г. Пермь |
|
11 октября 2019 г. |
Дело N А60-26727/2019 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Борзенковой И. В.
рассмотрел без вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу
истца Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Верх-Исетском районе г. Екатеринбурга Свердловской области
на решение Арбитражный суд Свердловской области принятое судьей Н.Н. Присухиной в порядке упрощенного производства от 15 июля 2019 года
по делу N А60-26727/2019
по иску Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Верх-Исетском районе г. Екатеринбурга Свердловской области (ИНН 6660155435, ОГРН 1026604972426)
к обществу с ограниченной ответственностью "Представительство Пышминского завода ПТО" (ИНН 6658450850, ОГРН 1146658002358)
о взыскании финансовой санкции в размере 1 000 руб. 00 коп
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Верх-Исетском районе города Екатеринбурга Свердловской области (далее - фонд, управление) обратилось в суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью " Представительство Пышминского завода ПТО" (далее - общество, страхователь) о взыскании финансовых санкций в размере 1 000 руб. за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных статьей 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) за май и июнь 2018 года.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 15 июля 2019 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. В апелляционной жалобе управление указывает на то, что решение суда принято с нарушением норм материального права, судом первой инстанции не были оценены доводы заявителя.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и с учетом пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве".
Апелляционная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, после срока, установленного определением суда о принятии апелляционной жалобы к производству для представления отзывов на апелляционную жалобу.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки, проведенной в отношении общества в целях контроля за правильностью заполнения, полноты и своевременности предоставления ежемесячной отчетности "Сведения о застрахованных лицах" по форме СЗВ-М май и июнь 2018 года, управлением выявлено нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, выразившееся, по мнению заявителя, в непредставлении страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных статьей 11 Закона N 27-ФЗ.
Страхователем ООО "Представительство Пышминского завода подъемно - транспортного оборудования" по телекоммуникационных каналам связи (ТКС) 14.06.2018 г. были представлены сведения индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М ИСХ. за май 2018 года на 14 застрахованных лиц; 05.07.2018 г. были представлены сведения индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М ИСХ. за июнь 2018 года на 12 застрахованных лиц.
В представленных сведениях были выявлены недостоверные данные - у
застрахованного лица Белогузовой Любовь Викторовны неверно указано отчество.
Порядок ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах установлен Инструкцией, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция N766н). Согласно п. 37 Инструкции N766н представленные страхователем индивидуальные сведения, содержащие ошибки и (или) несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также не соответствующие установленным формам и форматам, в лицевые счета застрахованных лиц не вносятся. Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, уточненные индивидуальные сведения
Страхователю по ТКС направлены протоколы проверки отчетности и Уведомления от 14.06.2018 г. и от 05.07.2018 г. о необходимости устранении ошибок в течение 5 рабочих дней.
Исправленные сведения представлены 13.08.2018 г., то есть за пределами установленного срока.
По результатом рассмотрения материалов проверки Управлением были составлены акты об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страховании от 14.09.2018 г. 075S18180030777, 075S18180030778.
Управление вынесло решения от 17.10.2018 г. N 075S19180032211, 075S19180032213 о привлечении страхователя к ответственности за совершенное нарушение законодательства РФ в виде взыскания финансовых санкций в размере 500 руб., всего 1 000 руб.
Должнику было предложено добровольно уплатить суммы финансовых санкции в срок, установленный в требованиях N 075S01180075384, 075S01180075386 от 19.11.2018 г. Названные требования страхователем не исполнены.
27.02.2019 г. Управление обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о вынесении судебного приказа.
Определением от 20.03.2019 г. по делу N А60-11125/2019 судебный приказ от 14.03.2019 г. был отменен.
Указанные обстоятельства послужили истцу основанием для обращения в Арбитражный суд с исковым заявлением.
Судом первой инстанции в удовлетворении исковых требований было отказано.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, в редакции, действующей после 01.01.2017, страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя, отчество; идентификационный номер налогоплательщика.
Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 01.02.2016 N 83п "Сведения о застрахованных лицах".
Ответственность за нарушение сроков представления указанной отчетности предусмотрена статьей 17 Закона N 27-ФЗ, согласно которой за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Таким образом, статьей 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрена ответственность за непредставление в установленный срок сведений либо представление неполных и (или) недостоверных сведений.
В соответствии с положениями статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Статьей 16 Закона N 27-ФЗ органам Пенсионного фонда Российской Федерации предоставлено право в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу.
В письме от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ" Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) указал, что любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов виновности и противоправности деяния; формальный подход к наложению штрафа недопустим (пункт 2.2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.2003 N 12-П); если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также, если страхователь в 2-недельный срок исправил обнаруженные территориальным органом ПФР ошибки финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, можно не применять.
Вступившая в силу с 19.02.2017 Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденная Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н, предусмотрела освобождение страхователя от ответственности в случае представления им уточненных (исправленных) индивидуальных сведений (пункты 37, 39).
Пунктом 37 Инструкции предусмотрено, что при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
Датой получения страхователем уведомления, направленного в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, является дата, указанная в подтверждении о получении информационной системы страхователя.
Согласно пункту 39 данной Инструкции страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом ПФР самостоятельно представить уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Как установлено судом, страхователем по телекоммуникационных каналам связи (ТКС) 14.06.2018 г. были представлены сведения индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М ИСХ. за май 2018 года на 14 застрахованных лиц; 05.07.2018 г. были представлены сведения индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М ИСХ. за июнь 2018 года на 12 застрахованных лиц. В представленных сведениях были выявлены недостоверные данные - у застрахованного лица Белогузовой Любовь Викторовны неверно указано отчество, в связи с чем, Управлением в электронном виде направлены уведомления от 14.06.2018 г. и от 05.07.2018 г. о необходимости устранении ошибок в течение 5 рабочих дней после получения уведомления. Однако в установленный срок ошибка устранена не была, отчетность формы СЗВ-М (тип "доп") за май и июнь 2018 года представлена страхователем 13.08.2018 г.
Таким образом, в действиях страхователя судом установлен состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Поскольку страхователь устранил выявленное Пенсионным фондом несоответствие за пределами пяти рабочих дней, оснований для освобождения страхователя от ответственности на основании пункта 39 Инструкции N 766н суд апелляционной инстанции не усмотрел.
Также судом апелляционной инстанции учтено следующее.
Конституционный суд Российской Федерации в своих постановлениях не раз указывал на необходимость индивидуализации наказания, назначения штрафов с учетом характера, степени вины нарушителя и иных заслуживающих внимание обстоятельств.
Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 19.01.2016 N 2-П признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 2, 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1-3) и 55 (части 2 и 3), подпункт "а" пункта 22 и пункт 24 статьи 5 Федерального закона от 28 июня 2014 года N 188-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования", как исключивший возможность при применении ответственности, установленной Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (от 24.07.2009 N 212-ФЗ) (далее - Закон N 212-ФЗ), индивидуализировать наказание за нарушение установленных им требований с учетом смягчающих ответственность обстоятельств.
Конституционный Суд Российской Федерации указал, что данный вывод не означает восстановление действия положений Закона N 212-ФЗ в том виде, в котором они применялись до утраты силы (статья 44).
В силу принципов правовой определенности, справедливости, необходимости поддержания у граждан и их объединений доверия государству и охраняемому им правопорядку, вытекающих из статей 1 (часть 1), 15 (часть 1), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 45 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель обязан определить порядок снижения размера штрафа за нарушение положений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, с тем чтобы обеспечить как индивидуализацию ответственности, так и ее неотвратимость, в частности, в рамках своей дискреции установить органы, имеющие право снижать размер штрафа, условия снижения размера штрафа, правила учета отягчающих и смягчающих ответственность обстоятельств при определении окончательного размера наказания, а также минимальный размер штрафа, ниже которого при любых обстоятельствах наказание назначено быть не может.
Впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений принятие решения об учете смягчающих ответственность обстоятельств при применении санкций, предусмотренных Законом N 212-ФЗ за нарушение положений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке: если санкция была применена должностным лицом фонда, суд (безотносительно к законодательному регулированию пределов его полномочий при судебном обжаловании решений о применении мер ответственности), рассмотрев соответствующее заявление привлекаемого к ответственности лица, не лишен возможности снизить размер ранее назначенного ему штрафа.
С 1 января 2017 года вопросы исчисления и уплаты страховых взносов, в том числе на обязательное пенсионное страхование, регулируются главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации. Соответственно при установлении ответственности и назначении наказания необходимо руководствоваться главой 15 данного Кодекса.
Согласно пункту 4 статьи 112 НК РФ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения в порядке, установленном статьей 114 НК РФ.
При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей настоящего Кодекса (пункт 3 ст. 114 Кодекса).
Учитывая незначительное количество дней просрочки представления отчетности, совершение страхователем подобного правонарушения впервые (доказательств обратного материалы дела не содержат), суд апелляционной инстанции пришел к выводу о возможности снижения штрафа в два раза до 500 руб.
При этом суд исходит из того, что назначение санкции без учета смягчающих обстоятельств нарушает принципы справедливости, соразмерности и дифференциации наказания. Лицо, привлекаемое к ответственности, вправе рассчитывать на учет смягчающих его ответственность обстоятельств.
На основании изложенного, решение Арбитражного суда Свердловской области от 15 июля 2019 года подлежит отмене, апелляционная жалоба Управления - удовлетворению.
На основании ст. 110 АПК РФ, ст. ст. 333.17, 333.21 НК РФ с ответчика следует взыскать в доход федерального бюджета государственную пошлину пропорционально размеру удовлетворенных требований, в размере 2500 руб.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражный суд Свердловской области принятое в порядке упрощенного производства от 15 июля 2019 года по делу N А60-26727/2019 отменить.
Исковые требования удовлетворить в части.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Представительство Пышминского завода ПТО" (ИНН 6658450850, ОГРН 1146658002358) в пользу Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Верх-Исетском районе г. Екатеринбурга Свердловской области (ИНН 6660155435, ОГРН 1026604972426) финансовую санкцию в размере 500 (Пятьсот) рублей за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных статьей 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Представительство Пышминского завода ПТО" (ИНН 6658450850, ОГРН 1146658002358) в доход федерального бюджета государственную пошлину по иску и апелляционной жалобе 2500 (Две тысячи пятьсот) руб.
Постановление может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Судья |
И.В.Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-26727/2019
Истец: ГУ - УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ВЕРХ-ИСЕТСКОМ РАЙОНЕ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО ПЫШМИНСКОГО ЗАВОДА ПОДЪЕМНО-ТРАНСПОРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ"
Хронология рассмотрения дела:
11.10.2019 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-12286/19