г. Чита |
|
09 октября 2019 г. |
дело N А19-2515/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 октября 2019 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Басаева Д.В., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сахаровой Б.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Иркутской области с участием судьи Ханафиной А.Ф. при ведении протокола совершения отдельного процессуального действия помощником судьи Дугаржаповой Е.Б. апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Авангард" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 19 июля 2019 года по делу N А19-2515/2019 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Авангард" (ОГРН 1053814008490, ИНН 3814009181, 665334, Иркутская область, Куйтунский район, село Барлукулица, улица Гагарина, 14 А) к Администрации муниципального образования Куйтунский район (ОГРН 1033802627044, ИНН 3832001650, 665302, Иркутская область, Куйтунский район, рабочий поселок Куйтун, улица Карла Маркса, 18) о признании незаконным постановления N 631-П от 23.11.2018,
при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Администрации Барлукского сельского поселения (ОГРН 1053814025430, ИНН 3814010162, 665334, Иркутская область, Куйтунский район, село Барлук, улица Ленина, 29А),
в отсутствие в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Авангард" (далее - заявитель, общество или ООО "Авангард") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к Администрации муниципального образования Куйтунского района (далее - администрация района) с заявлением о признании незаконным постановления N 631-П от 23.11.2018 об утверждении схемы расположения земельного участка.
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 13 февраля 2019 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрации Барлукского сельского поселения (далее - Администрация поселения).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 19 июля 2019 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, общество обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, выражая своё несогласие с ним. По мнению общества, выводы суда первой инстанции противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным в дело доказательствам, по доводам, изложенным в жалобе.
Администрация района в представленном письменном отзыве на апелляционную жалобу просит в удовлетворении жалобы отказать, обжалуемое решение оставить без изменения.
Администрация поселения в представленном письменном отзыве на апелляционную жалобу считает её доводы не обоснованными. Просит обжалуемое решение оставить без изменения.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, общество на сеанс видеоконференц-связи организованный по его ходатайству своего представителя не направило.
В соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзывы на неё, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришёл к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в соответствии с Постановлением Администрации района от 23.11.2018 N 631-П утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории с условным номером 38:10:060401:ЗУ1, по адресу: Иркутская область, Куйтунский район, Барлукское муниципальное образование, западнее села Барлук, площадью 813789 кв.м. из земель сельскохозяйственного назначения.
Территориальная зона: зона сельскохозяйственных угодий. Вид разрешенного использования: пастбище.
Данное постановление принято в связи с обращением Администрации поселения от 23.10.2018 N 3842 об утверждении схемы расположения земельного участка и предварительном согласовании предоставления земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование под общественное пастбище.
К заявлению была приложена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Как указывает заявитель, утверждение Администрации Барлукского муниципального образования схемы земельного участка на кадастровом плане территории послужило основанием для отказа ООО "Авангард" (в форме уведомления от 28.11.2018 N 3071) в предоставлении земельного участка без проведения торгов для выпаса скота и производства сельхозпродукции в связи с его обращением N 3949 от 23.10.2018.
По мнению заявителя, ответчиком нарушена процедура согласования схемы расположения земельного участка, что послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции о законности оспариваемого постановления правильными, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ и пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение.
Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, незаконными необходимо соблюдение двух условий: несоответствие оспариваемого правового акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации установлен порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Пунктом 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать, и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ). В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Законом N 218-ФЗ;
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении.
Срок действия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка составляет два года.
Лицо, в отношении которого было принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, обеспечивает выполнение кадастровых работ, необходимых для образования испрашиваемого земельного участка или уточнения его границ.
Утверждение схемы расположения земельного участка и затем предварительное согласование места расположения земельного участка - технические этапы процедуры предоставления, призванные последовательно определить и согласовать заявителю с уполномоченными органом место расположения земельного участка, и на названных этапах вопросы принадлежности земельных участков не решаются, а проверяется наличие названных технических препятствий для образования на выбранном месте нового земельного участка.
Согласно пункту 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации установлен порядок предварительного согласования предоставления земельного участка.
Рассмотрение заявлений о предварительном согласовании предоставления земельных участков в силу пункта 4 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляется в порядке их поступления.
Согласно пункта 6 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если на дату поступления в уполномоченный орган заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, образование которого предусмотрено приложенной к этому заявлению схемой расположения земельного участка, на рассмотрении такого органа находится представленная ранее другим лицом схема расположения земельного участка и местоположение земельных участков, образование которых предусмотрено этими схемами, частично или полностью совпадает, уполномоченный орган принимает решение о приостановлении срока рассмотрения поданного позднее заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.
Срок рассмотрения поданного позднее заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка приостанавливается до принятия решения об утверждении направленной или представленной ранее схемы расположения земельного участка или до принятия решения об отказе в утверждении указанной схемы.
На основании пункта 7 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка. По результатам рассмотрения и проверки уполномоченный орган принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
Под предварительным согласованием предоставления земельного участка понимается вынесение уполномоченным органом власти решения по промежуточному одобрению предоставления без проведения торгов земельного участка с конкретными характеристиками (адресные ориентиры, кадастровый номер, вид разрешенного использования, площадь, категорию земель) в случае, если земельный участок предстоит образовать либо границы существующего земельного участка подлежат уточнению.
Предварительное согласование предоставления земельного участка оформляется решением властного органа. Для получения такого решения заинтересованным лицам надлежит обращаться в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Постановлением Администрации района от 23.11.2018 N 631-П утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории с условным номером 38:10:060401:ЗУ1, по адресу: Иркутская область, Куйтунский район, Барлукское муниципальное образование, западнее села Барлук, площадью 813789 кв.м. из земель сельскохозяйственного назначения. Территориальная зона: зона сельскохозяйственных угодий. Вид разрешенного использования: пастбище.
Данное постановление принято в связи с обращением Администрации поселения от 23.10.2018 N 3842 об утверждении схемы расположения земельного участка и предварительном согласовании предоставления земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование под общественное пастбище. К заявлению была приложена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Порядок утверждения схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории определен статьей 11.10. Земельного Кодекса Российской Федерации. В соответствии с пунктом 13 указанной статьи схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено Земельным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3.3. Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района, в состав которого входит сельское поселение.
Барлукское муниципальное образование в соответствии с законом Иркутской области от 16 декабря 2004 года N 92-оз "О статусе и границах муниципальных образований Куйтунского района Иркутской области" входит в состав Куйтунского района Иркутской области. Барлукское муниципальное образование обладает статусом сельского поселения. Адрес образуемого земельного участка позволяет однозначно определить местоположение указанного участка на территории Барлукского муниципального образования.
Администрация поселения в соответствии с Уставом Барлукского муниципального образования является органом местного самоуправления.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки органам местного самоуправления предоставляются в постоянное бессрочное пользование.
Как указывает Администрация района, 23.10.2018 Администрации поселения обратилась с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории с условным номером 38:10:060401:ЗУ1, по адресу: Иркутская область, Куйтунский район, Барлукское муниципальное образование, западнее села Барлук, площадью 813789 кв.м. из земель сельскохозяйственного назначения. Территориальная зона: зона сельскохозяйственных угодий. Вид разрешенного использования: пастбище. Данное заявление было зарегистрировано в журнале входящей корреспонденции от 23.10.2018 N 3842.
В этот же день в Администрацию района обратилось ООО "Авангард" о предоставлении того же земельного участка площадью 684985 кв.м, без проведения торгов для выпаса скота и производства сельхозпродукции, в аренду на 49 лет.
Данное заявление зарегистрировано в журнале входящей корреспонденции за N 3949 от 23.10.2018.
Выписка из журнала входящей корреспонденции представлена в материалы дела и заявителем не оспорена.
ООО "Авангард" направлено уведомление от 20.01.2018 о приостановлении рассмотрения заявления в порядке пункта 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации до принятия решения об утверждении ранее представленной схемы Администрации поселения.
Ввиду отсутствия предусмотренных пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации правовых оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, Постановлением Администрации района от 23.11.2018 N 631-П утверждена представленная третьим лицом схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории с условным номером 38:10:060401:ЗУ1, по адресу: Иркутская область, Куйтунский район, Барлукское муниципальное образование, западнее села Барлук, площадью 813789 кв.м. из земель сельскохозяйственного назначения. Территориальная зона: зона сельскохозяйственных угодий. Вид разрешенного использования: пастбище.
Соответственно совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, послужило основанием для отказа ООО "Авангард" в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждения схемы его расположения.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно не принял доводы заявителя о нарушении Администрацией района процедуры утверждения схемы расположения земельного участка.
Более того, утверждение схемы расположения земельного участка и затем предварительное согласование места расположения земельного участка - технические этапы процедуры предоставления, призванные последовательно определить и согласовать заявителю с уполномоченными органом место расположения земельного участка, и на названных этапах вопросы принадлежности земельных участков не решаются, а проверяется наличие названных технических препятствий для образования на выбранном месте нового земельного участка.
Значит, оспариваемое постановление Администрации района не могло нарушить права заявителя на момент его принятия.
Далее Администрацией района вынесено постановление от 15.01.2019 N 15-п о представлении спорного земельного участка в постоянное бессрочное пользование Администрации поселения.
Право бессрочного пользования Администрации поселения зарегистрировано в Едином государственное реестре недвижимости за кадастровым номером 38:10:060401:1015.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", любые споры о праве на недвижимое имущество подлежат рассмотрению только в порядке искового производства, и не разрешаются в судебных заседания при осуществлении производства по правилам главы 24 АПК РФ по делам, возникающим из публичных правоотношений.
Следовательно, спор о принадлежности спорного земельного участка не может быть рассмотрен в рамках настоящего дела в порядке главы 24 АПК РФ.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы общества, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268- 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 19 июля 2019 года по делу N А19-2515/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Авангард" (ОГРН 1053814008490, ИНН 3814009181, 665334, Иркутская область, Куйтунский район, село Барлукулица, улица Гагарина, 14 А) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 500 рублей, излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению от 13.08.2019 N 226.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путём подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Басаев Д.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-2515/2019
Истец: ООО "Авангард"
Ответчик: Администрация муниципального образования Куйтунский район Иркутской области
Третье лицо: Администрация Барлукского сельского поселения