г. Санкт-Петербург |
|
09 октября 2019 г. |
Дело N А56-138255/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 октября 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Полубехиной Н.С.
судей Желтянникова В.И., Тимухиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания: Самсоновой Е.В.
при участии:
от истца: Солодовник И.А. (доверенность от 08.11.2018)
от ответчика: не явился, извещено.
от 3-их лиц: 1)Савченко О.А. (доверенность от 11.12.2018),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-24770/2019) АО "Газпром газораспределение Ленинградская область" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.06.2019 по делу N А56-138255/2018 (судья Егорова Д.А.), принятое по иску АО "Газпром газораспределение Ленинградская область" к Администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области, Администрации МО "Свертоловское городское поселение " Ленинградской области; третьи лица: 1) Правительство Ленинградской области, 2) Комитет по архитектуре и градостроительству Ленинградской области, об обязании, взыскании,
установил:
акционерное общество "Газпром газораспределение Ленинградская область" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области (далее - Администрация) об обязании
-внести в генеральный план муниципального образования "Сертолово" Всеволожского района Ленинградской области линейного объекта - "Распределительный газопровод Черная речка - Садоводства, Всеволожский район, Ленинградская область 2 этап";
-внести в схему территориального планирования муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинфадской области линейного объекта "Распределительный газопровод Черная речка - Садоводства, Всеволожский район, Ленинфадская область 2 этап";
-обязать отнести объект газоснабжения "Распределительный газопровод Черная речка - Садоводства, Всеволожский район, Ленинфадская область 2 этап" к объектам местного значения и произвести перерасчет арендной платы с применением базовой ставки в размере 0,27 руб. за 1 кв.м, установленной Приказом Минэкономразвития России от 14.01.2011 N 9;
-взыскать с Администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области сумму неосновательно полученных денежных средств в размере 1 562 203 руб. 11 копеек;
-взыскать судебные расходы по уплате госпошлины в размере 34 622 рубля 03 копейки.
Распоряжением заместителя председателя Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.01.2019 в связи с назначением Васильевой Н.В. судьей Арбитражного суда Северо-Западного округа, дело N А56-138255/2018 передано в производство судьи Егоровой Д.А.
Определением от 06.02.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора привлечена Администрация МО "Сертоловское городское поселение" Ленинградской области.
Определением от 06.02.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора привлечено Правительство Ленинградской области, Администрация МО "Сертоловское городское поселение" Ленинградской области привлечена в качестве соответчика.
Определением от 14.05.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора привлечен Комитет по архитектуре и градостроительству Ленинградской области.
Решением от 28.07.2019 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой об его отмене, указав на неполное исследование судом обстоятельств дела, имеющих существенное значение для дела.
В судебном заседании представитель истца доводы жалобы поддержал, представитель третьего лица возражал против удовлетворения жалобы по основаниям, изложенным в отзыве. Остальные лица, извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку представителя не обеспечили. Апелляционный суд рассмотрел жалобу по правилам ст. 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом в решении и подтверждается материалами дела, между Администрацией муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области (далее - Администрация) и АО "Газпром газораспределение Ленинградская область" (далее - Общество) для строительства "Распределительного газопровода Черная речка - Садоводства, Всеволожский район, Ленинградская область 2 этап" был заключен договор аренды земельного участка N 5774/1.6-08 от 19.04.2016 (далее - договор).
Согласно пункту 1.1 договора Администрация предоставляет, а Общество принимает во временное владение и пользование за плату земельный участок с кадастровым номером 47:08:0000000:2700, расположенный по адресу: Ленинградская область, Всеволожский муниципальный район, Сертоловское городское поселение, площадью 6250 кв.м, категории - земли сельскохозяйственного назначения, для использования в целях строительства объекта "Распределительный газопровод Черная речка - Садоводства, Всеволожский район, Ленинградская область 2 этап" (далее - Объект).
