г.Самара |
|
09 октября 2019 г. |
Дело N А72-6341/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 октября 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Драгоценновой И.С., Поповой Е.Г., при ведении протокола судебного заседания Ахмеджановой Э.М. с участием:
от муниципального унитарного предприятия "Коромысловское ЖКХ" - представителя Никулаевой Л.В. (доверенность от 24.09.2019),
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ульяновской области - представителя Новикова Д.Н. (доверенность от 01.10.2019),
рассмотрев в открытом судебном заседании 02 октября 2019 года апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 20 августа 2019 года по делу N А72-6341/2019 (судья Овсяникова Ю.А,), принятое по заявлению муниципального унитарного предприятия "Коромысловское ЖКХ" (ОГРН 1057313004913), Ульяновская область, Кузоватовский район, к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ульяновской области, г.Ульяновск,
об отмене постановления от 10.04.2019 N 68 о назначении административного наказания по ч.1 ст. 7.3 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "Коромысловское ЖКХ" (далее - МУП "Коромысловское ЖКХ", предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ульяновской области (далее - Управление Росприроднадзора по Ульяновской области, административный орган) об отмене постановления от 10.04.2019 N 68 о назначении административного наказания по ч.1 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и наложении административного штрафа в размере 400 000 руб.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 20 августа 2019 года заявленные требования удовлетворены, постановление Управления Росприроднадзора по Ульяновской области от 10.04.2019 N 68 о привлечении МУП "Коромысловское ЖКХ" к административной ответственности по ч.1 ст. 7.3 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде наложения административного штрафа в размере 400 000 руб. признано незаконным и отменено ввиду малозначительности совершенного предприятием административного правонарушения.
В апелляционной жалобе Управление Росприроднадзора по Ульяновской области просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на отсутствие оснований для признания правонарушения, допущенного заявителем, малозначительным.
В отзыве на апелляционную жалобу МУП "Коромысловское ЖКХ" просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
В судебном заседании представитель Управление Росприроднадзора по Ульяновской области поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель МУП "Коромысловское ЖКХ" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы и просил оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, МУП "Коромысловское ЖКХ" является водоснабжающей организацией, осуществляющей поставку воды для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан Коромысловского сельского поселения Кузоватовского района Ульяновской области. Для обеспечения деятельности предприятию на праве хозяйственного ведения передано муниципальное имущество - водопроводы, буровые скважины, водонапорные башни в с.Кузоватово, с.Баевка, с.Коромысловка, с.Бестужевка, с.Уваровка, с.Смышляевка по договору N 1 от 01.01.2015.
Управление Росприроднадзора по Ульяновской области провело проверку поступившей информации о безлицензионном водопользовании на территории Ульяновской области и выявило факт осуществления заявителем деятельности по добыче воды с нарушением требований законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, а именно: пользование недрами без лицензии.
По данному факту правонарушения 3.04.2019 в отношении МУП "Коромысловское ЖКХ" составлен протокол об административном правонарушении по ч.1 ст.7.3 КоАП РФ, на основании которого должностным лицом административного органа вынесено постановление от 10.04.2019 N 68 о привлечении предприятия к административной ответственности по ч.1 ст. 7.3 КоАП РФ в виде наложения на него административного штрафа в размере 400 000 руб.
Событием правонарушения указан факт эксплуатации МУП на протяжении II-IV квартала 2018 года 11 скважин с целью добычи подземных пресных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения населенных пунктов, расположенных на территории Кузоватовского района Ульяновской области (с.Кузоватово, с.Баевка, с.Коромысловка, с.Бестужевка, с.Уваровка, с.Смышляевка). При этом установлено, что МУП "Коромысловское ЖКХ" не обращалось с заявлением о получении лицензии в Управление Росприроднадзора по Ульяновской области по недропользованию и в министерство природы по Ульяновской области.
Не оспаривая факт и обстоятельства совершения административного правонарушения, МУП "Коромысловское ЖКХ" обратилось в суд с рассматриваемым заявлением, в котором просило применить к нему ст.2.9 КоАП РФ, поскольку находится в процессе оформления лицензий, связанном с большими финансовыми затратами, необходимыми для подготовки санитарно-эпидемиологических заключений на основании экспертиз по результатам лабораторных исследований и проектов зон санитарной охраны специализированными организациями; данные мероприятия носят продолжительный характер по времени; правонарушение допущено Росприроднадзора по Ульяновской области в силу недостаточности необходимых финансовых средств. Прекращение добычи воды из имеющихся артезианских скважин привело бы к прекращению водоснабжения населения муниципального образования Коромысловское сельское поселение, а необходимость уплаты штрафа приведет к неизбежному банкротству предприятия.
Управление Росприроднадзора по Ульяновской области против требований возражало, указав, что тяжелое материальное положение не является основанием для освобождения указанного юридического лица от административной ответственности; соблюдение экологических норм, в том числе законодательства о недрах, находится под особым государственным контролем; размер штрафа по ст.7.3 КоАП РФ свидетельствует о серьезности такого правонарушения как безлицензионное водопользование, в связи с чем довод заявителя о малозначительности совершенного правонарушения безоснователен.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Исходя из положений пункта 7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ установлено, что пользование недрами без лицензии на пользование недрами, за исключением случаев, предусмотренных статьей 7.5 настоящего Кодекса, влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей
Материалами дела подтверждается и Управлением Росприроднадзора по Ульяновской области установлено, что МУП "Коромысловское ЖКХ" осуществляло на территории МО "Коромысловское сельское поселение" Кузоватовского района Ульяновской области в период с 01.04.2018 по 31.12.2018 деятельность по добыче воды (эксплуатация 11 скважин с целью добычи подземных пресных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения населенных пунктов), не имея лицензии на пользование недрами, т.е. незаконно осуществляло добычу подземных вод.
Согласно статье 11 Закона от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
Таким образом, добыча подземных вод в отсутствие лицензии на пользование недрами, административным органом правильно квалифицирована по части 1 статьи 7.3 КоАП РФ; предприятием не оспаривается наличие события данного правонарушения, материалами дела также подтверждается вина общества в его совершении.
Срок давности привлечения к административной ответственности административным органом не нарушен, процессуальных нарушений судом не установлено.
Вместе с тем суд первой инстанции принял во внимание следующее.
Соблюдение конституционных принципов справедливости и соразмерности при назначении административного наказания законодательно обеспечено возможностью назначения одного из нескольких видов административного наказания, установленного санкцией соответствующей нормы закона за совершение административного правонарушения, наличием широкого диапазона между минимальным и максимальным пределами административного наказания и, кроме того, возможностью освобождения лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности в силу малозначительности (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 919-О-О).
Статьей 2.9 КоАП РФ предусмотрено право суда освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием при малозначительности совершенного административного правонарушения.
Пунктом 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ" разъяснено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Согласно пункту 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - постановление Пленума ВАС РФ N 10) при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В пункте 18.1 постановления Пленума ВАС РФ N 10 указано, что при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным Кодексом.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции посчитал, что квалификация действий МУП "Коромысловское ЖКХ" по ст. 7.3 КоАП РФ не препятствует его освобождению от административной ответственности ввиду малозначительности совершенного правонарушения.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 постановления Пленума ВАС РФ N 10 применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Законодателем предоставлено право суду самостоятельно в каждом конкретном случае определять признаки малозначительности правонарушения, исходя из общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях, конституционных принципов справедливости и соразмерности наказания, разумного баланса публичного и частного интересов, гуманности закона в правовом государстве.
Согласно статье 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений.
В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 09 апреля 2003 года N 116-0, суд с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины и других смягчающих обстоятельств, руководствуясь положениями статьи 2.9 КоАП РФ, вправе при малозначительности совершенного административного правонарушения освободить лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Материалами дела подтверждается, что МУП "Коромысловское ЖКХ" находится в тяжелом финансово-экономическом состоянии, имеет кредиторскую задолженность порядка 3 905 000 руб., наложен арест на счета и кассу предприятия.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции пришёл к выводу об обоснованности доводов заявителя о наличии затруднений при оформлении необходимых документов для получения лицензии.
