г. Челябинск |
|
07 октября 2019 г. |
Дело N А34-7242/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 октября 2019 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Арямова А.А.
судей Бояршиновой Е.В., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПроектГрад" на решение Арбитражного суда Курганской области от 20.06.2019 по делу N А34-7242/2019.
Департамент архитектуры, строительства и земельных отношений Администрации города Кургана (далее - Департамент, заказчик) обратился в Арбитражный суд Курганской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "ПроектГрад" (далее - ООО "ПроектГрад", общество, исполнитель) о взыскании 52192 руб. 50 коп. по муниципальному контракту N 0143300006917000176-0664560-02 на разработку проекта Правил землепользования и застройки города Кургана от 04.05.2017, из которых: 24930 руб. 81 коп. - неустойка (пени), 27261 руб. 69 коп. - штраф (с учетом принятого определением суда от 28.05.2019 уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением Арбитражного суда Курганской области от 18.07.2018 исковое заявление Департамента принято к производству, дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии со статьёй 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Определением суда от 18.09.2018 осуществлен переход к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
В рамках дела N А34-11609/2018 ООО "ПроектГрад" 24.10.2018 подано исковое заявление к Департаменту о взыскании денежных средств по муниципальному контракту N 0143300006917000176-0664560-02 на разработку проекта Правил землепользования и застройки города Кургана от 04.05.2017 в размере 272616 руб. 86 коп.
Определением Арбитражного суда Курганской области от 15.01.2019 дела N А34-7242/2018 и N А34-11609/2018 объединены в одно производство для совместного рассмотрения, объединенному делу присвоен номер А34-7242/2018, исковое заявление общества рассмотрено как встреченное исковое заявление.
Решением Арбитражного суда Курганской области от 20.06.2019 (резолютивная часть решения объявлена 13.06.2019) первоначальные исковые требования удовлетворены частично, в пользу Департамента с ООО "ПроектГрад" взысканы неустойка (пени) в размере 8310,27 руб. и штраф в размере 6815,42 руб. В удовлетворении остальной части первоначального иска отказано. Также с общества в доход федерального бюджета взыскана госпошлина в размере 2000 руб. В удовлетворении встречных исковых требований общества отказано.
Не согласившись с принятым решением, ООО "ПроектГрад" обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В апелляционной жалобе ее податель просит решение суда первой инстанции отменить частично, в удовлетворении первоначального иска в части взыскания штрафа отказать, встречные исковые требования удовлетворить в полном объеме.
В обоснование жалобы указывает на отсутствие оснований для взыскания с общества штрафа по муниципальному контракту, так как одновременное начисление неустойки и штрафа является двойной ответственностью за одно нарушение, и неисполнение обязательств по контракту в целом вызвано поведением Департамента, необоснованно отказавшегося от приемки результатов первого этапа работ и не представившего обществу после устранения последним недостатков работ по этому этапу дополнительных замечаний, а также не отказавшегося от исполнения контракта в установленном порядке. В этой связи, как указывает податель жалобы, узнав о том, что второй этап работ выполнен Департаментом собственными силами, общество правомерно 10.08.2019 отказалось от исполнения работ и предъявило Департаменту к возмещению убытки, понесенные обществом в связи исполнением договорных обязательств по первому этапу работ. Полагает, что встречные исковые требования подлежали удовлетворению.
В судебное заседание представители сторон, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, не явились. Апелляционная жалоба рассмотрена без их участия по имеющимся документам.
В представленных письменных возражениях на апелляционную жалобу Департамент против удовлетворения жалобы возражает. Полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены либо изменения судебного акта.
Как следует из материалов дела, по итогам проведения закупочной процедуры 04.05.2017 между сторонами подписан муниципальный контракт N 0143300006917000176-0664560-02 на разработку проекта Правил землепользования и застройки города Кургана (т.1 л.д.11-21), в соответствии с пунктом 1 которого, исполнитель (общество) принимает на себя обязанность по выполнению работ по разработке проекта Правил землепользования и застройки города Кургана. В соответствии с пунктами 2-4 контракта, содержание и требования к работе, сроки предоставления документации по настоящему Контракту установлены в соответствии с техническим заданием (приложение 1). Заказчик обязуется принять и обеспечить оплату выполненной работы в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом. Контракт заключен по результатам открытого аукциона и является основанием для финансирования оплаты за выполненную работу. В соответствии с пунктом 6 контракта, обязательства заказчика по оплате работы исполнителя осуществляются за счет средств, предусмотренных в бюджете города Кургана на 2017 год. В соответствии с пунктом 7 контракта, цена Контракта установлена на основании протокола N 120/2-ЭА, 0143300006917000176 от 17.04.2017 и составляет 272616 руб. 86 коп., с учетом НДС. Цена Контракта включает фактическую стоимость затрат для выполнения работы, а также все налоги, сборы и другие обязательные платежи. Согласно пункту 8 контракта, его цена является твердой, при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом. Расчет по Контракту производится заказчиком за выполнение полного объема работ в соответствии с условиями Контракта по безналичному расчету в течение 30 рабочих дней с момента подписания акта сдачи - приемки выполненных работ (Приложение 2). Пунктом 9 контракта (порядок сдачи и приемки выполненной работы) предусмотрено, что срок начала работы - с момента подписания контракта, а срок окончания работы - в соответствии со сроками, установленными техническим заданием (Приложение 1), которое является неотъемлемой частью настоящего контракта. В соответствии с пунктом 10 контракта, прием и оценка выполненной работы определяется в соответствии с требованиями действующих законодательных и нормативно-технических документов и технического задания (Приложение 1). При завершении работы исполнитель предоставляет заказчику акт сдачи - приемки выполненной работы с приложением к нему комплекта документации, предусмотренной техническим заданием (Приложение 1). Заказчик обязуется провести приемку выполненных работ в течение 10 рабочих дней и подписать акт сдачи - приемки выполненных работ, а при обнаружении отступлений от условий контракта, ухудшающих результаты работ, или иные недостатки в работе, подготовить мотивированный отказ в приеме работы с указанием необходимых доработок и сроков их выполнения. Согласно пункту 11 контракта, работа считается выполненной исполнителем в полном объеме и надлежащим образом только после передачи полного пакета документов, указанного в техническом задании, после принятия решения Курганской городской Думой об утверждении проекта и после подписания акта сдачи-приемки выполненных работ. В соответствии с пунктом 12 контракта, заказчик вправе требовать от исполнителя надлежащего исполнения принятых им обязательств, а также своевременного устранения выявленных недостатков; требовать от исполнителя предоставления надлежаще оформленных документов, подтверждающих исполнение принятых им обязательств; контролировать ход выполнения работы, соблюдения сроков выполнения работы, предусмотренных настоящим Контрактом; при обнаружении недостатков требовать их устранения, требование подлежит обязательному выполнению исполнителем. Согласно пункту 13 контракта, заказчик обязался своевременно сообщать в письменной форме исполнителю о недостатках, обнаруженных в ходе выполнения работы; своевременно принять и оплатить надлежащим образом выполненные работы в соответствии с настоящим Контрактом; предоставить исполнителю в полном объеме достоверную исходную информацию. Пунктом 14 контракта предусмотрено, что в соответствии с условиями контракта исполнитель вправе запрашивать у заказчика разъяснения и уточнения в рамках настоящего контракта, требовать своевременной оплаты принятой заказчиком работы. В силу пункта 15 контракта исполнитель обязался выполнять работу в соответствии с техническим заданием (Приложение 1); согласовать с заказчиком результаты выполненной работы; передать заказчику выполненную работу по контракту в объеме, определенном в техническом задании (Приложение 1); завершить работу в сроки, предусмотренные настоящим контрактом; принимать непосредственное участие при проведении публичных слушаний по проекту Правил землепользования и застройки города Кургана, с презентацией проекта; осуществлять доработку проекта по замечаниям; соблюдать конфиденциальность информации, собранной и полученной в результате выполнения работы; предоставить акт сдачи-приемки выполненной работы и счет на оплату за выполненные работы; передать выполненные работы по акту сдачи-приемки. Пунктами 41, 42 и 43 Контракта установлено, что контракт вступает в силу с момента подписания его сторонами и действует до 31 декабря 2017 года, любые изменения и дополнения оформляются в письменном виде путем подписания сторонами дополнительного соглашения к контракту и являются неотъемлемой частью контракта, изменение существенных условий Контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменений по соглашению сторон в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Согласно пункту 47 контракта, окончание срока действия контракта, в том числе, его расторжение по инициативе одной из сторон, не освобождает стороны от ответственности за нарушение контракта.
Ответственность исполнителя и заказчика предусмотрены разделом 5 контракта.
Пунктом 17 контракта установлено, что в случае просрочки исполнения исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет исполнителю требование об уплате неустойки (штрафов, пеней).
Пунктом 18 контракта предусмотрена, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения исполнителем обязательства, предусмотренного Контрактом (в том числе гарантийного), начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается в размере не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены Контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных Контрактом и фактически исполненных исполнителем, и определяется по формуле:
П= (Ц-В)*С, где:
Ц - цена контракта;
В - стоимость фактически исполненного в установленный срок Исполнителем обязательства по контракту, определяемая на основании документа о приемке товаров; С - размер ставки.
Размер ставки определяется по формуле: С=Сцб х ДП, где:
Сцб - размер ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени, определяемый с учетом коэффициента К;
ДП - количество дней просрочки.
Коэффициент К определяется по формуле: К=ДП/ДКх 100%, где:
ДП - количество дней просрочки;
ДК - срок исполнения обязательства по контракту (количество дней).
При К, равном 0 - 50 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,01 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
При К, равном 50 - 100 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,02 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
При К, равном 100 процентам и более, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,03 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Заказчиком обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства. При этом размер пени устанавливается в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы (пункт 21 контракта).
В соответствии с пунктом 19 контракта, за неисполнение или ненадлежащее исполнение исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения исполнителем обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, исполнитель выплачивает заказчику штраф в размере 10% от цены контракта в размере 27261 руб. 69 коп.
В случае ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств исполнитель вправе взыскать с заказчика штраф в размере 2,5% цены Контракта в размере 6815 руб. 42 коп. (пункт 22 контракта).
В пункте 8 Технического задания (приложение N 1 к контракту) указаны основные этапы и сроки разработки проекта, в частности:
- Этап 1:
1. Выполнение исследований, обосновывающих предлагаемые градостроительные решения на основе анализа современного использования территории, возможных направлений ее развития и прогнозируемых ограничений. Создание условий для повышения инвестиционной привлекательности территории муниципального образования. Создание условий для планировки территории муниципального образования.
2. Разработка часть I "Порядок применения Правил землепользования и застройки и внесения в них изменений" в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ.
3. Разработка части II в составе: - Карта градостроительного зонирования; - Карта границ зон с особыми условиями использования территорий; - Карта границ территорий объектов культурного наследия, границ территорий исторических поселений регионального значения.
4. Разработка части III "Градостроительные регламенты" в соответствие с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного Приказом Минэкономразвития от 01.09.2014 г. N 540 (в действующей редакции), с указанием: - видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; - предельных (минимальных и (или) максимальных) размеров земельных участков в пределах территориальной зоны и предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства; - ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемых в соответствии с законодательством РФ.
5. Подготовка и представление Заказчику проекта Правил землепользования и застройки города Кургана. Срок выполнения I этапа работ Исполнителем 4 месяцев с момента заключения контракта. На проверку материалы части I и III предоставляются на бумажном носителе; часть II в электронном виде (формат векторных данных mif, mid с указанием в атрибутах наименования зон и ограничений, либо другие совместимые с ГисИнГео).
По итогам выполнения этапа проводится рассмотрение проекта на заседании комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки города Кургана с участием Исполнителя.
- Этап 2.
Подготовка материалов проекта к проведению публичных слушаний. Срок выполнения II этапа работ Исполнителем 3 месяца с момента приемки I этапа работ.
- Этап 3.
1. Корректировка материалов по замечаниям, высказанным на публичных слушаниях.
2. Подготовка материалов проекта для рассмотрения Курганской городской Думой. Срок выполнения III этапа работ Исполнителем в течение 10 рабочих дней со дня проведения публичных слушаний.
Пунктом 7 Технического задания определена цель работы по разработке проекта Правил землепользования и застройки города Кургана:
1) создание условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия;
2) создания условий для планировки территорий муниципальных образований;
3) обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства;
4) создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В соответствии с пунктом 9 Технического задания, после утверждения проекта Правил землепользования и застройки города Кургана, проект с обосновывающими материалами (в полном объеме) должны быть переданы в Департамент архитектуры, строительства и земельных отношений Администрации города Кургана. Формат презентации в Power Point. Предоставление проекта Правил землепользования и застройки города Кургана в электронном формате и на бумажной основе в цветном изображении в 3-х экземплярах. Электронная версия графических материалов проекта (на не перезаписываемом носителе) в 2 экземплярах - заказчику и в 2 экземплярах - для занесения в базу ИСОГД.
Письмами от 11.09.2017 и от 19.10.2017 заказчик в связи с непредставлением обществом Правил в установленный контрактом срок, просил ускорить исполнение I этапа работ и предоставить в Департамент проект Правил для рассмотрения (т.1 л.д.22, 23). Ответа на указанные письма Департаменту не поступил.
04.12.2017 ООО "ПроектГрад" в адрес заказчика направлены материалы Проекта в 1 экземпляре с актом сдачи-приемки выполненных работ на сумму стоимости контракта 272616 руб. 86 коп. (т.1 л.д.64-68).
Письмом от 18.12.2017 Департаментом в адрес исполнителя направлено письмо с подробным указанием замечаний по проекту Правил, направленных исполнителем 04.12.2017. В письме заказчиком указан срок для устранения замечаний исполнителем - до 29.12.2017 (т.1 л.д.68-71).
29.12.2017 ООО "ПроектГрад" направлено в адрес Департамента письмо, которым ООО "ПроектГрад" извещает, что во исполнение договорных обязательств им направлены в адрес Департамента материалы Проекта с учетом замечаний (т.1 л.д.72).
16.01.2018 Департамент направил в адрес общества письмо о том, что поступивший в Департамент 06.01.2018 проект Правил землепользования и застройки города Кургана (диск, содержащий файлы, направленные обществом заказчику 06.01.2018 - т.2 л.д.50) не соответствует требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации, а направленные ранее заказчиком замечания, не устранены, результаты выполненных работ не удовлетворяют требованиям технического задания, поэтому не могут считаться надлежаще исполненными, влекущими право требования исполнения обязательства по оплате заказчиком работ. Кроме того, заказчиком указано, что в соответствии с условиями муниципального контракта, контракт заключен сроком до 31.12.2017, срок действия контракта истек, обязательства обществом не исполнены, в связи с чем обществу необходимо оплатить пени за просрочку исполнения обязательств и штрафа за неисполнение обязательств (т.1 л.д.35-36, 39-40).
Претензионным письмом от 31.01.2018 общество уведомило заказчика о приостановлении работ по контракту и просило принять выполненные по I этапу работы (т.1 л.д.74-75).
Как указывает Департамент, в связи с невыполнением обществом работ по контракту, работы по проекту Правил землепользования и застройки города Кургана выполнены Департаментом самостоятельно.
Претензией от 10.08.2018 общество известило Департамент о том, что в связи с размещением на официальном сайте в сети Интернет 03.08.2018 информации о проведении публичных слушаний по Проекту землепользования и застройки, оно отказывается от исполнения контракта, а также потребовало оплатить выполненные работы, представив одновременно акт оказанных услуг, акт сдачи-приемки выполненных работ и счет на оплату 272616,86 руб. (т.2 л.д.35-39).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Департаментом в суд с иском о взыскании с общества пени за нарушение сроков выполнения работ в сумме 24930,81 руб. (пени рассчитаны за период с 05.09.2017 по 31.12.2017) и штрафа за нарушение условий контракта, в соответствии с пунктом 19 контракта, в размере 27261,69 руб., а также для обращения обществом в суд со встречным иском о взыскании с Департамента стоимости выполненных по контракту работ в сумме 272616,86 руб.
Рассмотрев спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности первоначальных исковых требований в части взыскания пени в размере 8310,27 руб. и штрафа в размере 6815,42 руб. и о несостоятельности встречных исковых требований.
Оценивая представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции полагает необходимым руководствоваться следующим.
