г. Ессентуки |
|
10 октября 2019 г. |
Дело N А22-1951/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.10.2019.
Полный текст постановления изготовлен 10.10.2019.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Семенова М.У., судей: Белова Д.А., Макаровой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коковым М.А.,
в отсутствие заявителя - Нижне - Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) (ИНН 3444046034, ОГРН 1023403462488), заинтересованного лица - акционерного общества "Аэропорт Элиста" (ИНН 0814166855, ОГРН 1050866798190), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Нижне - Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 01.08.2019 по делу N А22-1951/2019 (судья Челянов Д.В.),
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Республики Калмыкия от 01.08.2019 отказано в удовлетворении заявления Нижне - Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) (далее - управление, административный орган) о привлечении акционерного общества "Аэропорт Элиста" к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс). Суд указал, о наличии в действиях Общества события административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.61 КоАП РФ, но учитывая тот, факт, что обществом были предприняты все зависящие от него меры для соблюдения порядка обеспечения исполнения обязательств пришел к выводу об отсутствие вины общества и следствие состава вменяемого административного правонарушения.
В апелляционной жалобе управление просит отменить решение суда и удовлетворить заявление, ссылаясь на наличие в бездействии общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.61 КоАП РФ.
Проверив законность вынесенного решения и правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), изучив и оценив в совокупности все материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, по состоянию на 31.12.2018 у АО "Аэропорт Элиста" перед АО "Калмэнергосбыт" образовалась задолженность за электрическую энергию за период ноябрь - декабрь 2018 года в размере 1 340 034,69 руб. (т.1, л.д. 79-82,95-101)..
22.03.2019 АО "Калмэнергосбыт" в адрес АО "Аэропорт Элиста" направлено уведомление о принятии мер по предоставлению обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии в срок до 21.03.2019 (т.1, л.д. 75-78).
В установленный гарантирующим поставщиком срок предоставление обеспечения исполнения обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии АО "Аэропорт Элиста" организовано не было, задолженность по договору энергоснабжения не погашена.
В связи с образовавшейся задолженностью и не принятием мер по обеспечению исполнения обязательств АО "Калмэнергосбыт" обратилось в Нижне - Волжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору с заявлением от 22.03.2019 N 1019/04 о возбуждении административного дела в отношении АО "Аэропорт Элиста" по ст. 14.61 КоАП РФ за нарушение установленного порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (т.1, л.д.10-12).
Как следует из материалов дела, 30.04.2019 должностным лицом Управления, в присутствии представителя Общества в отношении АО "Аэропорт Элиста" составлен протокол N 17-117 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.61 КоАП РФ (т.1, л.д. 6-7).
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и Обществом не оспариваются.
В порядке ст. 23.1 КоАП РФ и ст. 202 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.61 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела, по состоянию на 31.10.2018 у АО "Аэропорт Элиста" перед АО "Калмэнергосбыт" образовалась задолженность за электрическую энергию за период сентябрь - октябрь 2018 года в размере 219 983,11 руб. (т. 2, л.д. 20-21, 34-40).
22.03.2019 АО "Калмэнергосбыт" в адрес АО "Аэропорт Элиста" направлено уведомление о принятии мер по предоставлению обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии в срок до 15.04.2019 (т.2, л.д.60-61, 18-19).
В установленный гарантирующим поставщиком срок предоставление обеспечения исполнения обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии АО "Аэропорт Элиста" организовано не было, задолженность по договору энергоснабжения не погашена.
В связи с образовавшейся задолженностью и не принятием мер по обеспечению исполнения обязательств АО "Калмэнергосбыт" обратилось в Нижне - Волжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору с заявлением от 15.04.2019 N 1321 о возбуждении административного дела в отношении АО "Аэропорт Элиста" по ст. 14.61 КоАП РФ за нарушение установленного порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (т. 2, л.д.11-12).
Как следует из материалов дела, 07.05.2019 должностным лицом Управления, в присутствии представителя Общества в отношении АО "Аэропорт Элиста" составлен протокол N 17-082 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.61 КоАП РФ (т. 2, л.д. 6-8).
В порядке ст. 23.1 КоАП РФ и ст. 202 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.61 КоАП РФ.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и сторонами не оспариваются.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно части 5 статьи 205 АПК РФ по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Квалификация административного правонарушения предполагает наличие состава правонарушения.
