г. Самара |
|
10 октября 2019 г. |
Дело N А65-7463/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 октября 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бажана П.В.,
судей Корнилова А.Б., Засыпкиной Т.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Рахматуллиной А.Н.,
с участием:
от заявителя - не явился, извещён,
от ответчика - Никоноров П.И., доверенность N 01-12/1807 от 26 июня 2019 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью ТЭК "АК Барс Трансфер" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 31 июля 2019 года по делу N А65-7463/2019 (судья Минапов А.Р.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью ТЭК "АК Барс Трансфер" (ОГРН 1081650017932, ИНН 1650184830), город Набережные Челны Республики Татарстан,
к Средне-Волжскому межрегиональному Управлению Государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ОГРН 1171690070650, ИНН 1660296910), город Казань Республики Татарстан,
об отмене постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью ТЭК "АК Барс Трансфер" (далее - заявитель, общество) обратилось в Вахитовский районный суд города Казани с заявлением к Средне-Волжскому межрегиональному Управлению Государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - управление, административный орган) об отмене постановления по делу об административном правонарушении N 004495 от 05 октября 2018 года, которым общество привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст. 11.33 КоАП РФ к штрафу в размере 300 000 руб.
Определением Вахитовского районного суда города Казани от 19.11.2018 г. заявление общества передано по подсудности в Набережночелнинский городской суд Республики Татарстан.
Решением Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 17.01.2019 г. постановление по делу об административном правонарушении N 004495 от 05.10.2018 г. оставлено без изменения.
Решением Верховного Суда Республики Татарстан от 13.02.2019 г. решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 17.01.2019 г. отменено, дело направлено по подведомственности в Арбитражный суд Республики Татарстан, который принял заявление общества к Управлению Ространснадзора об отмене постановления по делу об административном правонарушении N 004495 от 05.10.2018 г. к производству.
Решением суда от 31.07.2019 г. в удовлетворении заявления обществу отказано.
Общество, не согласившись с решением суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель управления в судебном заседании апелляционную жалобу отклонил, по основаниям, приведенным в отзыве, приобщенном к материалам дела, и просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
На основании ст. 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей общества, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав представителя управления, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу общества не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 24.08.2018 г. в 11 час. 25 мин. по адресу: г. Казань, ул. Привокзальная площадь, д. 1 при проведении государственного контроля по распоряжению N 212-р от 07.08.2018 г. было проверено транспортное средство марки Хундай, регистрационный знак Р 167 РР 116, и установлено, что водитель Коробкин Сергей Геннадьевич осуществлял перевозку по маршруту регулярных перевозок "Набережные Челны - Казань" без карты маршруту регулярных перевозок.
31.08.2018 г. в 11 час. 20 мин. по адресу: г. Казань, ул. Привокзальная площадь, д. 1 при проведении государственного контроля по распоряжению N 212-р от 07.08.2018 г. было проверено транспортное средство марки Хундай, регистрационный знак Р 157 РР 116, и установлено, что водитель Жуков Владимир Николаевич осуществлял перевозку по маршруту регулярных перевозок "Набережные Челны - Казань" без карты маршруту регулярных перевозок.
04.09.2018 г. в 10 час. 30 мин. по адресу: г. Казань, ул. Привокзальная площадь, д. 1 при проведении государственного контроля по распоряжению N 227-р от 03.09.2018 г. было проверено транспортное средство марки Хундай, регистрационный знак Р 167 РР 116, и установлено, что водитель Шалдымов Вячеслав Ильич осуществлял перевозку по маршруту регулярных перевозок "Набережные Челны - Казань" без карты маршрута регулярных перевозок.
11.09.2018 г. в 11 час. 30 мин. по адресу: г. Казань, ул. Привокзальная площадь, д. 1 при проведении государственного контроля по распоряжению N 227-р от 03.09.2018 г. было проверено транспортное средство марки Хундай, регистрационный знак Р 157 РР 116, и установлено, что водитель Борисов Владимир Васильевич осуществлял перевозку по маршруту регулярных перевозок "Набережные Челны - Казань" без карты маршруту регулярных перевозок.
14.09.2018 г. в 11 час. 40 мин. по адресу: г. Казань, ул. Привокзальная площадь, д. 1 при проведении государственного контроля по распоряжению N 227-р от 03.09.2018 г. было проверено транспортное средство марки Хундай, регистрационный знак Р 157 РР 116, и установлено, что водитель Борисов Владимир Васильевич осуществлял перевозку по маршруту регулярных перевозок "Набережные Челны - Казань" без карты маршруту регулярных перевозок.
Во всех случаях организатором перевозок являлся заявитель.
По данному факту управлением был составлен протокол об административном правонарушении N 002250 от 20.09.2018 г., на основании которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 004495 от 05.10.2018 г., которым общество привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст. 11.33 КоАП РФ к штрафу в размере 300 000 руб.
Не согласившись с постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что заявленные обществом требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 4 ст. 11.33 КоАП РФ за использование для осуществления регулярных перевозок пассажиров автобуса, трамвая или троллейбуса при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок в случае, если наличие такой карты является обязательным, предусмотрена административная ответственность в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере 300 000 руб.
Объективной стороной вмененного обществу правонарушения является использование для осуществления регулярных перевозок пассажиров автобуса при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок при обязательности ее наличия в силу Закона об организации регулярных перевозок об организации регулярных перевозок. Объективная сторона правонарушения подтверждена материалами дела.
В рассматриваемом случае факт осуществления заявителем регулярных пассажирских перевозок по маршруту "Казань - Набережные Челны" подтверждается сведениями, предоставленными транспортной Дирекции Чемпионата Мира по футболу 2018 г. Российской Федерации N КП-1/978 от 03.08.2018 г.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 388 от 22.05.2018 г. установлен перечень улиц, где запрещается посадка и высадка пассажиров при осуществлении заказных перевозок. В данный список включены улицы, прилегающие к железнодорожному вокзалу г. Казани, где осуществляется посадка и высадка пассажиров перевозчиком заявителем.
Приказом Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан N 47 от 26.01.2018 г. приостановлено действие свидетельства на регулярные перевозки по маршруту "Челны - Казань - Челны" за полное игнорирование требований к регулярным перевозкам, изложенным в конкурсной документации.
Решением АС Республики Татарстан от 15.08.2018 г. по делу N А65-14311/2018 приказ Министерства транспорта и дорожного хозяйства "О прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок на территории Республики Татарстан" признан правомерным.
Решением и предписанием Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по делу N 08-112/2018 от 02.10.2018 г. в действиях заявителя усматривается нарушения, выразившиеся в недобросовестной конкуренции с перевозчиками межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок, осуществляющих свою деятельность на основании проведенных конкурсных процедур.
Тем самым нарушается требование ст. 38 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", которым в целях создания условий для беспрепятственного осуществления регулярных перевозок допускается установление мест на территориях субъектов РФ отправление из которых одного и того же транспортного средства, используемого для перевозок пассажиров и багажа по заказу, более 3 раз в течение 1 месяца запрещается или должно согласовываться с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ.
Данное решение было обжаловано в АС Республики Татарстан и по делу N А65-39570/2018 решение и предписанием Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан оставлено без изменения.
Определением суда от 20.05.2019 г. производство по делу N А65-7463/2019 было приостановлено до вступления в законную силу решения суда по делу N А65-39570/2018.
Вступившим в законную силу решением суда от 08.04.2019 г. по делу N А65-39570/2018 установлено, что заявитель под видом заказных перевозок фактически организовал и осуществлял регулярные пассажирские перевозки автомобильным транспортом по маршрутам "Казань - Набережные Челны - Казань" поскольку данные перевозки осуществлялись по установленному расписанию перевозок, по установленному маршруту следования перевозок, по установленным пунктам отправки, из соответствующих остановочных пунктов.
За осуществление регулярных перевозок по маршруту "Челны - Казань - Челны" без карты маршрута в 2018 г. водители заявителя постановлениями Управления Ространснадзора 15 раз привлечены к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 11.33 КоАП РФ, и подвергнуты административному наказанию в виде штрафа в размере 5 000 руб. по каждому факту.
Частью 2 ст. 17 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.
Под картой маршрута регулярных перевозок понимается документ, содержащий сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту (п. 20 ст. 3 Закона).
Согласно ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" говорится, что карта муниципального маршрута регулярных перевозок, межмуниципального маршрута регулярных перевозок, смежного межрегионального маршрута регулярных перевозок выдается на каждое транспортное средство, используемое для регулярных перевозок по соответствующему маршруту. Количество таких карт должно соответствовать максимальному количеству транспортных средств, указанному в соответствующем реестре маршрутов регулярных перевозок в отношении этого маршрута.
Частью 1 ст. 35 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" к полномочиям органов государственного транспортного контроля РФ относится осуществление государственного контроля (надзора) в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта при организации регулярных перевозок, в том числе проведение проверок наличия у водителя транспортного средства, используемого для осуществления регулярных перевозок, карты маршрута регулярных перевозок и соответствия технических характеристик такого транспортного средства сведениям, указанным в карте маршрута регулярных перевозок.
Частью 3 ст. 35 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" предусмотрено, что водитель транспортного средства, используемого для осуществления регулярных перевозок, обязан иметь при себе и предоставлять для проверки должностным лицам органа государственного транспортного контроля карту маршрута регулярных перевозок.
Из анализа приведенных положений, карта маршрута регулярных перевозок является одним из основных документов, которая подтверждает право соответствующего хозяйствующего субъекта на осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по определенному маршруту регулярных перевозок.
За несоблюдение требований в области организации регулярных перевозок пассажиров, урегулированных Законом об организации регулярных перевозок, установлена административная ответственность.
В рассматриваемом случае факт нарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении N 002250 от 20.09.2018 г., актами плановых проверок, фотоматериалом, заказ - нарядами и иными материалами дела.
Доказательств того, что заявителем были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, в материалы дела не представлены.
Порядок привлечения заявителя к административной ответственности соблюден, размер штрафа соответствует санкции ч. 4 ст. 11.33 КоАП РФ, постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, обстоятельств для квалификации в качестве малозначительного совершенного заявителем административного правонарушения, суд не усматривает.
Судом также обоснованно учтено, что данное административное правонарушение совершено заявителем не впервые (в оспариваемом постановлении указано, что заявитель подвергался к административной ответственности постановлением от 27.04.2018 г. N 005592 по ч. 4 ст. 11.33 КоАП РФ).
Нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности судами первой и апелляционной инстанций не установлено.
Наказание в виде административного штрафа назначено обществу по правилам с. 4.1 КоАП РФ с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения, в пределах предусмотренных ст. 4.5 КоАП РФ сроков давности привлечения к административной ответственности.
Оснований для квалификации совершенного обществом административного правонарушения в качестве малозначительного в силу ст. 2.9 КоАП РФ не имеется, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства исключительности случая вмененного обществу административного правонарушения.
Частью 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ установлено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта РФ об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 настоящей статьи.
Частью 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
По сведениям Единого государственного реестра юридических лиц, заявитель относится к субъектам малого и среднего предпринимательства.
Рассматриваемое правонарушение является формальным, в связи с чем представляет угрозу охраняемым общественным отношениям независимо от наступления каких-либо негативных материальных последствий.
Соответственно, сам по себе факт отсутствия негативных материальных последствий, не является обстоятельством, свидетельствующим о наличии оснований для применения положений ст. 4.1.1 КоАП РФ и замены административного штрафа на предупреждение.
Помимо прочих условий, установленных ст. 4.1.1 КоАП РФ для возможности замены административного штрафа на предупреждение, основополагающим условием для применения указанной нормы КоАП РФ является то обстоятельство, что административное правонарушение совершено впервые, то есть преференция, предусмотренная ст. 4.1.1 КоАП РФ, является исключительной.
При этом при рассмотрении вопроса о возможности замены административного штрафа на предупреждение должны учитываться совершенные ранее иные административные правонарушения, в том числе не являющиеся однородными по отношению к рассматриваемому правонарушению (Обзор судебной практики ВС РФ N 4 (2018), утв. Президиумом ВС РФ 26.12.2018 г.).
В оспариваемом постановлении указано, что заявитель ранее уже привлекался к административной ответственности по ч. 4 ст. 11.33 КоАП РФ постановлением N 005592 по делу об административном правонарушении от 27.04.2018 г., что исключает возможность замены штрафа на предупреждение.
