г. Санкт-Петербург |
|
10 октября 2019 г. |
Дело N А56-34456/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 октября 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Смирновой Я.Г.
судей Жуковой Т.В., Несмияна С.И.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шалагиновой Д.С.,
при участии:
от истца: представителя Кирдеевой Н.А., доверенность от 13.11.2018
от ответчика: представителя Ивлевой А.О., доверенность от 03.04.2019
от 3-х лиц: 1,2,3. не явились, извещены
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-22444/2019) Комитета по топливно-энергетическому комплексу Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.06.2019 по делу N А56-34456/2019 (судья Дорохова Н.Н.), принятое
по иску ГУП "Топливно-энергетический комплекс"
к Комитету по топливно-энергетическому комплексу Ленинградской области
3-и лица: общество с ограниченной ответственностью "Тосностройсервис"; общество с ограниченной ответственностью "УК Бастион"; товарищество собственников жилья "Ижора плюс"
о взыскании
установил:
Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" (далее - истец, Предприятие) обратилось в суд с иском о взыскании с Комитета по топливно-энергетическому комплексу Ленинградской области (далее - ответчик, Комитет) 28 986 руб. 43 коп. убытков в виде разницы в тарифах, за тепловую энергию, потребленную по договору теплоснабжения в горячей воде от 01.03.2016 N 16357.048.3 за период с марта по сентябрь 2016 года, 24 399 руб. 25 коп. по договору теплоснабжения в горячей воде от 01.04.2015 N 14699.048.3 за период с апреля по декабрь 2016 года, 17 803 руб. 71 коп. по договору теплоснабжения в горячей воде от 04.04.2012 N 808038 за период с апреля по декабрь 2016 года.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют общество с ограниченной ответственностью "Тосностройсервис", общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Бастион", товарищество собственников жилья "Ижора плюс".
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.06.2019 исковые требования полностью удовлетворены.
Ответчик обжаловал решение в апелляционном порядке, считая его незаконным, необоснованным и подлежащим отмене в связи с неправильным установлением судом обстоятельств, имеющих значение для дела.
В обоснование жалобы ответчик указал, что у него отсутствуют полномочия по выплатам во исполнение судебного акта в соответствии с Положением о комитете по топливно-энергетическому комплексу ЛО, утвержденным постановлением Правительства ЛО от 02.10.2012 N 302, в связи с чем Комитет не является надлежащим ответчиком.
Ответчик полагает, что возмещение убытков, возникающих в результате установления льготных тарифов на территории ЛО осуществляется в виде субсидий, предоставляемых в порядке, предусмотренном областным законом о бюджете Ленинградской области, согласно пункту 7 статьи 6 областного закона ЛО от 09.12.2016 N 90-оз.
Податель жалобы считает, что истец документально не подтвердил выполнение установленных нормативными правовыми актами обязательных требований, необходимых для получения субсидии ресурсоснабжающей организацией, не представил необходимых обосновывающих документов, в связи с чем у Комитета отсутствовали основания для перечисления Предприятию субсидии.
По мнению Комитета, отказ в перечислении субсидии является обоснованным, при этом истец не лишен возможности повторно обратиться в Комитет за выплатой субсидии, предоставив необходимый пакет документов.
В заседании суда апелляционной инстанции ответчик поддержал доводы жалобы. Истец против удовлетворения жалобы возражал, считая решение законным и обоснованным.
Извещенные надлежащим образом третьи лица своих представителей в заседание апелляционного суда не направили, что не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие согласно части 5 статьи 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Предприятие (энергоснабжающая организация) и Общество (абонент) заключили договор теплоснабжения в горячей воде от 01.03.2016 N 16357.048.3, согласно условиям которого энергоснабжающая организация обязалась подавать абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде от сети энергоснабжающей организации на ее границе, а абонент - своевременно оплачивать принятую тепловую энергию.
Ссылаясь на то, что Комитет не в полном объеме возместил разницу в тарифах за спорный период, Предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции посчитал исковые требования обоснованными по праву и размеру.
Ознакомившись с материалами дела, доводами жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Согласно статье 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 ГК РФ).
В силу части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в порядке, установленном федеральным законом.
Согласно правовой позиции, приведенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
При этом данным публично-правовым образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей.
В соответствии с частью 2 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в порядке, установленном федеральным законом.
В соответствии с пунктом 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). При расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
Разница между тарифом на тепловую энергию, отпускаемую Предприятием, и тарифом для расчета размера платы за предоставляемую гражданам коммунальную услугу по отоплению и горячему водоснабжению компенсируется из бюджета Ленинградской области в виде субсидии на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию.
Согласно пункту 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей" (далее - Постановление N 87) если потери в виде разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса, не были полностью или в части компенсированы данной организации, в том числе по причине того, что названная компенсация не предусмотрена или предусмотрена в недостаточном размере, для возмещения таких потерь ресурсоснабжающей организации за счет бюджета соответствующего публично-правового образования не требуется оспаривание акта об установлении тарифа.
В соответствии с пунктом 3 Постановления N 87 по общему правилу надлежащим ответчиком по иску о возмещении потерь, вызванных межтарифной разницей, является то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого принято соответствующее тарифное решение.