В силу статей 309, 310, 314 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны выполняться надлежащим образом и в установленный срок. Односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
Из материалов дела следует, что спорные правоотношения сложились между сторонами в связи с исполнением подписанного ими контракта N 0143300006917000176-0664560-02 на разработку проекта Правил землепользования и застройки города Кургана, содержащего все необходимые условия, предусмотренные для договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ.
Указанные правоотношения сторон регулируются положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), а также параграфами 4 и 5 главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 6 Закона N 44-ФЗ, контрактная система в сфере закупок основывается в том числе на принципах профессионализма заказчиков, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Статьей 763 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (пункт 1). По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (пункт 2).
Согласно статье 758 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.
В силу статьи 760 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик обязан: выполнять работы в соответствии с заданием и иными исходными данными на проектирование и договором; согласовывать готовую техническую документацию с заказчиком, а при необходимости вместе с заказчиком - с компетентными государственными органами и органами местного самоуправления; передать заказчику готовую техническую документацию и результаты изыскательских работ.
Пунктом 1 статьи 762 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан, если иное не предусмотрено договором: уплатить подрядчику установленную цену полностью после завершения всех работ или уплачивать ее частями после завершения отдельных этапов работ.
Согласно статьи 708 Гражданского кодекса Российской Федерации, в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Подрядчик несет ответственность за нарушение как начального, так и конечного и промежуточных сроков выполнения работ, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или предусмотрено договором.
В настоящем случае контрактом установлен срок выполнения I этапа работ исполнителем (подготовка и представление заказчику Правил землепользования и застройки города Кургана) - 4 месяца с момента заключения контракта. Так как контракт заключен 04.05.2017, срок выполнения указанного этапа работ - 04.09.2017 (4 месяца с даты заключения контракта).
Перепиской сторон подтверждается, и не оспаривается сторонами, что в указанный срок и в период действия контракта в целом (до 31.12.2017) работы по I этапу исполнителем не выполнены.
При сроке выполнения работ по первому этапу - до 04.09.2017 общество только 04.12.2017 в адрес Департамента направило материалы проекта, которые не были приняты заказчиком ввиду наличия обоснованных замечаний к качеству работ с требованием их устранения в срок до 29.12.2017. Замечания заказчика в указанный срок не устранены.
Факт нарушения срока выполнения работ обществом по существу не оспаривается. Однако, как указывает ООО "ПроектГрад", неисполнение контракта в целом явилось следствием вины заказчика, необоснованно отказавшегося от приемки результатов первого этапа работ и не представившего обществу после устранения последним недостатков работ по этому этапу (06.01.2018) дополнительных замечаний, а также не отказавшегося от исполнения контракта в установленном порядке.
Как установлено судом первой инстанции, фактически 29.12.2017 обществом в адрес Департамента было направлено только сопроводительное письмо N ПГ-17/184, а исправленные материалы проекта были направлены в Департамент лишь 06.01.2018.
При этом, письмом от 16.01.2018 Департамент указал обществу на то обстоятельство, что срок действия контракта истек 31.12.2017, обязательства по контракту обществом не исполнены, поступивший в Департамент 06.01.2018 проект Правил землепользования и застройки города Кургана не соответствует требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации, направленные ранее заказчиком замечания, не устранены, результаты выполненных работ не удовлетворяют требованиям технического задания, поэтому не могут считаться надлежащим исполнением контракта.
Департаментом в материалы дела представлен анализ по вопросу устранения обществом замечаний подрядчика (т.5 л.д.116-120), из которого следует, что большинство замечаний заказчика, изложенных в письме от 18.12.2017, подрядчиком не были устранены, а работа по разработке Правил землепользования и застройки города Кургана в целом выполнена ненадлежащим образом и не соответствует требованиям законодательства и условиям муниципального контракта.
Аналогичные пояснения даны специалистом Департамента Дятловой И.М. (т.5 л.д.87-94).
Как установлено судом первой инстанции и не оспаривается подателем апелляционной жалобы, в связи с отсутствием результата выполненных обществом работ по контракту, Дятлова И.М. приняла участие в разработке проекта новых Правил землепользования и застройки. Этот проект утвержден решением Курганской городской Думы 12.12.2018.
