г. Красноярск |
|
09 октября 2019 г. |
Дело N А69-1238/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена "02" октября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен "09" октября 2019 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Юдина Д.В.,
судей: Бабенко А.Н., Иванцовой О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Каверзиной Т.П.,
при участии: заявителя - индивидуальный предприниматель Орустук Анай-Хаак Михайловны,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Управления по вопросам миграции МВД по Республике Тыва
на решение Арбитражного суда Республики Тыва
от "31" июля 2019 года по делу N А69-1238/2019, принятое судьёй Ханды А.М.,
установил:
индивидуальный предприниматель Орустук А-Х.М. (ОГРНИП 314171934200012, ИНН 170105105216, далее - предприниматель, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением к Управлению по вопросам миграции МВД по Республике Тыва (далее - ответчик, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 170-094 от 19.04.2019.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от "31" июля 2019 года постановление по делу об административном правонарушении от 19.04.2019 N 170-094, вынесенное Управлением по вопросам миграции МВД по Республике Тыва о привлечении индивидуального предпринимателя Орустук Анай-Хаак Михайловны к административной ответственности по части 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях признано незаконным и отменено.
Не согласившись с данным судебным актом, административный орган обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы административный орган ссылается на то, что судом первой инстанции допущен формальный подход при выяснении обстоятельств дела в части извещения привлекаемого к административной ответственности лица.
Предпринимателем представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором заявитель с ее доводами не согласился, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Административный орган, уведомлен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (посредством размещения текста определения о принятии апелляционной жалобы к производству и публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел на официальном сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание своего уполномоченного представителя не направил. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие ответчика.
В судебном заседании заявитель доводы апелляционной жалобы не признал, сослался на основания, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, согласен с решением суда первой инстанции, просил решение Арбитражного суда Республики Тыва от "31" июля 2019 года по делу N А69-1238/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Орустук А-Х.М. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей 19.10.2017.
Как следует из материалов дела, административным органом 02.04.2019 в отношении ИП Орустук А.М. составлен протокол об административном правонарушении
N 170-094, в котором зафиксировано, что 19.03.2018 между предпринимателем и гражданином Республики Узбекистан Юлдашевым Ш.Х. заключен трудовой договор сроком до 19.03.2019, при этом уведомление о прекращении трудового договора в административный орган предпринимателем подано 02.04.2019, т.е. по истечении срока установленного пунктом 8 статьей 13 Федерального закона от 25.07.20102 N ФЗ-115 "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Постановлением по делу об административном правонарушении от 19.04.2019 N 170-094 предприниматель привлечён к административной ответственности по части 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 400 000 рублей.
Заявитель, полагая, что указанным постановлением нарушены его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав представленные доказательства и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьями 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений, представить доказательства.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истек ли срок давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с частью 1 статьи 28.3, частями 1, 2 статьи 23.67 КоАП РФ, приказом ФМС России от 18.03.2013 N 70 "О полномочиях должностных лиц системы ФМС России по составлению протоколов об административных правонарушениях" (действовавшим на момент составления протокола об административном правонарушении), судом первой инстанции сделан верный вывод о том, что протокол об административном правонарушении от 02.04.2019 составлен, постановление от 19.04.2019 вынесено уполномоченными должностными лицами в пределах компетенции.
Нарушений процессуальных норм, установленных КоАП РФ, при составлении протокола от 02.04.2019 N 170-094 об административном правонарушении судом не установлено, протокол составлен в присутствии заявителя, права, предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ, ему разъяснены.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что административным органом соблюдена процедура составления протокола об административном правонарушении.
Оспариваемое постановление вынесено с соблюдением установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Предприниматель привлечён к административной ответственности по части 3 статьи 18.15 КоАП РФ, за неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяет Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон о правовом положении иностранных граждан).
Статья 18.15 КоАП РФ является бланкетной и отсылает к положениям Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", который определяет правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации(далее - Закон о правовом положении иностранных граждан).