Поскольку тарифные решения приняты Ленинградской областью, соответственно, разница между тарифом для истца и тарифом, установленным для населения, должна компенсироваться из бюджета Ленинградской области в виде субсидии на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию.
Органом, принявшим соответствующие тарифные решения, является Комитет по топливно-энергетическому комплексу Ленинградской области.
Приказом Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 30 ноября 2015 года N 314-п "Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности, тарифов на тепловую энергию и горячую воду, теплоноситель, поставляемые государственным унитарным предприятием "Топливно-энергетический комплекс Санкт- Петербурга" потребителям на территории Ленинградской области, на долгосрочный период регулирования 2016-2018 годов" установлены экономически обоснованные тарифы для предприятия (без НДС):
1.1) при открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) с 01.01.2016 по 30.06.2016 на ГВС:
- 13,00 руб./куб. м по компоненту на теплоноситель,
- 1193,02 руб./Гкал по компоненту на тепловую энергию.
1.2 с 01.01.2017 по 30.06.2017 на отопление - 1244,38 руб./Гкал.
2.1 при открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) с 01.07.2016 по 31.12.2016 на ГВС:
- 14.49 руб./куб. м по компоненту на теплоноситель,
- 1242,50 руб./Гкал по компоненту на тепловую энергию.
1.2) с 01.01.2017 по 30.06.2017 на отопление - 1242,50 руб./Гкал.
Приказом Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 18.12.2015 N 492-п "Об установлении тарифов на тепловую энергию и горячую воду (горячее водоснабжение), поставляемые населению, организациям, приобретающим тепловую энергию и горячую воду для предоставления коммунальных услуг населению, на территории Тосненского муниципального района Ленинградской области в 2016 году", на период с 01.01.2015 по 30.06.2016 установлен льготный тариф для населения 1407,76 руб./Гкал (с НДС), с 01.07.2016 по 31.12.2016 - 1435,92 руб./Гкал (с НДС).
Предприятие предъявило Комитету требование о возмещении выпадающих доходов организации при поставке тепловой энергии в связи с реализацией населению по ценам ниже утвержденного тарифа, 28 986 рублей 43 копеек убытков в виде разницы в тарифах, за тепловую энергию, потребленную по договору теплоснабжения в горячей воде от 01.03.2016 N 16357.048.3 за период с марта по сентябрь 2016 года, 24 399 рублей 25 копеек по договору теплоснабжения в горячей воде от 01.04.2015 N 14699.048.3 за период с апреля по декабрь 2016 года, 17 803 рублей 71 копейки по договору теплоснабжения в горячей воде от 04.04.2012 N 808038 за период с апреля по декабрь 2016 года.
Комитет не компенсировал межтарифную разницу.
В соответствии с постановлением Правительства Ленинградской области от 08.02.2018 N 33 "Об утверждении порядка предоставления субсидий из областного бюджета Ленинградской области ресурсоснабжающим организациям в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные ресурсы (услуги) теплоснабжения и горячего водоснабжения, реализуемые населению на территории Ленинградской области" (далее - Порядок), субсидия предоставляется в целях компенсации выпадающих доходов ресурсоснабжающих организаций, предоставляющих коммунальные ресурсы теплоснабжения и горячего водоснабжения, возникающих в результате установления льготных тарифов на территории Ленинградской области и обеспечения населения коммунальными ресурсами по тарифам, установленным ниже уровня регулируемых в установленном порядке тарифов для ресурсоснабжающих организаций.
Пунктом 1.5 Порядка определено, что размер субсидии определяется как разница между стоимостью предоставленных коммунальных ресурсов теплоснабжения и горячего водоснабжения населению по регулируемым в установленном порядке тарифам и стоимостью предоставленных населению коммунальных ресурсов по тарифам для населения, установленным ниже уровня регулируемых в установленном порядке тарифов; при расчете субсидии налог на добавленную стоимость не учитывается.
Применение истцом при расчетах с третьим лицом при расчетах за потребленный коммунальный ресурс тарифов, установленных для населения, повлекло возникновение межтарифной разницы.
Объемы коммунальных услуг, отраженные в актах об объемах, согласованные с исполнителем коммунальных услуг, определялись истцом по показаниям общедомового прибора учета.
Исходя из разъяснений КС РФ и ВС РФ, право истца на получение субсидий безусловно и не может быть поставлено в зависимость от соблюдения формальных условий, поскольку само по себе наличие убытков, вызванных тарифным регулированием, свидетельствует о нарушенном праве.
Ввиду отсутствия доказательств перечисления спорных денежных средств на расчетный счет ресурсоснабжающей организации, суд обоснованно удовлетворил исковые требования.
Иное толкование подателем жалобы действующего законодательства Российской Федерации и иная оценка обстоятельств спора, не свидетельствуют о неправильном применении судом норм права.
Оснований для отмены обжалуемого решения, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ не установлено.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.06.2019 по делу N А56-34456/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Я.Г. Смирнова |
Судьи |
Т.В. Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-34456/2019
Истец: ГУП "Топливно-энергетический комплекс"
Ответчик: Комитет по топливно-энергетическому комплексу Ленинградской области
Третье лицо: ООО "ТОСНОСТРОЙСЕРВИС", ООО "УК БАСТИОН", ТСЖ "ИЖОРА ПЛЮС"