город Ростов-на-Дону |
|
10 октября 2019 г. |
дело N А01-3240/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 октября 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Филимоновой С.С.,
судей Ильиной М.В., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Комитета по управлению имуществом муниципального образования "Город Майкоп" на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 09.07.2019 по делу N А01-3240/2018 (судья Парасюк Е.А.) по заявлению Комитета по управлению имуществом муниципального образования "Город Майкоп" к заинтересованному лицу Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея, при участии третьего лица публичного акционерного общества "Зарем", о признании незаконным отказа; об обязании,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению имуществом Муниципального образования "Город Майкоп" (далее - заявитель, комитет) обратился в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея (далее - заинтересованное лицо, управление) о признании незаконным отказа от 31.08.2018 N 01/001/226/2018-413 и обязании государственной регистрации права собственности на здание.
Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 09.07.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просил решение отменить.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к отсутствию необходимости в первичной регистрации права собственности за ОАО "Майкопский редукторный завод "Зарем".
Заинтересованное лицо с доводами жалобы не согласилось по основаниям, изложенным в отзыве, просило решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание представители участвующих в деле лиц, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей не обеспечили. Апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие, в порядке, предусмотренном статьей 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва управления, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании протокола заседания Совета директоров ОАО "Майкопский редукторный завод "Зарем" от 12.09.2005 N 5 принято решение о передаче в собственность муниципального образования "Город Майкоп" здания пожарного депо, по адресу: г. Майкоп, ул.Шовгенова, 362.
Постановлением Совета народных депутатов муниципального образования "Город Майкоп" от 14.12.2005 N 807 Администрации муниципального образования "Город Майкоп" дано согласие на прием в муниципальную собственность вышеуказанного пожарного депо.
Распоряжением Администрации муниципального образования "Город Майкоп" от 02.03.2006 N 750-р данное пожарное депо принято из собственности ОАО "Майкопский редукторный завод "Зарем". 26.03.2007 по акту приема-передачи пожарное депо принято в собственность муниципального образования "Город Майкоп".
Распоряжением Администрации муниципального образования "Город Майкоп" от 27.12.2017 N 7318-р зданию пожарного депо по ул. Шовгенова 362, присвоен адрес: "ул. Шовгенова, 362-а".
21.05.2018 муниципальное образование "Город Майкоп" обратилось в управление с заявлением о регистрации права муниципальной собственности на вышеуказанное здание пожарного депо, общей площадью 384,4 кв.м.
Уведомлением от 31.05.2018 муниципальному образованию "Город Майкоп" сообщено о приостановлении государственной регистрации права муниципальной собственности на здание пожарного депо КН/УН 01:08:504001:113, расположенного по адресу: Республика Адыгея, г.Майкоп, ул. Шовгенова, д. 362-а. Приостановление мотивировано тем, что не представлен надлежащий документ, позволяющий установить законность приобретения данной недвижимости, а также отсутствие первичной регистрации права собственности здания пожарного депо за ОАО "Майкопский редукторный завод "Зарем" и отсутствие заявления ООО "Майкопский редукторный завод "Зарем".
Сообщением от 31.08.2018 N 01/001/226/2018-413 муниципальному образованию "Город Майкоп" отказано в государственной регистрации права муниципальной собственности на здание пожарного депо. Отказ мотивирован тем, что не представлен надлежащий документ, позволяющий установить законность приобретения данной недвижимости, а также отсутствие первичной регистрации права собственности здания пожарного депо за ОАО "Майкопский редукторный завод "Зарем", а также заявления на регистрацию перехода права собственности.
Заявитель, полагая, что данным отказом нарушены права муниципального образования "Город Майкоп" на дальнейшее распоряжение переданным ему объектом недвижимости, обратился в суд с заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 1 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации.
Согласно пунктам 1 и 6 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК РФ и иными законами.
В соответствии с частью 2 статьи 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) и предоставлением сведений, содержащихся в ЕГРН, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации).
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (часть 3 статьи 1 Закона о регистрации).
Государственная регистрация прав осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (часть 1 статьи 3 Закона о регистрации).
Из положений Закона о регистрации следует, что государственная регистрация на объект недвижимости не требуется, если права на него возникли до момента вступления в законную силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Вместе с тем, если в отношении объекта недвижимости, права на который не регистрировались, совершается сделка, государственная регистрация ранее возникших прав является обязательной (часть 3 статьи 69 Закона о регистрации).
В силу статьи 14 Закона о регистрации государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав установлены пунктом 2 статьи 14 указанного Закона и является исчерпывающим, расширительному толкованию не подлежит.
Статьей 15 Закона о регистрации определены лица, по заявлению которых осуществляется государственная регистрация прав.
В силу пункта 1 части 3 статьи 15 Закона о регистрации государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется по заявлению лица, право которого на объект недвижимости возникает (за исключением возникновения прав на созданный или образованный объект недвижимости) или прекращается, - при государственной регистрации возникновения или прекращения соответствующего права.
Часть 4 статьи 18 Закона о регистрации предусматривает, что к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если Федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Закона о регистрации и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами (часть 5 статьи 18 Закона о регистрации).
Согласно пункту 1 статьи 20 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Вместе с тем, если в отношении объекта недвижимости, права на который не регистрировались, совершается сделка, государственная регистрация ранее возникших прав является обязательной (часть 3 статьи 69 Закона о регистрации).
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В силу подпункта 2 пункта 4 статьи 29 Закона о регистрации государственный регистратор, установив при проведении правовой экспертизы наличие оснований для приостановления государственной регистрации прав, принимает решение о приостановлении государственной регистрации прав.
Основания для приостановления осуществления государственной регистрации установлены статьей 26 Закона о регистрации, одним из которых является непредставление документов, необходимых для осуществления государственной регистрации прав.
В соответствии со статьей 27 Закона о регистрации, в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Как следует из материалов дела, основанием для приостановления государственной регистрации прав было отсутствие договора между ОАО Зарем" и администрацией муниципального образования "Город Майкоп", первичной регистрации права на спорный объект, отсутствие заявления ОАО "Зарем" на регистрацию первичного права собственности, а также заявления на регистрацию перехода права собственности.
Основанием для отказа в регистрации явилось неустранение заявителем причин, послуживших основанием для приостановления регистрации права.
По смыслу части 1 статьи 198 АПК РФ необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.
Заявителем не представлено доказательств несоответствие оспариваемого отказа, Закону о регистрации или иному нормативному акту, равно как и доказано нарушения его прав и законных интересов.
Вместе с тем, заинтересованным лицом доказано соответствие оспариваемого отказа Закону о регистрации, а также законность принятия оспариваемого решения.
Исследовав материалы дела, дав им оценку по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что у управления имелись законные основания как для приостановления государственной регистрации права, так и для отказа в такой регистрации, в связи с чем отсутствуют основания для удовлетворения заявленных комитетом требований.
Судебная коллегия не усматривает оснований для переоценки указанных выводов суда первой инстанции.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку с соблюдением требований ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Фактов, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность принятого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит. В связи с этим доводы апеллянта признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку сводятся только к несогласию с оценкой обстоятельств судом первой инстанции.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 09.07.2019 по делу N А01-3240/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Республики Адыгея в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
М.В. Ильина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.