город Томск |
|
11 октября 2019 г. |
Дело N А45-22557/2019 |
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Дубининой Т.Н., рассмотрев апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Дзержинском районе г. Новосибирска (межрайонного) (N 07АП-9149/2019) на решение от 14.08.2019 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-22557/2019 (судья Пахомова Ю.А.), по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сибирская продовольственная компания" (630112, город Новосибирск, улица проспект Дзержинского, дом 1/1, офис 73, ИНН 5405200166, ОГРН 1025401012768) к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Дзержинском районе г. Новосибирска (межрайонному) (630015, город Новосибирск, проспект Дзержинского, дом 12/1) о признании недействительным решения от 15.04.2019 N 064S19190011311, без вызова представителей участвующих в деле лиц,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Сибирская продовольственная
компания" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Дзержинском районе г. Новосибирска (межрайонному) (далее - Пенсионный фонд) о признании недействительным решения от 15.04.2019 N 064S19190011311 "о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Настоящее дело в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением от 05.08.2019 Арбитражного суда Новосибирской области принятым в виде резолютивной части в порядке части 1 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявленные требования удовлетворены: признано недействительным решение Пенсионного фонда от 15.04.2019 N 064S19190011311, на Пенсионный фонд возложена обязанность устранить нарушение прав и законных интересов Общества.
Мотивированное решение изготовлено судом первой инстанции 14.08.2019 по заявлению Пенсионного фонда.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Пенсионный фонд обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель, ссылаясь на статьи 8, 11, 15, 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ), пункт 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция N 766н), указывает на правомерность привлечения Общества к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ в связи с тем, что дополняющая форма СЗВ-М за январь 2019 года представлена страхователем на то застрахованное лицо, в отношении которого за спорный отчетный период ранее сведения не представлялись, следовательно, в данном случае имело место непредставление сведений по форме СЗВ-М за январь 2019 года на 1 застрахованное лицо в установленный законом срок.
На основании части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи по имеющимся в деле доказательствам.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу с доводами апелляционной жалобы не согласилось, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Отзыв приобщен апелляционным судом к материалам дела на основании статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим изменению или отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, Обществом 12.02.2019 представлены в Пенсионный фонд сведения по форме СЗВ-М тип "исходная" за январь 2019 года на 1517 застрахованных лиц, что подтверждается положительным протоколом входного контроля от 12.02.2019 со статусом "Отчет принят".
12.03.2019 Обществом направлены в Пенсионный фонд сведения по форме СЗВ-М тип "дополняющая" за январь 2019 года на 1 застрахованное лицо, сведения о котором отсутствовали в форме СЗВ-М тип "исходная" за январь 2019 года, что подтверждается положительным протоколом входного контроля от 12.03.2019 со статусом "Отчет принят".
Пенсионным фондом составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 13.03.2019 N 064S18190008531.
По результатам рассмотрения акта и материалов проверки, с учетом возражений заявителя на акт проверки, Пенсионным фондом вынесено решение от 15.04.2019 N 064S19190011311 о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, в виде 500 рублей финансовых санкций.
Несогласие Общества с решением Пенсионного фонда послужило основанием для обращения в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия у Пенсионного фонда правовых оснований для привлечения Общества к ответственности, установленной частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, поскольку исходные сведения о застрахованных лицах были направлены страхователем в установленный пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона 27-ФЗ срок, а ошибки в изначально представленных сведениях устранены страхователем путем направления корректирующих сведений в соответствии с действующим законодательством.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ), статьей 1 Федерального закона N 27-ФЗ, Общество является страхователем в сфере обязательного пенсионного страхования.
В силу абзаца 3 пункта 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии с преамбулой Федерального закона N 27-ФЗ данный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Этим же законом определены обязанность (статья 15 Федерального закона N 27-ФЗ), объем и сроки (статья 11 Федерального закона N 27-ФЗ) представления таких сведений.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ (в редакции, действующей в спорный период) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Статьей 16 Федерального закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Сведения о застрахованных лицах направляются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах" (далее - Постановление N 83п).
Согласно Постановлению N 83п в разделе 3 "Тип формы" указывается один из предлагаемых кодов: "исходная", "дополняющая", "отменяющая".
В соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Вместе с тем, в силу статьи 15 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
В абзаце 3 пункта 39 Инструкции N 766н (в редакции, действующей в спорный период) указано, что страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
При этом, статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в Пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения Пенсионным фондом, и представить в Пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Из материалов дела следует, что основанием для привлечения Общества к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ послужил вывод Пенсионного фонда о непредставлении страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, за январь 2019 года в отношении 1 застрахованного лица.
С учетом пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ срок представления сведений о застрахованных лицах за отчетный период - январь 2019 года - не позднее 15 февраля 2019 года.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что Общество первоначально представило сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М тип "исходная" за январь 2019 года в установленный законом срок.
Ошибки в части не указания в представленных сведениях индивидуального (персонифицированного) учета на 1 застрахованное лицо выявлены, исправлены и форма СЗВ-М тип "дополняющая" за январь 2019 года представлена Обществом самостоятельно.
Данное обстоятельство Пенсионным фондом по существу не оспорено и документально не опровергнуто. Доказательства того, что скорректированные Обществом сведения по форме СЗВ-М тип "дополняющая" за январь 2019 года являются неполными и (или) содержат недостоверные сведения, в материалы дела не представлены.
Принимая во внимание то, что форма СЗВ-М тип "исходная" за январь 2019 года направлена Обществом с соблюдением срока, установленного пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, при этом допущенные ошибки самостоятельно Обществом устранены, что не опровергнуто Пенсионным фондом, Общество реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный отчетный период (январь 2019 года), откорректировав их путем представления в адрес Пенсионного фонда дополнительных сведений о застрахованных лицах (форма СЗВ-М тип "дополняющая") за этот отчетный период до момента обнаружения ошибки Пенсионным фондом, что допускает не применять к Обществу финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Суд первой инстанции правомерно указал, что формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа, является недопустимым; любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности. Также обоснованно суд первой инстанции отметил, что правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что в данном случае страхователь должен быть освобожден от ответственности в виде взыскания финансовой санкции, установленной частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Выводы суда первой инстанции соответствуют подходу, изложенному в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 06.02.2018 N 6-П, в соответствии с которым принципы справедливости и соразмерности предполагают пропорциональность не только в санкциях, но и в условиях освобождения от ответственности в зависимости от тяжести содеянного, причиненного ущерба, степени вины и других существенных обстоятельств, не исключая поощрения к правомерному поведению в фискальных правоотношениях.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в рассматриваемом случае имело место непредставление сведений по форме СЗВ-М за январь 2019 года на 1 застрахованное лицо в установленный законом срок, поскольку дополняющая форма СЗВ-М за январь 2019 года представлена страхователем на то застрахованное лицо, в отношении которого за спорный отчетный период ранее сведения не представлялись, подлежат отклонению как основанные на неверном толковании указанных норм права, которые допускают возможность страхователя дополнять и уточнять (исправлять) ранее переданные им сведения о застрахованных лицах до момента обнаружения ошибок Пенсионным фондом, при этом законодательно не установлен срок для представления "дополняющей" формы СЗВ-М при самостоятельном выявлении ошибки страхователем (статьи 15, 17 Федерального закона N 27-ФЗ, пункт 39 Инструкции N 766н), ввиду чего основания для привлечения страхователя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, отсутствуют.
Действия Общества правомерно оценены судом как реализация права на дополнение и уточнение переданных сведений, предусмотренного статьей 15 Федерального закона N 27-ФЗ.
Суд первой инстанции в соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт Пенсионного фонда не соответствует положениям Федерального закона N 27-ФЗ, нарушает права и законные интересы заявителя, правомерно удовлетворил заявленные Обществом требования.
Иное толкование Пенсионным фондом положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела, не свидетельствуют о неправильном применении или нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
В связи с изложенным, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку органы Пенсионного фонда освобождены от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебных расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
постановил:
решение от 14.08.2019 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-22557/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Дзержинском районе города Новосибирска (межрайонного) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Судья |
Т.Н. Дубинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-22557/2019
Истец: ООО "Сибирская продовольственная компания"
Ответчик: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ДЗЕРЖИНСКОМ РАЙОНЕ Г. НОВОСИБИРСКА МЕЖРАЙОННОЕ