08 октября 2019 г. |
Дело N А83-19717/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 октября 2019 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Приваловой А.В., судей Карева А.Ю., Малышевой И.А.,
при осуществлении протоколирования судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Лесик А.В.,
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "СОЦ "Атлант-Спорт" - Земляная О.В., по доверенности от 14.05.2019 б/н;
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени судебного разбирательства;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Ялта Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 26 июня 2019 года по делу N А83-19717/2018 (судья Лукачев С.О.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СОЦ "Атлант-Спорт" к Администрации города Ялта Республики Крым, при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне заинтересованного лица - Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым о признании незаконным постановления и понуждении заключить договор,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "СОЦ "Атлант-Спорт" (далее - заявитель, общество, ООО "СОЦ "Атлант-Спорт") обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Администрации города Ялты Республики Крым (далее - Администрация), в котором просит признать недействительным постановление от 29.11.2018 N 2397-п об отказе обществу в предоставлении в аренду в порядке переоформления прав земельного участка площадью 0,1100 га, с кадастровым номером 90:25:050501:25, расположенного по адресу: Республика Крым, г.Ялта, п. Охотничье, плато "Ай-Петри", Бахчисарайское шоссе, 8.
В качестве способа восстановления нарушенного права общество указало на необходимость понуждения Администрации выполнить требования части 14 статьи 3 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", заключив с обществом в течение одного месяца с момента вступления решения по данному делу в законную силу договор аренды земельного участка сроком до 22.09.2058, с кадастровым номером 90:25:050501:25, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Ялта, п. Охотничье, плато "Ай-Петри", Бахчисарайское шоссе, 8, в границах, указанных в сведениях Единого государственного реестра недвижимости.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечен Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым (далее - Департамент).
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 26.06.2019 заявленные требования удовлетворены, оспоренное постановление признано недействительным, на Администрацию возложена обязанность в течение одного месяца с момента вступления решения по данному делу в законную силу направить в адрес общества проект договора аренды земельного участка площадью 0,1100 га, с кадастровым номером 90:25:050501:25, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Ялта, п. Охотничье, плато "Ай-Петри", Бахчисарайское шоссе, 8, в границах, указанных в сведениях Единого государственного реестра недвижимости. Судом разрешен вопрос о распределении судебных расходов.
Не согласившись с принятым решением, Администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и нормам материального права, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что судом не учтено, что органом градостроительства не согласована передача в аренду испрашиваемого земельного участка, поскольку выявлено несоответствие места расположения земельного участка градостроительной документации населенного пункта. В этой связи полагает постановление законным, принятым в соответствии с требованиями пункта 6 статьи 13 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон Республики Крым N 38-ЗРК).
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель общества возражала против доводов апелляционной жалобы по мотивам их необоснованности, просила в удовлетворении жалобы отказать, судебное решение оставить без изменений.
Иные лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили, что не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с частью 3 статьи 156 и частью 1 статьи 266 АПК РФ в отсутствие представителей неявившихся лиц. Департамент ходатайством известил суд о возможности рассмотрения дела в отсутствие своего представителя.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены апелляционным судом в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, заслушав пояснения явившегося представителя, оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено апелляционным судом, 22.09.2009 между Ливадийским поселковым советом (арендодатель) и ООО "СОЦ "Атлант-Спорт" (арендатор) на основании решения Ливадийского поселкового совета 37 сессии 5-го созыва от 15.09.2009 N 49 был заключен договор аренды земельного участка, в соответствии с которым обществу передан в аренду сроком на 49 лет земельный участок (кадастровый номер 0111947900:05:001:0013) общей площадью 0,1100 га, расположенный по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пос. Охотничье, плато "Ай-Петри", Бахчисарайское шоссе, 8, для строительства и обслуживания кафе-турбазы из земель Ливадийского поселкового совета.