В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.
При осуществлении производства по делу об административном правонарушении подлежат обязательному выяснению наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), его виновность и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (статья 26.1 КоАП РФ).
В судебном заседании установлено и сторонами не оспаривается, что между АО "Калмэнергосбыт" (Гарантирующий поставщик) и АО "Аэропорт Элиста" (Потребитель) заключен договор энергоснабжения N 0804011000033 от 01.03.2016. При этом АО "Аэропорт Элиста" относится к категории потребителей, ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям и категории которых предусмотрены приложением к Правилам полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 утверждены Основные положений функционирования розничных рынков электрической энергии (далее - Основные положения N 442), которые устанавливают правовые основы функционирования розничных рынков электрической энергии.
Порядок определения потребителей, обязанных предоставлять гарантирующему поставщику обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), и порядок предоставления указанного обеспечения установлен в главе XIII Основных положений N 442.
В соответствии с пунктом 255 Основных положений N 442 потребители, ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям и категории которых предусмотрены приложением к Правилам полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, обязаны предоставить гарантирующему поставщику обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), поставляемой по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), если соответствующий потребитель не исполнил или ненадлежащим образом исполнил обязательства по оплате электрической энергии (мощности) гарантирующему поставщику и это привело к образованию задолженности перед гарантирующим поставщиком по оплате электрической энергии (мощности) в размере, равном двойному размеру среднемесячной величины обязательств потребителя по оплате электрической энергии (мощности) или превышающем такой двойной размер.
При определении соответствия указанного потребителя критерию, установленному абзацем первым настоящего пункта, учитывается задолженность перед гарантирующим поставщиком по оплате электрической энергии (мощности), подтвержденная вступившим в законную силу решением суда или признанная таким потребителем.
Документами, свидетельствующими о признании потребителем задолженности перед гарантирующим поставщиком, являются документы, в которых содержится явно выраженное согласие потребителя с фактом наличия задолженности перед гарантирующим поставщиком и с размером такой задолженности (соглашение между гарантирующим поставщиком и потребителем, акт сверки взаимных расчетов, письмо, подписанное уполномоченным лицом потребителя, или иной документ).
В соответствии с пунктом 256 Основных положений N 442 гарантирующий поставщик определяет потребителя, соответствующего предусмотренному абзацем первым пункта 255 настоящего документа критерию, и направляет ему уведомление об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) способом, позволяющим подтвердить факт и дату получения уведомления.
Уведомление об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) направляется в срок, не превышающий 6 месяцев со дня возникновения задолженности, при наличии которой в соответствии с пунктом 255 настоящего документа потребитель обязан предоставить гарантирующему поставщику обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности).
Указанное уведомление должно содержать следующую информацию:
размер задолженности потребителя, послуживший основанием для предъявления требования о предоставлении обеспечения исполнения обязательств, расчет указанного размера задолженности и среднемесячной величины обязательств потребителя по оплате электрической энергии (мощности);
величина обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), подлежащего предоставлению потребителем гарантирующему поставщику;
срок, на который должно быть предоставлено обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности);
срок, в течение которого необходимо предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности).
В соответствии с пунктом 258 Основных положений N 442 потребитель, соответствующий предусмотренному абзацем первым пункта 255 настоящего документа критерию, обязан предоставить гарантирующему поставщику обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) на срок, определяемый гарантирующим поставщиком. Указанный срок не может превышать 6 месяцев со дня предоставления обеспечения исполнения обязательств.
В соответствии с пунктом 259 Основных положений N 442 срок, в течение которого необходимо предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), определяется гарантирующим поставщиком, при этом дата окончания указанного срока не может наступить ранее чем через 60 дней со дня получения потребителем уведомления об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности).
В судебном заседании установлено и из материалов дела следует, что во исполнение вышеуказанных требований гарантирующий поставщик - АО"Калмэнергосбыт" (Гарантирующий поставщик) " направило потребителю - АО "Аэропорт Элиста" уведомление от 21.01.2019 N 192/10 по принятию мер, связанных с предоставлением обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии, до 21.03.2019, а также уведомление от 14.02.2019 N 508/10 по принятию мер, связанных с предоставлением обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии, до 15.04.2019.
