г. Красноярск |
|
11 октября 2019 г. |
Дело N А33-36774/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена "09" октября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен "11" октября 2019 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бабенко А.Н.,
судей: Иванцовой О.А., Юдина Д.В.
при ведении протокола судебного заседания Щекотуровой Я.С.
при участии:
от процессуального истца - Прокуратуры Красноярского края: Федорченко М.С., прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Красноярского края, служебное удостоверение ТО N 263517 от 13.05.2019;
от материального истца - Главного управления Министерства чрезвычайных ситуаций по Красноярскому краю: Васильченко Ж.А., представителя по доверенности от 14.03.2019 N 12-10-2278,
от "Красноярскнефтепродукт": Майловой С.В. представителя по доверенности от 09.09.2019 N 309, диплом от 2.06.2014 N/283,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу АО"Красноярскнефтепродукт" на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "25" июля 2019 года по делу N А33-36774/2018, принятое судьёй Тимергалеевой О.С.
установил:
Прокуратура Красноярского края обратилась в Арбитражный суд Красноярского края в интересах Российской Федерации в лице Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва и Главного управления Министерства чрезвычайных ситуаций по Красноярскому краю к департаменту муниципального заказа администрации города Красноярска, к департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска, к АО "Красноярскнефтепродукт" и к обществу с ограниченной ответственностью "Оптнефтепродукт" с требованиями (с учетом принятых уточнений):
- о признании недействительными торгов по продаже нежилого помещения общей площадью 77,7 кв.м., расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Декабристов, д. 30, пом. 29, оформленных протоколом от 16.05.2018;
- о признании недействительным договора купли-продажи объекта недвижимости от 22.05.2018 N 719, заключенного между департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска и АО "Красноярскнефтепродукт";
- об истребовании из чужого незаконного владения АО "Красноярскнефтепродукт", ООО "Оптнефтепродукт" в пользу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва нежилого помещения с кадастровым номером 24:50:0200136:211 площадью 77,7 кв.м., расположенного по адресу: г.Красноярск, ул. Декабристов, д. 30, пом. 29.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 25.07.2019 иск удовлетворен.
Не согласившись с данным судебным актом, АО "Красноярскнефтепродукт" обратилось с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит отменить обжалуемое решение и принять по делу новый судебный акт. В апелляционной жалобе АО "Красноярскнефтепродукт", оспаривая законность принятого решения, приводит довод об отсутствии доказательств отнесения спорного помещения к объекту защитного сооружения гражданской обороны (далее - ЗС ГО), в частности паспорта ЗС ГО, идентичности включенного в реестр объекта ЗС ГО и спорного помещения. Кроме того, Общество полагает, что судом к участию в деле не привлечено МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва, а также отсутствовали основания для истребования спорного объекта в связи с действием типового договора на выполнение мероприятий гражданской обороны от 21.05.1993.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 09.09.2019 апелляционная жалоба принята к производству, ее рассмотрение назначено на 09.10.2019.
От Прокуратуры в материалы дела поступил отзыв, в котором доводы апелляционный жалобы отклонены.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 23.06.2016 N 220-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти" предусматривается возможность выполнения судебного акта в форме электронного документа, который подписывается судьей усиленной квалифицированной электронной подписью. Такой судебный акт направляется лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его вынесения, если иное не установлено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Текст определения о принятии к производству апелляционной жалобы от 09.09.2019, подписанного судьей усиленной квалифицированной электронной подписью, опубликован в Картотеке арбитражных дел (http://.kad.arbitr.ru/) 10.09.2019.
В силу части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель АО "Красноярскнефтепродукт" заявил ходатайство об отложении судебного заседания.
Руководствуясь статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции вынес протокольное определение об отказе в удовлетворении ходатайства об отложении рассмотрения апелляционной жалобы в связи с отсутствием оснований, так как при условии надлежащего извещения о судебном заседании лиц, участвующих в деле, удовлетворение ходатайства об отложении судебного заседания является правом, а не обязанностью суда.
В судебном заседании представитель АО "Красноярскнефтепродукт" изложил доводы апелляционной жалобы, представитель Прокуратуры доводы отзыва, представитель Главного управления Министерства чрезвычайных ситуаций по Красноярскому краю письменный отзыв не представил, доводы апелляционной жалобы отклонил.
При повторном рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.
Согласно распоряжению администрации г. Красноярска от 11.08.2011 N 2825-недв "О внесении в Реестр муниципальной собственности объекта недвижимости по ул.Декабристов, д. 30, помещение N 29" в силу прямого указания абзаца 2 пункта 1 приложения 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", по результатам проведенной технической инвентаризации, на основании технического заключения N2438-196/11, выданного ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" Филиала по Красноярскому краю, руководствуясь ст. 215 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 45, 58, 59, 64, 65 Устава города Красноярска, в соответствии с распоряжением Главы города от 22.12.2006 N270-р, считать муниципальной собственностью - объектом городской казны нежилое помещение N29, расположенное по адресу: г. Красноярск, ул. Декабристов, 30, общей площадью 77,7 кв.м., 1959 года постройки (далее - нежилое помещение N29).
В материалы дела 23.01.2019 от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю в ответ на запрос суда от 26.12.2018 поступили запрошенные судом копии материалов реестрового дела в отношении помещения площадью 77,7 кв.м. с кадастровым номером 24:50:0200136:211, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Декабристов, д. 30, пом. 29.
Исходя из содержания копий материалов реестрового дела в отношении нежилого помещения N 29, на основании указанного распоряжения, выписки из реестра муниципальной собственности от 21.12.2011 за муниципальным образованием город Красноярск 28.12.2011 зарегистрировано (N гос.регистрации 24-24-01/250/2011-793) право собственности на нежилое помещение N29, расположенное по адресу: г. Красноярск, ул. Декабристов, 30, общей площадью 77,7 кв.м., 1959 года постройки.
