г. Самара |
|
11 октября 2019 г. |
Дело N А72-4810/2019 |
Резолютивная часть постановления оглашена 07 октября 2019 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 октября 2019 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сергеевой Н.В.,
судей Драгоценновой И.С., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чивильгиной К.С.,
с участием:
от индивидуального предпринимателя Мамыкиной Татьяны Александровны - представитель не явился, извещена,
от Инспекции Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г.Ульяновска - представитель Ильина Валентина Александровна (доверенность от 26.12.2018)
рассмотрев в открытом судебном заседании 07 октября 2019 г. в помещении суда апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г. Ульяновска на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 31 июля 2019 года по делу N А72-4810/2019 (судья Каргина Е.Е.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Мамыкиной Татьяны Александровны (ОГРНИП 304732813900052, ИНН 732801186768)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г.Ульяновска (ОГРН 1047301544740)
об оспаривании акта ненормативного характера,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Мамыкина Татьяна Александровна (далее - заявитель, налогоплательщик, ИП Мамыкина Т.А.) обратилась в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением (с учетом его уточнения в порядке статьи 49 АПК РФ) о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г.Ульяновска от 10.08.2018 N 17-18/14250 об отказе в перерасчете, возврате излишне уплаченных страховых взносов, пени за 2017 год, об обязании Инспекции Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г.Ульяновска произвести перерасчет, выплатить излишне уплаченные страховые взносы за 2017 год размере 119 860 руб. 71 коп. и пени на сумму страховых взносов в размере 125 руб. 89 коп., ИП Мамыкина Т.А. ходатайствовала о восстановлении пропущенного срока на подачу заявления об оспаривании ненормативного правового акта.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 31 июля 2019 г. ходатайство заявителя о восстановлении срока подачи заявления об оспаривании ненормативного правового акта удовлетворено. Уточнение заявленных требований принято. Признано незаконным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г.Ульяновска от 10.08.2018 N 17-18/14250 об отказе в перерасчете, возврате индивидуальному предпринимателю Мамыкиной Татьяне Александровне излишне уплаченных страховых взносов за 2017 год в размере 119860 руб. 71 коп. и пени на сумму страховых взносов в размере 125 руб. 89 коп. Возложена обязанность на Инспекцию Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г.Ульяновска произвести индивидуальному предпринимателю Мамыкиной Татьяне Александровне перерасчет и выплату излишне уплаченных страховых взносов за 2017 год размере 119860 руб. 71 коп. и пени на сумму страховых взносов в размере 125 руб. 89 коп. Взыскано с Инспекции Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г.Ульяновска в пользу индивидуального предпринимателя Мамыкиной Татьяны Александровны 300 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
В апелляционной жалобе Инспекция Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г. Ульяновска просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. В апелляционной жалобе считает, что судом первой инстанции неверно применены нормы действующего законодательства, поскольку при вынесении решения суд руководствовался Постановлением Конституционного суда Российской Федерации N 27-П от 30.11.2016 г. Полагает, что правовая позиция, изложенная в вышеуказанном постановлении, не подлежит применению, поскольку выводы Конституционного Суда Российской Федерации сделаны в рамках рассмотрения вопроса исчисления страховых взносов индивидуальным предпринимателем, применяющий общий режим налогообложения, предусматривающий уплату налога на доходы физических лиц и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. Считает, что исчисление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2017 г. в отношении Мамыкиной Т.А. без учета расходов налогоплательщика соответствует нормам Налогового кодекса Российской Федерации.
Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.
От индивидуального предпринимателя Мамыкиной Т.А. поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Инспекции Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г.Ульяновска доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал.
Индивидуальный предприниматель Мамыкина Т.А. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, причина неявки не известна.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что Мамыкина Т.А. зарегистрирована 18.05.2004 в Инспекции Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г.Ульяновска в качестве индивидуального предпринимателя.
Основным видом деятельности налогоплательщика является производство мебели (ОКВЭД 31.0).
С момента регистрации в качестве индивидуального предпринимателя Мамыкина Т.А. применяет упрощенную систему налогообложения. Объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов.
За 2017 год налогоплательщиком представлена налоговая декларация по налогу в связи с применением упрощенной системы налогообложения, где заявлен доход от предпринимательской деятельности 13 323 563 руб., расход - 11 986 071 руб.
На основе представленной налоговой декларации по УСН за 2017 год Инспекцией начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере - 23 400,00 руб. = (7500,00 руб. (МРОТ)*12 мес.*26%), а также страховые взносы на обязательное страхование с учетом полученного дохода в размере 130 235,63 руб. (13 323 563 руб. (сумма дохода) - 300 000,00 руб.)*1%).
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере - 23 400,00 руб. уплачены плательщиком 10.01.2018.
Страховые взносы на обязательное страхование с учетом полученного дохода в размере 130 235,63 руб. уплачены на основании выставленного налоговым органом в порядке ст. 69 НК РФ требования N 7023 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организации и индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 06.07.2018, согласно платежному поручению от 25.07.2018 N 629.
ИП Мамыкина Т.А. в адрес Инспекции направляла заявление о перерасчёте страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2017 год в соответствии с Постановлением Конституционного суда Российской Федерации N 27-П 30.11.2016 г.
В ответ на обращение ИП Мамыкиной Т.А. Инспекцией принято решение от 10.08.2018 N 17-18/14250, которым в перерасчете отказано.
Налогоплательщик обратился с жалобой в вышестоящий налоговый орган, решением УФНС России по Ульяновской области от 01.11.2018 N 07-08/17916 в удовлетворении жалобы налогоплательщика отказано.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ИП Мамыкиной Т.А. в арбитражный суд.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Федеральным законом от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 250-ФЗ) Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) признан утратившим силу с 01.01.2017.
С 01.01.2017 вопросы исчисления и уплаты страховых взносов, в том числе на обязательное пенсионное страхование, регулируются главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 430 НК РФ индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса плюс 1 процент суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 9 статьи 430 НК РФ для индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, доход учитывается в соответствии со статьей 346.15 Кодекса.
Из статьи 346.15 НК РФ следует, что при определении объекта налогообложения учитываются доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 настоящего Кодекса.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 30.11.2016 N 27-П разъяснил, что взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ и статьи 227 НК РФ в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц (НДФЛ) и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования предполагают, что для данной цели доход подлежит уменьшению на величину фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными НК РФ правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.
Таким образом, расчетная база для обложения страховыми взносами по обязательному пенсионному страхованию должна быть экономически обоснована с учетом размера доходов индивидуального предпринимателя и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.
Учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 30.11.2016 N 27-П, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что для целей исчисления дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате предпринимателем, применяющим УСН с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов" и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, доход индивидуального предпринимателя подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными НК РФ правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты указанного налога.
Исходя из полученной прибыли заявитель уплатил страховые взносы в ИФНС за 2017 год в сумме 23 400 рублей, т.е. в размере фиксированного платежа, установленного для случаев, когда величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 руб. (платежное поручение N 708 от 10.01.2018).
Страховые взносы за период 2017 г. с доходов, превышающих 300 000 руб., оплачены в полном объеме согласно выставленному требованию N 7023 от 06.07.2018 г. в сумме 130235,63 руб., а также уплачены пени в сумме 125,89 руб. (платежное поручение N 630 от 25.07.2018).
В соответствии с налоговой декларацией в 2017 году понесены расходы в размере 11 986 071 рублей, а доход составил 13 323 563 рублей.
Таким образом, сумма по страховым взносам, подлежащая уплате, составляет за 2017 год:
13 323 563 руб. (доходы) - 11 986 071 (расходы) - 300 000 рублей = 1 037 492 руб. х 1% = 10 374,92 руб.
130 235,63 руб. - 10 374,92 руб. = 119 860 руб. 71 коп. - сумма излишне уплаченных страховых взносов за 2017 год.
Заявитель обращался с заявлением в ИФНС в Заволжском районе г.Ульяновска о произведении перерасчета излишне уплаченных страховых взносов в общей сумме 119 986 руб. 60 коп., в том числе пени 125,89 рублей, однако в удовлетворении заявления было отказано (решение от 10.08.2018 N 17-18/14250).
По требованию ИФНС России по Заволжскому району г. Ульяновска размер страховых взносов за указанный период был исчислен из общей суммы полученных доходов, без учета документально подтвержденных расходов.
Между тем, как верно указал суд первой инстанции, данный подход начисления страховых взносов является неконституционным, размер подлежащих уплате страховых взносов не может многократно превышать фактически полученную прибыль за год.
Налоговый орган в своем отзыве не оспаривает суммы в соответствии с декларацией за 2017 г. о доходах и расходах, а также суммы произведенных перечислений.
С 01.01.2017 вопросы исчисления и уплаты страховых взносов, в том числе на обязательное пенсионное страхование, регулируются главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации. Пункт 7 статьи 78 НК РФ дает право налогоплательщику в течении 3 лет с момента излишней уплаты взноса (налога) обратиться с заявлением о его возврате. Если возврат (зачет) переплаченной суммы не осуществлен или более месяца не поступает ответ на него, то налогоплательщик может обратиться в суд. Заявление в суд подается в течении 3 лет, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права на возврат (п. 3 ст. 79 НК РФ).
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных требований.
Ссылка налогового органа в апелляционной жалобе на письмо Минфина России от 12.02.2018 N 03-15- 07/836, суд апелляционной инстанции считает несостоятельной, поскольку данное письмо, в силу требований статьи 13 АПК РФ не относится числу нормативных правовых актов, применяемых арбитражными судами при рассмотрении и разрешении соответствующих дел, следовательно, содержащиеся в нем разъяснения не являются обязательными для судов, на что указано в решении Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2018 по делу N АКПИ18-273. Кроме того, признание Федерального закона N212-ФЗ от 24.07.2009 утратившим силу и введение в действие главы 34 НК РФ не затронули порядок определения базы для исчисления страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию.
При этом налоговый орган не оспаривал размеры доходов и произведенных расходов ИП Мамыкиной Т.А. за спорный период.
Иные доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Доводы апелляционной жалобы сводятся фактически к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, и не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта. Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя.
С учетом вышеизложенного суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 31 июля 2019 года по делу N А72-4810/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Сергеева |
Судьи |
Е.Г. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-4810/2019
Истец: Мамыкина Татьяна Александровна
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО ЗАВОЛЖСКОМУ РАЙОНУ Г. УЛЬЯНОВСКА