В указанные сроки АО "Аэропорт Элиста" не представило обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии.
В соответствии с пунктом 264 Основных положений N 442 в случае неисполнения потребителем, соответствующим предусмотренному абзацем первым пункта 255 настоящего документа критерию, обязанности по предоставлению обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) до истечения срока предоставления обеспечения, предусмотренного указанным в пункте 256 настоящего документа уведомлением, и при наличии у указанного потребителя задолженности перед гарантирующим поставщиком, послужившей основанием для предъявления к нему требования о предоставлении обеспечения исполнения обязательств, гарантирующий поставщик направляет в федеральный орган исполнительной власти, к компетенции которого отнесено рассмотрение дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, сведения, указанные в пункте 262 настоящего документа, а также соответствующую информацию и оригиналы необходимых документов.
Согласно статье 14.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение потребителем электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, потребителем газа, потребителем тепловой энергии либо теплоснабжающей организацией установленного законодательством порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), газа, тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, сопряженное с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств по их оплате в соответствии с установленными договорами о предоставлении указанных энергетических ресурсов сроками платежей, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объективной стороной данного правонарушения являются действия (бездействия), связанные с неисполнение таким потребителем установленного законодательством порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности).
В судебном заседании установлено и из материалов дела следует, что установленная законодательством обязанность АО "Аэропорт Элиста" не исполнена, что также признано его представителем.
В связи с чем, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии в действиях общества события административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.61 КоАП РФ.
В соответствии с частями 1, 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Статья 2.2 КоАП РФ предусматривает, что административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
Вина общества, исходя из положений, закрепленных в примечании к статье 2.4 КоАП РФ, определяется в форме умысла или неосторожности и должна быть установлена и доказана в соответствии со статьей 2.2 КоАП РФ.
Судом апелляционной инстанции не установлено, наличие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, объективно препятствовавших обществу в соблюдении требований вышеназванных нормативных правовых актов, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.
Отказы кредитных учреждений в предоставлении банковской гарантии, направление писем о содействии учредителю - Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Калмыкия, Правительству Республики Калмыкия, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Республики Калмыкия, Министерству по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия, к таким обстоятельствам не относятся.
Вывод суда о принятии всех возможных мер к недопущению совершения правонарушения несостоятелен. Из материалов дела не следует, что общество было лишено возможности предоставить иное обеспечение (поручительство, залог имущественных прав).
Следовательно, вина Общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения также имеет место.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии в бездействии общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.61 КоАП РФ.
Срок привлечения к ответственности в соответствии со статьей 4.5 КоАП РФ составляет один год. С учетом изложенного на дату рассмотрения дела судом апелляционной инстанции срок для привлечения общества к административной ответственности не истек.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене в виду несоответствия выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела (пункт 3 части 1 статьи 270 АПК РФ), а заявление управления следует удовлетворить.
При таких обстоятельствах, руководствуясь статьями 268-271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу удовлетворить. Решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 01.08.2019 по делу N А22-1951/2019 отменить, принять новый судебный акт.
Заявление Нижне-Волжского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору удовлетворить. Привлечь акционерное общество "Аэропорт Элиста" (ИНН 0814166855, ОГРН 1050866798190) к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Административный штраф подлежит перечислению по следующим реквизитам: Получатель: УФК по Волгоградской области (Нижне-Волжское управление Ростехнадзора), ИНН 3444046034 КПП 344501001 ОКТМО 18710000 УИН 49834351412136214002 р/сч: 40101810300000010003 ГРКЦ ГУ Банка России по Волгоградской области г. Волгограда БИК 041806001 КБК 49811645000016000140.
Заверенную копию документа, подтверждающего уплату штрафа, необходимо представить в Арбитражный суд Республики Калмыкия в срок не позднее 60 дней с момента вступления постановления в законную силу. При отсутствии у суда документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении указанного срока оно будет направлено для принудительного взыскания штрафа в службу судебных приставов-исполнителей по месту нахождения лица, привлеченного к административной ответственности.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.У. Семенов |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А22-1951/2019
Истец: НИЖНЕ-ВОЛЖСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
Третье лицо: АО "АЭРОПОРТ ЭЛИСТА"