При этом в дело представлены доказательства, что такая работа предприятием ведется: 21.06.2019 оформлена лицензия на скважину N 2214 с.Коромысловка; в стадии подготовки проект зон санитарной охраны скважины N 1831 с.Коромысловка; со специализированной организацией ООО "Финансово-проектная компания" заключен договор на разработку проектов зон санитарной охраны скважины N 2159 с.Смышляевка, в настоящий момент проект подготовлен и передан на согласование в Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области; из бюджета МО "Кузоватовский район" выделены средства в сумме 64,2 тыс.руб. на обеспечение мероприятий по разработке зон санитарной охраны МУП; с АО "Проектный институт "Мордовагропромпроект" заключен муниципальный контракт на выполнение проектных работ на реконструкцию водопровода с.Баевка, после реализации которого действующая скважина N 715 с.Баевка будет законсервирована.
Административным органом не доказано, что вменяемое МУП "Коромысловское ЖКХ" правонарушение само по себе причинило существенный вред публичным интересам или создало значительную угрозу охраняемым общественным отношениям: заявителем представлены суду доказательства принятия мер по организации и проведению производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических мероприятий - разработана соответствующая программа мер, проводятся мероприятия по ремонту и содержанию источников водоснабжения, их очистке, промывке и расчистке территории санитарных зон; ведется контроль качества воды (представлены соответствующие акты и протоколы испытаний).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что наложение штрафа даже в размере менее минимального предусмотренного санкцией данной статьи - 400 000 руб. - будет носить неоправданно карательный характер, может привести к приостановке деятельности и банкротству предприятия. Заявитель является единственным предприятием, оказывающим услуги населению Коромысловского сельского поселения по водоснабжению; прекращение добычи воды из артезианских скважин и прекращение вследствие этого водоснабжения населения привело бы к нарушению конституционных прав граждан, остановке хозяйственной деятельности организаций, создало бы угрозу жизнеобеспечения на территории муниципального образования.
Суд первой инстанции принял во внимание, что в материалы дела не представлено доказательств наличия каких-либо отягчающих обстоятельств.
Решением Новоспасского районного суда Ульяновской области от 13.02.2018 по делу N 2-1022/2018 МУП "Коромысловское ЖКХ" было обязано по требованию прокурора получить лицензию на право пользования недрами до 31.12.2018, и данный срок районным судом был продлен до 01.07.2019, предприятию предоставлена отсрочка.
Эффективность правоприменительной системы в правовом государстве основывается не на тяжести наказания, а на его неотвратимости.
Суд первой инстанции счёл, что возбуждением дела об административном правонарушении, рассмотрением административного материала достигнута предупредительная цель административного производства, установленная ст.3.1 КоАП РФ.
На основании изложенного заявленные требования суд первой инстанции удовлетворил, применив ст.2.9 КоАП РФ и отменив на этом основание оспариваемое постановление административного органа.
Возможность применения судами ст.2.9 КоАП РФ к правонарушениям, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ, поддержана также Верховным судом РФ в определении от 9.03.2017 N 306-АД16-18428.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии оснований для признания правонарушения, допущенного заявителем, малозначительным судом апелляционной инстанции отклоняются исходя из того, что судом первой инстанции в данном конкретном случае установлены исключительные обстоятельства, свидетельствующие о возможности применения к заявителю нормы ст.2.9 КоАП РФ, в связи с чем предприятие правомерно освобождено от административной ответственности ввиду малозначительности совершенного правонарушения. При этом суд первой инстанции обоснованно учёл отсутствие существенной угрозы охраняемым общественным отношениям в сфере недропользования, с учетом необходимости обеспечения питьевого водоснабжения населения, наличия у заявителя статуса муниципального предприятия, в функции которого входит питьевое водоснабжение населения, отсутствие собственных средств, необходимых для оформления лицензии, принятие им соответствующих мер по получению лицензии после получения соответствующих финансовых средств из бюджета муниципального образования "Кузоватовский район", предоставления ему отсрочки исполнения решения суда, обязывающего получить лицензию на недропользование, до 01.07.2019.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда в соответствии со статьёй 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного решение суда от 20 августа 2019 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного органа - без удовлетворения.
Согласно части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем не подлежит уплате госпошлина за подачу апелляционной жалобы на решения арбитражного суда данной категории.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 20 августа 2019 года по делу N А72-6341/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Филиппова |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-6341/2019
Истец: МУП "КОРОМЫСЛОВСКОЕ ЖКХ"
Ответчик: Управление Росприроднадзора по Ульяновской области, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ (РОСПРИРОДНАДЗОРА) ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