На основании распоряжения администрации города Красноярска от 27.06.2012 N 3111-недв между департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска (арендодатель) и открытым акционерным обществом "Красноярскнефтепродукт" (арендатор) 27.06.2012 подписан договор аренды N 12220 нежилого помещения, согласно пункту 1.1. которого арендодатель обязуется передать арендатору по акту приема-передачи, а арендатор обязуется принять во временное пользование нежилое подвальное помещение N 29, реестровый номер "СТР12377, общей площадью 77,7 кв.м., расположенное в г. Красноярске по адресу: ул. Декабристов, 30, для использования в целях охраны труда и охраны здоровья граждан. Срок действия договора установлен с 27.06.2012 по 30.06.2015 (пункт 2.1. договора). По акту приема-передачи нежилое помещение N 29 передано арендодателем арендатором. Договор аренды зарегистрирован в установленном порядке 21.08.2012 N гос.регистрации 24-24-а/220/2012-311.
При этом письмом от 28.11.2012 N 3-4-14-16191 ГУ МЧС России по Красноярскому краю сообщило ОАО "Красноярскнефтепродукт" о том, что по учету ГУ МЧС России по Красноярскому краю по адресу г. Красноярск, ул. Декабристов, 30 числится защитное сооружение гражданской обороны под инв.N 575-24.
Согласно постановлению администрации г. Красноярска от 05.04.2018 N 222 "О приватизации нежилого помещения по ул. Декабристов, д. 30, пом. 29" в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", Решением Красноярского городского Совета от 21.12.2004 N4-69 "О порядке и условиях приватизации муниципального имущества в городе Красноярске", Решением Красноярского городского Совета депутатов от 31.10.2017 N В-253 "Об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации муниципального имущества города Красноярска на 2018 - 2020 годы", Распоряжением администрации города от 25.10.2016 N 324-р "Об утверждении Регламента взаимодействия органов администрации города при организации и проведении торгов по приватизации муниципального имущества", руководствуясь ст. ст. 41, 58, 59 Устава города Красноярска, постановлено приватизировать нежилое помещение общей площадью 77,7 кв. м, расположенное по адресу: г. Красноярск, ул. Декабристов, д. 30, пом. 29, путем продажи на аукционе с открытой формой подачи предложений о цене; установить начальную цену продажи нежилого помещения на основании отчета независимого оценщика в размере 1823000 (один миллион восемьсот двадцать три тысячи) рублей, в том числе НДС; установить шаг аукциона в размере 5 процентов от начальной цены продажи нежилого помещения.
Извещение о проведении торгов по продаже недвижимого имущества, расположенного адресу: г. Красноярск, ул. Декабристов, д. 30, помещение N 29 было опубликовано 11.04.2018 на официальном сайте "http://torgi.gov.ru/" под номером 110418/3760802/04.
Исходя из содержания протокола о признании претендентов участниками аукциона от 11.05.2018 для участия в аукционе поступило две заявки: от АО "Красноярскнефтепродукт" и ООО "Оптнефтепродукт".
Согласно протоколу итогов аукциона от 16.05.2018 победителем аукциона признан участник - АО "Красноярскнефтепродукт", с которым 22.05.2018 департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска (продавец) был заключен договор N 719 купли-продажи объекта недвижимости - нежилого помещения N 229. В соответствии с п. 2.1 договора, цена продажи нежилого помещения N29 составила 1 914 150 рублей.
Платежными поручениями от 23.04.2018 N 13367 на сумму 364 600 руб., от 23.05.2018 N 14676 на сумму 1 257 561 руб. 02 коп. стоимость приобретенного имущества оплачена покупателем - АО "Красноярскнефтепродукт".
Факт передачи недвижимого имущества АО "Красноярскнефтепродукт" подтвержден актом приема-передачи объекта недвижимости от 01.06.2018.
Право собственности АО "Красноярскнефтепродукт" на нежилое помещение N 29 зарегистрировано в установленном порядке 05.06.2018 N гос.регистрации 24:50:0200136:211-24/100/2018-2, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 05.06.2018.
06.11.2018 между АО "Красноярскнефтепродукт" (арендодатель) и ООО "Оптнефтепродукт" (арендатор) подписан договор аренды нежилого помещения N 1997/2-1, согласно пункту 1.1. которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает во временное владение и пользование недвижимое имущество в виде нежилого помещения N 29, сроком на 5 (пять) лет с даты подписания договора (пункт 1.5 договора). По акту приема-передачи от 06.11.2018 нежилое помещение N 29 передано арендодателем арендатором. Договор аренды зарегистрирован в установленном порядке 07.12.2018 Nгос.регистрации 24:50:0200136:211-24/095/2018-3.
Из материалов дела следует (кадастровый паспорт от 16.09.2011, технический паспорт помещения, составленный по состоянию на 17.02.2011), что нежилое помещение N 29 расположено в подвале жилого дома N30 по ул. Декабристов в г.Красноярске, год ввода в эксплуатацию - 1959.
Из содержания представленных в материалы дела 22.03.2019 от КГКУ "Государственный архив Красноярского края" в ответ на запрос суда от 21.02.2019 пояснений и документов в отношении объекта - жилого дома, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Декабристов, 30, следует, что решением исполкома Красноярского городского Совета депутатов трудящихся от 16.08.1955 N 370 Красноярскому товарно-транспортному управлению "Главнефтесбыт" в порядке декрета ВЦИК и СНК РСФСР от 04.03.1929 отведен земельный участок по ул. Декабристов, N30-30-а для строительства многоэтажного административно-жилого дома.
Решением исполнительного комитета Красноярского городского Совета депутатов трудящихся от 18.04.1959 N 263 утвержден акт государственной комиссии от 27.02.1959 о приемке в эксплуатацию 24-квартирного дома по ул. Декабристов N30 товарно-транспортного управления Главнефтесбыта.
