г. Чита |
|
9 октября 2019 г. |
Дело N А10-1153/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 8 октября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 9 октября 2019 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Желтоухова Е.В., Никифорюк Е.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Козинцевой М.А.,
при участии в судебном заседании представителей Бурятской таможни Сибирского таможенного управления Федеральной таможенной службы Зайцевой Е.В. (доверенность от 29.12.2018), Максимова Н.А. (доверенность от 02.04.2019), общества с ограниченной ответственностью "Сиблес" Хабази О.М. (доверенность от 10.01.2018),
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Бурятия апелляционную жалобу Бурятской таможни Сибирского таможенного управления Федеральной таможенной службы на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 15 июля 2019 года по делу N А10-1153/2019,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Сиблес" (ОГРН 1040302970817, ИНН 0326020884, далее - ООО "Сиблес", общество) обратилось в суд с заявлением к Бурятской таможне Сибирского таможенного управления Федеральной таможенной службы (ОГРН 1020300891346, ИНН 0323053338, далее - Бурятская таможня, таможенный орган) о признании незаконными действий по отказу в выпуске товара по ВТД от 07.12.2018 N 10602050/061218/0021222.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 15 июля 2019 года по делу N А10-1153/2019 заявленные требования удовлетворены.
Таможенный орган обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
Апеллянт считает, что при наличии неисполненного постановления по делу об административном правонарушении, связанного, в том числе, с конфискаций товаров, не может быть применено временное периодическое таможенное декларирование товаров, даже если исполнение постановления делу об административном правонарушении реализуется через полномочия таможенных органов. Не соответствие уведомления пункту 22 Порядка совершения таможенных операций (не указание регистрационного номера в таможенном органе; времени отказа в выпуске товара) не могло повлиять на законность действий должностного лица таможенного поста, кроме того в уведомлении указаны причины, послужившие основанием для отказа в выпуске товара.
Общество отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 31.08.2019. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 6 декабря 2018 года обществом на Улан-Удэнский таможенный пост (центр электронного декларирования) подана временная таможенная декларация (далее - ВДТ) N 10602050/061218/0021222, где в графе 30 "Местонахождение товара" указано: "99 10602040 Республика Бурятия Улан-Удэ Полигон, 502 см.дополнение" (т.1 л.д.123-124).
6 декабря 2018 года в адрес общества направлено уведомление о необходимости предоставления товаров в таможенный орган (т.1 л.д.13).
7 декабря 2018 года Бурятской таможней направлено уведомление о проведении таможенного досмотра в отношении товаров, сведения о которых содержатся в декларации, на основании пункта 3 статьи 328 ТК ЕАЭС, в 10.00 13 декабря 2018 года, уведомление о предоставлении товаров, требование о предъявлении товаров (т.1 л.д.14-16).
7 декабря 2018 года общество обратилось с письмом к начальнику Улан-Удэнского таможенного поста (ЦЭД), в котором указало, что в соответствии с п.28 Решения Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257 "Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций" графа 30 "Местонахождение товара" не может быть заполнена, место нахождения товара не может быть указано (т.1 л.д.18).
7 декабря 2018 года таможенным органом принято решение о продлении срока выпуска товаров по ВТД 10602050/061218/0021222, основание решения: (06) проведение таможенного досмотра; продление срока выпуска товара на время, необходимое для проведения таможенного досмотра, до 20.00 13.12.2018 (т.1 л.д.19).
10 декабря 2018 года обществом в таможенный орган направлено обращение, где со ссылками на п.30 ст.102 Федерального закона N 289-ФЗ указано, что товар не может быть предъявлен, поскольку на настоящий момент он только формируется, в связи с этим предъявить товар к таможенному досмотру не представляется возможным (т.1 л.д.21).
12 декабря 2018 года должностным лицом таможенного органа принято решение об отмене проведения таможенного досмотра в связи с отказом в предъявлении товара досмотру (т.1 л.д.22).
12 декабря 2018 года должностным лицом таможенного органа оформлен запрос о представлении документов, где отражено, что по декларации N 10602050/061218/0021222 отказано в выпуске товаров N 1 в соответствии с положениями пп.5 п.1 ст.125 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, так как обществом не соблюдено требование таможенного органа о предъявлении товаров в пределах срока выпуска, установленного п.6 ст.119 ТК ЕАЭС; рекомендовано в дальнейшем при проведении таможенных операций соблюдать требования и условия для помещения товаров под избранную таможенную процедуру, установленные правом Евразийского экономического союза - при проведении последующих таможенных операций предъявлять товары для осуществления таможенного контроля (т.1 л.д.23-25).
Согласно письму Бурятской таможни от 19 марта 2019 года N 19-27/00039 должностными лицами Улан-Удэнского таможенного поста (центр электронного декларирования) внесены дополнения в записи (отметки) в графах деклараций на товары, заполняемых должностным лицом по ДТ N 10602050/061218/0021222 (т.1 л.д.122-124).
Общество, не согласившись с действиями Бурятской таможни по отказу в выпуске товаров по ВТД N 10602050/061218/0021222, обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
На основании статьи 351 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) таможенные органы в пределах своей компетенции обеспечивают и выполняют на таможенной территории ЕАЭС функции и задачи по обеспечению соблюдения запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, а также по защите национальной безопасности государства, жизни и здоровья человека, животного и растительного мира, окружающей среды.
Пунктами 1 и 2 статьи 104 ТК ЕАЭС установлено, что товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру. Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 118 ТК ЕАЭС выпуск товаров производится таможенным органом при условии, что лицом:
1) соблюдены условия помещения товаров под заявленную таможенную процедуру или условия, установленные для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом помещению под таможенные процедуры, за исключением случаев, когда такое условие, как соблюдение запретов и ограничений в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов, может быть подтверждено после выпуска товаров;
2) уплачены таможенные сборы за совершение таможенными органами действий, связанных с выпуском товаров, если такие сборы установлены в соответствии с законодательством государства-члена и срок их уплаты установлен до выпуска товаров, в том числе до регистрации таможенной декларации.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 125 ТК ЕАЭС таможенный орган отказывает в выпуске товаров при непредъявлении товара по требованию таможенного органа в пределах сроков выпуска товаров, установленных пунктами 3 и 6 статьи 119 настоящего Кодекса.
В силу пункта 3 статьи 125 ТК ЕАЭС отказ в выпуске товаров оформляется с использованием информационной системы таможенного органа путем формирования электронного документа либо путем проставления соответствующих отметок на таможенной декларации на бумажном носителе или на заявлении о выпуске товаров до подачи декларации на товары, поданном на бумажном носителе. При оформлении отказа в выпуске товаров указываются все причины, послужившие основанием для такого отказа, а также, если это предусмотрено законодательством государств-членов, - рекомендации по их устранению.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19.12.2017 N 188 "О некоторых вопросах, связанных с выпуском товаров" утвержден "Порядок совершения таможенных операций, связанных с выпуском товаров, отказом в выпуске товаров и аннулированием выпуска товаров, оформления решений о приостановлении срока выпуска товаров, продлении срока такого приостановления и об их отмене, а также уведомления о принятии таких решений" (далее - Порядок совершения таможенных операций).
На основании пункта 21 Порядка совершения таможенных операций при наличии оснований для отказа в выпуске товаров, предусмотренных пунктами 1 и 2 статьи 125 ТК ЕАЭС, до истечения срока выпуска товаров должностным лицом таможенного органа оформляется отказ в выпуске товаров в соответствии с настоящим разделом.
Пунктом 22 Порядка совершения таможенных операций установлено, что в случае регистрации ЭДТ, ЭТД либо электронного заявления должностным лицом таможенного органа формируется и направляется с использованием информационной системы таможенного органа лицу, которое подало соответствующий таможенный документ, электронный документ, подтверждающий отказ в выпуске товаров и содержащий такой таможенный документ, а также следующие сведения:
регистрационный номер соответствующего таможенного документа в таможенном органе;
код решения об отказе в выпуске товаров в соответствии с классификатором решений, принимаемых таможенными органами;
дата в формате дд.мм.гг (день, месяц, две последние цифры календарного года) и время отказа в выпуске товаров;
причины, послужившие основанием для отказа в выпуске товаров, и рекомендации по их устранению в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Кодекса.
