г. Ессентуки |
|
8 октября 2019 г. |
Дело N А18-1005/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.10.2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 08.10.2019 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Белова Д.А., судей: Макаровой Н.В., Семенова М.У., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ковалевой З.С., при участии в судебном заседании представителей: Южного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии - Дидигова С-М.С. (доверенность от 21.12.2018), представителя общества с ограниченной ответственностью "РН-Ингушнефтепродукт" - Додова М.М. (доверенность от 17.01.2019), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального отдела (инспекции) государственного надзора по Республике Ингушетия Южного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (ЮМТУ Росстандарта) на решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 31.07.2019 по делу N А18-1005/2019 (судья Гелисханова Р.З.),
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Республики Ингушетия обратилось ООО "РН-Ингушнефтепродукт" (далее - заявитель, общество) с заявлением к Территориальному отделу (инспекции) государственного надзора по Республике Ингушетия Южного межрегионального территориального управления Федерльного агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - заинтересованный орган, ЮМТУ Росстандарта) об оспаривании Постановления по делу об административном правонарушении N 2-2019 от 31 мая 2019 г.
Заявление мотивировано нарушением административным органом процедуры отбора проб нефтепродуктов.
Решением от 24.07.2019заявленные требования общества с ограниченной ответственностью "РН-Ингушнефтепродукт", удовлетворены, суд признал незаконным и отменил постановление заместителя начальника территориального отдела государственного надзора по республикам ЮФО и СКФО (Республика Ингушетия) ЮМТУ Росстандарта по делу об административном правонарушении N 2/2019 от 31.05.2019 года о привлечении общества с ограниченной ответственностью "РН-Ингушнефтепродукт" к административной ответственности по части 2 статьи 14.43.1 Кодекса об административныхправонарушениях.
В апелляционной жалобе ЮМТУ Росстандартапросит отменить решение суда от 24.07.2019 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит оставить решение суда без изменения, полагает, что суд первой инстанции правильно установил все юридически значимые обстоятельства по делу и применил нормы права, подлежащие применению.
В судебном заседании представитель ЮМТУ Росстандарта поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представительобщества в судебном заседании возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просил оставить решение суда без изменения, поскольку суд первой инстанции правильно установил все юридически значимые обстоятельства по делу и применил нормы права, подлежащие применению.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев повторно делопо апелляционной жалобе в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, изучив и оценив в совокупности материалы дела, находит решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается.
На основании приказа Южного межрегионального территориального управления (ЮМТУ Госстандарта) N 358 от 03.04.2019, должностным лицом Госстандарта, проведена выездная проверка деятельности автозаправочной станции АЗК N 3, расположенной по адресу: с.п. Нестеровская, северо-восточная часть трасса автодороги "Ростов-Баку" ФМ-29, принадлежащей ООО "РН-Ингушнефтепродукт", на предмет соблюдения обязательных требований государственных стандартов, технических регламентов (реестровый номер государственной функции 10001434309).
В ходе проверки проверяющими произведен отбор проб реализуемых Обществом нефтепродуктов:
- бензин АИ-98-К5 паспорт N 4926 от 15.09.2018,
- бензин АИ-95- К5 паспорт N 1972 от 02.04.2019,
- дизельное топливо ДТ-Л-К5 паспорт 1577 от 05.04.2019.
По результатам отбора проб и образцов нефтепродуктов составлен Акт отбора нефтепродуктов б/н от 24.04.201920 мая 2019 года проведены испытания отобранных образцов нефтепродуктов, о чем составлен протокол испытаний N 285, согласно которому, в топливе дизельном ЕВРО сорт С, экологического класса К5, марки ДТ-Л-К5 температура вспышки в закрытом тигле фактически "23 °С" при норме по ТР ТС "не ниже 55 °С".
На основании вышеуказанных документов административным органом составлен протокол об административном правонарушении N 01-30/358 от 28.05.2019 года о нарушении ООО "РН-Ингушнефтепродукт" требований Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 013/2011 "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту" при хранении и реализации продукции (топлива дизельного Евро, летнее, сорта С, экологического класса К, марки ДТ-Л-К5) и совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43.1 КоАП РФ.
28 мая 2019 года обществу выдано предписание N 01-30/358 об устранении требований технического регламента в срок до 1 августа 2019 года.
31 мая 2019 года на основании материалов административного дела уполномоченным лицом вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 2/2019, которым ООО "РН-Ингушнефтепродукт" привлечен к ответственности по части 2 статьи 14.43.1 КоАП РФ и наложен штраф в размере 500 000 рублей.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования общества, указал, чтоиз представленных в материалы дела документов следует, что в нарушение норм административного законодательства, административным органом в ходе проверки протокол об отборе образцов проб и акт проверки по установленной форме в двух экземплярах не составлялся.
Кроме того, как указывалось выше, в качестве доказательств совершения вмененного ООО "РН-Ингушнефтепродукт" правонарушения, ЮМТУ Росстандарта ссылается на Акт отбора образцов нефтепродуктов от 24.04.2019 и результаты испытаний от 20.05.2019.
В конкретном рассматриваемом случае, учитывая положения вышеуказанной нормы права, дело об административном правонарушении было возбуждено заявителем - 28 мая 2019 года, с момента составления протокола об административном правонарушении N 0130/358, поскольку, до этого момента ни какие иные протоколы, предусмотренные частью 4 статьи 28.1 КоАП РФ, административным органом не составлялись и определение о возбуждении дела об административном правонарушении не выносилось.
При этом, после возбуждения дела об административном правонарушении каких либо экспертиз о качестве отобранных у Общества образцов топлива, административным органом не проводилось.
Протокол же испытаний от 20.05.2019 экспертным заключением не является и лицо, проводившее испытания, об ответственности за дачу заведомо ложного заключения не предупреждалось.
Суд первой инстанции указал, что доказательства, на которые ссылается ЮМТУ Росстандарта (Акт отбора нефтепродуктов от 24.04.219, результаты испытаний от 20.05.2019) добыты им до возбуждения дела об административном правонарушении, вне рамок дела об административном правонарушении, с нарушением норм федерального закона и в силу статьи 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются недопустимыми, в связи с чем, не могут быть положены в основу доказательств наличия в действиях Общества состава вмененного ему правонарушения.
Указанные обстоятельства послужили основание для удовлетворения требования ООО "РН-Ингушнефтепродукт" по признанию незаконным и отмене постановления ЮМТУ РосстандартаN 2/2019 от 31.05.2019 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "РН-Ингушнефтепродукт" к административной ответственности по части 2 статьи 14.43.1 Кодекса об административных правонарушениях и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей.
При этом суд первой инстанции учел не в полной мере, что в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В рассматриваемом случае поводом для составления протокола послужило непосредственное обнаружение ЮМТУ Росстандарта, информации о наличии таких нарушений, а именно полученные результаты исследования продукции Общества. Отбор проб продукции Общества явился тем непосредственным обнаружением достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения. На момент отбора проб у ЮМТУ Росстандарта не имелось сомнений в сырьевом составе исследуемой пробы. Результаты отбора проб, заключения эксперта, указывающие на факт наличия признаков административного правонарушения, явились поводом к возбуждению дела об административном правонарушении.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит запрета на использование доказательств, полученных до возбуждения дела об административном правонарушении.
Согласно ч. 1, 2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Поскольку проба отбиралась и составлен акт отбора проб (образцов) до возбуждения дела об административном правонарушении, а результаты лабораторных исследований явились основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, то в этом случае не имеется оснований для применения статей ч. 3 ст. 26.5, ч. 1 ст. 27.10 КоАП РФ.
Таким образом, нарушений административного законодательства при производстве по делу об административном правонарушении не установлено, равно как и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
На основании совокупной оценки представленных в материалы дела доказательств суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что в нарушение пункта 4.4, Приложения 3, Технического регламента Таможенного союза 013/2011 "О требованиях к автомобильному, авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту" по показателю", общество осуществляло розничную реализациюдизельного топлива ДТ-Л-К5 с нарушением требований безопасности по показателю: "температура вспышки в закрытом тигле" фактически составляла "23" при норме "не ниже 55", что является основанием для привлечения к ответственности по части 2 статьи 14.43.1 КоАП РФ.
Факт нарушения подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, в том числе Актом отбора нефтепродуктов от 24.04.219, результатом испытаний от 20.05.2019.
Вина Общества подтверждается собранными по делу об административном правонарушении материалами.
На основании изложенного выводы суда первой инстанции об отсутствии в действиях Общества события и состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43.1 КоАП РФ ошибочны.
На момент рассмотрения дела срок давности привлечения к ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.
Учитывая, что Обществом нарушены требования законодательства Российской Федерации, обеспечивающие безопасность реализуемой Обществом дизельного топлива, в области безопасности жизни и здоровья, допущенное им нарушение, посягающее на права потребителей, не может быть признано малозначительным.
Обстоятельств, смягчающих, отягчающих административную ответственность также не установлено.
Судом апелляционной инстанции также не установлено оснований для назначения Обществу административного штрафа в размере ниже низшего предела.
В данном случае, по мнению апелляционного суда, предусмотренное частью 2 статьи 14.43.1 КоАП РФ наказание в виде минимального размера штрафа в сумме 500000 рублей, с учетом установленных обстоятельств по делу соответствует тяжести совершенного Обществом правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания. Оснований для его снижения ниже минимального не имеется.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает необходимым отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований заявителя.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, не допущено.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 31.07.2019 по делу N А18-1005/2019 отменить, принять новый судебный акт.
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "РН-Ингушнефтепродукт" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
Н.В. Макарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А18-1005/2019
Истец: ООО "РН-Ингушнефтепродукт"
Третье лицо: Территориальный отдел госнадзора республик ЮФО и СКФО РИ ЮМТУ Росстандарта, Территориальный отдел государственного надзора по Республике Ингушетия Южного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии