г. Киров |
|
09 октября 2019 г. |
Дело N А28-3398/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 октября 2019 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Щелокаевой Т.А.,
судей Ившиной Г.Г., Кононова П.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кондаковой О.С.,
при участии в судебном заседании:
представителя истца - директора Бабурина И.В., Сажиной Е.В., действующей на основании доверенности от 25.02.2019,
представителя ответчика - Чернобровкиной О.Н, действующей на основании доверенности от 11.01.2019 N 12,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области
на решение Арбитражного суда Кировской области от 14.08.2019 по делу N А28-3398/2019, принятое судом в составе судьи Киселевой В.А.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Кирсинская управляющая компания" (ОГРН 1154303010146; ИНН 4303006432)
к Министерству энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области (ОГРН 1154350002641; ИНН 4345421582)
о взыскании субсидий,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Кирсинская управляющая компания" (далее - истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с исковым заявлением к Министерству энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области (далее - Министерство) с требованием восстановить нарушенное право истца на получение субсидий по возмещению части недополученных доходов в связи с пересмотром размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами за сентябрь - декабрь 2018 года.
В ходе рассмотрения дела истец в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), уточнил исковые требования, просил взыскать с ответчика 5 747 259 рублей убытков в размере невыплаченной субсидии за сентябрь - декабрь 2018 года.
В порядке статьи 47 АПК РФ по ходатайству истца судом произведена замена ненадлежащего ответчика на субъект Российской Федерации Кировская область в лице Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области (далее - ответчик, заявитель жалобы).
Предъявленные иск основан на нормах статей 15, 16, 309, 310, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Порядка предоставления субсидий на возмещение части недополученных доходов ресурсонабжающим, управляющим организациям и иным исполнителям коммунальных услуг в связи с пересмотром размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами, утвержденного постановлением Правительства Кировской области от 20.03.2012 N 144/146 (далее - Порядок предоставления субсидий, Порядок), и мотивирован тем, что в результате разницы между экономически обоснованным тарифом на тепловую энергию, отражающим реальные затраты Общества, и утвержденным тарифом для населения, истцом понесены экономические потери, которые ответчиком не были возмещены.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 14.08.2019 с Кировской области в лице Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области за счет казны в пользу ООО "Кирсинская управляющая компания" взыскано 5 747 259 рублей 00 копеек субсидий за период сентябрь - декабрь 2018 года, 6000 рублей 00 копеек расходов на уплату государственной пошлины.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска в полном объеме.
Заявитель указывает о нарушении истцом положений пункта 3.1 Порядка предоставления субсидий, которым установлен конечный срок предоставления документов для получения субсидий за текущий финансовый год - 10 ноября текущего финансового года, в то время как пакет документов был представлен истцом 18.12.2018. Кроме того, в силу пункта 3.1.6.10 Положения о министерстве энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области, утвержденного постановлением Правительства Кировской области от 21.11.2017 N 67-П, спорные денежные средства подлежат взысканию с Министерства, поскольку на субъект Кировская область обязанность на возмещение субсидий не возложена.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу мотивированно отклоняет доводы заявителя, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Считает, что установленный Порядком конечный срок предоставления документов не является пресекательным, в связи с чем право на получение субсидии подлежит судебной защите в пределах общего срока исковой давности. Взыскание межтарифной разницы с публично-правового образования соответствует разъяснениям, изложенным в Постановлении Пленума ВАС РФ от 06.12.2013 N 87.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 03.09.2019 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 05.09.2019 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 АПК РФ. На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
В судебном заседании апелляционной инстанции представители сторон поддержали свои доводы и возражения.
Законность и обоснованность судебного акта проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266 и 268 АПК РФ в рамках заявленных доводов.
Изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, оценивая представленные доказательства в их совокупности, анализируя позиции сторон настоящего спора, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ООО "Кирсинская управляющая компания" является теплоснабжающей организацией на территории Лесного городского поселения Верхнекамского района Кировской области, что подтверждается договорами доверительного управления имуществом от 28.08.2018, от 28.09.2018, от 28.10.2018, заключенными между МКУ Администрация лесного городского поселения Верхнекамского района Кировской области (учредитель управления) и ООО "Кирсинская управляющая компания" (доверительный управляющий) (л.д.26-45).
28.10.2018 ООО "Кирсинская управляющая компания" обратилась в Региональную службу по тарифам Кировской области за установлением тарифа.
Решением Правления Региональной службы по тарифам Кировской области от 13.11.2018 N 40/9-17-2019 утвержден тариф на тепловую энергию, поставляемую потребителям обществом с ограниченной ответственностью "Кирсинская управляющая компания"; с 13.11.2018 по 31.12.2018 тариф для населения составляет 3 332 рубля 20 копеек за 1 Гкал, в том числе НДС (л.д.14-16). Как следует из приложения N1, при установлении экономически обоснованной стоимости тепловой энергии регулятором принят базовый уровень операционных расходов на 2018 год.
Стандарты уровня платежа граждан за тепловую энергию, отпускаемую ООО "Кирсинская управляющая компания", на период с 13.11.2018 по 31.12.2018 утверждены Постановлением администрации Лесного городского поселения Верхнекамского района Кировской области от 03.12.2018 N 239 (л.д.20-21) в следующих размерах: в одноэтажных домах жилых домах - 60,976% от утвержденного тарифа; в двухэтажных жилых домах - 65,359% от утвержденного тарифа; в трехэтажных жилых дома- - 76,234% от утвержденного тарифа; в четырехэтажных жилых домах - 76,234% от утвержденного тарифа; в жилом доме N 38 по улице Ленина - 41,742% от утвержденного тарифа; в жилых домах с общедомовыми приборами учета (ИПУ) - 77,909 % от утвержденного тарифа.
Согласно пункту 3 указанного постановления данное постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 01.07.2018.
Постановлением Правительства Кировской области от 20.03.2012 N 144/146 был утвержден Порядок предоставления субсидий на возмещение части недополученных доходов ресурсоснабжающим, управляющим организациям и иным исполнителям коммунальных услуг в связи с пересмотром размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами.
Пунктом 2.3 Порядка предусмотрено, что субсидии предоставляются в пределах объемов финансовых средств, предусмотренных в областном бюджете на соответствующие цели в соответствующем финансовом году, при наличии нормативного правового акта органа местного самоуправления о пересмотре размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами на соответствующий финансовый год, расчета субсидии, а также соглашения с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области о предоставлении субсидий.
Согласно Положению о Министерстве энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области", утвержденного постановлением Правительства Кировской области от 15.11.2017 N 67-П, указанные функции переданы Министерству (пункт 3.1.6.10 Положения).
27.07.2018 между Министерством и истцом (Организация) подписано соглашение о предоставлении субсидий на возмещение части недополученных доходов ресурсоснабжающим, управляющим организациям и иным исполнителям коммунальных услуг в связи с пересмотром размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами N 320/в (с дополнительным соглашением от 21.12.2018 N 4, материалы электронного дела л.д.55).
В соответствии с пунктом 2.1.1 Соглашения Организация ежемесячно, в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным, в соответствии с Порядком представляет в Министерство расчет субсидии с нарастающим итогом по утвержденной Министерством форме.
Перечень предоставляемой документации изложен в пунктах 2.1.2, 2.1.3 Соглашения.
В случае внесения изменений или дополнений в ожидаемый расчет организация представляет в Министерство документы, дающие право на внесение данных изменений или дополнений, а также уточненный расчет субсидии на текущий год, до 10 числа каждого месяца. Конечный срок представления данных документов - 10 ноября текущего финансового года (пункт 2.1.6 соглашения).
Министерство ежемесячно в течение 10 рабочих дней после проверки расчета и при соблюдении Получателем условий и Порядка предоставления субсидии, перечисляет в соответствии с кассовым планом субсидию на расчетный счет Организации в пределах объемов финансовых средств, предусмотренных в областном бюджете на соответствующие цели в соответствующем финансовом году (пункт 3.8 Порядка и подпункт 2.2.2 Соглашения).
Как указывает истец, 18.12.2018 Общество представило Министерству необходимый перечень документов для получения субсидии по тепловой энергии, поставляемой гражданам, проживающим в поселке Лесной Верхнекамского района Кировской области в сентябре - декабре 2018 года.
Письмом от 17.01.2019 Министерство отказало Обществу в выплате субсидий ввиду нарушения конечного срока предоставления документов для формирования перечня за текущий финансовый год - 10 ноября текущего финансового года, указав, что документы, предоставленные по окончании установленного срока (18.12.2018), не принимаются; продление срока предоставления документов Порядком не предусмотрено (л.д.23).
Согласно расчету истца с учетом фактического объема ресурса, поставленного населению в сентябре-декабре 2018 года, вызванные межтарифной разницей экономические потери Общества составили 5 747 259 рублей 00 копеек.
Отказ Министерства в возмещении Обществу недополученного дохода в истребуемой сумме послужил основанием для обращения истца в арбитражный суд с иском о взыскании убытков в размере невыплаченной субсидии за сентябрь - декабрь 2018 года.
Удовлетворение судом первой инстанции исковых требований Общества послужило основанием для принесения апелляционной жалобы.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ответчика ввиду нижеследующего.
Статьей 1069 ГК РФ предусмотрено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Статья 1082 ГК РФ устанавливает способы возмещения вреда: возмещение вреда в натуре или возмещение причиненных убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Материалами дела подтверждается и ответчиком не оспаривается, что Общество в спорный период осуществляло деятельность по теплоснабжению Лесного городского поселения Верхнекамского района Кировской области.
В обоснование заявленного требования о взыскании убытков Общество указывает на возникновение межтарифной разницы между экономически обоснованным и установленным тарифом на тепловую энергию на сумму 5 747 259 рублей 00 копеек.
Следовательно, настоящий спор является спором о взыскании убытков, обусловленных избранным законодателем способом реализации льгот, предусматривающим последующую компенсацию организациям неполученной платы.
В пункте 1 статьи 424 ГК РФ предусмотрено, что в предусмотренных законом случаях исполнение договора оплачивается по ценам (тарифам, расценкам, ставкам и т.п.), устанавливаемым или регулируемым уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Согласно пункту 5 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) одним из общих принципов организации отношений в сфере теплоснабжения в Российской Федерации является соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Закона о теплоснабжении в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с принципом обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя.
В тоже время в силу частей 1 и 2 статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. Предельные индексы устанавливаются на основании индексов изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации.
В целях реализации статьи 157.1 ЖК РФ и в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Кировской области от 20.03.2012 N 144/146 утвержден Порядок предоставления субсидий на возмещение части недополученных доходов ресурсоснабжающим, управляющим организациям и иным исполнителям коммунальных услуг в связи с пересмотром размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами.
Согласно правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение. При этом данным публично-правовым образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей. Судам необходимо учитывать, что, если такие потери не были полностью или в части компенсированы, в том числе по причине того, что названная компенсация не предусмотрена или предусмотрена в недостаточном размере, для их взыскания в пользу ресурсоснабжающей организации за счет бюджета соответствующего публично-правового образования оспаривание акта об установлении тарифа не требуется.
По смыслу пункта 2 и 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей" (далее - Постановление N 87) при рассмотрении дел о взыскании ресурсоснабжающими организациями возмещения потерь, вызванных межтарифной разницей, судам следует учитывать, что в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец обязан представить расчет своих требований исходя из разницы между размером утвержденного экономически обоснованного тарифа и тарифом, установленным в размере ниже экономически обоснованного, а также доказанного им количества ресурса, поставленного потребителям по такому тарифу.
Как указано выше, тарифы на тепловую энергию для Общества были установлены Региональной службой по тарифам Кировской области.
Льготные тарифы на уровне ниже экономически обоснованного тарифа для населения установлены Постановлением администрации Лесного городского поселения Верхнекамского района Кировской области от 03.12.2018 N 239.
Объем фактически предоставленных Обществом коммунальных ресурсов подтвержден отчетами за спорный период (л.д.77-80), которые не были опровергнуты ответчиком.
Расчет убытков произведен истцом как разница между стоимостью коммунального ресурса по экономически обоснованному тарифу и стоимостью, установленной постановлением администрации Лесного городского поселения Верхнекамского района Кировской области от 03.12.2018 N 239.
Поскольку выпадающие доходы за период с сентября по декабрь 2018 года Обществу не компенсированы, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии убытков и необходимости их взыскания с Кировской области в лице Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области за счет казны в пользу ООО "Кирсинская управляющая компания".
Доказательства, которые бы позволили суду апелляционной инстанции прийти к иным выводам, в материалах дела отсутствуют.
Расчет убытков заявителем апелляционной жалобы не оспаривается.
Довод ответчика о нарушении истцом срока подачи документов отклонён апелляционным судом, поскольку только 03.12.2018 постановлением администрации Лесного городского поселения Верхнекамского района Кировской области N 239 был установлен льготный тариф, что исключает объективную возможность рассчитать и оформить в установленном порядке межтарифную разницу до указанной даты. Суд апелляционной инстанции поддерживает позицию суда о том, что истцом были приняты надлежащие меры к получению в установленном законом порядке субсидий в целях компенсации недополученных доходов.
Вопреки доводам заявителя жалобы, исковые требования о возмещении межтарифной разницы предъявлены истцом к надлежащему ответчику, поскольку тарифное решение в отношении общества принято Региональной службой по тарифам Кировской области, а согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 3 Постановления N 87, надлежащим ответчиком по иску о возмещении потерь, вызванных межтарифной разницей, является то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого принято соответствующее тарифное решение.
Таким образом, обязательство возникает непосредственно у публично-правового образования, а не у какого-либо органа или учреждения, и реализуется от имени такого образования тем лицом, которое имеет соответствующие полномочия на момент исполнения.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции находит обжалуемое решение суда законным и обоснованным, вынесенным с учетом обстоятельств дела и норм действующего законодательства и не усматривает правовых оснований для его отмены или изменения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель апелляционной жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины по делу, в связи с чем вопрос о распределении судебных расходов в виде государственной пошлины судом апелляционной инстанции не рассматривался.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 14.08.2019 по делу N А28-3398/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Т.А. Щелокаева |
Судьи |
Г.Г. Ившина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-3398/2019
Истец: ООО "Кирсинская управляющая компания"
Ответчик: Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области