В соответствии с Порядком использования Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов при таможенном декларировании и выпуске (отказе в выпуске) товаров в электронной форме, после выпуска таких товаров, а также при осуществлении в отношении них таможенного контроля (далее - Порядок использования ЕАИС), утвержденным Приказом ФТС России от 17.09.2013 N 1761, взаимодействие декларантов с таможенными органами при таможенном декларировании и выпуске товаров осуществляется посредством электронного способа обмена информацией.
Согласно пункту 26 Порядка использования ЕАИС после выпуска (условного выпуска) или отказа в выпуске товаров декларанту с использованием Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов направляется авторизованное сообщение, содержащее принятое таможенным органом декларирования решение по декларации на товары, поданной в виде электронного документа (далее - ЭТД), а также ЭТД с соответствующими таможенными отметками.
Между тем Бурятской таможней отказ в выпуске товаров по ВТД N 10602050/061218/0021222 оформлен в виде запроса о представлении документов от 12.12.2018. При этом данный запрос не содержит регистрационный номер уведомления в таможенном органе; код решения в соответствии с классификатором решений, принимаемых таможенным органом.
Таким образом, уведомление об отказе в выпуске товара по ВТД N 10602050/061218/0021222, выраженное путем запроса о представлении документов, не соответствует предъявляемым Порядком совершения таможенных операций и Порядком использования ЕАИС требованиям.
Кроме того, в данном случае заявителем подана временная таможенная декларация N 10602050/061218/0021222, что следует из графы 7 таможенной декларации.
Процедура временного периодического таможенного декларирования товаров урегулирована в статье 102 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 289-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 102 Федерального закона N 289-ФЗ при вывозе с таможенной территории Союза товаров Союза, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения об их количестве и (или) таможенной стоимости, допускается временное периодическое таможенное декларирование путем подачи временной декларации на товары (временной таможенной декларации).
На основании пункта 4 статьи 102 Федерального закона N 289-ФЗ применение временного периодического таможенного декларирования товаров не освобождает декларанта от соблюдения требований и условий, установленных правом Союза и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, в части полноты и своевременности уплаты таможенных платежей, соблюдения запретов и ограничений, а также в части соблюдения условий таможенных процедур и проведения таможенного контроля.
Пунктом 5 статьи 102 Федерального закона N 289-ФЗ установлено, что при временном периодическом таможенном декларировании вывозимых товаров Союза запреты и ограничения применяются на день регистрации таможенным органом временной декларации на товары (временной таможенной декларации).
В соответствии с пунктом 15 статьи 102 Федерального закона N 289-ФЗ после фактического вывоза товаров с таможенной территории Союза и (или) из Российской Федерации декларант обязан подать одну или несколько полных деклараций на товары (полных таможенных деклараций), вывезенные за пределы таможенной территории Союза и (или) из Российской Федерации.
Основанием для отказа в выпуске товаров стало невыполнение обществом требований, установленных пп.5 п.1 ст.125 ТК ЕАЭС, которым предусмотрено непредъявление товара по требованию таможенного органа в пределах сроков выпуска товаров, установленных пунктом 6 статьи 119 настоящего Кодекса.
При этом в требованиях о предъявлении товаров для досмотра должностные лица таможенного органа сослались на статью 310 и пункт 3 статьи 328 ТК ЕАЭС.
Согласно пункту 1 статьи 310 ТК ЕАЭС таможенный контроль проводится таможенными органами в соответствии с настоящим Кодексом.
В силу пункта 2 статьи 310 ТК ЕАЭС таможенный контроль проводится в отношении объектов таможенного контроля с применением к ним определенных настоящим Кодексом форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля.
В целях выявления товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза в нарушение международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, таможенный контроль может проводиться в отношении физических лиц, пересекающих таможенную границу Союза.
На основании пункта 7 статьи 310 ТК ЕАЭС таможенный контроль проводится в период нахождения товаров под таможенным контролем, определяемый в соответствии со статьей 14 настоящего Кодекса.
Статьей 311 ТК ЕАЭС установлено, что объектами таможенного контроля являются, в том числе товары, находящиеся под таможенным контролем в соответствии со статьей 14 настоящего Кодекса.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 328 ТК ЕАЭС таможенный досмотр - форма таможенного контроля, заключающаяся в проведении осмотра и совершении иных действий в отношении товаров, в том числе транспортных средств и багажа физических лиц, со вскрытием упаковки товаров, грузовых помещений (отсеков) транспортных средств, емкостей, контейнеров или иных мест, в которых находятся или могут находиться товары, и (или) с удалением примененных к ним таможенных пломб, печатей или иных средств идентификации, разборкой, демонтажем или нарушением целостности обследуемых объектов и их частей иными способами. Таможенный досмотр проводится в целях проверки и (или) получения сведений о товарах, в отношении которых проводится таможенный контроль.
