город Москва |
|
8 октября 2019 г. |
дело N А40-118390/19 |
Резолютивная часть постановления оглашена 01.10.2019.
Полный текст постановления изготовлен 08.10.2019.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Сумина О.С., Кочешкова М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бабажановым Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Тиролерхоф" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.07.2019
по делу N А40-118390/19, принятое судьей Полукаровым А.В.
по заявлению ООО "Тиролерхоф" (ОГРН 1157746319719)
к Управлению Роспотребнадзора по г. Москве в ЮАО; Управлению Роспотребнадзора по г. Москве
об оспаривании постановления;
при участии:
от заявителя - не явился, извещен;
от заинтересованных лиц - не явились, извещены;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 22.07.2019 в удовлетворении заявления ООО "Тиролерхоф" о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав и потребителей и благополучия человека по г. Москве в лице ТО в ЮАО г. Москвы N 24-00494 от 25.04.2019 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказано.
Заявитель не согласился с выводами суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебное заседание представители заявителя и административного органа не явились, дело рассмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 121, 123, 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, 04.03.2019 Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по г. Москве в ЮАО г. Москвы на основании распоряжения Управления Роспотребнадзора по г. Москве о проведении плановой выездной проверки N 01-04-00024-04 от 21.02.2019, распоряжения о внесении дополнений N 01-025 от 12.03.2019 в отношении ООО "Тиролерхоф" проведена плановая выездная проверка, произведен отбор проб пищевой продукции для проведения лабораторных исследований.
Административный орган пришел к выводу о нарушении изготовителем - ООО "Тиролерхоф" требований технических регламентов, обязательных требований к пищевой продукции, создающих угрозу причинения вреда здоровью граждан, а именно прил. 2 п. 1.8, прил. 2 п. 1.4 ТР ТС 021/2011 "Технический регламент Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции"; прил. 8 ТР ТС 033/2013 "Технический регламент Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции".
По факту выявленных нарушений 10.04.2019 уполномоченным управления в присутствии представителя общества по доверенности N 151 Т-19 от 01.03.2019 составлен протокол об административном правонарушении N 01-04-00024-04/т об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам рассмотрения административного дела, 25.04.2019 управлением вынесено постановление N 24-00494 о привлечении индивидуального предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 300.000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из доказанности события и состава вменяемого административного правонарушения, соблюдения порядка и срока привлечения к административной ответственности.
Рассмотрев повторно материалы дела в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
Согласно ч. 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, а также соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа суд не связан с доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме на основании ч. 7 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно требованиями ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем делается отметка в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомиться с протоколом, представить объяснения и замечания по его содержанию, которые прилагаются к протоколу (ч. 4 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Данная норма права призвана обеспечить процессуальные гарантии прав лица, привлекаемого к административной ответственности, целью которых является полное и всестороннее выяснение фактических обстоятельств дела об административном правонарушении.
В соответствии со ст. 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, осуществляют его законные представители.
Согласно ч. 2 ст. 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица.
Таким образом, административный орган в силу требований ст. ст. 25.4, 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляя протокол об административном правонарушении, обязан обеспечить лицу, привлекаемому к административной ответственности, возможность участвовать при его составлении, что является гарантией предоставления прав и защиты законных интересов этого лица.
В качестве доказательства извещения законного представителя ООО "Тиролерхоф" о дате, месте и времени рассмотрения протокола об административном правонарушении административным органом в материалы дела представлено уведомление от 29.03.2019 (л.д. 56).
Протокол об административном правонарушении составлен без участия законного представителя общества. При составлении протокола присутствовал представитель ООО "Тиролерхоф" по доверенности N 151Т-19 от 01.03.2019.
Протокол и определение о назначении даты, времени и месте рассмотрении дела вручены административным органом представителю общества по доверенности (л.д. 58-62).
О рассмотрении дела законный представитель ООО "Тиролерхоф" уведомлен надлежащим образом посредством почтовой связи путем направления определения от 10.04.2019.