На земельном участке находится объект недвижимого имущества, принадлежащий обществу на праве собственности на основании нотариально удостоверенного договора купли-продажи от 26.05.2005, реестровый номер 806, заключенного с Фондом коммунального имущества Ялтинского городского совета в порядке приватизации, представляющий собой, нежилое строение литер А общей площадью 280,2 кв.м, нежилое строение литер Б общей площадью 77,2 кв.м (нежилые здания горнолыжной базы, построенные до 1993 года).
Договор зарегистрирован в установленном на тот период законодательством Украины порядке в Книге записей договоров аренды земельных участков 25.03.2010 под N 041000700001. Актом приема-передачи земельный участок передан в арендное пользование обществу.
30.08.2012 главным управлением градостроительства, архитектуры и регионального развития Ялтинского городского совета ООО "СОЦ "Атлант-Спорт" выданы градостроительные условия и ограничения застройки указанного земельного участка.
В порядке, установленном статьей 19 Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", общество привело свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации, о чем 22.10.2014 внесена соответствующая запись в Единый государственный реестр юридических лиц.
22.10.2014 в архитектурно-строительной инспекции Республики Крым зарегистрирована декларация РК N 083140004076 о начале выполнения строительных работ на данном объекте.
22.06.2015 земельный участок поставлен на кадастровый учет как ранее учтенный, в соответствии с законодательством Российской Федерации участку присвоен кадастровый номер 90:25:050501:25.
25.08.2015 общество, исполняя установленную Законом Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" обязанность по приведению действующего договора аренды земельного участка в соответствие с законодательством Российской Федерации, обратилось в Администрацию с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в аренду в порядке переоформления действующего договора аренды на тех же условиях, приложив к заявлению необходимые документы.
Не получив испрашиваемой муниципальной услуги по рассмотрению поданного заявления, общество 31.05.2018 обратилось в арбитражный суд с требованием о признании незаконным бездействия уполномоченных органов. Однако вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Крым от 19.11.2018 по делу N А83-8316/2018 в удовлетворении требований отказано ввиду пропуска заявителем срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ для обращения с заявлением в арбитражный суд.
Про прошествии трех лет Администрация рассмотрела заявление общества и постановлением от 29.11.2018 N 2397-п "О рассмотрении обращения общества с ограниченной ответственностью "СОЦ "Атлант-Спорт" о предоставлении в аренду земельного участка по адресу: Республика Крым, г. Ялта, п. Охотничье, плато "Ай-Петри", Бахчисарайское шоссе, 8, в порядке переоформления прав" отказала обществу в предоставлении в аренду земельного участка в порядке переоформления прав со ссылкой на положения части 6 статьи 13 Закона Республики Крым N 38-ЗРК.
Ранее на основании распоряжения Главы Республики Крым Администрацией принято постановление от 07.04.2016 N 906-п "О создании рабочей группы по выявлению фактов застройки плато "Ай-Петри" без правоустанавливающих документов".
Во исполнение данного распоряжения и по результатам проведенных проверочных мероприятий Администрацией 18.04.2016 вынесено постановление N 967-п от "О сносе самовольно возведенного капитального строения ООО "СОЦ "Атлант-Спорт", расположенного по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Охотничье, плато "Ай-Петри", ул. Бахчисарайское шоссе, 8 и приведении земельного участка в первоначальное состояние".
Общество обжаловало данное постановление в судебном порядке, которое решением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2017 по делу N А83-5579/2016, оставленным без изменений постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 07.02.2018, признано законным и не нарушающим права общества, поскольку обязывающих и предписывающих положений спорное постановление не содержит, административная процедура по пункту 4 статьи 222 ГК РФ не начата, соответственно, мнение органа местного самоуправления, облеченное в форму постановления, силы распорядительного документа не приобретает и не порождает само по себе последствий в виде сноса объекта.
Параллельно Администрация 01.09.2016 обратилась в арбитражный суд с требованием к ООО "СОЦ "Атлант-Спорт" о сносе самовольно возведенного капитального строения, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Охотничье, плато Ай-Петри, ул. Бахчисарайское шоссе, 8.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 06.03.2019 по делу N А83-5963/2016, оставленным без изменений постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2019, в удовлетворении исковых требований отказано. Установив, что на земельном участке возводится тот объект, для строительства которого был предоставлен земельный участок, объект незавершенного строительства соответствует выданным градостроительным условиям и ограничениям застройки земельного участка, строительным нормам и правилам, не несет угрозу жизни и здоровью граждан, суды пришли к выводу, что отсутствуют признаки самовольного строительства.
Полагая, что отказ в предоставлении земельного участка в порядке переоформления ранее возникшего в соответствии с земельным законодательством Украины права аренды является незаконным и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции исходил из того, что основания, по которым Администрация считает договор аренды заявителя не подлежащим переоформлению, не соответствуют нормам части 6 статьи 13 Закона Республики Крым N 38-ЗРК.
Суд апелляционной инстанции считает такой вывод суда обоснованным и отклоняет доводы апелляционной жалобы Администрации, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" до 01.01.2023 на территориях Республики Крым и города Севастополя особенности регулирования, в частности, имущественных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Пунктом 9 статьи 3 Закона Республики Крым N 38-ЗРК определено, что право аренды земельного участка, право залога земельного участка, право пользования чужим земельным участком (сервитут), возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона, соответствуют праву аренды, залога и сервитуту, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 13 статьи 3 Закона Республики Крым N 38-ЗРК стороны по договору аренды или залога земельных участков и иных объектов недвижимости, стороны по договору об установлении сервитута, заключившие такие договоры до вступления в силу Федерального конституционного закона, обязаны до 01.01.2020 внести изменения в соответствующий договор, если не истек срок действия такого договора, в целях его приведения в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации.
В случае если земельный участок, в отношении которого до вступления в силу Федерального конституционного закона заключен и зарегистрирован в действовавшем на момент его заключения порядке договор аренды, договор об установлении сервитута, находится в государственной или муниципальной собственности, орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение таким земельным участком, обязан по заявлению лица, с которым заключен соответствующий договор, заключить с таким лицом соответственно договор аренды, договор об установлении сервитута в отношении соответствующего земельного участка (пункт 14 статьи 3 Закона Республики Крым N 38-ЗРК).
Согласно пункту 17 статьи 3 Закона Республики Крым N 38-ЗРК порядок подачи и рассмотрения заявлений о заключении договора аренды или договора об установлении сервитута на земельные участки в соответствии с частью 14 настоящей статьи устанавливается нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым.
Порядок переоформления прав на земельные участки регламентирован Постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 N 313 "Об утверждении Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым" (далее - Порядок).
Пунктом 2 названного Порядка установлено, что переоформление прав осуществляется в отношении прав на земельные участки, которые возникли до вступления в силу Федерального конституционного закона.
Согласно абзацу второму пункта 5 Порядка переоформление прав на земельный участок в соответствии с настоящим Порядком осуществляется на основании заявления, которое заинтересованное лицо подает в соответствующий уполномоченный орган: в соответствующие органы местного самоуправления муниципальных образований - в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Пунктами 6 и 7 Порядка установлены требования к оформлению заявления и перечень документов, необходимых при подаче соответствующего заявления в уполномоченный орган.
Согласно пункту 13 Порядка в срок не более чем 60 календарных дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, при отсутствии оснований, предусмотренных частью шестой статьи 13 Закона Республики Крым N 38-ЗРК, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: в случае переоформления действующего договора аренды подготовку и подписание со своей стороны договора аренды земельного участка.
Пунктом 15 Порядка N 313 предусмотрено, что решение о предоставлении земельного участка, решение об отказе в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка либо проект соответствующего договора (соглашения), а также подлинник правоустанавливающего (подтверждающего) документа на земельный участок, отмеченного печатью о погашении (при наличии), направляется заявителю не позднее 65 дней со дня поступления соответствующего заявления о предоставлении земельного участка.
Проект соответствующего договора (соглашения) направляется подписанным уполномоченным органом в трех экземплярах.
Принимая во внимание приведенное правовое регулирование, применительно к арендным отношениям, переоформление прав осуществляется внесением соответствующих изменений в действующий договор аренды, а целью служит приведение его в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации.
При этом указанные нормы права не требуют принятия уполномоченным органом отдельного распорядительного акта о предоставлении земельного участка в аренду обратившемуся за переоформлением права арендатору земельного участка по действующему договору аренды.
Частью шестой 6 статьи 13 Закона N 38-ЗРК (в редакции, действующей на момент принятия спорного постановления) установлен закрытый перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей:
- наличие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации;
- несоответствие месторасположения объекта документации, связанной с осуществлением градостроительной деятельности на территории Республики Крым, утвержденной до 21 марта 2014 года, в случае отсутствия утвержденных документов территориального планирования либо градостроительного зонирования, либо документации по планировке территории.
В оспариваемом постановлении от 29.11.2018 N 2397-п обществу отказано в переоформлении договора аренды со ссылкой на несоответствие места расположения земельного участка (а не объекта строительства) градостроительной документации. При этом в постановлении не конкретизировано, какой градостроительной документации не соответствует место расположения объекта и в чем выражено это несоответствие.
Как следует из текста оспариваемого постановления оно подготовлено на основании письма департамента архитектуры от 18.10.2018 N 02-08/1618, согласно которому спорный участок находится на территории малоэтажной жилой застройки; возможный вид земельного участка может быть установлен в соответствии с Постановлением Совета министров республики Крым от 15.10.2014 N 378 и согласно Приказу Министерства экономического развития РФ от 01.09.2014 N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" с кодом 2.1 (индивидуальное жилищное строительство). В письме указано, что при формировании ответа департаментом архитектуры использовался Генеральный план курортного района "Большой Ялты", утвержденный постановлением Совета министров Автономной Республики Крым от 15.06.1993.
Фактически в своем письме градостроительный орган указал на несоответствие вида разрешенного использования земельного участка, который, по его мнению, не предусматривает размещение кафе-турбазы, а не на обстоятельства несоответствия места расположения объекта градостроительства градостроительной документации по планировке территории, что не тождественно.
Между тем, согласно положениям статьи 35 ГрК РФ в жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду. В состав жилых зон могут включаться также территории, предназначенные для ведения садоводства.
Следовательно, действующее законодательство предусматривает возможность размещения в зоне жилой застройки (в том числе малоэтажной) объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду.
Таким образом, доводы Администрации о том, что место расположения объекта капитального строительства не соответствует действующей градостроительной документации, документально не подтверждены. Функциональное использование земельного участка согласно Генеральному плану курортного района Большая Ялта 1993 года допускает размещение кафе-турбазы.
В настоящее время согласно утвержденному решением Ялтинского городского совета от 03.12.2018 N 3 Генеральному плану муниципального образования городской округ Ялта земельный участок расположен в многофункциональной общественно-деловой зоне, что также предполагает размещение на нем указанного объекта градостроительства.
Кроме того, суд апелляционной инстанции считает необходимым указать на следующее.
В силу статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на 7 категорий, в том числе земли населенных пунктов, и используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков.
Статьей 7 Закона Республики Крым N 38-ЗРК определено, что разрешенным использованием земельных участков признаются виды функционального использования земельного участка в пределах его целевого назначения, определенные документами, подтверждающими право на земельный участок, землеустроительной и градостроительной документацией, утвержденной в установленном порядке до вступления в силу Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ. До утверждения правил землепользования и застройки, утверждения лесохозяйственных регламентов разрешенное использование земельных участков определяется в порядке, установленном Советом министров Республики Крым, с учетом утвержденных документов территориального планирования.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 15.10.2014 N 378 утверждено "Положение об особенностях отнесения к определенной категории земель и определения вида разрешенного использования земельных участков" (далее - Положение N 378), пунктами 3, 4 которого предусмотрено, что установление категории земель и (или) вида разрешенного использования земельных участков в Республике Крым осуществляется в соответствии с видами разрешенного использования земельных участков, указанными в утвержденной документации по планировке территории. В случае отсутствия утвержденной документации по планировке территории установление категории земель и (или) вида разрешенного использования земельных участков осуществляется в соответствии с правилами землепользования и застройки или лесохозяйственными регламентами.
Согласно пункту 6 Положения N 378 до принятия (утверждения) документов, указанных в пунктах 3 или 4 настоящего Положения, установление категории земель и (или) вида разрешенного использования земельных участков в Республике Крым осуществляется в соответствии с разрешенным использованием земельных участков, указанным в правоустанавливающих документах, перечень которых утвержден постановлением Совета министров Республики Крым от 11.08.2014 N 264 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации", с учетом требований Закона Республики Крым N 38-3РК и Таблицы N 378.
Договор аренды земли (земельного участка) входит в Перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации.
Из договора аренды от 22.09.2009 следует, что спорный земельный участок площадью 1100 кв.м предоставлен обществу с видом разрешенного использования - для строительства и обслуживания кафе-турбазы.
Согласно решению Ливадийского поселкового совета от 15.09.2009 N 49 спорный земельный участок передан в аренду обществу для строительства и обслуживания кафе-турбазы из земель по Украинскому классификатору целевого использования земли "иная коммерческая деятельность" код 1.11.6. Пунктом 4 этого решения внесены изменения в государственную статистическую отчетность по количественному использованию земель: форма 6-зем. - из "учреждений физической культуры и спорта" в "иные заведения, учреждения, организации", в том числе по угодьям: из "застроенные земли", в том числе "земли общественного назначения", в "застроенные земли", в том числе "коммерческого назначения".
Градостроительные условия и ограничения застройки земельного участка от 30.05.2012 также были выданы обществу в соответствии с Генеральным планом курортного района Большая Ялта и классификацией угодий.
Согласно статье 19 Земельного кодекса Украины земли Украины по основному целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли жилой и общественной застройки; земли природно-заповедного и другого природоохранного назначения; земли оздоровительного назначения; земли рекреационного назначения; земли историко-культурного назначения; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и другого назначения.
К землям жилой и общественной застройки относятся земельные участки в пределах населенных пунктов, которые используются для размещения жилой застройки, общественных зданий и сооружений, других объектов общего пользования (статья 38 Земельного кодекса Украины).
Как следует из содержания частей 1 и 5 статьи 20 Земельного кодекса Украины отнесение земель к той или иной категории осуществляется на основании решений органов государственной власти, Верховной Рады Автономной Республики Крым, Совета министров Автономной Республики Крым и органов местного самоуправления в соответствии с их полномочиями. Виды использования земельного участка в пределах определенной категории земель (кроме земель сельскохозяйственного назначения и земель обороны) определяются его собственником или пользователем самостоятельно в пределах требований, установленных законом к использованию земель этой категории, с учетом градостроительной документации и документации по землеустройству.
Учитывая приведенные положения законодательства и то обстоятельство, что на момент принятия спорного постановления отсутствовали утвержденные правила землепользования и застройки, вид разрешенного использования спорного земельного участка должен был определяться, исходя из разрешенного использования земельного участка, указанного в договоре аренды от 22.09.2009.
Таким образом, из правоустанавливающих документов на земельный участок и градостроительной документации, которые в силу вышеприведенных законоположений должны учитываться при соотнесении вида разрешенного использования земельного участка, следует, что спорный земельный участок был предоставлен обществу для строительства кафе-турбазы из застроенных земель с внесением изменений по видам угодий в "застроенные земли коммерческого назначения".
Как установлено судами двух инстанций в рамках дела о сносе N А83-5963/2016, ранее на данном земельном участке располагались объекты недвижимости - нежилые здания горнолыжной базы, построенные ранее 1993 года, следовательно, спорный земельный участок, на котором расположен объект недвижимого имущества, принадлежащий обществу, изначально использовался под размещение туристической базы.
Сведений о том, что земельный участок предоставлялся из земель малоэтажной жилой застройки, ни градостроительная документация застройки земельного участка, ни документация по землеустройству (в том числе исходная земельно-кадастровая документация) не содержат.