Решением исполнительного комитета Красноярского городского Совета депутатов трудящихся от 29.09.1989 N 370 разрешено передать на баланс МПО "Горжилкомхоз" жилой дом N30 по ул. Декабристов Красноярского предприятия по обеспечению нефтепродуктами.
В материалы дела 24.01.2019 от Восточно-Сибирского филиала АО "Ростехинвентаризвция - Федеральное БТИ" в ответ на определение суда об истребовании судом доказательств от 26.12.2018 поступили истребованные судом документы: копии материалов инвентарного дела в отношении помещения площадью 77,7 кв.м. с кадастровым номером 24:50:0200136:211, расположенного по адресу: г.Красноярск, ул. Декабристов, д. 30, пом. 29; копии материалов инвентарного дела (в том числе документы первичной технической инвентаризации и технического учета) в отношении здания по адресу: г. Красноярск, ул. Декабристов, д. 30 (по состоянию на 09.03.1959) в части помещения 29 площадью 77,7 кв.м. (возможно иная нумерация и площадь).
Согласно уставу АО "Красноярскнефтепродукт" (редакция N 8), утвержденному общим собранием акционеров АО "Красноярскнефтепродукт" (протокол N 2-2017 от 30.06.2017) (http://www.knp.krsn.ru/upload/iblock/4c4/4c4c3d534e483ff94613d671992c613 8. pdf), акционерное общество "Красноярскнефтепродукт" учреждено в соответствии с планом приватизации, утвержденным Красноярским краевым комитетом по управлению государственным имуществом 18.09.1995, путем преобразования Красноярского государственного предприятия по обеспечению нефтепродуктами (ГП "Красноярскнефтепродукт") в соответствии с Указами Президента РФ от 01.07.1992 N 721 и от 17.11.1992 N1403
При этом доля участия субъекта Российской Федерации "Красноярский край" в уставном капитале АО "Красноярскнефтепродукт" составляет 57,99986%, что подтверждается представленными в материалы дела документами.
Согласно пункту 9.1. Первого раздела плана приватизации Красноярскнефтепродукт, утвержденного Красноярским краевым комитетом по управлению государственным имуществом 18.09.1995, мобилизационный резерв и объекты гражданской обороны остаются в государственной собственности и находятся на ответственном хранении АО согласно договору.
В соответствии с заключением штаба гражданской обороны Красноярского края от 25.05.1993 N 5/337 "Красноярскнефтепродукт" имеет объекты гражданской обороны, предприятие подлежит приватизации, за исключением объектов гражданской обороны и части имущества, которые передаются ему по договору (прилагается).
Согласно типовому договору на выполнение мероприятий гражданской обороны от 21.06.1993, заключенному в связи с преобразованием предприятия "Красноярскнефтепродукт" в предприятие АООТ "Красноярскнефтепродукт" между штабом Красноярского края по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий и предприятием "Красноярскнефтепродукт", предприятие АООТ "Красноярскнефтепродукт" как правопреемник предприятия "Красноярскнефтепродукт", передавая (арендуя и т.д.) защитное) сооружение, состоящее на инвентарном учете в предприятии "Красноярскнефтепродукт" по адресу г. Красноярск, ул. Декабристов, 30, а также имущество и технические средства, относящиеся к гражданской обороне за счет собственных средств, приняло на себя соответствующие обязательства (пункты 1.1.-1.5 договора).
Ссылаясь на нарушение императивного запрета на приватизацию защитных сооружений гражданской обороны, а также императивных норм Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" в части процедуры проведения аукциона, Прокуратура Красноярского края обратилась в арбитражный суд в интересах Российской Федерации в лице Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва и Главного управления Министерства чрезвычайных ситуаций по Красноярскому краю к департаменту муниципального заказа администрации города Красноярска, к департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска, к акционерному обществу "КРАСНОЯРСКНЕФТЕПРОДУКТ" и к обществу с ограниченной ответственностью "Оптнефтепродукт" с требованиями (с учетом принятых судом в судебном заседании 08.05.2019 уточнений):
- о признании недействительными торгов по продаже нежилого помещения общей площадью 77,7 кв.м., расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Декабристов, д. 30, пом. 29, оформленных протоколом от 16.05.2018;
- о признании недействительным договора купли-продажи объекта недвижимости от 22.05.2018 N 719, заключенного между департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска и акционерным обществом "КРАСНОЯРСКНЕФТЕПРОДУКТ";
- об истребовании из чужого незаконного владения акционерного общества "КРАСНОЯРСКНЕФТЕПРОДУКТ", ООО "Оптнефтепродукт" в пользу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва нежилого помещения с кадастровым номером 24:50:0200136:211 площадью 77,7 кв.м., расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Декабристов, д. 30, пом. 29.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии частью 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Согласно части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В качестве оснований заявленных исковых требований в рамках настоящего дела Прокуратура Красноярского края указывает на нарушения ответчиками требований ст. 5, п. 8 ст. 18 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", п. 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 24.12.1993 N 2284, выразившиеся в незаконном включении в предмет торгов и продаже федерального объекта - защитного сооружения гражданской обороны, необоснованном допуске к аукциону и признании победителем Общества, имеющего долю участия субъекта РФ - Красноярский край более 25 % (57,99986 %).
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 5, п. 8 ст. 18 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", п. 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 24.12.1993 N 2284, пришел к выводу о незаконном включении структурными подразделениями администрации г. Красноярска в предмет торгов и продаже федерального объекта - защитного сооружения гражданской обороны, а также о необоснованном допуске к аукциону и признании победителем АО "Красноярскнефтепродукт", имеющего долю участия субъекта РФ - Красноярский край более 25 % (57,99986 %).
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит основания для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что согласно постановлению администрации г. Красноярска от 05.04.2018 N 222 "О приватизации нежилого помещения по ул. Декабристов, д. 30, пом. 29" в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", Решением Красноярского городского Совета от 21.12.2004 N4-69 "О порядке и условиях приватизации муниципального имущества в городе Красноярске", Решением Красноярского городского Совета депутатов от 31.10.2017 N В-253 "Об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации муниципального имущества города Красноярска на 2018 - 2020 годы", Распоряжением администрации города от 25.10.2016 N 324-р "Об утверждении Регламента взаимодействия органов администрации города при организации и проведении торгов по приватизации муниципального имущества", руководствуясь ст. ст. 41, 58, 59 Устава города Красноярска, постановлено приватизировать нежилое помещение общей площадью 77,7 кв. м, расположенное по адресу: г. Красноярск, ул. Декабристов, д. 30, пом. 29, путем продажи на аукционе с открытой формой подачи предложений о цене; установить начальную цену продажи нежилого помещения на основании отчета независимого оценщика в размере 1823000 (один миллион восемьсот двадцать три тысячи) рублей, в том числе НДС; установить шаг аукциона в размере 5 процентов от начальной цены продажи нежилого помещения.
Извещение о проведении торгов по продаже недвижимого имущества, расположенного адресу: г. Красноярск, ул. Декабристов, д. 30, помещение N 29 было опубликовано 11.04.2018 на официальном сайте "http://torgi.gov.ru/" под номером 110418/3760802/04.
Исходя из содержания протокола о признании претендентов участниками аукциона от 11.05.2018 для участия в аукционе поступило две заявки: от АО "Красноярскнефтепродукт" и ООО "Оптнефтепродукт".
Согласно протоколу итогов аукциона от 16.05.2018 победителем аукциона признан участник - АО "Красноярскнефтепродукт", с которым 22.05.2018 департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска (продавец) был заключен договор N 719 купли-продажи объекта недвижимости - нежилого помещения N 229. В соответствии с п. 2.1 договора, цена продажи нежилого помещения N29 составила 1 914 150 рублей.
Платежными поручениями от 23.04.2018 N 13367 на сумму 364 600 руб., от 23.05.2018 N 14676 на сумму 1 257 561 руб. 02 коп. стоимость приобретенного имущества оплачена покупателем - АО "Красноярскнефтепродукт".
Факт передачи недвижимого имущества АО "Красноярскнефтепродукт" подтвержден актом приема-передачи объекта недвижимости от 01.06.2018.
Право собственности АО "Красноярскнефтепродукт" на нежилое помещение N 29 зарегистрировано в установленном порядке 05.06.2018 N гос.регистрации 24:50:0200136:211-24/100/2018-2, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 05.06.2018.
Из материалов дела следует (кадастровый паспорт от 16.09.2011, технический паспорт помещения, составленный по состоянию на 17.02.2011), что нежилое помещение N 29 расположено в подвале жилого дома N30 по ул. Декабристов в г.Красноярске, год ввода в эксплуатацию - 1959.
Из содержания представленных в материалы дела 22.03.2019 от КГКУ "Государственный архив Красноярского края" в ответ на запрос суда от 21.02.2019 пояснений и документов в отношении объекта - жилого дома, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Декабристов, 30, следует, что решением исполкома Красноярского городского Совета депутатов трудящихся от 16.08.1955 N 370 Красноярскому товарно-транспортному управлению "Главнефтесбыт" в порядке декрета ВЦИК и СНК РСФСР от 04.03.1929 отведен земельный участок по ул. Декабристов, N30-30-а для строительства многоэтажного административно-жилого дома.
Решением исполнительного комитета Красноярского городского Совета депутатов трудящихся от 18.04.1959 N 263 утвержден акт государственной комиссии от 27.02.1959 о приемке в эксплуатацию 24-квартирного дома по ул. Декабристов N30 товарно-транспортного управления Главнефтесбыта.
Решением исполнительного комитета Красноярского городского Совета депутатов трудящихся от 29.09.1989 N 370 разрешено передать на баланс МПО "Горжилкомхоз" жилой дом N30 по ул. Декабристов Красноярского предприятия по обеспечению нефтепродуктами.
Правовое регулирование отношений, связанных с созданием, использованием и учетом защитных сооружений гражданской обороны, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Закон о гражданской обороне), постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" (далее - Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны), Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденными приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583 (далее - Правила N 583).
Согласно пункту 14 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, принятого в соответствии со статьей 6 Закона о гражданской обороне, МЧС России принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по созданию объектов гражданской обороны и поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; организует учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны; осуществляет методическое руководство и контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию.
Абзацем 1 пункта 1.2 Правил N 583 предусмотрено, что статус ЗС ГО как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта ЗС ГО.
В силу пункта 1.3 Правил N 583 в организациях, эксплуатирующих ЗС ГО, назначаются ответственные должностные лица, в обязанности которых входит организация их правильного учета, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования. Для ремонта и обслуживания помещений и оборудования ЗС ГО ответственные лица разрабатывают необходимую проектно-сметную документацию и организуют выполнение спланированных работ.
Согласно пункту 2.1 Правил N 583 учет ЗС ГО ведется в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе ЗС ГО.
Пунктом 2.2 Правил N 583 предусмотрено, что документальным основанием для ведения учета ЗС ГО является паспорт ЗС ГО, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения. Обязательными приложениями к паспорту ЗС ГО являются копии поэтажных планов и экспликаций помещений объекта ГО, согласованные и заверенные органами технической инвентаризации, организацией - балансодержателем ЗС ГО и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
Паспорт ЗС ГО оформляется в следующих случаях: после ввода ЗС ГО в эксплуатацию; при изменении типа ЗС ГО; при отсутствии паспорта ЗС ГО по итогам инвентаризации ЗС ГО после его закрепления за эксплуатирующей организацией.
При отсутствии паспорта ЗС ГО основанием для учета ЗС ГО являются проектная и техническая документация, объемно-планировочные, конструктивные решения, наличие специального инженерно-технического оборудования, позволяющие сделать вывод о принадлежности помещения к ЗС ГО.
