г. Самара |
|
08 октября 2019 г. |
Дело N А65-9768/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 октября 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Романенко С.Ш.,
судей Пышкиной Н.Ю., Ястремского Л.Л.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лариной Ю.Н.,
при участии:
от истца - ГБУ "Центр культурного наследия Татарстана" - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от ответчика - ООО "Звезда-Д" - представитель Иксанов Р.М. по доверенности от 08.07.2019 г.,
от третьего лица - Министерства земельных и имущественных отношений РТ - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 01 октября 2019 года в зале N 6 апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Звезда-Д" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 22 июля 2019 года по делу N А65-9768/2019 (судья Галеева Ю.Н.),
по иску Государственного бюджетного учреждения "Центр культурного наследия Татарстана" (ОГРН 1021602844735, ИНН 1654025534),
к обществу с ограниченной ответственностью "Звезда-Д" (ОГРН 1151690065317, ИНН 1657198944),
с привлечением третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Министерства земельных и имущественных отношений РТ, о признании дополнительных соглашений недействительными,
УСТАНОВИЛ:
Государственное бюджетное учреждение "Центр культурного наследия Татарстана", г.Казань - обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Звезда-Д", г. Казань - о признании дополнительных соглашений недействительными.
Определением суда 17.06.2019 г. в порядке статьи 51 АПК РФ, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство земельных и имущественных отношений РТ.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 22 июля 2019 года по делу N А65-9768/2019 иск удовлетворен.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Звезда-Д" обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой считает принятое решение незаконным и необоснованным, просит решение отменить в иске отказать.
При этом в жалобе заявитель указал, что решение принято по неполно выясненным обстоятельствам, имеющим значение для правильного рассмотрения дела, неполно исследованы доказательства, и, как следствие, выводы, сделанные судом, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Сведения о месте и времени судебного заседания были размещены на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11ааs.arbitr.ru и на доске объявлений в здании суда.
В судебном заседании представитель ООО "Звезда-Д" апелляционную жалобу поддержал, решение суда считает незаконным и необоснованным, просил его отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В судебное заседание представители иных лиц, участвующих в деле не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом в соответствии с частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии со ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, выслушав стороны, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд установил.
Как следует из материалов дела, по итогам аукциона, проведенного 30.10.2018 г. между истцом (арендодатель) и ответчиком (арендатор) заключены договоры аренды N 014-4328 и N 014-4329 недвижимого имущества, являющиеся объектом культурного наследия и государственной собственностью РТ, закрепленными за истцом на праве оперативного управления.
В соответствии с п. 1.1 договора N 014-4328 арендодатель сдает, а арендатор принимает в аренду нежилые помещения N 46-51, 51а, 52, 52а, 53, 55, 56, 58, 58а, 59 б, 60, 61, 61а, 63, 64, расп. по адресу г. Казань ул. Баумана д. 66, общей площадью 306,8кв.м. Описание предмета охраны: "Дом Каретникова 1888 г.".
В силу п. 2.1 договора N 014-4328 арендная плата устанавливается в сумме 130 083 руб. без учета НДС и подлежит уплате ежемесячно не позднее последнего числа расчетного месяца.
В соответствии с п. 1.1 договора N 014-4329 арендодатель сдает, а арендатор принимает в аренду нежилые помещения N 1, 2, 2а, 2б, 2в, 3, 4, 6 8 расп. по адресу г. Казань ул. Баумана д. 66, общей площадью 280,4кв.м. Описание предмета охраны: "Дом Каретникова 1888 г.".
В силу п. 2.1 договора N 014-4329 арендная плата устанавливается в сумме 184 503 руб. 20 коп. без учета НДС и подлежит уплате ежемесячно не позднее последнего числа расчетного месяца.
Срок аренды с 3.12.2018 г. по 2.12.2018 г.
В дальнейшем, 16.12.2018 г. между сторонами заключено дополнительное соглашение к договорам аренды N 014-4328 и N 014-4329 согласно условиям которых договоры дополнены "Раздел 6 Переходные положения":
6.1. Арендатор в срок до 30 марта 2020 года обязуется провести единый комплекс реставрационных и ремонтных работ (включая помещения 2 и 3 этажа, крышу), с привлечением третьих лиц и с соблюдением действующего законодательства.
В указанный срок Арендатор обязуется:
-с привлечением специализированных организаций провести мероприятия по обследованию состояния объекта культурного наследия: Дом Каретникова, 1888 г., и выявлению объёма и состава предстоящих реставрационных и ремонтных работ;
-представить Арендодателю на согласование соответствующую локальную ресурсную смету, отражающую перечень и стоимость работ;
Арендодатель обязуется согласовать Арендатору локальную ресурсную смету в течение 30 календарных дней со дня ее представления.
6.2. После завершения реставрационных и ремонтных работ стороны в течение 10 рабочих дней обязаны подписать акт приемки. До подписания сторонами акта, указанного в настоящем пункте, Арендатор не вправе использовать помещение в соответствии с целевым назначением.
В связи с изложенным, руководствуясь ст. 614 ГК РФ, стороны определили, что арендная плата начисляется со дня подписания сторонами акта, указанного в настоящем пункте. Коммунальные услуги в период проведения реставрационных и ремонтных работ оплачиваются Арендатором в соответствии с условиями п. 3.2.3 настоящего Договора.
6.3. Со дня, с которого подлежит начислению арендная плата, Арендатору устанавливается льготная арендная плата. Годовой размер льготной арендной платы определяется по следующей формуле: УАП = АП х 0,3 где:
АП - годовой размер арендной платы в соответствии с договором аренды (рублей);
0,3 - коэффициент расчета размера льготной арендной платы.
Срок (в годах), на который устанавливается льготная арендная плата, определяется по следующей формуле:
С = СРА
АП - УАП' где:
СРА -половина суммы расходов арендатора (рублей), направленные на исполнение настоящего раздела Договора аренды;
АП - годовой размер арендной платы в соответствии с договором аренды (рублей);
УАП - годовой размер льготной арендной платы (рублей)".
Истец полагая, что указанные выше дополнительные соглашения являются недействительными, обратился в суд с настоящим иском.
Устанавливая фактические обстоятельства дела на основании полного и всестороннего исследования представленных доказательств, суд первой инстанции со ссылкой на нормы статей 421, 422, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации обосновано удовлетворил заявленные исковые требования по следующим основаниям.
Согласно ст. 17.1 ФЗ от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлено, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлен только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
В соответствии с ч. 5 ст. 17.1 закона N 135-ФЗ порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения названных договоров и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, устанавливаются федеральным антимонопольным органом.
Приказом Федеральной антимонопольной службы России от 10.02.2010 N 67 утверждены Правила проведения конкурсов и аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса.
Согласно п. 98 Правил такой договор заключается на условиях, указанных в поданной участником конкурса, с которым заключается договор, заявке на участие в конкурсе и в конкурсной документации.
В соответствии с подп. 16 п. 114 Правил документация об аукционе, помимо информации и сведений, содержащихся в извещении о проведении аукциона, должна содержать указание на то, что при заключении и исполнении договора изменение условий договора, указанных в документации об аукционе, по соглашению сторон и в одностороннем порядке не допускается.
В соответствии со ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Согласно п. 115 Правил к документации об аукционе должен быть приложен проект договора, который является неотъемлемой частью документации об аукционе.
Суд первой инстанции верно отметил, что из системного толкования указанных норм следует, что договоры на передачу права владения и пользования, то есть, в том числе, права аренды муниципального имущества, заключаются на условиях, изложенных в заявке на участие в конкурсе и в аукционной документации, при этом последующее изменение данных условий не допускается, за исключением условия о цене договора, которая может быть увеличена по соглашению сторон.
Оценив условия дополнительных соглашений, суд правомерно пришел к выводу о том, что в результате заключенных дополнительных соглашений, у сторон возникают новые правоотношения, которые, исходя из п. 1 ст. 442 ГК РФ, должны соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, разъясняя указанную норму в п. 1 Постановления от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", указал, что в случаях, предусмотренных законом (например, пунктами 1 и 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"), договор аренды в отношении государственного или муниципального имущества может быть заключен только по результатам проведения торгов.
В связи с этим, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что дополнительные соглашения к договорам аренды названного имущества, заключенные на новых условиях, не предусмотренных протоколом о результатах торгов, без проведения торгов, являются ничтожными сделками (ст. 168 ГК РФ).
Доводы ответчика, несостоятельны, поскольку сделаны без учета особенностей предоставления муниципального (государственного) имущества в пользование хозяйствующему субъекту, предусматривающие публичную, открытую и конкурентную процедуру передачи права пользования таким имуществом, запрет последующего изменения условий его использования сторонами договора, заключенного по результатам аукциона.
У суда апелляционной инстанции нет оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, признавшего наличие оснований для удовлетворения иска.
При рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции установлена, исследована и оценена вся совокупность обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора, имеющимся по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как неосновательные по приведенным выше мотивам.
Принимая во внимание изложенное, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в связи с чем основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не доказывают нарушения судом первой инстанции норм материального или процессуального права либо несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, всем доводом в решении была дана надлежащая правовая оценка.
Иных доводов в обоснование апелляционной жалобы заявитель не представил, в связи с чем Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 22 июля 2019 года по делу N А65-9768/2019, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отнести на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 266-271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 22 июля 2019 года по делу N А65-9768/2019 - оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Звезда-Д" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
С.Ш. Романенко |
Судьи |
Н.Ю. Пышкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-9768/2019
Истец: Государственное бюджетное учреждение "Центр культурного наследия Татарстана", г.Казань
Ответчик: ООО "Звезда-Д", г. Казань
Третье лицо: Министерство земельных и имущественных отношений РТ, ООО "ЗВЕЗДА-Д"