г. Москва |
|
07 октября 2019 г. |
Дело N А40-206451/18 |
Судья Девятого арбитражного апелляционного суда О.Г. Головкина, без вызова сторон, рассмотрев апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 04 февраля 2019 г., принятое судьей Жбанковой Ю.В., по делу N А40-206451/18, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по иску Общества с ограниченной ответственностью "Терминал Пяжиева-Сельга" к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" о взыскании 302 704 руб. 07 коп.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Терминал Пяжиева-Сельга" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском о взыскании с Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" 302 704 руб. 07 коп. пеней за просрочку доставки груза.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 04.02.2019 г. исковые требования удовлетворены частично в размере 272 433 руб. 66 коп.
Мотивированное решение в порядке ст. 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не составлялось.
Не согласившись с принятым судом первой инстанции решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе истцу в иске.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: (www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии с положениями ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассматривается в порядке упрощенного производства в соответствии со ст. 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон, извещенных о рассмотрении дела.
Истец против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по доводам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, указав на отсутствие правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Исследовав представленные в материалы дела документы в их совокупности, с учетом положений ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив выводы суда первой инстанции, апелляционным судом не усматривается правовых оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции.
При этом апелляционный суд исходит из следующего.
Как установлено судом апелляционной инстанции на основании предоставленных в материалы дела доказательств, при осуществлении перевозки грузов по 69 железнодорожным накладным перевозчиком были допущены нарушения сроков их доставки. Просрочка доставки подтверждается транспортными железнодорожными накладными, составленными согласно приказу МПС РФ от 18.06.2003 г. N 39 "Об утверждении Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом".
Копии транспортных накладных имеются в материалах дела.
Груз включал в себя вагоны железнодорожные порожние, перевозимые на своих осях, пересылаемые в ремонт или из ремонта.
Как указывает истец, вагоны, указанные в представленных в материалы дела спорных железнодорожных накладных, доставлены с нарушением сроков, предусмотренных абз. 2 п. 2.1. Правил исчисления сроков доставки грузов, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 г. N 27.
Согласно положениям ст. 792 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами, а при отсутствии таких сроков, в разумный срок.
В соответствии со ст. 33 Федерального закона РФ N 18-ФЗ от 10.01.2003 г. "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации), перевозчик обязан доставлять грузы по назначению и в установленные сроки.
Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов.
Расчетная дата истечения срока доставки грузов определяется на основании Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом" утвержденных Приказом Минтранса России N 245 от 07.08.2015 г.
За несоблюдение сроков доставки грузов перевозчик уплачивает пени в размере девяти процентов платы за доставку каждого вагона за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются полными), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов (ст. 97 Устава), если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных ч.1 ст. 29 Устава обстоятельств.
Согласно расчету истца, по состоянию на дату рассмотрения настоящего иска, размер неустойки составляет 302 704 руб. 07 коп.
В силу п. 1 ст. 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пенями) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
На основании оценки представленных в материалы дела документов, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции соглашается с принятым судом первой инстанции решением, отклоняя доводы жалобы, исходя из следующего.
Довод ответчика о повторном взыскании пеней по накладным N N ЭФ332913, ЭФ333000, ЭФ333040, ЭФ333094, ЭФ362654 отклоняется, поскольку грузоотправителем ООО "ПТГ" по делу N А40-256428/18 было заявлено уточнение искового заявления в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в части взыскания пеней по указанным накладным, которые приняты судом первой инстанции.
Таким образом, факт повторного взыскания в настоящем деле отсутствует.
Доводы ответчика в части наличия правовых оснований для увеличения срока доставки груза по п. 5.9 Правил N 245 по накладным NN ЭТ183962, ЭУ726351, ЭФ089393, ЭФ209556 не принимаются во внимание, поскольку ответчик рассчитал срок доставки, с учетом требований, содержащихся в указанных Правилах, и только после этого указал в железнодорожных накладных, когда истекает срок доставки груза.
Доводы ответчика по п. 6.3 Правил N 245 подлежат отклонению ввиду следующего.