В силу пункта 30 статьи 102 Федерального закона N 289-ФЗ если в ходе совершения таможенных операций, связанных с выпуском товаров, сведения о которых заявлены во временной декларации на товары, таможенный орган принял решение о проведении таможенного осмотра или таможенного досмотра товаров, заявленных во временной декларации на товары (временной таможенной декларации), и (или) назначил проведение таможенной экспертизы, то таможенный осмотр, таможенный досмотр и (или) отбор проб и (или) образцов для проведения таможенной экспертизы проводятся после выпуска товаров в соответствии с временной декларацией на товары (временной таможенной декларацией) при совершении действий с товарами, непосредственно направленных на осуществление их вывоза.
Следовательно, при временном периодическом таможенном декларировании товара таможенный контроль в форме таможенного осмотра и таможенного досмотра товара может быть совершен после выпуска товаров при совершении действий с товарами, непосредственно направленных на осуществление их вывоза.
Кроме того, на основании пункта 2 статьи 325 ТК ЕАЭС установлена обязанность декларанта предоставить запрошенные в соответствии с пунктом 1 статьи 325 ТК ЕАЭС документы.
Пунктом 1 статьи 325 ТК ЕАЭС предусмотрено, что таможенному органу предоставлено право запрашивать у декларанта документы, сведения о которых указаны в таможенной декларации, если подача таможенной декларации не сопровождалась представлением документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения.
В соответствии с пунктом 7 статьи 325 ТК ЕАЭС декларантом должны быть представлены запрошенные в соответствии с пунктом 4 названной статьи документы либо объяснения причин, по которым такие документы и (или) сведения не могут быть представлены и (или) отсутствуют.
В ответ на уведомления таможенного органа о предъявлении товара по ВТД 10602050/06122018/0021222, заявителем представлены письменные пояснения от 7 и 10 декабря 2018 года с указанием причин, по которым товар не может быть предъявлен к досмотру и ссылками на Решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257 "Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций" (далее - Инструкция N 257).
Согласно Инструкции N 257, в разделе III определен порядок заполнения ДТ на товары, вывозимые с таможенной территории.
В силу указанного порядка, в графе 30 "Местонахождение товаров" указываются сведения о месте, где товары находятся на момент подачи ДТ и могут быть предъявлены таможенному органу для проведения в отношении них таможенного осмотра и (или) таможенного досмотра.
Графа 30 не заполняется:
- при завершении таможенных процедур переработки вне таможенной территории и временного вывоза помещением товаров под таможенную процедуру экспорта без фактического предъявления товаров таможенному органу;
- при завершении временного вывоза транспортных средств международной перевозки, являющихся товарами Союза, помещением их под таможенные процедуры экспорта либо переработки вне таможенной территории без фактического предъявления таких транспортных средств таможенному органу;
- при применении особенностей декларирования товаров, установленных законодательством государств-членов Союза, в случаях, предусмотренных подпунктами 1 и 2 статьи 194 ТК ТС (при подаче неполной, периодической, временной, дополнительной временной или полной ДТ в отношении товаров, вывозимых с таможенной территории, если в графе 7 ДТ указан соответствующий код особенности декларирования товаров в соответствии с классификатором особенностей таможенного декларирования товаров), если иное не установлено законодательством государств-членов Союза.
На основании Инструкции N 257 в графе 7 указывается код особенности декларирования товаров в соответствии с классификатором особенностей таможенного декларирования товаров.
Приложением N 6 к Решению Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 378 "О классификаторах, используемых для заполнения таможенных документов" установлено, что временное периодическое таможенное декларирование имеет код особенности таможенного декларирования - ВТД.
Следовательно, указание сведений о местонахождении товаров, заявленных во временной периодической декларации, не предусмотрено таможенным законодательством.