Протокол об административном правонарушении и определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 10.04.2019 направлены законному представителю 12.04.2019 (л.д. 72-74).
Согласно ч. 4.1 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в случае, если оно извещено о месте и времени его составления в установленном порядке.
В связи с тем, что общество уведомлено о дате, времени и месте рассмотрения дела, дело об административном правонарушении рассмотрено без участия законного представителя, а также представителя общества по доверенности.
Постановление о назначении наказания N 24-00494 от 25.04.2019 направлено административным органом в адрес общества курьерской службой DHL в течение трех дней после вынесения постановления.
Учитывая изложенное выше, доводы апелляционной жалобы о нарушении административным органом порядка привлечения ООО "Тиролерхоф" к административной ответственности, подлежит отклонению.
В соответствии с ч. 1 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных ст. ст. 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, ч. 2 ст. 11.21, ст. ст. 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от 100.000 до 300.000 руб.
Действия, предусмотренные ч. 1 данной статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, влекут административную ответственность по ч. 2 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, в рамках которых обеспечивается соблюдение требований технических регламентов и обязательных требований к продукции.
Объективная сторона административного правонарушения характеризуется, в том числе, в нарушении продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам реализации, не соответствующих таким требованиям, если эти нарушения создали угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан.
Права и интересы потребителей продукции могут быть обеспечены только при условии соответствующего контроля качества продукции на всех этапах ее оборота (производство, хранение, транспортировка, реализация).
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные
предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
В силу ч. 1 и ч. 2 ст. 7 TP ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", пищевая продукция, находящаяся в обращении на таможенной территории Таможенного союза в течение установленного срока годности, при использовании по назначению должна быть безопасной. Показатель безопасности пищевой продукции установлены в Приложениях 1, 2, 3, 4, 5 и 6 к настоящему техническому регламенту.
Пункт 1 ст. 36 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" устанавливает ответственность за нарушение требований технических регламентов, как на изготовителя (исполнителя), так и на продавца, лица, который реализует указанную продукцию.
Выявленные в действиях изготовителя нарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе, экспертным заключением N 24-00286 от 15.03.2019, выданным филиалом ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в г. Москве" в ЮАО г. Москвы и протоколами лабораторных испытаний (исследований) N 38-1170 от 12.03.2019, N 38-1169 от 12.03.2019, N 38-1168 от 12.03.2019, N 38-1167 от 12.03.2019, N 38-1165 от 12.03.2019, N 38-1164 от 12.03.2019, N 38-1162 от 12.03.2019, протоколом об административном правонарушении N 01-04-00024-04/т от 10.04.2019, а так же иными материалами дела об административном правонарушении.
Таким образом, административным органом установлен факт нарушения ООО "Тиролерхоф" прил. 2 п. 1.8, прил. 2 п. 1.4 ТР ТС 021/2011 "Технический регламент Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции"; прил. 8 ТР ТС 033/2013 "Технический регламент Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции".
В соответствии с п. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина заявителя в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом положения ст. 2.1 Кодекса заключается в том, что у него имелась возможность для соблюдения требования, за нарушение которого предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств наличия обстоятельств, объективно препятствующих обществу исполнить обязанность по совершению всех необходимых действий, направленных на возврат денежных средств, материалы дела не содержат.
Проверив порядок привлечения заявителя к административной ответственности, апелляционный суд установил, что положения ст. ст. 25.1, 28.2, 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным органом соблюдены.
Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении составлен, а оспариваемое постановлении вынесено уполномоченными должностными лицами административного органа.
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с п. 10 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, не установлено.
Сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, налоговым органом соблюдены.
По изложенным мотивам, суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав и потребителей и благополучия человека по городу Москве в лице ТО в ЮАО г. Москвы N 24-00494 от 25.04.2019 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются, поскольку не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального права, нарушений норм процессуального права не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.07.2019 по делу N А40-118390/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
О.С. Сумина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-118390/2019
Истец: ООО "ТИРОЛЕРХОФ"
Ответчик: ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по г.Москве в ЮАО г.Москвы