Таким образом, доводы Администрации о несоответствии вида разрешенного использования земельного участка, не предусматривающего размещение кафе-турбазы, не основаны на нормах права и не имеют документального подтверждения.
При этом, исходя из буквального толкования абзаца 2 части 6 статьи 13 Закона Республики Крым N 38-ЗРК, несоответствие вида разрешенного использования земельного участка не является основанием для отказа в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка в порядке переоформления ранее возникших прав.
Кроме того, суд первой инстанции верно указал, что положения статьи 13 Закона Республики Крым N 38-ЗРК, на которую сослалась Администрация в оспоренном постановлении, устанавливают основания для отказа в предоставлении земельного участка в порядке завершения оформления права аренды, и не содержат оснований для отказа в предоставлении земельного участка в аренду в порядке переоформления права аренды, возникшего до 18.03.2014.
При таких установленных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии у Администрации оснований для отказа заявителю в переоформлении права аренды, в связи с чем правомерно признал недействительным оспариваемое постановление и обязал Администрацию устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества.
Рассматривая споры в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд не связан требованиями заявителя о способе восстановления нарушенного права. Определение способа восстановления нарушенного права является прерогативой суда. При этом применяемая восстановительная мера должна отвечать определенным критериям, в том числе обеспечивать восстановление права, нарушенного этими актами, и быть обусловленной существом спора.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу, которым удовлетворены требования об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В силу пункта 4 Правил предоставления земельных участков в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утвержденными решением Ялтинского городского совета Республики Крым от 30.03.2015 N 37 уполномоченным органом по предоставлению земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ Ялта является Администрация города Ялты Республики Крым в лице Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым.
Поскольку окончательное решение о предоставлении земельного участка в аренду или об отказе в предоставлении земельного участка в аренду принимает Администрация, которая, как уполномоченный орган, несет обязанность по заключению договора аренды земельного участка в порядке переоформления существующих прав, суд правомерно признал надлежащим способом восстановления прав и законных интересов общества возложение на Администрацию обязанности направить обществу проект договора аренды земельного участка, что в силу обязательности судебного акта обеспечивает совершение исчерпывающих действий, результатом которых будет являться заключение договора аренды земельного участка в порядке переоформления существующего права. При этом установленный внутренний межведомственный порядок взаимодействия и наделение Департамента отдельными полномочиями не означает, что обязанность по устранению нарушенных прав заявителя не может быть возложена на Администрацию, к компетенции которой отнесено обеспечение разрешения спорного вопроса.
В данном случае избранный судом первой инстанции способ восстановления нарушенного права общества соразмерен допущенному нарушению, отвечает целям восстановления нарушенного права заявителя и не выходит за пределы, необходимые для его применения.
Указанный правовой подход согласуется с позицией Арбитражного суд Центрального округа, изложенной в постановлении от 14 декабря 2017 года по делу N А83-7927/2017.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, тождественны тем доводам, которые являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у апелляционной инстанции отсутствуют. Иное толкование подателем жалобы положений закона и иная оценка фактических обстоятельств дела не свидетельствуют о неправильном применений судом норм права, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы общества по уплате государственной пошлины в размере 3000,00 руб. обоснованно отнесены судом на Администрацию, не в пользу которой состоялся судебный акт, согласно положениям части 1 статьи 110 АПК РФ.
Также судом обоснованно в порядке подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации возвращена излишне уплаченная сумма государственной пошлины в размере 3000,00 руб.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 26 июня 2019 года по делу N А83-19717/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Ялта Республики Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Привалова |
Судьи |
А.Ю. Карев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-19717/2018
Истец: ООО "СОЦ "АТЛАНТ-СПОРТ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЯЛТА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, ДЕПАРТАМЕНТ ИМУЩЕСТВЕННЫХ И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЯЛТЫ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЯЛТА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, ДЕПАРТАМЕНТ ИМУЩЕСТВЕННЫХ И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЯЛТЫ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