В соответствии со ст. 20 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации техническую пригодность подаваемых под погрузку вагонов, контейнеров определяет перевозчик, в связи с чем, перевозчик отвечает за техническую неисправность; для освобождения от ответственности перевозчик должен доказать то, что техническая неисправность возникла по причине, от него независящей.
Таким образом, самого факта наличия технической неисправности вагона для увеличения срока доставки груза недостаточно.
Выявление технической неисправности вагона в пути следования, равно как и обоснованность задержки вагона для его необходимого ремонта, само по себе не освобождает перевозчика от ответственности за техническую неисправность.
В нарушение требований ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком не представлено доказательств того, что неисправность вагонов, возникла по причинам, которые не зависели от перевозчика, то есть перевозчик не мог выявить данную неисправность при принятии вагона к перевозке.
Довод апелляционной жалобы о необходимости увеличения сроков доставки по причине неприема станцией назначения (п. 6.7 Правил N 245) подлежит также отклонению, поскольку ответчиком не представлены памятки приемосдатчика, выписки из книги уведомлений, ведомости подачи и уборки вагонов, накопительные ведомости, уведомления о подаче вагонов, которые дают основания полагать о вине грузополучателя в просрочке доставке груза.
Довод апелляционной жалобы о несоблюдении истцом претензионного порядка спора отклоняется судом по нижеследующим основаниям.
Согласно ч. 2 ст. 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, за исключением случаев, если его соблюдение не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с ч. 5 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, спор, возникающий из гражданских правоотношений, может быть передан на разрешение арбитражного суда после принятия сторонами мер по досудебному урегулированию по истечении тридцати календарных дней со дня направления претензии (требования), если иные срок и (или) порядок не установлены законом либо договором.
В силу п. 1 ст. 797 Гражданского кодекса Российской Федерации до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или Кодексом.
Согласно ст. 120 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации до предъявления к перевозчику иска, связанного с осуществлением перевозок груза, к перевозчику обязательно предъявляется претензия. Право на предъявление к перевозчику претензии, связанной с осуществлением перевозок груза, грузобагажа, или иска имеют грузополучатель (получатель) или грузоотправитель (отправитель) в случае просрочки доставки груза, грузобагажа.
Согласно тексту претензии, последняя направлена истцом по юридическому адресу в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, а именно по адресу: 107144, г. Москва, ул. Новая Басманная, д. 2.
Согласно ст. 55 Гражданского кодекса Российской Федерации структурное подразделение и филиал не являются юридическими лицами, следовательно, предусмотренную ответственность за нарушение подразделениями обязательств по доставке грузов несет перевозчик, то есть ответчик по настоящему делу.
Также необходимо отметить, что ст. 123 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, п. 9 приказа МПС РФ от 18.06.2003 г. N 42 "Об утверждении Правил предъявления и рассмотрения претензий, возникших в связи с осуществлением перевозок грузов железнодорожным транспортом" предусмотрено, что претензии к перевозчикам за просрочку доставки груза, могут быть предъявлены в отношении штрафов и пеней - в течение сорока пяти дней со дня выдачи груза.
Принимая во внимание, что 45-дневный срок предъявления претензии к перевозчику, при условии соблюдения порядка ее предъявления, не является пресекательным (ст. 123 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации), его пропуск не является нарушением претензионного порядка, по смыслу статьи 120 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.
В п. 42 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 г. N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" указано, что предъявление грузоотправителем, грузополучателем, владельцем железнодорожного пути необщего пользования претензий к перевозчику за пределами сроков, предусмотренных ст. 123 Устава, при условии соблюдения установленного Уставом и правилами перевозок грузов порядка предъявления претензий, не является основанием к возвращению искового заявления.
Таким образом, оснований полагать, что истцом не было исполнено требование по досудебному урегулированию спора, не имеется.
Исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки имеющихся в деле доказательств в их совокупности, апелляционным судом признается законным и обоснованным решение суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований.
Учитывая изложенное, у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания, предусмотренные ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда первой инстанции с отнесением на ответчика расходов по госпошлине в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 04 февраля 2019 г. по делу N А40-206451/18 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Судья |
О.Г. Головкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-206451/2018
Истец: ООО Терминал Пяжиева Сельга
Ответчик: ОАО "РЖД"