Согласно приложению к договору арендная плата рассчитывалась с учётом базовой ставки арендной платы за земельный участок равной 4,77 руб. за 1 кв. м., установленной постановлением Правительства Ленинградской области от 28.12.2015 N 520, а также коэффициентов, в том числе коэффициента разрешенного использования земельного участка равного 30.
Договор действовал в период с 01.04.2016 по 31.12.2017, расторгнут по соглашению сторон.
Арендная плата в соответствии с условиями договора Обществом внесена в полном объеме в размере 1 565 156,25 руб.
В соответствии с пунктом 2.6 Порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Ленинградской области, установленного постановлением Правительстве Ленинградской области от 28.12.2015 N 520, размер арендной платы за земельные участки, предоставленные, в т.ч. для строительства объектов местного значения, перечисленных в пункте 1 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) принимается равным размеру арендной платы земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных 3 А56-138255/2018 подпунктом 2 статьи 49 данного Кодекса, и для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 49 ЗК РФ предусматривается строительство объектов газоснабжения федерального, регионального или местного значения. В связи с этим, в Администрацию было направлено письмо от 24.11.2017 N АФ60/8150, от 30.11.2017 N АФ-60/8310 о расторжении договора аренды земельного участка с учетом перерасчета арендной платы.
12.02.2018 Администрация в письме исх. N 292/1.015 (вх. от 01.03.2018 N 1102), отказывая Обществу в перерасчёте стоимости аренды по договору из расчёта базовой ставки земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в размере 0,27 руб. за 1 кв. м, установленной Приказом Минэкономразвития России от 14.01.2011 N 9, указала, что в рамках договора не осуществлялось строительство объекта местного значения. Данный объект не отражен ни в картах схем территориального планирования муниципального района, ни в генеральном плане поселения.
27.04.2018 Обществом в адрес Администрации была направлена досудебная претензия N -71/3230 о проведении перерасчета арендной платы.
Письмом от 18.05.2018 N 5438/10-13 Администрация также отказала Обществу в перерасчете арендной платы по договору аренды земельного участка N 5774/1.6-08 от 19.04.2016 с применением расчёта базовой ставки земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в размере 0,27 руб. за 1 кв. м, установленной Приказом Минэкономразвития России от 14.01.2011N 9, ссылаясь на отсутствие в Администрации сведений об отнесении указанного газопровода к объектом местного значения.
Обществом в адрес Администрации была направлена повторная досудебная претензия от 20.08.2018 N -71/6735 с требованием внести в схему территориального планирования муниципального образования Всеволожский муниципальный район Ленинградской области, в генеральный план МО "Сертолово" Всеволожского муниципального района Ленинградской области вышеуказанный линейный объект, отнести "Распределительный газопровод Черная речка - Садоводства, Всеволожский район, Ленинградская область 2 этап" к объектам местного значения и произвести перерасчёт арендной платы договора аренды земельного участка N 5774/1.6-08 от 19.04.2016 с применением базовой ставки в размере 0,27 руб. за 1 кв. м, установленной Приказом Минэкономразвития России от 14.01.2011 N 9.
В ответе на досудебную претензию от 27.092018 N 11399/1.015 Администрация указывает на отсутствие сведений об отнесении газопровода к объектам местного значения и о начале проведении работ по внесению изменений в генеральный план МО "Сертолово" Всеволожского муниципального района Ленинградской области.
Полагая, что применение ставки в размере 4.77 рублей за 1 кв.м, а также коэффициентов по договору, нарушает права и законные интересы Общества, а уклонение Администрации от исполнения обязанностей по внесению изменений о социально важном объекте газоснабжения в документы территориального планирования привело к взиманию повышенной арендной платы в рамках заключенного под строительство газопровода договора, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела и обсудив доводы жалобы, апелляционный суд признал жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Отказывая в иске суд указал, что правовые основания для обязания уполномоченного органа внести изменения в указанные документы территориального планирования отсутствуют в связи с несоблюдением истцом процедуры обращения с заявлением о внесении изменений в генеральный план и схему территориального планирования, отсутствием проекта изменений, содержащего заявленные истцом сведения, а также отсутствием факта незаконности действий (бездействия) или решений уполномоченного органа по вопросу внесения требуемых изменений в генеральный план.
