г. Санкт-Петербург |
|
11 октября 2019 г. |
Дело N А26-5931/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 октября 2019 года.
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Семенова А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Царегородцевым Е.А.
при участии:
от заявителя: Кораблева И.В. по доверенности от 16.09.2016
от заинтересованного лица: Ляпина Н.Л. по доверенности от 21.03.2019
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-26989/2019) ПАО "МТС" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 14.08.2019 по делу N А26-5931/2019, рассмотренному в порядке упрощенного производства
по заявлению ПАО "МТС"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия
об оспаривании постановления
установил:
публичное акционерное общество "Мобильные ТелеСистемы" (ОГРН: 1027700149124, адрес: 109147, Москва, ул. Марксистская, д. 4; далее - ПАО "МТС", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия (ОГРН: 1051000011677, адрес: 185003, Карелия Республика, г. Петрозаводск, ул. Володарского (Голиковка р-н), д. 26; далее - Управление, заинтересованное лицо) о признании незаконным и отмене постановления N 302/19 по делу об административном правонарушении, которым Общество привлечено к ответственности по части 1 статьи 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением от 14.08.2019 суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с решением суда, ПАО "МТС" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель ПАО "МТС" поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Управления возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, на основании обращения Титовой Е.Л. о неправомерном списании с ее лицевого счета денежных средств за неоказанные услуги связи и во исполнение распоряжения от 22.03.2019 N 223 главный специалист-эксперт отдела защиты права потребителей Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия Ляпина Н.Л. провела в отношении ПАО "МТС" внеплановую документарную проверку.
По итогам проверки составлен акт от 29.04.2019 N 223, в котором указано, что между Титовой Е.Л. и ПАО "МТС" заключен договор об оказании услуг подвижной связи МТС с выделением абонентского номера, неотъемлемой частью которого являются Условия оказания услуг подвижной связи "МТС" и тарифный план "Мой Smart".
В соответствии с условиями тарифного плана "Мой Smart", которые доведены до сведения абонентов на интернет-сайте ПАО "МТС", опция "Забугорище" является услугой, включенной в пакет услуг при переходе на тарифный план "Мой Smart", и автоматически подключается при подключении или переходе на этот тарифный план. На тарифный план "Мой Smart" Титова Е.Л. перешла 14.01.2019. Согласно описанию опции "Забугорище", размещенному на официальном сайте ПАО "МТС" в сети "Интернет", ежесуточная плата в случае использования услуг связи в популярных странах (в том числе ОАЭ) составляет 350 руб. в день пользования (пункт 13). Плата списывается только в случае, если абонент пользовался услугами связи в поездке. Плата за опцию "Забугорище" списывается при первой интернет-сессии или первом звонке в календарные сутки по времени страны пребывания. С 16 по 21 января 2019 года, когда Титова Е.Л. находилась в ОАЭ, с ее лицевого счета было списано 2100 руб. платы за опцию "Забугорище" при том, что в указанный период интернет-сессий или звонков абонентом не осуществлялось.
По данному факту Управлением 24.05.2019 в отношении ПАО "МТС" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.7 КоАП РФ.
06.06.2019 Управлением вынесено постановление, которым заявителю назначено наказание по части 1 статьи 14.7 КоАП РФ в виде 20 000 руб. штрафа. Действия ПАО "МТС" квалифицированы как обман потребителя путем обсчета, выразившийся во взимании денежных средств за услугу, фактически не оказываемую в период с 16 по 21 января 2019 года.
Суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности административным органом наличия состава и события вменяемого обществу административного правонарушения, процессуальных нарушений в ходе привлечения общества к ответственности не выявил, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований Обществу отказал.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 14.7 КоАП РФ обсчет потребителей при реализации товара (работы, услуги), за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, влечет для юридического лица наказание в виде наложения административного штрафа в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу пункта 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 44 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи) на территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключённого в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи.
Согласно пункту 2 статьи 54 Закона о связи основанием для осуществления расчётов за услуги связи являются показания средств измерений, средств связи с измерительными функциями, учитывающих объём оказанных услуг связи операторами связи, а также условия заключённого с пользователем услугами связи договора об оказании услуг связи.
Пунктом 38 Правил оказания услуг телефонной связи, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2014 N 1342 (далее - Правила N 1342), пунктом 38 Правил оказания телематических услуг связи, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2007 N 575 (далее - Правила N 575), предусмотрено, что основанием для выставления счёта абоненту и (или) пользователю или списания средств с лицевого счёта за предоставленные телефонные соединения, телематические услуги связи являются данные, полученные с помощью оборудования оператора связи, используемого для учёта объёма оказанных услуг телефонной связи, телематических услуг связи.
ПАО "МТС" в качестве оборудования для учёта объёма оказанных абонентам услуг связи использует автоматизированную систему расчётов, имеющую наименование "FORIS OSS". Наименование автоматизированной системы расчётов "FORIS OSS" отражено в сертификате соответствия (регистрационный номер: ОС- 4-СТ-0591; срок действия: с 04.07.2017 до 04.07.2020) (л.д. 94).
Как следует из материалов дела, между Титовой Е.Л. и ПАО "МТС" заключён договор об оказании услуг подвижной связи МТС с выделением абонентского номера +79114017405. Неотъемлемой частью данного договора является тарифный план "Мой Smart". В соответствии с условиями тарифного плана "Мой Smart" услуга (опция) "Забугорощие" включена в пакет услуг, предоставляемых в рамках тарифного плана "Мой Smart". Согласно описанию опции "Забугорище" (на основании пункта 13 дополнительной информации описания опции "Забугорище") в случае, если абонент пользуется услугами связи за границей, плата за опцию списывается при первой интернет-сессии или первом звонке в календарные сутки по времени страны пребывания.
