г. Тула |
|
7 октября 2019 г. |
Дело N А54-1239/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30.09.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 07.10.2019.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Большакова Д.В., судей Мордасова Е.В. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Соловьевой К.С., при участии в судебном заседании от ответчика - индивидуального предпринимателя - главы крестьянского фермерского хозяйства Дзюменко Ирины Владимировны (ОГРНИП 314621436700015, ИНН 772805383963) - Шевцова В.Б. (доверенность от 16.03.2019), в отсутствие истца - министерства сельского хозяйства и продовольствия Рязанской области (г. Рязань, ОГРН 1026201267223, ИНН 6231005198), извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя - главы крестьянского фермерского хозяйства Дзюменко Ирины Владимировны на решение Арбитражного суда Рязанской области от 02.07.2019 по делу N А54-1239/2019 (судья Картошкина Е.А.),
УСТАНОВИЛ:
министерство сельского хозяйства и продовольствия Рязанской области (далее - министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю - главе крестьянского фермерского хозяйства Дзюменко Ирине Владимировне (далее - глава КФХ Дзюменко И.В., ответчик) о взыскании гранта, полученного в 2016 году на развитие семейных животноводческих ферм, в размере 7 619 000 руб.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 02.07.2019 исковые требования удовлетворены, с главы КФХ Дзюменко И.В. в доход бюджета Рязанской области взысканы денежные средства в размере 7 619 000 руб.
Не согласившись с решением суда, ответчик обратился в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Полагает, что у суда отсутствовали основания для удовлетворения иска, поскольку соглашение о предоставлении гранта на развитие семейных животноводческих ферм от 23.05.2016 до настоящего времени не расторгнуто. Считает, что пункт 2.3.4 данного соглашения предусматривает пресекательный трехмесячный срок для взыскания гранта в судебном порядке, который исчисляется со дня истечения срока, установленного в уведомлении о возврате гранта. Отмечает, что этот трехмесячный срок министерством пропущен. Поясняет, что не обращался к суду первой инстанции с заявлением о пропуске истцом срока исковой давности. Ссылается на отсутствие в деле проверочных материалов министерства, свидетельствующих о нарушении условий вышеназванного соглашения.
Министерство возражало против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Истец в судебное заседание представителя не направил, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив доводы апелляционной жалобы, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что решение суда не подлежит отмене в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, 23.05.2016 между министерством и главой КФХ Дзюменко И.В. (получатель) заключено соглашение о предоставлении гранта на развитие семейных животноводческих ферм, предметом которого является предоставление получателю гранта на развитие семейных животноводческих ферм в размере 7 619 000 руб. за счет средств областного бюджета и средств, источником финансового обеспечения которых является субсидия из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие семейных животноводческих ферм.
Согласно пункту 2.1 соглашения получатель обязуется использовать грант на цели, предусмотренные Порядком предоставления грантов на развитие семейных животноводческих ферм, утвержденным постановлением Правительства Рязанской области от 13.02.2013 N 28, и указанные в бизнес-плане и плане расходов; оплачивать не менее 40% стоимости каждого наименования приобретений, указанных в плане расходов, в том числе непосредственно за счет собственных средств не менее 10% от стоимости каждого наименования приобретений; создать не менее трех постоянных рабочих мест; постоянно проживать или переехать на постоянное место жительства в муниципальное образование по месту нахождения и регистрации хозяйства, которое является единственным местом его трудоустройства; осуществлять деятельность в течение не менее пяти лет после получения гранта; использовать имущество, закупаемое за счет гранта, исключительно на развитие и деятельность семейной животноводческой фермы; представить положительное заключение государственной экспертизы проектной документации (в случае использования гранта на строительство семейных животноводческих ферм, производственных объектов по переработке продукции животноводства); ежеквартально, до 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом представлять в министерство: отчет о расходах средств гранта на цели, предусмотренные порядком, по форме согласно приложению N 1 к соглашению, выписку из расчетного счета получателя о движении денежных средств по данному счету, заверенную кредитной организацией (в течение 24 месяцев с даты поступления денежных средств на расчетный счет получателя), копии платежных документов, подтверждающих оплату расходов по плану расходов, заверенные получателем (представляются по мере реализации плана расходов), копии документов, подтверждающих целевое использование гранта, заверенные получателем (представляются по мере целевого использования гранта), отчет о результатах деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства по форме согласно приложению N 2 к соглашению; предоставлять по требованию министерства необходимые пояснения к отчетности, иную информацию, необходимую для осуществления контроля за использованием гранта, исполнением принятых обязательств в соответствии с соглашением в течение 10 календарных дней с момента получения соответствующего требования; в случае нецелевого использования гранта или ненадлежащего выполнения взятых на себя обязательств в течение 30 дней со дня получения уведомления от министерства о необходимости возврата полученного гранта и единовременной помощи осуществить возврат средств на указанный в уведомлении расчетный счет.
Платежными поручениями от 10.06.2016 N 489400, от 10.06.2016 N 489662, от 17.08.2016 N 857382 истцом была перечислена ответчику сумма гранта в размере 7 619 000 руб.
Из отчетов главы КФХ о расходовании средств гранта на развитие семейных животноводческих ферм усматривается следующее.
За III квартал 2016 года с использованием средств гранта ответчик приобрел:
1. Строительные материалы на общую сумму 208 965 руб., из них средства гранта - 125 379 руб., а именно:
- квадратную трубу 40*20*1,5 общей стоимостью 1620 руб. согласно-выставленному счету от 23.08.2016 N 136 (платежное поручение от 24.08.2016 N 15);
- металлопрокат общей стоимостью 31 230 руб. по договору от 23.08.2016 N 44 согласно выставленному счету N 135 (платежное поручение от 23.08.2016 N 14);
- металлопрокат общей стоимостью 65 115 руб. по договору от 09.08.2016 N 42 согласно выставленному счету N 120 (платежное поручение от 10.08.2016 N 9);
- товарный бетон марки М200 общей стоимостью 78 000 руб. (включая транспортные услуги в размере 6000 руб., в отчете не отражены) по договору от 15.08.2016 N 34 согласно выставленному счету N 262 (платежное поручение от 17.08.2016 N 11);
- тес необрезной 25 мм общей стоимостью 12 000 руб. согласно выставленному счету N 26 (платежное поручение от 09.08.2016 N 7);
- пиломатериал обрезной, необрезной общей стоимостью 27 000 руб. по договору поставки от 08.07.2016 N 06 согласно выставленному счету N 22 (платежное поручение от 14.07.2016 N 7).
Указанные приобретения отсутствуют в представленном ответчиком плане расходов, предлагаемом к софинансированию за счет средств гранта, собственных и заемных средств.
2. Гуси племенные (Линдовской породы) общей стоимостью 170 000 руб., в том числе средства гранта - 102 000 руб.
План расходов предусматривал покупку племенных инкубационных яиц.
3. Кормозаготовительное оборудование общей стоимостью 822 534 руб. 20 коп., в том числе средства гранта - 493 520 руб. 50 коп., а именно: пресс-подборщик тюковый ГШТ-041 "Тикап" стоимостью 484 033 руб. 05 коп., комбайн кормоуборочный полуприцепной КСД-2,0 "Sterh" по договору купли-продажи от 28.06.2016 N 42 (платежное поручение от 08.07.2016 N 21).
Приобретение комбайна кормоуборочного и ППТ установка выгрузного устройства на общую сумму 338 501 руб. 15 коп. не соответствует представленному плану расходов.
4. Самоходное шасси с самопогрузчиком общей стоимостью 430 000 руб., в том числе средства гранта - 258 000 руб., а именно:
- шасси самоходное Агромаш 30СШ121Д по договору купли-продажи транспортного средства от 18.07.2016 N 11749/06-13 ВОЛ (платежное поручение от 03.08.2016 N 3);
- навесное погрузочное оборудование Самопогрузчик на ВТЗ-ЗОСШ по договору с покупателем от 05.07.2016 N 149 (платежное поручение от 03.08.2016 N 4).
Указанные приобретения отсутствуют в плане расходов.
5. Предоплата за инкубационное оборудование в сумме 1 174 740 руб., в том числе средства гранта - 704 844 руб.
6. Оборудование кормоцеха общей стоимостью 332 000 руб., в том числе средства гранта - 199 200 руб.
7. Оборудование для производства комбикормов общей стоимостью 501 000 руб., в том числе средства гранта - 300 600 руб.
8. Котел отопительный стоимостью 127 470 руб., в том числе средства гранта - 76 482 руб.
Указанное приобретение отсутствует в плане расходов. Кроме того, отсутствует договор на указанные в счете Котел КЧМ-5К и комплектующие системы отопления.
Таким образом, в III квартале 2016 года главой КФХ Дзюменко И.В. приобретено имущество на общую сумму 3 766 709 руб. 20 коп., в том числе средства гранта - 2 260 025 руб. 50 коп.
В IV квартале 2016 года средства гранта ответчиком были использованы ответчиком следующим образом:
1. Произведена реконструкция кровли ферм общей стоимостью 696 900 руб., из них средства гранта - 418 140 руб.
Указанные виды работ не являются реконструкцией фермы, не соответствуют плану расходов.
2. Произведена реконструкция крыши лаборатории общей стоимостью 360 000 руб., из них средства гранта - 216 000 руб.
Указанные работы не соответствуют плану расходов.
3. Произведен ремонт кровли инкубатория общей стоимостью 119 000 руб., из них средства гранта - 71 400 руб.
Указанные виды работ не являются реконструкцией фермы, не соответствуют плану расходов.
4. Произведена реконструкция здания инкубатория общей стоимостью 1 418 113 руб., из них средства гранта - 850 868 руб.
Указанные виды работ не являются реконструкцией здания инкубатория.
5. Установлены окна в инкубатории общей стоимостью 64 800 руб., из них средства гранта - 38 880 руб.
Указанные виды работ не являются реконструкцией здания инкубатория.
6. Приобретены строительные материалы на общую сумму 281 147 руб., из них средства гранта - 168 688 руб.
Приобретение указанных материалов не соответствуют плану расходов. Кроме того, отсутствуют соответствующий договор и указанные счета на оплату.
7. Установлены окна в здании лаборатории общей стоимостью 113 000 руб., из них средства гранта - 67 800 руб.
Указанные виды работ не соответствуют плану расходов.
8. Установлено оборудование для экструдирования кормов общей стоимостью 1 637 000 руб., из них средства гранта - 982 200 руб.
Таким образом, в IV квартале 2016 года главой КФХ Дзюменко И.В. приобретено имущество (выполнены работы) на общую сумму 4 689 960 руб., в том числе средства гранта - 2 813 976 руб.
За I квартал 2017 года с использованием средств гранта ответчиком приобретено:
1. Инкубационное оборудование общей стоимостью 401 616 руб., из них средства гранта - 240 969 руб. 60 коп.
2. Строительные материалы на общую сумму 270 122 руб., из них средства гранта - 162 073 руб.
3. Оборудование для инкубатория общей стоимостью 47 068 руб., из них средства гранта - 28 240 руб. 80 коп.
4. Оборудование для забоя птицы общей стоимостью 417 300 руб., из них средства гранта - 250 380 руб.
5. Реконструкция инкубаторского цеха на общую сумму 452 300 руб., из них средства гранта - 271 380 руб.
6. Реконструкция здания птичника на общую сумму 620 000 руб., из них средства-гранта - 372 000 руб.
Указанные виды работ не соответствуют плану расходов.
За II квартал 2017 года с использованием средств гранта ответчик приобрел:
1. Инкубационное оборудование общей стоимостью 12 511 руб., из них средства гранта - 7 506 руб.
Копии документов, подтверждающих оплату расходов, не представлены, за исключением товарных накладных от 20.06.2017 N 70 и N 100, квитанции к приходному кассовому ордеру N 77 на сумму 2475 руб.
2. Строительные материалы на общую сумму 32 316 руб. 50 коп., из них средства гранта - 19 389 руб. 90 коп. (платежные поручения от 30.05.2017 N 56, N 55).
Копии документов, подтверждающих целевое расходование средств, не представлены, за исключением товарных накладных от 01.04.2017 N 168, от 10.04.2017 N 183, от 11.04.2017 N 187.
3. Установка дверей на общую сумму 45 284 руб., из них средства гранта - 27 140 руб. по договору от 10.05.2017 N 51 согласно выставленному счету N 72 (платежные поручения от 12.05.2017 N 53, от 30.05.2017 N 54).
4. Племенной молодняк общей стоимостью 660 936 руб., из них средства гранта - 396 000 руб. по договору купли-продажи от 20.04.2017 (платежное поручение от 24.04.2017 N 43 на сумму 390 000 руб.), указанное приобретение отсутствует в плане расходов.
5. Оборудование для инкубатория на общую сумму 640 000 руб., из них средства гранта - 384 000 руб. (платежное поручения от 05.04.2017 N 39), счет на оплату и договор отсутствуют.
Таким образом, в II квартале 2017 года главой КФХ Дзюменко И.В. приобретено имущество на общую сумму 1 391 047 руб. 50 коп.
За III квартал 2017 года с использованием средств гранта ответчик произвел реконструкцию здания птичника общей стоимостью 930 000 руб., из них средства гранта - 558 000 руб. (платежное поручение от 28.07.2017 N 69). Указанные виды работ не соответствуют плану расходов.
Во II квартале 2018 года с использованием средств гранта ответчик приобрел племенной молодняк гусят и индюшат общей стоимостью 430 000 руб., из них средства гранта - 258 000 руб. по договору купли-продажи от 07.05.2018. Указанное приобретение не соответствует плану расходов.
Письмом от 16.04.2018 N ДФ/5-1768 министерство сообщило ответчику о необходимости предоставить письменное объяснение, а также документы, подтверждающие целевое использование средств гранта.
Письмом от 17.09.2018 N ДФ/5-4584 министерство уведомило ответчика о необходимости возврата полученных в 2016 году средств гранта в размере 7 619 000 руб. в связи с невыполнением взятых обязательств по соглашению от 23.05.2016.
Указанное требование оставлено ответчиком без ответа и удовлетворения, что послужило основанием для обращения министерства с иском в арбитражный суд.
Рассматривая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В силу пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам-производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Подпунктом 3 пункта 3 статьи 78 БК РФ предусмотрено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В соответствии с Порядком предоставления грантов на развитие семейных животноводческих ферм, утвержденным постановлением Правительства Рязанской области от 13.02.2013 N 28 (в ред. от 11.12.2015) "Об утверждении порядков предоставления субсидий на государственную поддержку в сфере агропромышленного комплекса Рязанской области" (далее - Порядок), размер гранта, предоставляемого семейной животноводческой ферме, определяется на основании плана расходов в целях, предусмотренных пунктом 1.5 данного Порядка, с учетом собственных средств семейной животноводческой фермы. Размер гранта определяется министерством сельского хозяйства и продовольствия Рязанской области (далее - министерство) на основании решения конкурсной комиссии о победителях конкурса.
Согласно пунктам 4.3-4.5 Порядка получатель гранта представляет в министерство: отчет о расходах средств гранта на цели, предусмотренные данным Порядком, по форме, утвержденной министерством (ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом); копии платежных документов, подтверждающих оплату расходов по плану расходов, заверенные получателем гранта (по мере реализации плана расходов); копии документов, подтверждающих целевое использование гранта, заверенные получателем гранта (по мере целевого использования гранта); отчет о достижении показателя результативности гранта по форме, утвержденной министерством (ежегодно до 20 января года, следующего за отчетным). Министерство осуществляет обязательную проверку соблюдения получателем гранта условий, целей и порядка предоставления грантов в соответствии с данным Порядком и в рамках внутреннего финансового контроля. Органы государственного финансового контроля осуществляют обязательную проверку соблюдения получателем гранта условий, целей и порядка предоставления грантов в рамках государственного финансового контроля. Получатель гранта несет ответственность за достоверность представляемой в министерство отчетности. Министерство в течение 15 рабочих дней со дня получения информации об установлении факта нарушения условий предоставления гранта направляет получателю гранта заказным почтовым отправлением письменное уведомление о необходимости возврата полученного гранта в течение 30 дней со дня получения такого уведомления на указанный в нем расчетный счет министерства. Министерство в течение 3 месяцев со дня истечения установленного для возврата срока принимает меры к взысканию гранта в судебном порядке.
Аналогичные положения содержатся в соглашении о предоставлении гранта на развитие семейных животноводческих ферм от 23.05.2016, заключенном между истцом и ответчиком.
В рассматриваемом случае факт предоставления ответчику гранта на развитие семейных животноводческих ферм в размере 7 619 000 руб. и ненадлежащее исполнение им обязательств по использованию гранта на цели, предусмотренные Порядком, а также указанные в бизнес-плане и плане расходов (пункт 2.1.1 соглашения), подтверждается материалами дела.
Доказательств возврата ответчиком гранта не представлено.
При таких обстоятельствах суд обоснованно удовлетворил исковые требования и взыскал с ответчика грант в заявленном размере.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на то, что соглашение о предоставлении гранта от 23.05.2016 не расторгнуто и является действующим, отклонятся судом апелляционной инстанции, поскольку в силу вышеприведенных норм права и условий соглашения данное обстоятельство не является правовым препятствием для возврата гранта в случае его нецелевого использования получателем или ненадлежащего выполнения последним взятых на себя обязательств.
Довод ответчика о пропуске истцом установленного пунктом 2.3.4 трехмесячного срока на взыскание в судебном порядке суммы гранта судебная коллегия считает безосновательным, так как данной срок не является сроком исковой давности и его пропуск не влечет отказ в удовлетворении заявленных требований.
Аргумент главы КФХ об отсутствии в деле проверочных материалов министерства, свидетельствующих о нарушении условий вышеназванного соглашения, апелляционный суд также не принимает, поскольку факт ненадлежащего исполнение получателем обязательств по использованию гранта на цели, предусмотренные Порядком, а также указанные в бизнес-плане и плане расходов, подтверждается достаточной совокупностью допустимых и достоверных доказательств и ответчиком не опровергнут.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для их переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется. Нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 02.07.2019 по делу N А54-1239/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Д.В. Большаков |
Судьи |
Е.В. Мордасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А54-1239/2019
Истец: министерство сельского хозяйства и продовольствия Рязанской области
Ответчик: ИП - глава КФХ Дзюменко И.В., ИП Глава КФХ Дзюменко Ирина Владимировна
Третье лицо: ИП Глава крестьянского фермерского хозяйства Дзюменко Ирина Владимировна, Представителю Дзюменко Ирины Владимировны -Шевцову В.Б.