г. Самара |
|
09 октября 2019 г. |
Дело N А72-18469/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 02 октября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 09 октября 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Сергеевой Н.В., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сурайкиной А.В.,
с участием:
от индивидуального предпринимателя Ханимова Радика Ароновича - лично (паспорт),
от Администрации города Ульяновска - представитель Клинк М.В.(доверенность от 07.05.2019),
от Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска - представитель не явился, извещено,
от Муниципального бюджетного учреждения "Дорремстрой" - представитель не явился, извещено,
от Ульяновского муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства "Ульяновскводоканал" - представитель не явился, извещено,
от Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области - представитель не явился, извещено,
от уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ульяновской области Толчиной Екатерины Алексеевны - представитель не явился, извещена,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 3, дело по апелляционной жалобе индивидуального предпринимателя Ханимова Радика Ароновича
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 18 июля 2019 года по делу N А72-18469/2017 (судья Лубянова О.А.),
по заявлению индивидуального предпринимателя Ханимова Радика Ароновича (ИНН 732500076803, ОГРНИП 304732510700161), г. Ульяновск,
к Администрации города Ульяновска, г. Ульяновск,
с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора,
Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска, Муниципального бюджетного учреждения "Дорремстрой",
Ульяновского муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства "Ульяновскводоканал",
Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ульяновской области Толчиной Екатерины Алексеевны,
об оспаривании постановлений и действий по осуществлению демонтажа нестационарного торгового объекта,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Ханимов Радик Аронович (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Администрации города Ульяновска (далее - ответчик), привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска, Муниципального бюджетного учреждения "Дорремстрой", Ульяновского муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства "Ульяновскводоканал", Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ульяновской области Толчиной Екатерины Алексеевны (далее - третьи лица), об оспаривании постановлений и действий по осуществлению демонтажа нестационарного торгового объекта.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 18 июля 2019 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, истец подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить. Принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить в полном объёме.
В обоснование доводов жалобы ссылается на неполное исследование судом обстоятельств дела, неправильное применение норм материального права.
В жалобе указывает на то, что отсутствие объекта в Схеме размещения НТО при наличии действующего договора аренды земельного участка не влечет возможность его демонтажа.
Администрация города Ульяновска апелляционную жалобу отклонила по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы своей апелляционной жалобы, просил приобщить к материалам дела фотографии, свидетельствующие о расположении соседних НТО с нарушениями.
С учетом положений абз. 1 ч. 2 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 26 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" в удовлетворении ходатайства ответчика о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств судом апелляционной инстанции отказано, поскольку заявитель жалобы не обосновал невозможность предоставления дополнительного доказательства в суд первой инстанции по уважительным, не зависящим от него причинам.
Представитель ответчика в судебном заседании с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание представители третьих лиц не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Ульяновской области рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, отзыва, выступлений представителей сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
Ханимов Р.А. 06.05.1996 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.
Постановлением Администрации города Ульяновска "О передаче Ханимову Р.А. в аренду земельного участка по ул. Пушкарева в Засвияжском районе г.Ульяновска" от 06.08.2014 N 3875 ИП Ханимову Р.А. передан в аренду земельный участок по ул. Пушкарева в Засвияжском районе г.Ульяновска площадью 56,25 кв.м с кадастровым номером 73:24:010101:103.
Постановлением Администрации города Ульяновска от 20.10.2015 N 5317 на основании заявления ИП Ханимова Р.А. внесены изменения в ранее изданное постановление от 06.08.2014 N 3875 "О передаче Ханимову Р.А. в аренду земельного участка по ул. Пушкарева в Засвияжском районе г.Ульяновска", которым изменена площадь предоставленного в аренду земельного участка с 56,25 кв.м на 70,56 кв.м и кадастровый номер на 73:24:010101:80.
26.10.2015 Комитет по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска (далее - Комитет), действующий от имени МО "город Ульяновск", заключил с ИП Ханимовым Р.А. договор аренды N 24-3-891 земельного участка из земель населенных пунктов площадью 70,56 кв.м. с кадастровым номером 73:24:010101:80, расположенного по адресу: ул.Пушкарева (остановка трамвая ул.Пушкарева) в Засвияжском районе г.Ульяновска. Срок действия договора с 06.08.2015 до 25.06.2024.
По акту приема-сдачи N 891 от 26.10.2015 Комитет передал ИП Ханимову Р.А. в аренду указанный выше земельный участок для размещения торгового павильона.
Указанный торговый павильон по данному адресу был приобретен предпринимателем у ИП Хакимовой Н.В., которая с 2002 года владела земельным участком по адресу: ул.Пушкарева (остановка трамвая ул.Пушкарева) в Засвияжском районе г.Ульяновска на праве аренды и соглашением от 21.01.2013 уступила ИП Ханимову Р.А. свои права и обязанности по договору аренды земельного участка от 17.04.2002 N 24-3-007284 с дополнительным соглашением от 30.12.2008 г.
Торговый павильон, расположенный на остановке трамвая "ул.Пушкарева" г.Ульяновск (в разных документах адрес указан по разному -то Московское шоссе, то ул.Пушкарева, объект расположен на Пушкаревском кольце на пересечении ул.Пушкарева и ул.Московское шоссе), был включен в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории МО "город Ульяновск", утвержденную постановлением администрации города Ульяновска от 29.04.2016 N 1463, под пунктом N 197 раздела "Засвияжский район".
18.08.2017 на заседании рабочей группы по принятию решений о внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "город Ульяновск" принято решение о внесении изменений в схему размещения НТО в части исключения пункта 197 раздела "Засвияжский район" в связи с тем, что данный объект расположен на сетях ливневой канализации и препятствует проведению сервисных и ремонтных работ (решение принято на основании обращения Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска).
О принятом решении письмом от 14.09.2017 N 960/03-41 Администрация уведомила предпринимателя.
15.09.2017 Администрацией города Ульяновска приняла постановление N 2082 "О внесении изменений в постановление администрации города Ульяновска от 29.04.2016 N 1463", согласно которому строка 197 раздела "Засвияжский район" признана утратившей силу.
02.10.2017 предпринимателю было направлено заказное письмо N 14718-01 о необходимости добровольного демонтажа нестационарного торгового объекта (том 4 л.д. 39-41).
16.10.2017 Администрацией города Ульяновска принято постановление "О демонтаже самовольно установленного объекта движимого имущества на территории муниципального образования "город Ульяновск" в соответствии с которым МБУ "Стройзаказчик" поручено демонтировать нестационарный объект, расположенный по адресу: Московское шоссе (остановка трамвая "ул.Пушкарева") г.Ульяновск, дата и время начала работ по демонтажу: 15.11.2017 в 09 час. 00 мин., определено место хранения демонтированного самовольно установленного объекта движимого имущества: ул.Маяковского, д.57, г.Ульяновск.
29.09.2017 в газете "Ульяновск сегодня" было опубликовано информационное сообщение о необходимости добровольного демонтажа нестационарного торгового объекта, принадлежащего ИП Ханимову Р.А.
15.11.2017 нестационарный торговый объект, собственником которого является ИП Ханимов Р.А., демонтирован, что подтверждается актом N 236.
Заявитель, полагая, что постановления Администрации противоречат закону и нарушают его права, обратился в суд с настоящим заявлением.
Как пояснил заявитель, торговый объект фактически размещен в указанном месте с 1996 года. Последний действующий договор аренды N 24-3-891 от 26.10.2015. С момента заключения договора аренды до настоящего времени изменения в договор аренды не вносились. Со стороны предпринимателя не допущено нарушения условий договора аренды земельного участка.
Заявитель также указал, что спорный объект не является самовольным, к данному объекту неприменимы Правила благоустройства, утвержденные постановлением Администрации г.Ульяновска N 1406 от 01.06.2017, поскольку объект размещен в 2002 году до утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов. Решение рабочей группы об исключении объекта из схемы НТО принято не уполномоченными на принятие решения лицами. Администрацией при принятии оспариваемых решений нарушен пп.5 п.2.17.1 Приказа Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области N6 от 22.01.2016.
Предприниматель не препятствовал проведению ремонтных и сервисных работ инженерных коммуникаций, уведомлений о необходимости проведения таких работ к нему от обслуживающих организаций ни разу не поступало.
Администрация г.Ульяновска требования не признала, указав, что отказ обусловлен несоответствием места размещения НТО заявителя требованиям подпункта 5 пункта 2.7.1 Приказа Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области от 22.01.2016 N 6 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления схем размещения нестационарных торговых объектов на территории Ульяновской области". Кроме того, Администрация не обязана включать все торговые объекты в схему размещения нестационарных торговых объектов.
Управление дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска не согласно с доводами заявителя, поскольку НТО размещен на остановке трамвая "Пушкаревское кольцо", непосредственно на сетях ливневой канализации, что является нарушением подпункта 8 пункта 14.8.6 Правил благоустройства территории муниципального образования "город Ульяновск", утверждённых постановлением администрации города Ульяновска от 01.06.2017 N 1406, и препятствует проведению сервисных и ремонтных работ на сетях ливневой канализации. ИП Ханимовым Р.А. не согласовывалось размещение НТО с Управлением дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска. Согласование было получено 17.07.2013 предпринимателем в рамках договора аренды земельного участка N 24-2-007284 от 17.04.2002, заключенного между ИП Хакимовой Н.В. и администрацией г.Ульяновска, от МУП "Ульяновскводоканал", которое не является правообладателем сетей ливневой канализации, расположенной под объектом НТО, т.е. ненадлежащим субъектом арендных прав согласовано размещение НТО с неуполномоченным на такое согласование лицом.
В рамках заключенного между ИП Ханимовым Р.А. и КУГИГ 26.10.2015 договора аренды N 24-3-891 согласование на размещение НТО на остановке трамвая "ул.Пушкарева" Управлением дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска также не выдавалось.
Кроме того, 18.05.2017 года Управлением заключен муниципальный контракт N 24 с ООО "Элитстрой" на проведение работ по ремонту проезжей части по Московскому шоссе (от Пушкаревского кольца до ул. Минаева с мостом, ливневкой в районе автосалона "Мотом"). Работы на указанном участке были приняты Управлением 25.09.2017. Гарантийные обязательства подрядчика по указанному муниципальному контракту составляет 4 года. В связи с чем Управлением ежегодно (в течении 4-х лет с даты принятия объемов выполненных работ в соответствии с КС-2, КС-3 ) проводятся мероприятия по контролю за качеством выполненных работ. В 2019 году участок дороги по ул. Московское шоссе был осмотрен 16.04.2019. В рамках выполнения муниципального контракта N 24 подрядчиками были проведены в том числе работы по замене люков и дождеприемных решеток на данном участке дороги.
Считает, что расположение НТО на остановке трамвая "ул. Пушкарева" при проведении работ в рамках гарантийных обязательств будет препятствовать проведению работ по ремонту автомобильной дороги и объектов дорожной инфраструктуры.
УМУП "Ульяновскводоканал" в пояснениях сообщило об отсутствии на балансе предприятия ливневой канализации в правобережной части города Ульяновска.
Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области по заявленным требованиям пояснило, что в ноябре 2016 между Администрацией и Департаментом государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области (правопредшественник Агентства), на основании Закона Ульяновской области от 03.07.2015 N 85-3 "О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и органами государственной власти Ульяновской области" заключен договор о передаче прав и обязанностей арендодателя по договору аренды N 24-3-891, заключенному Комитетом с ИП. До настоящего времени ни одна из сторон договора не выразила намерения о прекращении договора аренды, оплата арендной платы производится в срок, установленный договором.
При этом ответчиком в материалы дела представлено письмо Агентства от 8.05.2018 N 72-ИОГВ-1001/5586исх., согласно которому арендодателем в адрес ИП Ханимова Р.А. направлено соглашение о расторжение договора от 26.10.2015 N 24-3-891 (т.2 л.д.118).
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ульяновской области Толчина Е.А. представила суду заключение, в котором указано, что при принятии постановления администрации города Ульяновска от 16.10.2017 N 2264 "О демонтаже самовольно установленного объекта движимого имущества на территории муниципального образования "город Ульяновск"" Администрацией города неправильно определён статус спорного объекта Ханимова Р.А. и незаконно применены в качестве нормативного обоснования нормы Положения о демонтаже самовольно установленных объектов движимого имущества на территории муниципального образования "город Ульяновск", утверждённого постановлением администрации города Ульяновска от 31.03.2016 N 1044.
Принятие постановления "О демонтаже самовольно установленного объекта движимого имущества на территории муниципального образования "город Ульяновск" от 16.10.2017 N 2264, а также действия администрации города Ульяновска по демонтажу объекта Ханимова Р.А., размещённого в соответствии с действующим договором аренды земельного участка, совершены с превышением предоставленных полномочий и грубо нарушили требования статьи 619 Гражданского кодекса РФ.
В соответствии с действием закона во времени, к ИП Ханимову Р.А. не могут применяться требования, установленные после размещения объекта, до окончания срока действия договора. Доказательств препятствования ИП Ханимовым Р.А. обслуживанию и проведению ремонтных работ администрацией города Ульяновска не представлено, уведомления о необходимости проведения ремонтных работ ИП Ханимову Р.А. от обслуживающих организаций не поступали.
Заявитель, полагая, что постановления Администрации противоречат закону и нарушают его права, обратился в суд с настоящим заявлением.
Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых в удовлетворении заявления отказано.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из приведенных норм следует, что для признания действия (бездействия) незаконным необходима совокупность двух обстоятельств: несоответствие решения, действий (бездействия) закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Правовое регулирование использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута предусмотрено главой V.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
Размещение НТО осуществляется по правилам, предусмотренным специальными федеральными законами, которыми устанавливаются соответствующие юридические основания для размещения таких объектов на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии со статьей 39.36 Земельного кодекса РФ размещение нестационарных торговых объектов на землях и земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 г. N 381 -ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
В соответствии с Земельным Кодексом РФ (в действующей редакции) при размещение НТО земельно - правовые документы не оформляются.
Положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (пункт 10 части 1 статьи 14, пункт 18 части 1 статьи 15, статья 15.1, подпункт 15 части 1 статьи 16, глава 8) к полномочиям органов местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности относится создание условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли; утверждение схем размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
В соответствии с пунктом 4 статьи 10 Закона N 381 -ФЗ схемой должно предусматриваться размещение не менее чем шестьдесят процентов нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность, от общего количества нестационарных торговых объектов.
Согласно части 3 статьи 10 Закона N 381 -ФЗ схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
29.02.2016 Министерством сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области принят приказ N 19 "Об утверждении порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории Ульяновской области" (далее Приказ N 19).
В пункте 1.1 Приказа N 19 указано, что настоящий Порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории Ульяновской области регламентирует процедуру предоставления мест для размещения нестационарных торговых объектов, правила оформления договорных отношений, регулирующих размещение нестационарных торговых объектов, устанавливает требования к размещению (эксплуатации) нестационарных торговых объектов, к их внешнему облику и направлен на формирование единых требований к размещению нестационарных торговых объектов на территории Ульяновской области.
В пункте 2.2 Приказа N 19 указано, что размещение НТО на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, а также на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется в соответствии со схемой размещения НТО.
Право на размещение НТО предоставляется хозяйствующим субъектам на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, а также на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии со Схемой (п. 2.7 Приказа N 19).
Предоставление хозяйствующим субъектам права на размещение НТО осуществляется на основании Договора на размещение НТО либо договора аренды земельного участка, заключенного до 01.03.2015, срок действия которого не истек, либо действие которого возобновлено на неопределенный срок (п. 2.8 Приказ N 19).
22.01.2016 Министерством сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области принят приказ N 6 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления схем размещения нестационарных торговых объектов на территории Ульяновской области" (далее Приказ N6).
Согласно пункту 1.1 Приказа N 6 настоящий Порядок определяет процедуру разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области (далее - орган местного самоуправления) схем размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований Ульяновской области в целях реализации части 3 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", статей 39.33 и 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 3.2.2 приказа Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 25.12.2014 N 2733 "Об утверждении Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015 - 2016 годы и период до 2020 года", статьи 2 Закона Ульяновской области от 30.11.2011 N 208-ЗО "О некоторых вопросах регулирования торговой деятельности на территории Ульяновской области".
В пункте 2.2 Приказа N 6 указано, что включение НТО в Схему осуществляется органом местного самоуправления по заявлению хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, либо по собственной инициативе по согласованию с органом, осуществляющим полномочия собственника имущества (если земельные участки, на которых расположено место размещения НТО, находятся в государственной собственности), либо самостоятельно (если земельные участки, на которых расположено место размещения нестационарного торгового объекта, находятся в муниципальной собственности либо собственность на них не разграничена).
Внесение изменений в Схему НТО в силу пункта 2.16 Приказа N 6 осуществляется в следующих целях:
- обеспечение жителей товарами первой необходимости в пределах шаговой доступности;
- обеспечение устойчивого развития территорий в соответствии с градостроительным, земельным, санитарно-эпидемиологическим, экологическим, противопожарным законодательством и другими установленными требованиями;
- обеспечение беспрепятственного движения транспорта и пешеходов. Инициатором внесения изменений в Схему могут выступать юридические лица
независимо от организационно-правовой формы и форм собственности, индивидуальные предприниматели.
Порядок внесения изменений в Схему урегулирован пунктом 2.17 Приказа N 6. Подпунктом 5 пункта 2.17.1 Приказа N 6 установлено, что во включении НТО в схему отказывается в случаях, в том числе, нарушения установленных законодательством РФ противопожарных, санитарных, экологических, архитектурных норм, правил безопасности дорожного движения (на автодорогах, пешеходных тротуарах, магистральных улицах города, эспланадах, треугольниках видимости, на придорожной полосе и т.д.); размещения НТО на инженерных сетях или в их охранных зонах без согласования с их владельцами.
В силу п. 2.20 Приказа N 6 органы местного самоуправления вправе внести изменения в Схему в порядке, предусмотренном п. 2.17, исключив из нее место размещения НТО, по следующему основанию: размещение НТО с нарушением архитектурных, градостроительных, строительных и пожарных норм и правил, проектов планировки и благоустройства территории МО Ульяновской области.
Согласно п.14.8.7 Правил благоустройства территории муниципального образования "Город Ульяновск", утвержденных Постановлением администрации г.Ульяновска от 01.06.2017 N 1406, размещение нестационарных объектов не допускается:
- на инженерных сетях и коммуникациях и в их охранных зонах (в случае, если правовой режим соответствующих охранных зон предусматривает возможность размещения нестационарных объектов при наличии согласования с собственниками, владельцами соответствующих сетей и коммуникаций - без такого согласования);
- с созданием препятствий для свободного подъезда пожарного, медицинского транспорта, аварийно-спасательной техники или доступу к объектам инженерной инфраструктуры (включая объекты энергоснабжения и освещения, колодцы, краны, гидранты);
- с нарушением Правил дорожного движения Российской Федерации, с нарушением градостроительных норм и правил, с нарушением установленных законодательством обязательных требований.
Согласно п.2.4 указанных Правил размещение нестационарных объектов различного назначения запрещается на остановках общественного транспорта.
По смыслу приведенных норм, ими установлен запрет на включение нестационарного торгового объекта в схему в случае, если его размещение приведет к нарушению законодательства и нарушению прав и законных интересов других лиц.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что на территории МО "город Ульяновск" Схема размещения НТО утверждена постановлением Главы администрации г.Ульяновска от 29.04.2016 N 1463. В схему НТО был включен спорный объект - пункт 197 раздела "Засвияжский район".
Согласно выкопировке из плана города Ульяновска, спорный нестационарный торговый объект располагался в границах треугольника видимости и закрывал обзор пересечения трамвайных путей и проезжей части, тем самым создавал угрозу ДТП и нарушал требования п. 11.9 Свода правил СП42.13330.2011 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений".
Данное нарушение влияет на обеспечение безопасности дорожного движения и приводит к нарушению Федерального закона "О безопасности дорожного движения".
Одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности. Другими такими принципами являются приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении, а также соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения (статья 3 этого же федерального закона).
Исходя из абзаца второго статьи 5 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством установления полномочий и ответственности, в том числе, органов местного самоуправления.
В соответствии с п.6.2. "ГОСТ Р 54608-2011. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги торговли. Общие требования к объектам мелкорозничной торговли"(утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 08.12.2011 N 742-ст) не допускается размещение объектов мелкорозничной торговли в охранной зоне инженерных сетей, под железнодорожными путепроводами и автомобильными эстакадами, а также в 5 -метровой охранной зоне от входов (выходов) в подземные пешеходные переходы.
Из представленных в материалы дела договоров аренды земельного участка под торговым павильоном следует, что земельный участок под НТО расположен на остановке трамвая "ул.Пушкарева", на части участка площадью 43,56 кв.м (из 70,56 кв.м) обременен охранной зоной ливневой канализации.
В рамках заключенного между ИП Ханимовым Р.А. и КУГИГ 26.10.2015 договора аренды N 24-3-891 согласование на размещение НТО на остановке трамвая "ул.Пушкарева" Управлением дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска (ранее именовалось - Комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Ульяновска) не выдавалось. На штампе имеется роспись, но не указаны фамилия, имя, отчество и должность лица.
Доказательства, подтверждающие, что эта роспись поставлена Лимаровым В.В., в материалы дела не представлены.
Факт наличия трудовых отношений Лимарова В.В. с Комитетом дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Ульяновска не подтверждает факт согласования именно этим лицом.
Сам факт размещения торгового объекта в указанном месте с 1996 г в данном случае не является доказательством того, что согласование данного размещения было проведено без каких-либо нарушений, и в отсутствие необходимости (или финансирования) проведения работ по ремонту и обслуживанию инженерных сетей (ливневой канализации) проведению таких работ не препятствует.
Принимая во внимание изложенное, суд сделал правильный вывод о том, что Администрацией г.Ульяновска правомерно исключен из Схемы нестационарный торговый объект по адресу ул Пушкарева (остановка трамвая ул Пушкарева) в Засвияжском районе г.Ульяновска.
Принятие оспариваемых постановлений обусловлено несоответствием места размещения НТО заявителя требованиям действующего законодательства, что подтверждено материалами дела.
В данном случае Администрацией г.Ульяновска порядок принятия решения об исключении объекта из схемы НТО не нарушен.
Анализ положений статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что ранее размещенные нестационарные торговые объекты включаются в схему размещения нестационарных торговых объектов при условии их размещения в соответствии с действующим законодательством.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что размещение нестационарного торгового объекта с нарушениями действующего законодательства является основанием для отказа во включении в схему размещения нестационарных объектов.
Частью 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ не предусмотрена обязанность администрации включать все торговые объекты в схему размещения нестационарных торговых объектов. Аналогичный вывод изложен в постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа от 04.04.2018 N Ф06-25834/2017, от 10.04.2018 Ф06-30636/2018
Верховный Суд РФ в Определении от 24.01.2018 N 31-АПГ17-18 также указал, что указанная норма (часть 6 статьи 10 Закона N 381 -ФЗ) не распространяет свое действие на нестационарные торговые объекты, размещение которых произведено с нарушениями требований действующего законодательства.
В рассматриваемом случае доказательства размещения НТО заявителя в соответствии с действующим законодательством в деле отсутствуют.
Кроме того, из определения Конституционного Суда Российской Федерации N 225-О от 29.01.2015 следует, органы местного самоуправления не лишены возможности, действуя в пределах своих полномочий, решать вопросы размещения торговых объектов, принимая во внимание их нестационарный характер, в целях создания условия для наилучшего удовлетворения потребностей населения в получении необходимых товаров, работ и услуг по месту жительства.
Подаваемые субъектами предпринимательства заявления не являются безусловным основанием для включения мест в схему размещения нестационарных торговых объектов.
Следовательно, орган местного самоуправления, с учетом необходимости обеспечения соблюдения и поддержания санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, а также перечисленных целей, свободен в выборе мест (адресов), включаемых в схему размещения нестационарных торговых объектов, из всех возможных (допустимых) вариантов, а, субъекты предпринимательской деятельности не наделены правом требовать включения конкретных мест (адресов) в схему.
Отсутствие в схеме мест нахождения киосков, павильонов по адресу, указанному заявителем не является ограничением доступа на рынок торговли, поскольку не лишает предпринимателя права претендовать на размещение нестационарных торговых объектов в другом месте, которое входит в перечень, содержащийся в схеме.
С учетом изложенного Администрация г.Ульяновска правомерно в данном случае применила нормы Правил благоустройства, утвержденные постановлением Администрации г.Ульяновска от 01.96.2017 N 1406 и исключили из схемы НТО торговый павильон по адресу ул.Пушкарева (остановка трамвая ул.Пушкарева) в Засвияжском районе г.Ульяновска.
Довод Администрации г.Ульяновска о нарушении правил пожарной безопасности и ГОСТ Р 52766-2007 при размещении НТО правомерно отклонен судом.
По мнению Администрации НТО ИП Ханимова Р.А. было размещено на расстоянии менее 6 метров от строений имеющих окна и двери, что не соответствует требованиям Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и НПБ 103-95 "Торговые павильоны и киоски. Противопожарные требования" и менее 3 метров от проезжей части, что противоречит требованиям ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы благоустройства. Общие требования", с нарушением ст.3 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".
10.04.2018 стороны провели осмотр участка, расположенного по адресу: Московское шоссе (остановка трамвая "ул.Пушкарева"), г.Ульяновск, на котором располагался НТО. В ходе осмотра установлено, что расстояние от границ павильона до трамвайных путей по мнению предпринимателя составило 4,40 м, до подземного перехода 7 м.; по мнению представителей администрации до трамвайных путей - 3 метра, до подземного перехода -5,8 м., до проезжей части - 5,50 м. от одного угла и 5,20 м. от другого угла торгового павильона. Стороны пояснили, что разногласия по замерам вызваны невозможностью точного установления места расположения НТО после его демонтажа. Тем не менее данные замеры подтвердили ошибочность доводов Администрации о нарушении правил пожарной безопасности и ГОСТ Р 52766-2007 при размещении НТО заявителя.
Постановлением Администрации г. Ульяновска от 31.03.2016 N 1044 утверждено Положение о демонтаже самовольно установленных объектов движимого имущества на территории муниципального образования "город Ульяновск".
Согласно пункту 1.2 Положения о демонтаже самовольно установленных объектов движимого имущества на территории муниципального образования "город Ульяновск", самовольно установленными объектами движимого имущества для целей настоящего Положения признаются не являющиеся объектами капитального строительства сараи, металлические гаражи, контейнеры, ограждения, торговые павильоны, киоски, торговые автоматы, платежные терминалы, летние кафе, конструкции, механизмы, строительные материалы и иные объекты, не относящиеся к недвижимости в соответствии с федеральным законом, установленные в отсутствие у собственника самовольного объекта права на размещение такого объекта, в том числе оформленных в соответствии с законодательством Российской Федерации правоустанавливающих документов на земельный участок, договора, дающего право на размещение самовольного объекта и т.д., а также не демонтированные в установленный срок по окончании права пользования, в том числе в связи с прекращением действия договора на их размещение.
Учитывая, что спорный НТО был исключен из схемы, Администрацией г.Ульяновска в данном случае правомерно применен порядок демонтажа самовольно установленных объектов движимого имущества на территории муниципального образования "город Ульяновск, установленный Постановлением Администрации г. Ульяновска от 31.03.2016 N 1044.
Суд апелляционной инстанции, исходя из анализа материалов дела приходит к выводу о том, что порядок и установленные сроки принятия Администрацией решения о демонтаже не нарушены, демонтаж также осуществлен с соблюдением установленного порядка, с заблаговременным информированием предпринимателя, в присутствии арендатора указанного НТО - Рахимова, который, согласно акту N 236 от 15.11.2017, забрал свое оборудование; демонтированный павильон помещен на хранение и доказательств наличия нарушения своих прав - препятствий в его получении - заявителем суду не представлено.
Постановление Администрации г.Ульяновска "О демонтаже самовольно установленного объекта движимого имущества на территории муниципального образования "город Ульяновск" от 16.10.2017 N 2264 и действия по осуществлению демонтажа нестационарного торгового объекта, расположенного по адресу: Московское шоссе (остановка трамвая "ул.Пушкарева"), г.Ульяновск, являются законными.
Судом правомерно отклонен довод заявителя, приведенный также и в апелляционной жалобе о том, что решение рабочей группы об исключении объекта из схемы НТО принято неуполномоченными на принятие решения лицами, поскольку решение рабочей комиссии носит рекомендательный характер, окончательное решение принимает только Администрация г.Ульяновска, что ею и было сделано в данном случае.
Довод заявителя о превышении полномочий при издании оспариваемых постановлений со ссылкой на Закон Ульяновской области от 03.07.2015 N 85-ЗО подлежит отклонению, поскольку оспариваемые постановления были приняты Администрацией г.Ульяновска на основании Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", приказа N 19 от 29.02.2016 Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области "Об утверждении порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории Ульяновской области", приказ N 6 от 22.01.2016 Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области "Об утверждении Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления схем размещения нестационарных торговых объектов на территории Ульяновской области". В данном случае к спорным правоотношениям закон Ульяновской области 03.07.2015 N85-ЗО неприменим.
Суд верно указал, что в данном случае договор аренды земельного участка является действующим. Однако наличие действующего договора аренды не является основанием для признания незаконным постановлений об исключений из схемы НТО торгового объекта и о его демонтаже, поскольку торговый объект размещен с нарушением вышеуказанных требований законодательства. Нарушение влияет на обеспечение безопасности дорожного движения, приводит к нарушению Федерального закона "О безопасности дорожного движения", а так же ГОСТ Р 54608-2011. Наличие действующего договора аренды не может являться доказательством размещения НТО заявителя в соответствии с действующим законодательством.
При таких обстоятельствах и, с учетом приведенных правовых норм, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявления.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
По вопросу соблюдения срока для добровольного демонтажа администрацией города Ульяновска суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Администрацией города Ульяновска принято постановление от 16.10.2017 N 2264 "О демонтаже самовольно установленного объекта движимого имущества на территории муниципального образования "город Ульяновск", которыми предусмотрен демонтаж вышеуказанных самовольно установленных объектов.
Данное постановление принято в соответствии с постановлением администрации города Ульяновска от 31.03.2016 N 1044 "О демонтаже самовольно установленных объектов движимого имущества на территории муниципального образования "город Ульяновск".
В газете "Ульяновск сегодня" 29.09.2017 было опубликовано информационное сообщение о необходимости добровольного демонтажа объектов движимого имущества, принадлежащих ИП Ханимову.
Согласно пункту 2.3 постановления администрации города Ульяновска от 31.03.2016 N 1044 "О демонтаже самовольно установленных объектов движимого имущества на территории муниципального образования "город Ульяновск" срок для добровольного демонтажа составляет 10 рабочих дней.
До внесения изменений в постановление N 1044 (25.12.2017) срок добровольного демонтажа составлял 1 месяц.
Данным постановлением или иными нормами законодательства не предусмотрены иные сроки, не оговорено в какие сроки принимается постановление о демонтаже конкретного объекта: на следующий день по истечении срока, день в день или в иные сроки.
Постановлением ранее предусмотрено предоставление срока для добровольного демонтажа - 1 месяц.
В соответствии с пунктом 2.7 постановления администрации города Ульяновска от 31.03.2016 N 1044, постановление о демонтаже размещается на официальном сайте администрации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее, чем за пять дней до даты демонтажа, установленным постановлением.
Как следует из материалов дела, ответчиком все предусмотренные постановлением сроки соблюдены.
Информационное сообщение о необходимости добровольного демонтажа опубликовано в газете "Ульяновск сегодня" 29.09.2017.
Постановлением от 16.10.2017 N 2264 "О демонтаже самовольно установленного объекта движимого имущества на территории муниципального образования "город Ульяновск" срок демонтажа объекта, принадлежащего ИП Ханимову, назначен на 15.11.2017.
Таким образом, постановлением определена дата не ранее истечения срока для добровольного демонтажа, срок для добровольного демонтажа не нарушен.
Суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 18 июля 2019 года по делу N А72-18469/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.С.Драгоценнова |
Судьи |
Н.В.Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-18469/2017
Истец: Ханимов Радик Аронович
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА
Третье лицо: АГЕНТСТВО ГОСУДАРСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ, МБУ "Дорремстрой", МУП УЛЬЯНОВСКОЕ ВОДОПРОВОДНО-КАНАЛИЗАЦИОННОГО ХОЗЯЙСТВА "УЛЬЯНОВСКВОДОКАНАЛ", УМУП ВКХ "Ульяновскводоканал", УПРАВЛЕНИЕ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА И ТРАНСПОРТА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА
Хронология рассмотрения дела:
10.02.2020 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-57121/19
09.10.2019 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-15651/19
23.08.2019 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-14799/19
18.07.2019 Решение Арбитражного суда Ульяновской области N А72-18469/17
18.02.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-41455/18
10.09.2018 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-10835/18
05.06.2018 Решение Арбитражного суда Ульяновской области N А72-18469/17