Таким образом, из материалов дела следует, что работы по 1 этапу в установленный контрактом срок обществом не выполнены, результат таких работ представлен заказчику с нарушением срока и имел недостатки, которые в установленный заказчиком срок устранены исполнителем не были, вследствие чего такой результат работ не был использован заказчиком.
Возражая против удовлетворения первоначальных исковых требований, общество указало на наличие вины заказчика в ненадлежащем исполнении обществом обязательств по контракту, поскольку после представления обществом 06.01.2018 исправленных материалов проекта заказчик не указал исполнителю на недостатки представленного проекта для их устранения, в связи с чем 31.01.2018 работы были обществом приостановлены, а 10.08.2018 общество отказалось от исполнения контракта в одностороннем порядке, так как работы по контракту были выполнены силами Департамента.
В силу пункта 3 статьи 405 Гражданского кодекса Российской Федерации должник не считается просрочившим, если обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 718 Гражданского кодекса Российской Федерации, заказчик обязан в случаях, в объеме и в порядке, предусмотренных договором подряда, оказывать подрядчику содействие в выполнении работы. Подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредставление технической документации, подлежащей переработке вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком (статья 719).
Согласно пункту 1 статьи 716 Гражданского кодекса Российской Федерации, подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении: непригодности или недоброкачественности представленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи; возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы; иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы или создают невозможность ее завершения в срок.
В соответствии со статьей 719 Гражданского кодекса Российской Федерации, подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок (статья 328) (пункт 1). Если иное не предусмотрено договором подряда, подрядчик при наличии обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков (пункт 2).
Таким образом, применительно к отношениям, вытекающим из договора подряда, с учетом положений статей 716, 719 Гражданского кодекса Российской Федерации, под просрочкой заказчика следует понимать не предоставление им материала, оборудования, технической документации или их непригодность, препятствующие выполнению работ подрядчиком.
В настоящем случае материалы дела не содержат сведений о направлении обществом в адрес подрядчика обращений о наличии препятствий для завершения работ в установленный срок. Предупреждение о невозможности выполнения работ в порядке статьи 716 Гражданского кодекса Российской Федерации в течение срока действия контракта обществом в адрес заказчика не направлялось.
Кроме того, в силу пункта 3 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательств.
В силу статьи 190 ГК РФ установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
В настоящем случае датой окончания действия контракта следует признать установленную пунктом 41 контракта дату окончания срока его действия - 31.12.2017, поскольку именно этой датой стороны определили окончание исполнения обязательств по контракту.
Как верно отметил суд первой инстанции, исправление обществом первоначально направленного проекта и приостановление производства работ по контракту состоялись за пределами срока действия контракта (до 31.12.2017) и после направления заказчиком в адрес исполнителя письма с требованием оплаты неустойки и штрафа по контракту в связи с нарушением срока выполнения работ, ненадлежащим исполнением обязательств и окончанием срока действия контракта.
Приостановление работ в связи с невозможностью их выполнения по причинам, не зависящим от исполнителя, обществом не осуществлялось, к заказчику за изменением условий контракта в части сроков выполнения работ общество не обращалось. Контракт заключен 04.05.2017 по результатам проведения электронного аукциона, условия контракта и объем предоставляемых исходных данных содержались в аукционной документации и были известны исполнителю до подачи заявки на участие в аукционе. В течение всего периода действия контракта с момента его подписания у исполнителя не возникало сомнений в пригодности предоставленных заказчиком материалов, возможности соблюдения сроков выполнения работ.
В этой связи довод общества об отсутствии содействия заказчика и о наличии вины заказчика в нарушении обществом договорных обязательств не может быть принят во внимание.
Суд первой инстанции обоснованно обратил внимание на то обстоятельство, что заключая контракт, заказчик рассчитывал на получение результата работ по всем этапам в полном объеме в срок до 31.12.2017 (что обусловлено порядком бюджетного финансирования работ) и материалы по первому этапу работ, направленные исполнителем лишь 06.01.2018, не имели для заказчика самостоятельной потребительской ценности.
Фактически работы, предусмотренные условиями контракта, в полном объеме выполнены заказчиком самостоятельно (что сторонами не оспаривается), результаты таких работ являлись предметом проведенных 03.08.2018 публичных слушаний (т.1 л.д.76-77), по итогам которых Правила землепользования утверждены решением Курганской городской Думы от 12.12.2018 N 203 (т.5 л.д.39-74, 108).
С учетом приведенных обстоятельств следует согласиться с выводом суда первой инстанции о виновном ненадлежащем исполнении обществом договорных обязательств ввиду нарушения срока выполнения работ по первому этапу и невыполнения остальных предусмотренных контрактом работ.
Статьями 329, 330 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исполнение обязательств может обеспечиваться в том числе неустойкой (штрафом, пеней), под которой понимается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В силу статьи 34 Закона N 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом (часть 4). В случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней) (часть 5). В случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством РФ, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка РФ от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (часть 6). Пеня начисляется в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (часть 7). Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 8).
Таким образом, просрочка исполнения обязательств по контракту влечет наступление ответственности в виде пени, а иное неисполнение или ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств, предусмотренных контрактом, является основанием для взыскания штрафа.
Разделом 5 контракта сторонами согласована ответственность исполнителя за просрочку исполнения обязательств - в виде пени (пункт 18 контракта) и за иное неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту - в виде штрафа (пункт 19 контракта).
Так как ООО "ПроектГрад" нарушены сроки выполнения первого этапа работ и не выполнены работы по остальным предусмотренным контрактом этапам, Департамент правомерно применил к нему меры договорной ответственности как в виде пени, так и в виде штрафа. Довод подателя апелляционной жалобе о применении к нему двойной меры ответственности за совершение одного нарушения обязательств подлежит отклонению, как не основанный на материалах дела.
Расчет пени произведен Департаментом за период с 05.09.2017 по 31.12.2017 по формуле, исходя из положений пункта 18 контракта по ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату оглашения резолютивной части решения (7,75%) (т.5 л.д.124) Общая сумма пени определена Департаментом в размере 24930 руб.
Размер взыскиваемого штрафа определен в твердой сумме 27261 руб. 69 коп., что составляет 10% от цены контракта.
Расчеты пени и штрафа проверены судом первой инстанции и признаны верными. Каких-либо возражений в этой части сторонами не заявлено.
В связи с заявлением обществом о необходимости снижения заявленной ко взысканию неустойки вследствие ее несоразмерности последствиям нарушения обязательства в порядке статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом неравноценности ответственности сторон за неисполнение договорных обязательств (для заказчика размер неустойки установлен - 1/300 ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, а размер штрафа - 2,5% от цены контракта) и отсутствия доказательств возникновения на стороне Департамента убытков вследствие ненадлежащего исполнения обществом обязательств, пришел к выводу о необходимости уменьшения подлежащей взысканию с общества неустойки до уровня ответственности заказчика по контракту, то есть, размер пени снижен до 8310 руб. 27 коп. (исходя из 1/300 ставки рефинансирования Банка России), а размер штрафа - до 6815 руб. 42 коп. (исходя из 2,5% от цены контракта). В удовлетворении первоначальных исковых требований в стальной части суд первой инстанции отказал.
Поскольку каких-либо возражений в отношении позиции суда первой инстанции в указанной части сторонами не заявлено, а выводы суда в этой части основаны на внутреннем убеждении и соответствуют материалам дела, оснований для их переоценки не имеется.
Применительно ко встречным исковым требованиям ООО "ПроектГрад" о взыскании с Департамента денежных средств в оплату произведенных обществом по муниципальному контракту работ в размере 272616 руб. 86 коп. (стоимость таких работ определена обществом в качестве убытков), суд первой инстанции обоснованно обратил внимание на следующее.
Статьей 15 Гражданского кодекса российской Федерации предусмотрено, что под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Значимыми обстоятельствами в целях разрешения вопроса о возмещении убытков за неисполнение договорных обязательств являются: факт нарушения ответчиком принятых по договору обязательств; наличие и размер убытков, возникших у истца; причинная связь между наступлением убытков в заявленном размере и неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства ответчиком. Бремя доказывания указанных обстоятельств возлагается на истца (пункт 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Встречные исковые общества о взыскании с Департамента убытков обоснованы тем, что обществом результата работ по первому этапу были переданы заказчику (акты о приемке выполненных работ, счет на оплату оформлены обществом на общую сумму 272616 руб. 86 коп. - т.2 л.д.13-15, 37-39), однако оплата этих работ не была произведена. Наличие некоторых недостатков в выполненных работах, по мнению общества, не может являться безусловным основанием для отказа оплаты работ.