В соответствии со статьей 2 Закона о правовом положении иностранных граждан трудовая деятельность иностранного гражданина - работа иностранного гражданина в Российской Федерации на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг); иностранный работник - иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность.
Согласно пункту 8 статьи 13 Закона о правовом положении иностранных граждан работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
Указанное уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Из материалов дела следует, что гражданин Узбекистана Юлдашев Ш.Х. с 19.03.2018 осуществлял трудовую деятельность у предпринимателя по трудовому договору, который был расторгнут 15.03.2019, уведомление о прекращении с ним трудового договора поступило административному органу 02.04.2019, то есть с нарушением срока установленного пунктом 8 статьи 13 Закона о правовом положении иностранных граждан.
Следовательно, заявителем допущено нарушение обязанности по уведомлению административного органа о прекращении трудового договора с иностранным работником
в установленный законом срок.
Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии в бездействии предпринимателя объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 1 статьи 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
Суд апелляционной инстанции считает, что вина предпринимателя в совершении вменяемого правонарушения доказана и у административного органа имелись основания для его привлечения к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ.
Вместе с тем, суд первой инстанции пришел к выводу о нарушении процедуры вынесения постановления и привлечения предпринимателя к административной ответственности, имеющей существенный характер.
Судом апелляционной инстанции поддерживает указанные выводы суда первой инстанции, принимая во внимание следующее.
В соответствии с частью 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об
административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения
дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и
принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Указанные нормы права призваны обеспечить процессуальные гарантии лица, привлекаемого к административной ответственности. Целью таких гарантий является полное и всестороннее выяснение фактических обстоятельств дела об административном правонарушении.
Как следует из материалов дела, и верно установлено судом первой инстанции о времени и месте рассмотрения административного дела предприниматель извещена сведениями, содержащимися в протоколе об административном правонарушении от 02.04.2019 N 170-094, а именно: рассмотрение дела назначено на 11.04.2019 в 16 час. 00 мин. по адресу: г. Кызыл, ул. Ленина, д.64, кабинет начальника УВМД МВД по Республике Тыва, копию которого она получила (л.д. 14).
Вместе с тем, оспариваемое постановление вынесено 19.04.2019.
Представленные материалы административного дела не содержат каких либо процессуальных документов либо сведений об отложении рассмотрения дела с 11.04.2019 на 19.04.2019 и об извещении предпринимателя о новой дате рассмотрения материалов административного дела.
Судом апелляционной инстанции установлено, что в оспариваемом постановлении отсутствует указание на участие предпринимателя в рассматриваемом деле.
Получение оспариваемого постановления в день его вынесения самим предпринимателем, не свидетельствует о безусловном ее участии в рассмотрении дела.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции предприниматель отрицала свое участие при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении постановления, указала, что постановление получила позже после его вынесения административным органом.
Следовательно, формальный подход при выяснении обстоятельств дела в части извещения привлекаемого к административной ответственности лица, примененный судом первой инстанции, направлен не на ограничение полномочий административного органа, а на реализацию права на участие при рассмотрении дела лицом, привлекаемым к административной ответственности.
При выявлении допущенных административным органом нарушений при производстве по делу об административном нарушении судом первой инстанции также правомерно отмечено несоответствие примененной к предпринимателю санкции части 3 статьи 18.5 КоАП Российской Федерации статусу субъекта, привлекаемого к административной ответственности.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что допущенные административным органом процессуальные нарушения являются существенными нарушениями прав лица, привлекаемого к административной ответственности, что является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа.
Поскольку доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, то признаются апелляционным судом несостоятельными, в связи с чем не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции.
При изложенных обстоятельствах, судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены решения суда первой инстанции и для удовлетворения апелляционной жалобы. Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании постановления административного органа о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Тыва от "31" июля 2019 года по делу N А69-1238/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Д.В. Юдин |
Судьи |
А.Н. Бабенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А69-1238/2019
Истец: Орустук Анай-Хаак Михайловна
Ответчик: Управление по вопросам миграции МВД по Республике Тыва
Третье лицо: Управление по вопросам миграции МВД по Республике Тыва