отмены, ввиду правильного применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права.
Соответствие решения суда первой инстанции установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта, с учетом доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, исключают возможность удовлетворения последней в силу норм статей 268 и 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта в любом случае, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 16.07.2019 по делу N А22- 1133/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Егорченко |
Судьи |
Ю.Б. Луговая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А22-1133/2019
Истец: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Ростовской области
Ответчик: ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