При таких обстоятельствах, таможенный контроль в форме таможенного досмотра при подаче временной периодической декларации Инструкцией N 257 не предусмотрен. Таким образом, отказ в выпуске товара по ВТД N 10602050/06122018/0021222 не соответствует требованиям, предусмотренным Таможенным кодексом Евразийского экономического союза и Федеральным законом N 289-ФЗ.
Довод Бурятской таможни о том, что ООО "Сиблес" в графе 30 спорной временной таможенной декларации указано точное местоположение товара, поэтому он должен быть предъявлен к досмотру, обоснованно отклонен судом первой инстанции, поскольку указание во временной таможенной декларации местонахождения товара не изменяет форму декларации и положений пункта 30 статьи 102 Федерального закона N 289-ФЗ о досмотре такого товара после его выпуска.
Судом не установлено наличие предусмотренных подпунктом 5 пункта 1 статьи 125 ТК ЕАЭС оснований для отказа в выпуске товаров.
Доказательств обратного в нарушение требований части 5 статьи 200 АПК РФ не в материалы дела таможней не представлено.
Кроме того, судом установлено, что Бурятской таможней 19 марта 2019 года графа С спорной ВТД дополнена дополнительным основанием для отказа в выпуске товаров по пп.9 п.1 ст.125 ТК ЕАЭС, в связи с несоблюдением пп.1 п.6 ст.102 Федерального закона N 289-ФЗ, поскольку на дату подачи ВТД в отношении декларанта ООО "Сиблес" имелось вступившее в силу и неисполненное постановление по делу об административном правонарушении в сфере таможенного регулирования.
Суд первой инстанции правильно исходил из того, что обществом представлены доказательства, подтверждающие отсутствие на момент подачи временной таможенной декларации неисполненных постановлений о привлечении ООО "Сиблес" к административной ответственности в области таможенного регулирования, и, следовательно, отказ Бурятской таможни в выпуске товаров по ВТД N 10602050/061218/0021222 в отсутствие неисполненного постановления по делу об административном правонарушении на 6 декабря 2018 года является незаконным, не соответствует Таможенному кодексу Евразийского экономического союза, Федеральному закону N 289-ФЗ и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Согласно подпункту 1 пункта 6 статьи 102 Федерального закона N 289-ФЗ временное периодическое таможенное декларирование товаров не применяется в случае, если на дату подачи временной декларации на товары в отношении декларанта имеются вступившие в силу и неисполненные постановления по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела.
Бурятская таможня, отказывая обществу в выпуске товаров по временной таможенной декларации N 10602050/061218/0021222 указала на наличие вступившего в силу и неисполненного постановления по делу об административном правонарушении в области таможенного дела N 10612000-1120/2017.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, постановлением Забайкальского районного суда Забайкальского края от 29 июня 2018 года Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде конфискации предмета административного правонарушения пиломатериалов хвойных пород из сосны обыкновенной, имеющих признаки грубобрусованности в количестве 856 единиц, объемом 84,789 м3. Постановление вступило в законную силу 13 августа 2018 года.
Постановлением Забайкальского краевого суда от 14 ноября 2018 года постановление районного суда оставлено без изменения.
Товар, явившийся предметом административного правонарушения, изъят на основании протокола изъятия вещей и документов об административном правонарушении от 16.05.2017 N 10612000-1120/2017.
По мнению Бурятской таможни, данное постановление о конфискации на момент регистрации ВТД N 10602050/061218/0021222, на 6 декабря 2018 года, не исполнено, поскольку акт приема-передачи имущества, обращенного в собственность государства, отсутствовал. Передача осуществлена только 25 марта 2019 года по акту приема-передачи 10612000-0319-10р/52.
Согласно статье 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Аналогичное требование установлено статьей 31.2 КоАП РФ.
В силу пункта 1 статьи 3.7 КоАП РФ конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей. Конфискация назначается судьей.
На основании части 1.1 статьи 32.4 КоАП РФ постановление судьи о конфискации вещи, явившейся орудием совершения или предметом административного правонарушения в области таможенного дела, ответственность за которое предусмотрена главой 16 указанного кодекса, исполняется таможенным органом, осуществившим изъятие указанной вещи, путем ее передачи органу (организации), уполномоченному (уполномоченной) Правительством Российской Федерации на распоряжение товарами, обращенными в федеральную собственность, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 104 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" установлено, что конфискация имущества включает в себя принудительное безвозмездное изъятие у должника или иных лиц имущества, указанного в исполнительном документе, и передачу его государственным органам или организациям для обращения в государственную собственность в соответствии с их компетенцией, установленной Правительством Российской Федерации, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 323 Федерального закона N 289-ФЗ товары обращаются в федеральную собственность на основании решения суда по уголовному делу или делу об административном правонарушении при применении конфискации товаров, изъятых или арестованных в ходе проверки сообщения о преступлении, производства по уголовному делу или делу об административном правонарушении, со дня вступления в силу указанного судебного решения.
Согласно пункту 1 статьи 324 Федерального закона N 289-ФЗ распоряжение товарами, обращенными в федеральную собственность на основании судебного акта, осуществляется путем их реализации, уничтожения или утилизации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2003 N 311 утверждено Положение об учете, оценке и распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства (далее - Положение). Данное Положение определяет порядок учета, оценки и распоряжения обращенными в соответствии с законодательством Российской Федерации в собственность Российской Федерации конфискованным, движимым бесхозяйным и изъятым имуществом, товарами, в отношении которых при перемещении через таможенную границу Таможенного союза была заявлена таможенная процедура отказа в пользу государства, и кладами (далее именуются - имущество, обращенное в собственность государства).
В силу Указа Президента Российской Федерации от 12.05.2008 N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти", Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" функции Российского фонда федерального имущества были возложены на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом").
Росимущество, являясь представителем Российской Федерации, осуществляет полномочия собственника федерального имущества и в силу положений части 1 статьи 125 Гражданского кодекса РФ выступает от имени Российской Федерации.
Таким образом, в случае применения административного наказания, ограничивающего имущественные права нарушителя, в виде конфискации, право собственности на вещи, явившиеся орудием совершения или предметом административного правонарушения, переходит к Российской Федерации со дня вступления в законную силу судебного акта, которым применена конфискация.
Решение Забайкальского районного суда Забайкальского края о привлечении Общества к административной ответственности по ч.2 ст.16.2 КоАП РФ в виде конфискации вступило в законную силу 13 августа 2018 года.
Согласно материалам дела на основании протокола изъятия вещей и документов от 16.05.2017 N 10612000-1120/2017 пиломатериал хвойных пород из сосны обыкновенной в количестве 856 единиц, объемом 84,789 м3, явившийся предметом административного правонарушения, изъят у общества, то есть предмет административного правонарушения отчужден и выбыл из владения ООО "Сиблес".
Следовательно, судом правильно установлено, что с 13 августа 2018 года спорный товар считается обращенным в федеральную собственность, а постановление суда о наложении административного наказания в виде конфискации исполненным.
При этом довод заявителя жалобы, что судебное решение о конфискации считается исполненным с момента составления акта приема-передачи имущества, обращенного в собственность государства, нельзя признать правомерным, поскольку после вступления в силу судебного решения и перехода права собственности на товар к Российской Федерации, уполномоченными органами осуществляется уже распоряжение товарами путем их реализации, уничтожения или утилизации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Поскольку спорный товар в мае 2018 года отчужден, судебное решение о конфискации данного товара вступило в законную силу в августе 2018 года, то дальнейшие действия по исполнению постановления от общества не зависят.
Указанное подтверждается письмами Федеральной таможенной службы от 19.06.2019 N 18-20/Д-3205 (т.2 л.д.6-7), от 06.05.2019 N 04-78/Д-2903, от 30.05.2019 N 04-78Д-3209.
Ссылка представителей Бурятской таможни, что данное постановление судебного органа по делу об административном правонарушении согласно АИС "Правоохрана - Административные правонарушения" Читинской таможни вступило в законную силу, но не передано на исполнение в части конфискации, судом первой инстанции обоснованно отклонена, поскольку работа в автоматизированной информационной системе и передача на исполнение постановления о конфискации относятся к внутренней организации деятельности таможенных органов и не могут являться основанием для возложения каких-либо негативных последствий за неё на общество.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 15 июля 2019 года по делу N А10-1153/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.В. Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-1153/2019
Истец: ООО Сиблес
Ответчик: Бурятская таможня
Хронология рассмотрения дела:
17.12.2019 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6445/19
08.11.2019 Определение Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6445/19
09.10.2019 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-5024/19
15.07.2019 Решение Арбитражного суда Республики Бурятия N А10-1153/19