Оснований для переоценки вывода суда у апелляционного суда не имеется. Доводы жалобы не опровергают выводов суда, выражаю несогласие с произведенной судом оценкой, что само по себе не является основанием для отмены судебного акта.
Несоблюдение истцом АО "Газпром газораспределение Ленинградская область" установленной законом процедуры внесения линейного объекта газораспределения в генеральный план поселения, является объективным основанием к отказу истцу в удовлетворении рассмотренных в рамках настоящего дела требований.
Наличие заключенного между АО "Ггвпром газораспределение Ленинградская область" и администрацией МО Сертолово соглашения о сотрудничестве, срок действия которого истек 31.12.2015, само по себе также не является основанием для освобождения истца от соблюдения установленной законом процедуры внесения изменений в генеральный план МО Сертолово. Кроме того, названное соглашение о сотрудничестве, предусматривало проектирование и строительство за счет своих средств двух линейных объектов: "Распределительный газопровод Черная Речка - Садоводства, Всеволожский район. Ленинградская область 2 этап" и "Газопровод-лупинг от ГРС "Сертолово" обшей протяженностью 10,8 км с учетом перспективных поставок объемов природного газа по указанным газопроводам жителям микрорайона "Черная речка", а также организациям и предприятиям, расположенным вблизи трассы газопроводов.
Не может являться основанием для освобождения истца от соблюдения установленной законом процедуры внесения изменений в генеральный план подача им в администрацию МО Сертолово обращения от 25.02.2014 N 6/60-909 "О включении объекта в генеральный план поселения" (л.д. 32 том 2) ответ на которое был дан администрацией МО Сертолово в письме от 03.03.2014 N 365/01-09 (л.д. 33 том 2), поскольку из содержания обращения следует, что истец к своему обращению необходимых для включения в генеральный план поселения документов не предоставлял. Иных обращений истца о включении линейного объекта в генеральный план МО Сертолово в администрацию МО Сертолово не поступало.
Также не основано на нормах закона требование истца об обязании отнести линейный объект газораспределения к объектам местного значения, поскольку принятие такого рода решений является исключительной компетенцией. в данном случае, органов местного самоуправления, и, кроме того, порядок принятия таких решений законодательно не регламентирован.
Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, как и внесение в него изменений, и особенности его согласования регламентированы ст.ст.24- 25 ГрК РФ.
Требования к описанию и отображению в документах территориального планирования объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, утверждены Приказом Минэкономразвития России от 09.01.2018 N 10 и разработаны в целях структурирования и унификации информации об объектах федерального значения, объектах регионального значения и объектов местного значения, необходимых для подготовки документов территориатьного планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Таким образом, возложение на органы местного самоуправления МО Сертолово обязанности по внесению изменений в генеральный план поселения в отношении спорного линейного объекта без соблюдения со стороны истца предшествующей нормативной процедуры, установленной законом, приведет к необоснованному вмешательству в компетенцию органов местного самоуправления.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения требований не имеется. Отсутствие в описательной части решения требований истца не повлияло на правильность решения. Поскольку требования об обязании отнести объект газоснабжения к объектам местного значения и взыскании с Администрации региона неосновательного обогащения являются производными от требования об обязании внести изменения в документы территориального планирования, оснований для их удовлетворения также не имеется, что отражено в резолютивной части решения и следует из мотивировочной части.
В апелляционной жалобе не приведены доводы, опровергающие выводы суда первой инстанции. Судом полно и всесторонне исследованы материалы и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение судебного акта, судом при разрешении спора не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.06.2019 по делу N А56-138255/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.С. Полубехина |
Судьи |
В.И. Желтянников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-138255/2018
Истец: АО "ГАЗПРОМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ВСЕВОЛОЖСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН" ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Администрацию МО "Свертоловское городское поселение " Ленинградской области, ПРАВИТЕЛЬСТВО ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, Комитет по архитектуре и градостроительству