Аналогичная правовая позиция изложена по делам в определениях ВС РФ от 05.09.2018 г. N 303-АД18-5207, от 05.09.2018 г. N 302-АД18-6072, и в постановлении Одиннадцатого ААС от 20.06.2019 г. N А65-2047/2019.
Также суд правильно не нашел правовых оснований для снижения штрафа по правилам ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, поскольку заявителем таких доказательств не добыто и суду не представлено. Характер, повышенная опасность допущенного нарушения не свидетельствуют о возможности снижения размера штрафа ниже низшего предела.
Установление в законе значительного размера минимального штрафа свидетельствует о том, что законодателем рассматриваемое правонарушение отнесено к категории имеющих наиболее повышенную общественную опасность для охраняемых отношений.
В соответствии с п. 3 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи в порядке ст. 71 АПК РФ, суд пришел к правильному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 11.33 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 11.33 КоАП РФ, отклоняются апелляционным судом по следующим основаниям.
Объективной стороной вмененного обществу правонарушения является использование для осуществления регулярных перевозок пассажиров автобуса при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок при обязательности ее наличия в силу Закона об организации регулярных перевозок об организации регулярных перевозок. Объективная сторона правонарушения подтверждена материалами дела.
Судом правильно установлено, что 24.08.2018 г., 31.08.2018 г., 04.09.2018 г., 11.09.2018 г., 14.09.2018 г. по адресу: г. Казань, ул. Привокзальная площадь, д. 1 при проведении государственного контроля по распоряжениям N 212-р от 07.08.2018 г., N227-р от 03.09.2018 г. были проверены транспортные средства, принадлежащие заявителю, в результате чего было установлено, что водители осуществляли перевозку по маршруту регулярных перевозок "Набережные Челны - Казань" без карты маршрута регулярных перевозок, о чем составлен протокол об административном правонарушении N 002250 от 20.09.2018 г., на основании которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 004495 от 05.10.2018 г., которым общество привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст. 11.33 КоАП РФ к штрафу в размере 300 000 руб.
Кроме того, в рамках рассмотрения дела N А65-39570/2018, имеющему преюдициальное значение для рассмотрения настоящего спора, судами установлено, что ООО ТЭК "Ак Барс Трансфер" под видом заказных перевозок фактически организовывал и осуществлял регулярные пассажирские перевозки автомобильным транспортом по маршрутам "Казань - Набережные Челны - Казань", так как данные перевозки осуществлялись по установленному расписанию перевозок, по установленному маршруту следования перевозок; по установленным пунктам отправки; из соответствующих остановочных пунктов.
В рассматриваемом случае именно дата и время, маршрут и место подачи транспортного средства свидетельствуют о регулярности осуществления пассажирских перевозок, а не осуществления перевозок по заказу.
Однако, по факту ООО ТЭК "Ак Барс Трансфер" самостоятельно составляет списки пассажиров, забронировавших места для поездки по телефону либо через интернет.
Согласно расписанию, размещенному в мобильном приложении ООО "ТЭК Ак Барс Трансфер", представленному в жалобе ООО "Автовокзал Восточный" (вх. 8727/ж от 01.06.2018 г.), у пассажира существует возможность в любое удобное время круглосуточно забронировать место для поездки.
Вышеуказанная информация также свидетельствует о том, что общество осуществляет регулярные перевозки по маршруту "Казань - Набережные Челны - Казань", входящему в транспортную сеть Республики Татарстан.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи в порядке ст. 71 АПК РФ, руководствуясь положениями КоАП РФ, Закона об организации регулярных перевозок, суд пришел к правильному выводу о том, что карта маршрута является обязательным документом, подтверждающим законное право на осуществление перевозок по соответствующему маршруту, и только при ее наличии лицо имеет право использовать транспортное средство для осуществления регулярных перевозок пассажиров по определенному маршруту, в связи с чем правильно отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.
Вышеизложенное в совокупности и взаимосвязи свидетельствует о том, что суд сделал правильный вывод об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции, и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст. 270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 31 июля 2019 года по делу N А65-7463/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
П.В. Бажан |
Судьи |
А.Б. Корнилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-7463/2019
Истец: ООО ТЭК "АК Барс Трансфер", г.Набережные Челны
Ответчик: Средне-Волжское межрегиональное Управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта , г.Казань
Третье лицо: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара