город Томск |
|
11 октября 2019 г. |
Дело N А27-13308/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 октября 2019 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Логачева К.Д.,
судей Бородулиной И.И.,
Хайкиной С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Матыскиной В.В., без использования средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Кузбасское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 6) (N 07АП-9259/2019) на решение от 07.08.2019 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-13308/2019 (судья Власов В.В.) по заявлению открытого акционерного общества "Крапивиноавтодор", пгт. Крапивинский, Крапивинский район, Кемеровская область (ОГРН 1044212014208, ИНН 4212427095) к государственному учреждению - Кузбасское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N6), г. Кемерово (ОГРН 1024200697663, ИНН 4207009857) о признании недействительным решения N 16 о.с.с.в. от 03.04.2019,
без участия лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Крапивиноавтодор" (далее - заявитель, Общество, ОАО "Крапивиноавтодор", страхователь) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Государственному учреждению - Кузбасское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 6) (далее - заинтересованное лицо, Фонд, ГУ-КРОФСС) о признании незаконным решения N 16 о.с.с.в. от 03.04.2019 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Решением от 07.08.2019 Арбитражного суда Кемеровской области признано недействительным решение Государственного учреждения - Кузбасское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 6) от 03.04.2019 N 16 о.с.с.в. "о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах". На Государственное учреждение - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N6 возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов открытого акционерного общества "Крапивиноавтодор", пгт. Крапивинский, Крапивинский район, Кемеровская область в течение 10 дней с даты вступления решения в законную силу.
Не согласившись с принятым судебным актом, заинтересованное лицо обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что судом первой инстанции нарушены нормы материального права. Доначисление взносов и применение мер ответственности является обоснованным. Суд первой инстанции необоснованно трактует положения законодательства о произведенных страхователем расходах на основании неправильно оформленных листков нетрудоспособности в его пользу, возлагая ответственность на медицинские учреждения. Обязанность проверки листков нетрудоспособности для начисления пособия лежит на администрации предприятия-работодателя, которое производит его выплату.
В отзыве на апелляционную жалобу общество отклонило доводы апеллянта за необоснованностью, указав, что суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для непринятия к зачету сумм пособий по временной нетрудоспособности по листкам нетрудоспособности, оформленных с формальными нарушениями.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, не явились в судебное заседание суда апелляционной инстанции.
Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене, исходя из следующего.
Из материалов дела следует и установлено судом, что заявитель зарегистрирован в Межрайонной ИФНС России N 2 по Кемеровской области 30.12.2004 в качестве страхователя зарегистрирован в филиале N 6 Государственного учреждения - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования РФ 02.02.2005.
На основании решения от 12.02.2019 N 16 (о.с.с.в), в отношении заявителя территориальным органом Фонда в период с 12.02.2019 по 13.02.2019 была проведена выездная плановая проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации плательщиком страховых взносов за период с 01.01.2016 по 31.12.2016.
По итогам проверки 12.02.2019 филиалом N 6 составлен соответствующий Акт документальной выездной проверки страхователя N 6000016 (о.с.с.в.).
По результатам рассмотрения материалов выездной проверки, Акта документальной выездной проверки, а так же возражений Страхователя 03.04.2019 Страховщиком вынесено решение N 16 (о.с.с.в.) "О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах".
По результатам проверки у Страхователя выявлена недоимка в результате занижения базы для начисления страховых взносов в размере 521 руб. 35 коп.
Решением от 03.04.2019 заявитель привлечен к ответственности в виде начисления штрафа в размере 20% от суммы неуплаченных страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов в сумме 104 руб. 27 коп., начислены пени за несвоевременную уплату страховых взносов в размере 843 руб. 62 коп. Обществу предложено уплатить недоимку по страховым взносам, пени по состоянию на 03.04.2019 и штраф, а также внести необходимые исправления в документы бухгалтерского учета.
Полагая, что вынесенное решение противоречит закону, нарушает права и законные интересы Страхователя, ОАО "Крапивиноавтодор" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что решение N 16 о.с.с.в. от 03.04.2019 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством является незаконным и нарушающим права ОАО "Крапивиноавтодор".
Апелляционный суд находит выводы суда первой инстанции обоснованными и соответствующими действующему законодательству исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Согласно пункту 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий: - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту; - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон N165- ФЗ) правоотношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) и застрахованных лиц по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора.
В силу статьи 3 Федерального закона N 165-ФЗ страховой случай - свершившееся событие, с наступлением которого возникает обязанность страховщика, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, - также и страхователей осуществлять обеспечение по обязательному социальному страхованию, а обеспечение по обязательному социальному страхованию (страховое обеспечение) - исполнение страховщиком, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, - также и страхователем своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством страховых выплат или иных видов обеспечения, установленных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию перечислены в пункте 2 статьи 8 названного закона.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (действовал до 01.01.2017, далее - Закон N 212-ФЗ) Фонд социального страхования РФ и его территориальные органы осуществляют также контроль за правильностью выплаты обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ.
Статьей 183 Трудового кодекса Российской Федерации установлена обязанность работодателя при временной нетрудоспособности выплачивать работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (в редакции, действовавшей до 01.01.2017) страхователями являются организации любой организационно-правовой формы, обязанные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах или федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения; застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, работающие по трудовым договорам.
Подпункт 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) относит к страховым рискам утраты застрахованным лицом заработка в связи с наступлением страхового случая.
Страховыми случаями признаются, в том числе заболевание, травма, несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание и другие случаи, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (пункт 1.1 статьи 7 Закона N 165-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 22 Закона N 165-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Порядок обращения за страховым обеспечением, размер и порядок индексации страхового обеспечения устанавливаются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (пункт 2 статьи 22 Закона N 165-ФЗ).
Пункт 1 части 1 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) относит к лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности граждан Российской Федерации, работающих по трудовым договорам.
Организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации и производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности, являются страхователями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности (пункт 1 части 1 статьи 2 Закона N 255-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 1.3 Закона N 255-ФЗ страховым риском по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности признается временная утрата заработка или иных выплат, вознаграждений застрахованным лицом в связи с наступлением страхового случая.
Страховым случаем по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности признается временная нетрудоспособность застрахованного лица вследствие заболевания или травмы (часть 2 статьи 1.3 Закона N 255-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона N 255-ФЗ назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица.
Для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, Фондом социального страхования Российской Федерации (часть 5 статьи Закона 6 N 255- ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2017).
Согласно части 8 статьи 13 Закона N 255-ФЗ страхователь осуществляет выплату пособия по временной нетрудоспособности застрахованному лицу в порядке, установленном для выплаты застрахованным лицам заработной платы (иных выплат, вознаграждений).
Законом N 165-ФЗ и Законом N 255-ФЗ не определены обстоятельства, являющиеся основанием отказа в выплате страхователем пособия по временной нетрудоспособности застрахованному лицу.
Не предусмотрены такие основания и Порядком N 624н.
В соответствии с п. 6 Приказа Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н "Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности" листок нетрудоспособности выдается гражданину медицинской организацией по его желанию в день обращения либо в день закрытия листка нетрудоспособности.
Листок нетрудоспособности выдается медицинской организацией в день обращения, если гражданин направляется (обращается) на лечение в другую медицинскую организацию. Продление и (или) закрытие листка нетрудоспособности осуществляется медицинской организацией, в которую гражданин был направлен (обратился) на лечение. В случае длительного лечения медицинская организация выдает новый листок нетрудоспособности (продолжение) и одновременно оформляет предыдущий листок нетрудоспособности для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам.
Согласно приведённой норме, при длительном лечении листки нетрудоспособности выдаются последовательно.
Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
В соответствии со статьями 7, 8 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" пособие по временной нетрудоспособности является страховым обеспечением, которое выплачивается застрахованному лицу за счет средств обязательного социального страхования в случае наступления страхового случая.
В силу части 1 статьи 22 Закона N 165-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Согласно пункту 5 статьи 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности застрахованное лицо предоставляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти.
Суд первой инстанции, исследовав представленные доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав выявленные недостатки спорных листков нетрудоспособности, установив, что недочеты в листках нетрудоспособности, допущенные медицинскими учреждениями, сами по себе не являются основанием для непринятия к зачету сумм страхового обеспечения, выплаченным страхователем застрахованным лицам, приняв во внимание, что факт наступления страхового случая по указанным листкам нетрудоспособности сомнений не вызвал, законно и обоснованно принял обжалуемое решение.
Так, материалами дела установлено, что при заполнении листков нетрудоспособности Клычниковой Т. А., Плетневой О.П., Меликидзе А.М., допущены нарушения п. 56, 60 главы 9 "Порядка выдачи листков нетрудоспособности", утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.06.2011 N 624-н (далее - Порядок) следующего характера:
- В листке нетрудоспособности N 199914632204 от 01.02.2016, выданном на имя Клычниковой Татьяны Анатольевны, допущены ошибки в заполнении: в строке "Причина нетрудоспособности" медицинским учреждением указан код "03" - карантин, однако фактически листок выдан по заболеванию - код "01".
Ввиду ошибочного указания в строке "Причина нетрудоспособности" кода "03" пособие по временной нетрудоспособности Страхователем рассчитано в размере 5 542,35 руб., которое в полном объеме выплачивается за счет средств бюджета ФСС.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 3 Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованным лицам за первые три дня временной нетрудоспособности за счет средств страхователя, а за остальной период начиная с 4-го дня временной нетрудоспособности за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.
Соответственно, сотруднику Клычниковой Т. А. по спорному листку нетрудоспособности причитается пособие в размере 5 542,35 руб., в том числе за счет средств ФСС РФ - 2 216,94 руб., за счет средств работодателя - 3 325,41 руб.
При этом суд первой инстанции правомерно отметил, что при изменении источника таких выплат, не изменяется социальная направленность произведенных выплат как вида обязательного социального страхового обеспечения.
- В листке нетрудоспособности N 210229646922 от 11.02.2016 г., выданном Плетневой Ольге Петровне в строке "Освобождения от работы" в графе "Фамилия и инициалы врача или идентификационный номер" внесена фамилия врача кардиолога Куприяновой Т.В., а в графе "подпись" стоит подпись, которую Фонд прочитал как "Сивцова Г.В.".
- В листке нетрудоспособности N 238272657968 от 07.12.2016 г., выданном Меликидзе Александру Михайловичу в строке "Освобождения от работы" в графе "Фамилия и инициалы врача или идентификационный номер" внесена фамилия врача терапевта Ворожцова А.В., а во второй строке в графе "подпись врача" и на закрытии листка нетрудоспособности, по мнению Фонда, подпись другого врача.
Суд первой инстанции правомерно указал на то, что работодатель не имеет возможности проверить соблюдение процедуры и порядка выдачи листка нетрудоспособности, и несет ответственность лишь за правильность начисления, своевременность уплаты и перечисления страховых взносов (платежей) в соответствии с законодательством (пункт 18 постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования").
Проанализировав установленные по делу обстоятельства, правильно применив нормы материального права, суд первой инстанции правомерно сделал вывод о том, что если в оформлении листков нетрудоспособности допущены какие-либо ошибки, то фонд имеет право не принять к зачету расходы на выплату страхового обеспечения на случай временной нетрудоспособности. Но данное правило не распространяется на случаи, когда указанные ошибки допущены со стороны медицинского учреждения. Отказ фонда будет правомерен только в том случае, когда листки оформлены не в соответствии с требованиями по вине организации - плательщика страховых взносов.
При таких обстоятельствах, законным и обоснованным является вывод суда первой инстанции о том, что оснований для не принятия к зачету сумм пособий по временной нетрудоспособности по листкам нетрудоспособности, оформленных с формальными нарушениями, у Фонда социального страхования не имелось.
При этом суммы не принятых к зачету расходов и выплаченных по листкам нетрудоспособности, а также сумм пособий, выплаченных за счет работодателя, не могут быть автоматически квалифицированы в качестве выплат в пользу работников в рамках трудовых отношений. Соответственно, на них не подлежат начислению страховые взносы на обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции установил, что в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу.
Суд апелляционной инстанции полагает, что, исходя из заявленных требований, с учетом обстоятельств, входящих в предмет доказывания и установленных судом, оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы сторон и оценив все в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявления.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции нарушений норм материального и норм процессуального права не допущено.
Оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения у суда апелляционной инстанции не имеется. Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 07.08.2019 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-13308/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу государственного учреждения - Кузбасское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 6) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
К.Д. Логачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-13308/2019
Истец: ОАО "Крапивиноавтодор"
Ответчик: ГУ КРОФСС, ГУ КРОФСС филиал N6