г. Вологда |
|
10 октября 2019 г. |
Дело N А13-10978/2019 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Мурахиной Н.В. рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вологде Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 08 августа 2019 года по делу N А13-10978/2019, рассмотренному в порядке упрощенного производства,
установил:
государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вологде Вологодской области (ОГРН 1023500877058, ИНН 3525114885; адрес: 160000, Вологодская область, город Вологда, улица Зосимовская, дом 45а; далее - управление, УПФ, фонд) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "СТРОЙВИС-ВОЛОГДА" (ОГРН 1123525012885, ИНН 3525284291; адрес: 160011, Вологодская область, город Вологда улица Ветошкина, дом 40, офис 8; далее - общество, ООО "СТРОЙВИС-ВОЛОГДА") о взыскании 500 руб. финансовой санкции за представление неполных сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), по решению от 28.01.2018 N 045S01190000602.
На основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявление управления рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 08 августа 2019 года по делу N А13-10978/2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
УПФ с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а также на неправильное применение норм материального права.
Общество отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Согласно части 1 статьи 272.1 АПК РФ и пункту 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам без проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Стороны надлежащим образом извещены о принятии апелляционной жалобы к производству в порядке упрощенного производства и ее рассмотрении без вызова сторон.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, общество в силу статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) и статьи 1 Закона N 27-ФЗ является страхователем.
Во исполнение обязанности, предусмотренной пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, общество 01.08.2018 представило фонду отчетность по форме СЗВ-М "исходная" за июль 2018 года в отношении застрахованных лиц.
В ходе проверки указанных сведений фонд установил, что в отношении застрахованного лица Солсановой Ф.М. допущена ошибка, выразившаяся в неверном указании отчества, в связи с этим 01.08.2018 обществу направлено уведомление о необходимости устранения выявленных нарушений в пятидневный срок.
Уведомление получено обществом 08.08.2018, вместе с тем сведения с типом "дополняющая" с указанием верных сведения указанного выше застрахованного лица обществом предъявлены 21.08.2018, то есть, по мнению управления, с нарушением установленного срока.
Полагая, что обществом за июль 2018 года не представлены сведения в отношении одного застрахованного лица в установленный срок, УПФ на основании представленных обществом сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за июль 2018 года составило акт от 21.11.2018 N 045S181800161661 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Решением фонда от 28.12.2018 N 045S01190000602 общество привлечено к ответственности на основании абзаца третьего статьи 17 Закона N 27-ФЗ за предоставление неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, в виде штрафа в размере 500 руб.
В адрес общества заявителем направлено требование от 28.01.2019 N 045S01190000602 об уплате финансовой санкции в добровольном порядке в срок до 15.02.2019
Поскольку указанное требование в установленный срок ООО "СТРОЙВИС-ВОЛОГДА" не исполнено, фонд обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования.
В соответствии с абзацем третьим пункта 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ страхователи обязаны своевременно представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Согласно статье 16 Закона N 27-ФЗ органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных данным Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
В силу пункта 1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Пунктом 2.2 статьи 11 указанного Закона N 27-ФЗ определено, что страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Непредставление плательщиком страховых взносов либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений в установленный частью 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ срок влечет взыскание штрафа в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
Согласно абзацу пятому статьи 17 Закона N 27-ФЗ при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день, считая с даты отправления заказного письма.
В силу пункта 37 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция N 766н), при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
Из материалов дела следует, что исходные сведения по форме СЗВ-М за июль 2018 года представлены обществом в установленный срок.
Действительно, указанные сведения с типом формы "доп" предъявлены обществом21.08.2018.
Вместе с тем, в рассматриваемом случае апелляционная инстанция приходит к выводу об отсутствии в деянии общества нарушения, выразившегося в непредоставлении страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
Фактически из материалов дела усматривается, что в поданных 01.08.2018 сведениях по форме СЗВ-М ("исх") указана Солсанова Фатима Макшариновна, при том, что по имеющимся в УПФ сведениям, под указанным в отношении названного лица страховым номером индивидуального лицевого счета, числилась Солсанова Фатима Макшариповна.
Фактически допущенная ошибка в одной букве отчества застрахованного лица "Макшариновна" вместо "Макшариповна" является опечаткой (технической ошибкой) и не может расцениваться как представление недостоверных сведений, не позволяющих вести индивидуальный (персонифицированный) учет, при этом Закона N 27-ФЗ не предусматривает ответственности за нарушение срока представления скорректированных данных о застрахованных лицах.
На наличие иных расхождений в сведениях относительного указанного застрахованного лица, управление в своем заявлении не ссылается.
Кроме того, следует отметить, что постановлением Правления ПФР от 23.11.2016 N 1058п (далее - постановление N 1058п) утверждены формы документов, используемых в целях привлечения страхователей к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
В частности, приложением 1 к указанному постановлению утверждена форма акта о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в пункте 2 которого приводятся документально подтвержденные факты нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Приложением 2 к указанному постановлению определена форма решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в котором после слов "установил" подлежат отражению документально подтвержденные факты нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие обстоятельства.
Таким образом, из совокупного толкования положений статьи 17 Закона N 27-ФЗ, а также постановления N 1058п, следует, что правонарушение, вменяемое страхователю в вину, должно быть описано УПФ как в акте, так и в решении о привлечении к ответственности.
Между тем, в рассматриваемом случае в акте и решении не указано, в чем именно выразилось несоответствие сведений, в связи с каким обстоятельствами оно установлено, так же как не имеется ссылки на соответствующие подтверждающие документы.
Привлекая общество к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ, управление должно не только констатировать факт несвоевременного представления сведений, но и обязано было определить все элементы состава данного правонарушения, в том числе виновность ООО "СТРОЙВИС-ВОЛОГДА".
С учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 03.07.2008 N 630-О-П, в случаях, когда суды при рассмотрении дела не исследуют по существу его фактические обстоятельства, а ограничиваются установлением формальных условий применения нормы, право на судебную защиту, закрепленное статьей 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации, оказывается существенно ущемленным.
С учетом изложенного, апелляционная инстанция приходит к выводу об отсутствии у УПФ оснований для применения в отношении общества мер ответственности по статье 17 Закона N 27-ФЗ за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, а также оснований для взыскания финансовой санкции.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 08 августа 2019 года по делу N А13-10978/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вологде Вологодской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия
по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-10978/2019
Истец: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вологде Вологодской области
Ответчик: ООО "Стройвис-Вологда"