г. Санкт-Петербург |
|
08 октября 2019 г. |
Дело N А26-6195/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 октября 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Лопато И.Б., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом
от заинтересованному лицу: не явился, извещен надлежащим образом
от 3-го лица: Крайнова А.В. по доверенности от 10.01.2019
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-26240/2019, 13АП-26238/2019) АО "Единый расчетный центр Республики Карелия", ООО "Автоспецтранс" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 18.07.2019 по делу N А26-6195/2019 (судья Левичева Е.И.), принятое
по заявлению ООО "Автоспецтранс"
к Государственному комитету Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору
3-е лицо: АО "Единый расчетный центр Республики Карелия"
об оспаривании предписания
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Автоспецтранс" (ОГРН 1141001044788, адрес: 185034, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Онежской Флотилии, д. 26, офис 22; далее - заявитель, Общество, ООО "Автоспецтранс") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Государственному комитету Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору (ОГРН 1091001011265, адрес: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Ф.Энгельса, д. 4; далее - заинтересованное лицо, Комитет) о признании недействительным предписания N 080/3243 от 15.04.2019.
К участию в деле привлечено третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - акционерное общество "Единый расчетный центр Республики Карелия" (ОГРН: 1061038023551, адрес: 185035, Карелия Республика, г. Петрозаводск, ул. Дзержинского (Центр р-н), д. 5, оф. 16; далее - АО "ЕРЦ РК", третье лицо).
Решением от 18.07.2019 суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с решением суда, ООО "Автоспецтранс" и АО "ЕРЦ РК" обратились в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель АО "ЕРЦ РК" поддержал доводы своей апелляционной жалобы, а также жалобы ООО "Автоспецтранс".
ООО "Автоспецтранс" и Комитет, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направили, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие сторон в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, по обращению гражданина, проживающего по адресу: г. Костмукша, ул. Ленинградская, д. 6 (вх. N 1583-0 от 06.03.2019), Государственным комитетом Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору инициирована внеплановая проверка ООО "Автоспецтранс", издано распоряжение N 080/Р/1626 от 18.03.2019 о ее проведении.
По результатам проверки составлен акт от 15.04.2019 N 080/А/1626, в котором отражено, что Обществом при выставлении платежных документов за коммунальную услугу "Обращение с ТКО" не указывается сведения о предоставлении гражданам субсидий и льгот, а также не указывается их размер.
Обществу выдано предписание от 15.04.2019 N 080/3243, с которым Общество не согласилось и обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционных жалоб, выслушав представителя третьего лица, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены решения суда в виду следующего.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354).
Подпунктом "и" пункта 69 Правил N 354 предусмотрена обязанность исполнителя коммунальных услуг указывать в платежном документе сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг в виде скидок, но только до перехода к предоставлению субсидий и компенсаций или иных мер социальной поддержки граждан в денежной форме.
Согласно пункту 71 Правил N 354, примерная форма платежного документа для внесения платы за коммунальные услуги и методические рекомендации по ее заполнению устанавливается Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по согласованию с Федеральной антимонопольной службой.
Приказом Минстроя России от 26.01.2018 N 43/пр "Об утверждении примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг" (зарегистрировано в Минюсте России 14.05.2018 N 51074) утверждена примерная форма платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг. Согласно утвержденной примерной форме, в расчетном документе присутствует графа "льготы, субсидии".
В соответствии со статьями 1, 3 Закона Республики Карелия от 26.11.2009 N 1343-3PK "О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Республике Карелия" (далее - Закон N 1343-3PK) гражданам, проживающим на территории Республики Карелия предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг осуществляется в денежной форме с 01.01.2010.
Законом Республики Карелия от 17.12.2004 N 827-ЗРК "О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия" (далее - Закон N 827-ЗРК) установлены категории граждан, которым гарантирована социальная поддержка и установлена форма ежемесячной выплаты в денежной форме.
Пунктом 9 постановления Правительства РК от 17.01.2005 N 1-П "Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, предусмотренных Законом Республики Карелия "О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия" (далее - Постановление N 1-П) определено, что меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в денежной форме в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Согласно пунктам 45, 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это возмещение отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов (статья 160 ЖК РФ); меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам уполномоченным органом на основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение этих мер.
Таким образом, исходя из прямого толкования норм указанных правовых актов предоставление отдельным категориям граждан на территории Республики Карелия субсидий и компенсаций или иных мер социальной поддержки граждан осуществляется в денежной форме с 01.01.2010.
Поскольку в Республике Карелия предоставление мер социальной поддержки гражданам осуществляется в денежной форме с 01.01.2010, а согласно п.п. "и" п. 69 Правил N 354 сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг в виде скидок указывается в платежном документе до перехода к предоставлению субсидий и компенсаций или иных мер социальной поддержки граждан в денежной форме, то отражение в платежном документе информации (сведений) о предоставлении субсидий и льгот не является обязанностью Регионального оператора.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в платежном документе должны быть указаны сведения о льготе (компенсации, субсидии), на которую они могут рассчитывать при оплате полученной коммунальной услуги.
Вместе с тем, из материалов дела следует и судом апелляционной инстанции установлено, что ООО "Автоспецтранс" не осуществляет начисление и расчет мер социальной поддержки потребителям, проживающим на территории Республики Карелия и получающим коммунальную услугу по обращению с ТКО, соответственно не обладает данной информацией для отражения в платежных документах.
В обоснование своих выводов суд первой инстанции ссылается на приказ Минстроя России от 26.01.2018 N 43/пр "Об утверждении примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг".
Вместе с тем, апелляционный суд обращает внимание на то, что указанным Приказом Минстроя РФ утверждена примерная форма платежного документа, то есть данная форма не является общеобязательной для организаций, предоставляющих коммунальные услуги.
Таким образом, Законом N 1343-3PK не предусмотрена обязанность регионального оператора по указанию в платежном документе сведений о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг.
Учитывая изложенное, требование предписания Комитета о включении сведений о предоставлении гражданам субсидий и льгот в платежные документы по оплате коммунальных услуг, признается апелляционным судом неправомерным.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах оспариваемое Обществом предписание Комитета нельзя признать законным, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением по делу нового судебного акта.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы ООО "Автоспецтранс" по государственной пошлине в сумме 4500 руб. за рассмотрения дела в судах первой и апелляционной инстанций, а также расходы АО "ЕРЦ РК" в размере 1500 руб. по апелляционной жалобе подлежат взысканию с Комитета.
Излишне уплаченные ООО "Автоспецтранс" и АО "ЕРЦ РК" государственные пошлины в размере 1500 руб. каждая подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 18 июля 2019 года по делу N А26-6195/2019 отменить.
Признать недействительным предписание Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору от 15.04.2019 N 080/3243.
Взыскать с Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору в пользу общества с ограниченной ответственностью "Автоспецтранс" государственную пошлину по первой инстанции и апелляционной жалобе в размере 4500 руб. и в пользу акционерного общества "Единый расчетный центр Республики Карелия" государственную пошлину в размере 1500 руб. по апелляционной жалобе.
Возвратить из федерального бюджета обществу с ограниченной ответственностью "Автоспецтранс" 1500 руб. и акционерному обществу "Единый расчетный центр Республики Карелия" 1500 руб. излишне уплаченных государственных пошлин по апелляционным жалобам.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-6195/2019
Истец: ООО "АВТОСПЕЦТРАНС"
Ответчик: Государственный комитет Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору
Третье лицо: АО "Единый расчетный центр Республики Карелия"