Между тем, согласно счёту за услуги предприятия ПАО "МТС" от 31.01.2019 N 210330418880/ 4727377395 по сетевому ресурсу 79114017405, сформированному автоматизированной системой расчётов FORIS OSS, согласно скриншотам с мобильного абонентского устройства Титовой Е.Л., приложенным потребителем к жалобе, зарегистрированной в Управлении 12.03.2019 (вх.N 432/ж-2019), плата за услугу "Забугорище" списывалась с нарушением условий заключённого договора, то есть не в момент совершения первой интернет-сессии или первого звонка, а в форме ежесуточной абонентской платы при наступлении каждых новых суток в одно и то же время (в 00 час. 00 мин. 00 сек.) (л.д. 90).
На основании пункта 13 Правил применения автоматизированных систем расчётов, утверждённых Приказом Мининформсвязи Российской Федерации от 02.07.2007 N 73 (далее - Правила применения АСР), автоматизированная система расчётов обеспечивает периодичность и продолжительность выполнения каждой функции, для которой задана периодичность и время выполнения. Как усматривается из сведений, содержащихся в счёте за услуги предприятия ПАО "МТС" от 31.01.2019 N 210330418880/ 4727377395 по сетевому ресурсу 79114017405, списание платы за опцию "Забугорище" производилось с периодичностью ежесуточно, время выполнения функции списания - 0:00:00. Следовательно, в автоматизированной системе расчётов ПАО "МТС" изначально были заданы и настроены именно такие критерии списания платы за опцию "Забугорище", а не те критерии, которые определены договором.
Как следует из материалов дела, счёт за услуги предприятия ПАО "МТС" от 31.01.2019 N 210330418880/ 4727377395 по сетевому ресурсу 79114017405 был представлен ПАО "МТС" в рамках проводимой Управлением проверки. На страницах 2-5 данного счёта в левом верхнем углу имеется отметка "FORIS OSS". Это означает, что он сформирован автоматизированной системой расчётов FORIS OSS.
Податель апелляционной жалобы ссылается на то, что 27.05.2019 заявителем в материалы административного дела представлены дополнительные документы, в том числе выписка из раздела "история баланса" (л.д. 114).
Вместе с тем, апелляционный суд критически относится к представленному Обществом доказательству, поскольку из указанного документа не следует, что он получен с помощью автоматизированной системы расчётов FORIS OSS, в нём отсутствует отметка "FORIS OSS". Кроме того, сведения, содержащиеся в нём, не соответствуют сведениям, имеющимся в представленном оператором связи счёте за услуги предприятия ПАО "МТС" от 31.01.2019 N 210330418880/ 4727377395 по сетевому ресурсу 79114017405 и в скрин-шотах с мобильного абонентского устройства Титовой Е.Л. По смыслу пункта 8 Правил применения АСР, информация, формируемая автоматизированной системой расчётов, не должна быть противоречивой.
В соответствии с пунктом 7 Правил применения АСР в автоматизированной системе расчётов обеспечивается документирование формируемой информации. При этом документирование - это процесс представления информации в виде бумажного документа, видеокадра, файла на любом типе носителя (пункт 2 Приложения N 6 к Правилам применения АСР).
Доводы ПАО "МТС" относительно того, что административным органом не выяснялся вопрос использования услуг абонентом в период нахождения на территории ОАЭ, подлежит отклонению апелляционным судом.
На основании подпункта 4 пункта 13 распоряжения от 22.03.2019 N 223 о проведении внеплановой документарной проверки Управлением у ПАО "МТС" были истребованы письменные доказательства (данные специальных технических средств или другие доказательства) фактов пользования абонентом Титовой Е.Л. услугами связи за пределами Российской Федерации (в Объединённых Арабских Эмиратах (ОАЭ) в период с 14.01.2019 по 26.01.2019.
ПАО "МТС" в письме от 09.04.2019 N С310/009/и, направленном в административный орган в связи с проводимой проверкой, представило расшифровку оказанных абоненту услуг связи за указанный период. Из данной расшифровки видно, что 15.01.2019 абонентом Титовой Е.Л. совершены интернет- сессии, 22.01.2019 осуществлены выход в Интернет и исходящий звонок, в период с 16 по 21 января 2019 года абонент не совершал ни интернет-сессии, ни звонки.
Кроме того, как правильно указал суд первой инстанции, у ПАО "МТС", исходя из содержания письма от 09.04.2019 N С310/009/и, имелась возможность подтвердить наличие оснований для начисления платы в размере 2100 руб. и без предоставления детализированного счёта. Указанная плата Обществом скорректирована и возвращена потребителю, что подтвердил представитель ПАО "МТС" в судебном заседании апелляционного суда.
На основании вышеизложенного в действиях ПАО "МТС" правомерно установлено событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.7 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями. Общество не представило доказательств невозможности соблюдения требований законодательства, того, что им были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению для недопущения совершения правонарушения.
Таким образом, состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.7 КоАП РФ, в действиях Общества доказан.
Исходя из конкретных обстоятельств дела, характера общественных отношений, на которые посягает нарушитель, степени общественной опасности правонарушения, суд апелляционной не находит оснований для освобождения заявителя от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ.
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, влекущих отмену оспариваемого постановления, судами не установлено.
Доводов, основанных на доказательственной базе и опровергающих выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении, подателем жалобы не приведено. Неправильного применения судом норм материального права, нарушений требований процессуального законодательства при исследовании и оценке представленных доказательств апелляционной инстанцией не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 14 августа 2019 года по делу N А26-5931/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Мобильные ТелеСистемы" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
А.Б. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-5931/2019
Истец: ПАО "Мобильные ТелеСистемы"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА