город Ростов-на-Дону |
|
08 октября 2019 г. |
дело N А32-19765/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 октября 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Ильиной М.В., Филимоновой С.С.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой И.Н.,
рассмотрев в отсутствие участвующих в деле лиц в открытом судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников недвижимости "ТСН Ландышевая 12/8" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31.07.2019 по делу N А32-19765/2019, принятое в составе судьи Шкира Д.М., по заявлению товарищества собственников недвижимости "ТСН Ландышевая 12/8" (ИНН 2320233858, ОГРН 1152366008673) к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Краснодарскому краю (ИНН 2309090290, ОГРН 1042304979804) о признании незаконным предписания,
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников недвижимости "ТСН Ландышевая 12/8" (далее - ТСН "ТСН Ландышевая 12/8") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Краснодарскому краю (далее - ГУ МЧС по Краснодарскому краю, управление) о признании незаконным предписания от 29.01.2019 N 4/1/5.
Решением от 31.07.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ТСН "ТСН Ландышевая 12/8" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе товарищество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что предписание является неисполнимым, поскольку в пунктах 1, 2, 3, 4, 5 не содержит конкретного места выявленного нарушения, по которым необходимо совершить действия по устранению нарушений, в акте проверки также такой перечень отсутствует. Заявитель также ссылается на незаконную выдачу разрешения на ввод дома в эксплуатацию, решение Центрального районного суда города Сочи по делу N 2а-6109/2016 не исполняется администрацией в части подключения электроснабжения по 1-й категории надежности.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Суд рассматривает дело в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом.
В суд от Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Краснодарскому краю поступил отзыв, в котором указано на законность и обоснованность решения суда.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения главного государственного инспектора города Сочи по пожарному надзору от 25.12.2018 N 4/1/5 административным органом проведена внеплановая проверка товарищества собственников недвижимости "ТСН Ландышевая 12/8" по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, ул. Ландышевая, д.12/8.
Выявленные в ходе проверки нарушения зафиксированы в акте от 29.01.2019 N 4.
По результатам проверки государственным инспектором города Сочи по пожарному надзору товариществу собственников недвижимости "ТСН Ландышевая 12/8" было выдано предписание от 29.01.2019 N 4/1/5, согласно которому в срок до 20.07.2019 необходимо устранить следующие нарушения:
1. Привести в работоспособное состояние системы противопожарной защиты (автоматическая пожарная сигнализация, система оповещения и управления эвакуацией) - нарушен пункт 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390;
2. Шкафы пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода не укомплектованы пожарными рукавами и стволами - нарушен пункт 57 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390;
3. Запоры на дверях эвакуационных выходов не обеспечивают возможность их свободного открывания изнутри без ключа - нарушен пункт 35 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390;
4. Поэтажные коридоры захламлены мебелью и другими горючими предметами - нарушен подпункт "к" пункта 23 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390;
5. Направление движения к пожарным гидрантам не обозначено указателями с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения - нарушен пункт 55 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390.
Предписание вручено 29.01.2019 председателю товарищества Сидоренкову И.В., который участвовал в проверке.
Считая незаконным предписание, товарищество оспорило его в судебном порядке.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из положений ст. 198-201 АПК РФ для признания незаконными действий (акта) должностных лиц органа государственной власти необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемых действий (акта) закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля надзора регулируются, в том числе, Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении Государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать юридическому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Предписание должно содержать законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
Отношения в области пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон "О пожарной безопасности") и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе, правилами и нормами пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" федеральный государственный пожарный надзор осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, и в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий федеральных органов исполнительной власти по осуществлению федерального государственного пожарного надзора в случае передачи указанных полномочий в соответствии со статьей 16.1 настоящего Федерального закона.
Должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты, на лесных участках, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, в отношении реализуемой продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов, а также по предотвращению угрозы возникновения пожара.
Основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения установлены Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Согласно части 1 статьи 53 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" каждое здание или сооружение должно иметь объемно-планировочное решение и конструктивное исполнение эвакуационных путей, обеспечивающие безопасную эвакуацию людей при пожаре. При невозможности безопасной эвакуации людей должна быть обеспечена их защита посредством применения систем коллективной защиты.
В соответствии с частью 2 статьи 53 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" для обеспечения безопасной эвакуации людей должны быть:
* установлены необходимое количество, размеры и соответствующее конструктивное исполнение эвакуационных путей и эвакуационных выходов;
* обеспечено беспрепятственное движение людей по эвакуационным путям и через эвакуационные выходы;
* организованы оповещение и управление движением людей по эвакуационным путям (в том числе с использованием световых указателей, звукового и речевого оповещения).
Частью 1 статьи 89 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" установлено, что эвакуационные пути в зданиях и сооружениях и выходы из зданий и сооружений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей. Расчет эвакуационных путей и выходов производится без учета применяемых в них средств пожаротушения.
Согласно подпункту "к" пункта 23, пунктов 35, 55, 57, 61 "Правил противопожарного режима в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390, на объектах защиты запрещается устраивать в лестничных клетках и поэтажных коридорах кладовые и другие подсобные помещения, а также хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель и другие горючие материалы.
Запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать возможность их свободного открывания изнутри без ключа, за исключением случаев, устанавливаемых законодательством Российской Федерации.
Направление движения к пожарным гидрантам и резервуарам, являющимся источником противопожарного водоснабжения, должно обозначаться указателями с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения.
Пожарный рукав должен быть присоединен к пожарному крану и пожарному стволу и размещаться в навесных, встроенных или приставных пожарных шкафах, имеющих элементы для обеспечения их опломбирования и фиксации в закрытом положении.
Руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и установок противопожарной защиты и организует проведение проверки их работоспособности в соответствии с инструкцией на технические средства завода-изготовителя, национальными и (или) международными стандартами и оформляет акт проверки.
Актом проверки подтверждено нарушение товариществом приведенных требований пожарной безопасности при эксплуатации многоквартирного дома по адресу г. Сочи, ул. Ландышевая, 12/8.
Таким образом, с учетом выявленных нарушений, предписание от 29.01.2019 N 4/1/5 содержит законные требования.
Судом первой инстанции обоснованно отклонены доводы товарищества о том, что предписание является неисполнимым, поскольку в пунктах 1, 2, 3, 4, 5 не содержит конкретного места выявленного нарушения, по которым необходимо совершить действия по устранению нарушений, в акте проверки также такой перечень отсутствует.
Из распоряжения и акта проверки следует, что проверочные мероприятия проводились по адресу г. Сочи, ул. Ландышевая, 12/8.
Неуказание в акте проверки и предписании конкретных подъездов и этажей, в которых поэтажные коридоры захламлены мебелью и другими горючими предметами, не свидетельствует о неисполнимости предписания, поскольку ответственное лицо должно обеспечить надлежащее противопожарное состояние всех поэтажных коридоров. В части нарушений применительно к эксплуатации эвакуационных выходов и состояния системы противопожарной защиты конкретизация места нахождения не требуется.
Товариществом не представлено доказательств того, что содержание предписания вызвало неясности в понимании его требований. Доказательства обращения в административный орган с целью разъяснения отдельных положений предписания не представлены.
Судом также не принимаются во внимание ссылки на незаконную выдачу разрешения на ввод дома в эксплуатацию и то, что решение Центрального районного суда города Сочи по делу N 2а-6109/2016 не исполняется администрацией в части подключения электроснабжения по 1-й категории надежности.
Независимо от процедуры ввода дома в эксплуатацию и признания незаконными действий администрации, как и возложения на нее обязанностей в части подключения электроснабжения по 1-й категории надежности, ТСН "ТСН Ландышевая, 12/8" являясь лицом, эксплуатирующим дом по адресу Ландышевая, 12/8, обязано обеспечить на данном объекте требования пожарной безопасности.
Ссылаясь на неисполнение администрацией решения суда от 2016 года, товарищество не представило доказательств оспаривания действий (бездействия) администрации, в том числе в судебном порядке.
Таким образом, приведенные обстоятельства не влияют на законность требований предписания и его исполнимость.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что предписание направлено на устранение выявленных в ходе проверки нарушений. Предписанием установлен достаточный срок устранения нарушений. Требования предписания законны. Предписание выдано уполномоченным должностным лицом.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку с соблюдением требований ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение от 31.07.2019.
Основания для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
Судебные расходы распределяются по правилам ст. 110 АПК РФ и относятся на товарищество.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31.07.2019 по делу N А32-19765/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
М.В. Ильина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-19765/2019
Истец: "ТСН Ландышевая 12/8", Товарищество собственников недвижимости "ТСН Ландышевая 12/"
Ответчик: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ ПО КРАСНОДАРСКОМУ КРАЮ, ГУ МЧС России по КК