В силу статьи 762 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан, если иное не предусмотрено договором уплатить подрядчику установленную цену полностью после завершения всех работ или уплачивать ее частями после завершения отдельных этапов работ.
При этом, в силу пункта 6 статьи 753 Гражданского кодекса российской Федерации заказчик вправе отказаться от приемки результата работ в случае обнаружения недостатков, которые исключают возможность его использования для указанной в договоре строительного подряда цели и не могут быть устранены подрядчиком или заказчиком.
В соответствии с условиями пунктов 8, 11 и 15 контракта, расчет по контракту производится заказчиком за выполнение полного объема работ. а работа считается выполненной исполнителем в полном объеме и надлежащим образом только после передачи полного пакета документов, указанного в техническом задании и после принятия решения Курганской городской Думой об утверждении проекта и после подписания акта сдачи - приемки выполненных работ. Исполнитель обязался выполнять работу в соответствии с техническим заданием, согласовать с заказчиком результаты выполненной работы, передать заказчику выполненную работу по контракту в объеме, определенном в техническом задании, завершить работу в сроки, предусмотренные настоящим контрактом, принимать непосредственное участие при проведении публичных слушаний по проекту Правил землепользования и застройки города Кургана, с презентацией проекта, осуществлять доработку проекта по замечаниям.
Исходя из толкования условий контракта, частичная или поэтапная оплата контрактом не предусмотрена. Стоимость отдельных этапов в контракте не определена, отдельные этапы выполнения работ оплате не подлежат.
Техническим заданием к контракту предусмотрено, что проект Правил землепользования и застройки города Кургана (первый этап) должен был быть разработан обществом до 04.09.2017, работы по второму этапу (подготовка материалов проекта к проведению публичных слушаний) должны были быть выполнены с момента приемки первого этапа (до 04.12.2017), срок выполнения третьего этапа - в течение 10 рабочих дней со дня проведения публичных слушаний.
Указанные работы в период действия контракта обществом не выполнены, в период действия контракта общество в одностороннем порядке от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации не отказывалось, о приостановлении работ ввиду невозможности их выполнения по вине заказчика не уведомляло.
Из переписки сторон следует, что в период действия контракта Департамент неоднократно уведомлял исполнителя о том, что срок действия муниципального контракта до 31.12.2017 и в целях обеспечения принятия Правил землепользования и застройки города Кургана, просил ускорить выполнение работ. Указанные обращения заказчика оставлены обществом без внимания.
В результате неисполнения исполнителем взятых на себя обязательств по контракту, для заказчика наступили последствий в виде неполучения результата работ в срок до 31.12.2017. Недостижение результата работ произошло по вине исполнителя, не исполнившего обязательства надлежащим образом. Для заказчика не имели самостоятельной потребительской ценности материалы по первому этапу, направленные исполнителем с нарушением установленных контрактом сроков и после окончания срока действия контракта.
Таким образом, обществом не доказано наличие причинно-следственной связи между действиями ответчика и убытками в сумме 272616 руб. 86 коп.. что исключает возможность взыскания заявленной обществом суммы в качестве убытков.
Помимо этого, судом первой инстанции верно отмечено, что поскольку стоимость отдельных этапов в контракте не определена, а истцом ходатайство о проведении судебной экспертизы в целях определения действительной стоимости, следует признать неподтвержденным и размер заявленных ко взысканию убытков.
Исходя из указанных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения встречного иска.
Судебные расходы понесенные сторонами в связи с обращением в суд с первоначальным и встречным исками, распределены судом первой инстанции в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из результатов рассмотрения дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 20.06.2019 по делу N А34-7242/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПроектГрад" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.А. Арямов |
Судьи |
Е.В. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-7242/2018
Истец: Департамент архитектуры, строительства и земельных отношений Администрации города Кургана
Ответчик: ООО "ПроектГрад", ООО Нечеухин Игорь Вячеславович пред-ль "ПроектГрад"