Согласно пунктам 2.3, 2.4 Правил N 583 сведения о наличии ЗС ГО представляются в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в соответствии с устанавливаемым порядком (пункт 2.3). Инвентарные номера ЗС ГО присваиваются органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в соответствии с нумерацией ЗС ГО, устанавливаемой на территории субъекта Российской Федерации. Для присвоения инвентарных номеров организации представляют в главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации данные о месте расположения ЗС ГО и копии паспортов сооружений (пункту 2.4).
Таким образом, из названных норм следует, что статус ЗС ГО объект приобретает не после изготовления паспорта ЗС ГО, а в связи с внесением соответствующих сведений об указанном объекте в реестр ЗС ГО органами МЧС России. При этом паспорт ЗС ГО является документальным основанием для ведения учета таких объектов.
Вместе с тем отсутствие таких паспортов в отношении объектов ЗС ГО не препятствует признанию их таковыми, поскольку обязанность по оформлению паспортов и представлению соответствующих данных в органы МЧС России возлагается на эксплуатирующие данные объекты ЗС ГО организации.
В обоснование заявленных исковых требований в части отнесения нежилого помещения N 29 к защитному сооружению гражданской обороны процессуальным истцом представлены следующие документы:
- инвентаризационная карточка (дата заполнения 20.05.2014) защитного сооружения гражданской обороны (ЗС ГО) (убежища, противорадиационного укрытия) N 24/575 (код региона/инвентарный номер), из содержания которой следует, что ЗСГО, расположенное по адресу: 660021, г. Красноярск, Железнодорожный район, ул. Декабристов, 30, подъезд N2, имеет следующие технические характеристики: вместимость - 100 человек, общая площадь - 65,4 кв.м., расположение: ВУ - встроенное в здание 5 этажей, класс убежища - А-V, дата ввода в эксплуатацию - 1959 год, поставлено на учет ГУ МЧС России по Красноярскому краю за инвентарным номером 575-24, арендуется АО "Красноярскнефтепродукт";
- акт инвентаризации, оценки содержания и использования защитного сооружения ГО (убежище) инв.N 575-24 от 16.08.2018, утвержденный 30.08.2018 первым заместителем главы города Красноярска, согласно которому комиссия проверила наличие и оценила готовность к использованию по предназначению защитного сооружения ГО (убежища, ПРУ, укрытия), расположенного по адресу: 660021, Россия, красноярский край, г.Красноярск, ул. Декабристов, 30, подъезд 2, инв.N 575-24 и установила: защитное сооружение принято в эксплуатацию в 1959 году и находится на балансе: частная собственность АО "Красноярскнефтепродукт"; защитное сооружение ГО (убежище, ПРУ, укрытие) находится в пользовании (передано в аренду) убежище в собственности АО "Красноярскнефтепродукт" не используется (производится текущий ремонт); в акте приведены основные тактико-технические характеристики ЗС ГО (вместимость ЗС ГО: 100 человек, общая площадь ЗС ГО: 65,4 кв.м., расположение ЗС ГО: (ОС/В): В, класс (группа) ЗС ГО: А-V), а также отражены фактическое состояние ЗС ГО и его готовность к приему укрываемых;
- информация главного управления по ГО, ЧС И ПБ администрации г. Красноярска от 20.12.2018 N 09-8835, согласно которой при визуальном обследовании ЗС ГО на схеме подвального помещения ул. Декабристов, д. 30 в г. Красноярске обозначены границы ЗС ГО с помещениями, в которых расположено инженерно-техническое оборудование ЗС ГО: помещение N 16 - вход в ЗС ГО; помещения NN 6,7 - санузлы, с баками для воды на 1000 л; помещение N 5 - вентиляционная система, с фильтрами и средствами регенерации; помещение N 3 - выход из ЗС ГО, герметичные двери, ставня; помещения NN 4,8,9 - помещения ЗС ГО;
- письма ГУ МЧС России по красноярскому краю от 10.10.2018 N 3-4-16-10906, агентства по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Красноярского края от 29.03.2019 N 95-278105, КГКУ "Центр обеспечения реализации полномочий в областях гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций Красноярского края" от 11.03.2019 N 09-05-206.
Согласно уставу АО "Красноярскнефтепродукт" (редакция N 8), утвержденному общим собранием акционеров АО "Красноярскнефтепродукт" (протокол N 2-2017 от 30.06.2017)http://www.knp.krsn.ru/upload/iblock/4c4/4c4c3d534e483ff94613d 671992c6138.pdf), акционерное общество "Красноярскнефтепродукт" учреждено в соответствии с планом приватизации, утвержденным Красноярским краевым комитетом по управлению государственным имуществом 18.09.1995, путем преобразования Красноярского государственного предприятия по обеспечению нефтепродуктами (ГП "Красноярскнефтепродукт") в соответствии с Указами Президента РФ от 01.07.1992 N 721 и от 17.11.1992 N1403
Согласно пункту 9.1. Первого раздела плана приватизации Красноярскнефтепродукт, утвержденного Красноярским краевым комитетом по управлению государственным имуществом 18.09.1995, мобилизационный резерв и объекты гражданской обороны остаются в государственной собственности и находятся на ответственном хранении АО согласно договора.
В соответствии с заключением штаба гражданской обороны Красноярского края от 25.05.1993 N 5/337 "Красноярскнефтепродукт" имеет объекты гражданской обороны, предприятие подлежит приватизации, за исключением объектов гражданской обороны и части имущества, которые передаются ему по договору (прилагается).
Согласно типовому договору на выполнение мероприятий гражданской обороны от 21.06.1993, заключенному в связи с преобразованием предприятия "Красноярскнефтепродукт" в предприятие АООТ "Красноярскнефтепродукт" между штабом Красноярского края по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий и предприятием "Красноярскнефтепродукт", предприятие АООТ "Красноярскнефтепродукт" как правопреемник предприятия "Красноярскнефтепродукт", передавая (арендуя и т.д.) защитное сооружение, состоящее на инвентарном учете в предприятии "Красноярскнефтепродукт" по адресу г. Красноярск, ул. Декабристов, 30, а также имущество и технические средства, относящиеся к гражданской обороне за счет собственных средств приняло на себя соответствующие обязательства (пункты 1.1.-1.5 договора).
При указанных обстоятельствах, с учетом совокупности представленных в материалы дела доказательств, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о доказанности принадлежности нежилого помещения с кадастровым номером 24:50:0200136:211 площадью 77,7 кв.м., расположенного по адресу: г. Красноярск, ул.Декабристов, д. 30, пом. 29, к защитному сооружению гражданской обороны.
При этом, несмотря на разницу в площади, идентичность объекта ЗС ГО (65,4 кв.м.) и помещения N 29 в доме N 30 по ул. Декабристов в г. Красноярске (77,7 кв.м.) подтверждается поступившими от Восточно-Сибирского филиала АО "Ростехинвентаризвция - Федеральное БТИ" материалами инвентарного дела (в том числе графическими) в отношении помещения площадью 77,7 кв.м. с кадастровым номером 24:50:0200136:211, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Декабристов, д.30, пом. 29; материалами инвентарного дела (в том числе документы первичной технической инвентаризации и технического учета) в отношении здания по адресу: г.Красноярск, ул. Декабристов, д. 30 (по состоянию на 09.03.1959).
Доводы ответчиков о том, что спорный объект не является ЗС ГО, поскольку отсутствуют документы, подтверждающие снятие его с учета ЗС ГО, были обосновано признаны судом первой инстанции несостоятельными ввиду положений пунктов 2.9 - 2.11 Правил N 583.
Так, согласно пункту 2 раздела III приложения 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-1) защищенные рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления, а также объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период, относятся исключительно к федеральной собственности.
В соответствии с пунктом 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284, на момент разграничения государственной собственности в 1991 году спорное нежилое помещение N29 обладало статусом защитного сооружения, находилось в федеральной собственности и не могло находиться в собственности муниципалитета.
Общее понятие и классификация подобных объектов определяются, исходя из положений иных законодательных и нормативных актов (статья 1 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", пункт 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны", ГОСТ Р22.0.02-94 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий", утвержденный Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 22.12.1994 N 327).
Однако наличие у объекта статуса защитного сооружения гражданской обороны не дает оснований автоматически считать его объектом, подпадающим под действие пункта 2 раздела III (объекты оборонного производства) приложения 1 к Постановлению N 3020-1. Не относится такой объект и к нежилому фонду, на который распространяется приложение 3 к Постановлению N 3020-1.
Следовательно, защитные сооружения гражданской обороны представляют собой отдельную категорию объектов государственной собственности, объединяемых по признаку единого назначения, которые не подлежат передаче в муниципальную либо частную собственность. Приведенный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 26.01.2010 N 12757/09, определениях Верховного Суда Российской Федерации от 09.11.2017 N 308-ЭС17-16125 и от 28.03.2016 N 308-ЭС16-1346.
Согласно распоряжению администрации г. Красноярска от 11.08.2011 N 2825-недв "О внесении в Реестр муниципальной собственности объекта недвижимости по ул. Декабристов, д. 30, помещение N 29" в силу прямого указания абзаца 2 пункта 1 приложения 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", по результатам проведенной технической инвентаризации, на основании технического заключения N2438-196/11, выданного ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" Филиала по Красноярскому краю, руководствуясь ст. 215 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 45, 58, 59, 64, 65 Устава города Красноярска, в соответствии с распоряжением Главы города от 22.12.2006 N270-р, считать муниципальной собственностью - объектом городской казны нежилое помещение N29, расположенное по адресу: г. Красноярск, ул. Декабристов, 30, общей площадью 77,7 кв.м., 1959 года постройки (далее - нежилое помещение N29).
В материалы дела 23.01.2019 от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю в ответ на запрос суда от 26.12.2018 поступили копии материалов реестрового дела в отношении помещения площадью 77,7 кв.м. с кадастровым номером 24:50:0200136:211, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Декабристов, д. 30, пом. 29.
Исходя из содержания копий материалов реестрового дела в отношении нежилого помещения N 29, на основании указанного распоряжения, выписки из реестра муниципальной собственности от 21.12.2011 за муниципальным образованием город Красноярск 28.12.2011 зарегистрировано (N гос.регистрации 24-24-01/250/2011-793) право собственности на нежилое помещение N29, расположенное по адресу: г.Красноярск, ул. Декабристов, 30, общей площадью 77,7 кв.м., 1959 года постройки.
В соответствии с пунктом 2 Постановления N 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Согласно абзацу 2 пункта 1 приложения N 3 к постановлению N 3020-1 к муниципальной собственности относятся объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения.
Вместе с тем ответчик, в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представил в материалы дела относимых и допустимых доказательств о том, что нежилое помещение N 29 было передано в муниципальную собственность.
При таких обстоятельствах обоснован вывод суда первой инстанции о том, что отсутствие подтвержденного в установленном законом порядке факта передачи имущества в ведение муниципального образования не влечет возникновения собственности муниципального образования применительно к пункту 1 Приложения N 3 к Постановлению N 3020-1.
Согласно разъяснениям, изложенным в абзаце 4 пункта 36 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 10/22, факт включения недвижимого имущества в государственный реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения.
Постановлением N 3020-1 установлены только критерии разграничения государственной собственности в Российской Федерации, следовательно, распоряжение администрации г. Красноярска от 11.08.2011 N 2825-недв "О внесении в Реестр муниципальной собственности объекта недвижимости по ул. Декабристов, д. 30, помещение N 29" и выписка из реестра муниципальной собственности, на основании которой зарегистрировано право собственности на нежилое помещение N29, сами по себе доказательством принадлежности муниципальному образованию на праве собственности спорного объекта, в отсутствие иных доказательств, не является.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о недоказанности возникновения права муниципальной собственности муниципального образования город Красноярска на нежилое помещения с кадастровым номером 24:50:0200136:211 площадью 77,7 кв.м., расположенного по адресу: г.Красноярск, ул. Декабристов, д. 30, пом. 29.
Таким образом, поскольку право федеральной собственности на ЗС ГО возникло с момента ввода его в эксплуатацию в 1959 году, оно не могло быть передано в муниципальную, а, в последующем, и в частную собственность. В связи с чем, последующие действия муниципального образования город Красноярск по распоряжению спорным объектом путем его отчуждения также не влекут возникновения правовых последствий.
При этом утверждение ответчиков об отсутствии фактов оспаривания права муниципальной собственности на спорное помещение и прогнозного плана приватизации, регламентирующего его продажу на аукционе, обосновано отклонено судом первой инстанции, как не имеющее правового значения и не влияющее на законность предъявленных прокурором требований.
Суд первой инстанции обосновано согласился с доводом истца относительно того обстоятельства, что АО "Красноярскнефтепродукт" не могло принимать участие в проведении торгов, и как следствие, стать их победителем.
Так, согласно уставу АО "Красноярскнефтепродукт" (редакция N 8), утвержденному общим собранием акционеров АО "Красноярскнефтепродукт" (протокол N 2-2017 от 30.06.2017)http://www.knp.krsn.ru/upload/iblock/4c4/4c4c3d534e483ff94613d 671992c6138.pdf), акционерное общество "Красноярскнефтепродукт" учреждено в соответствии с планом приватизации, утвержденным Красноярским краевым комитетом по управлению государственным имуществом 18.09.1995, путем преобразования Красноярского государственного предприятия по обеспечению нефтепродуктами (ГП "Красноярскнефтепродукт") в соответствии с Указами Президента РФ от 01.07.1992 N 721 и от 17.11.1992 N1403
При этом доля участия субъекта Российской Федерации "Красноярский край" в уставном капитале АО "Красноярскнефтепродукт" составляет 57,99986%, что подтверждается представленными в материалы дела документами.
Правовые основы приватизации государственного и муниципального имущества определены Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации).
В соответствии со статьей 5 Закона о приватизации покупателями государственного и муниципального имущества могут быть любые физические и юридические лица, за исключением юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований превышает 25 процентов, кроме случаев, предусмотренных статьей 25 настоящего Федерального закона.
При этом статьей 25 указанного Закона регламентируется внесение государственного или муниципального имущества, а также исключительных прав в качестве вклада в уставные капиталы акционерных обществ.
Статьей 18 Закона о приватизации установлены правила продажи государственного или муниципального имущества на аукционе.
В соответствии с частью 8 приведенной статьи претендент не допускается к участию в аукционе в случае, если представленные документы не подтверждают его право быть покупателем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Учитывая, что доля участия субъекта Российской Федерации "Красноярский край" в уставном капитале АО "Красноярскнефтепродукт" составляет 57,99986%, указанная организации не могла быть допущена до участия в аукционе.
Торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги (пункты 1, 2 ст. 449 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, торги от 16.05.2018 по продаже недвижимого имущества, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Декабристов, д. 30, помещение N 29, оформленные протоколом от 16.05.2018, являются недействительными, поскольку их предметом выступал объект, не подлежащий приватизации (объект ЗС ГО), а также ввиду нарушения императивных норм в части необоснованного допущения к участию в аукционе юридического лица, в уставном капитале которого доля участия Красноярского края превышает 25 процентов - акционерного общества "Красноярскнефтепродукт".
Указанные обстоятельства в соответствии со статьями 167, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации влекут недействительность в силу ничтожности заключенного по результатам торгов договора купли-продажи.
Согласно пункту 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной.
В соответствии с пунктом 1 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Согласно пункту 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Поскольку спорное нежилое помещение N 29 - объект ЗС ГО, являясь федеральным объектом, не подлежало передаче в муниципальную собственность, необоснованная регистрация права муниципального образования г. Красноярск на него на основании постановления ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" не повлекла правовых последствий, направленных на возникновение у органа местного самоуправления права собственности на данный объект, и как следствие, на реализацию права собственника вещи в соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать имущество из чужого незаконного владения.
В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", применяя статью 301 Гражданского кодекса Российской Федерации, судам следует иметь в виду, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении.
Согласно пунктам 34, 35 указанного постановления спор о возврате имущества, вытекающий из договорных отношений или отношений, связанных с применением последствий недействительности сделки, подлежит разрешению в соответствии с законодательством, регулирующим данные отношения. В случаях, когда между лицами отсутствуют договорные отношения или отношения, связанные с последствиями недействительности сделки, спор о возврате имущества собственнику подлежит разрешению по правилам статей 301, 302 ГК РФ.
Если имущество приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, собственник вправе обратиться с иском об истребовании имущества из незаконного владения приобретателя (статьи 301, 302 ГК РФ). Когда в такой ситуации предъявлен иск о признании недействительными сделок по отчуждению имущества, суду при рассмотрении дела следует иметь в виду правила, установленные статьями 301, 302 ГК РФ.
Учитывая изложенное, поскольку между материальным истцом, действующим в лице уполномоченного органа, и АО "Красноярскнефтепродукт" отсутствуют договорные отношения, касающиеся предмета спора, приобретенный последним по ничтожному договору, заключенному с неуполномоченным лицом (департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска), объект подлежит истребованию в федеральную собственность, поскольку в силу закона защитное сооружение гражданской обороны не может находиться ни в муниципальной, ни в частной собственности.
При этом предметом доказывания по иску об истребовании имущества из чужого незаконного владения являются наличие у истца вещного права на спорное имущество, а также факт владения ответчиком данным имуществом без надлежащего правового основания. Ответчиком по виндикационному требованию является незаконный владелец, обладающий вещью без надлежащего правового основания либо по порочному основанию приобретения.
Если во время судебного разбирательства по иску об истребовании имущества из чужого незаконного владения спорное имущество было передано ответчиком другому лицу во временное владение, суд по правилам абзаца второго части 3 статьи 40 ГПК РФ или части 2 статьи 46 АПК РФ привлекает такое лицо в качестве соответчика.
06.11.2018 между АО "Красноярскнефтепродукт" (арендодатель) и ООО "Оптнефтепродукт" (арендатор) подписан договор аренды нежилого помещения N 1997/2-1, согласно пункту 1.1. которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает во временное владение и пользование недвижимое имущество в виде нежилого помещения N 29, сроком на 5 (пять) лет с даты подписания договора (пункт 1.5 договора). По акту приема-передачи от 06.11.2018 нежилое помещение N 29 передано арендодателем арендатором. Договор аренды зарегистрирован в установленном порядке 07.12.2018 Nгос.регистрации 24:50:0200136:211-24/095/2018-3.
При этом судом первой инстанции обосновано признаны ошибочными ссылки ответчиков на Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.11.2008 N 126 "Обзор судебной практики по некоторым вопросам, связанным с истребованием имущества из чужого незаконного владения", поскольку изложенные разъяснения распространяются только на случаи предъявления продавцом иска к покупателю имущества, приобретенного по недействительной сделке, об истребовании его из чужого незаконного владения в порядке ст. 301 ГК РФ.
Учитывая изложенное, заявленные требования были обосновано удовлетворены судом первой инстанции в полном объеме.
В апелляционной жалобе АО "Красноярскнефтепродукт", оспаривая законность принятого решения, приводит довод об отсутствии доказательств отнесения спорного помещения к объекту защитного сооружения гражданской обороны (далее - ЗС ГО), в частности паспорта ЗС ГО, идентичности включенного в реестр объекта ЗС ГО и спорного помещения.
Указанные доводы не нашли своего подтверждения по результатам рассмотрения апелляционной жалобы.
Удовлетворяя исковые требования, суд, руководствуясь положениями ст. 5, п. 8 ст. 18 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N3020-1 "О разграничении государственной собственности Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", п. 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 24.12.1993 N 2284, пришел к правомерному выводу о незаконном включении структурными подразделениями администрации г. Красноярска в предмет торгов и продаже федерального объекта - защитного сооружения гражданской обороны, а также о необоснованном допуске к аукциону и признании победителем АО "Красноярскнефтепродукт", имеющего долю участия субъекта РФ - Красноярский край более 25 % (57,99986 %).
Учитывая, что защитные сооружения гражданской обороны представляют собой отдельную категорию объектов государственной собственности, объединяемых по признаку единого назначения, они в соответствии с требованиями законодательства, не подлежат передаче в муниципальную либо частную собственность.
Указанный вывод суда первой инстанции согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 26.01.2010 N 12757/09, определениях ВС РФ от 09.11.2017 N 308-ЭС17-16125, от 28.03.2016 N 308-ЭС16-1346 и др. судебных актах.
Не соответствует действительности и утверждение АО "Красноярскнефтепродукт" об отсутствии доказательств принадлежности спорного помещения к объекту ЗС ГО, статус которого определяется паспортом ЗС ГО.
Так, правовое регулирование отношений, связанных с созданием, использованием и учетом защитных сооружений гражданской обороны, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Закон о гражданской обороне), постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" (далее - Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны), Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденными приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583 (далее - Правила N 583).
Как обосновано указал суд первой инстанции, из положений вышеприведенных норм следует, что статус ЗС ГО объект приобретает не после изготовления паспорта ЗС ГО, а в связи с внесением соответствующих сведений об указанном объекте в реестр ЗС ГО органами МЧС России. При этом паспорт ЗС ГО является документальным основанием для ведения учета таких объектов.
Вместе с тем отсутствие таких паспортов в отношении объектов ЗС ГО не препятствует признанию их таковыми, поскольку обязанность по оформлению паспортов и представлению соответствующих данных в органы МЧС России возлагается на эксплуатирующие данные объекты ЗС ГО организации.
Вопреки доводам АО "Красноярскнефтепродукт" принадлежность спорного объекта к ЗС ГО подтверждены представленными и оцененными судом первой инстанции доказательствами:
* инвентарной карточкой N 24/575 от 20.05.2014 ЗС ГО (убежища, противорадиационного укрытия), актом инвентаризации, оценки содержания и использования защитного сооружения ГО (убежища) инв. N 575-24 от 16.08.2018, утвержденным первым заместителем главы г. Красноярска 30.08.2018, информацией главного управления по ГО, ЧС и ПБ администрации г. Красноярска от 20.12.2018 N 09-8835 с приложенной экспликацией, письмами ГУ МЧС России по Красноярскому краю от 10.10.2018 N 3-4-16-10906, агентства по гражданской обороне чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Красноярского края от 29.03.2019 N 95-278105, Главного управления по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности администрации г. Красноярска от 20.12.2018 N 09-8835, КГКУ "Центр обеспечения реализации полномочий в областях гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций Красноярского края" от 11.03.2019 N 09-05-206, планом приватизации ГП Красноярскнефтепродукт, утвержденным Красноярским краевым комитетом по управлению государственным имуществом 18.09.1995, типовым договором на выполнение мероприятий гражданской обороны от 21.05.1993, заключенным, в связи с преобразованием предприятия "Краноярскнефтепродукт" в предприятие АООТ "Красноярскнефтерподукт", между штабом Красноярского края по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий и предприятием "Краноярскнефтепродукт", заключением штаба гражданской обороны Красноярского края от 25.05.1993 N 5/337.
При этом, несмотря на разницу в площади, идентичность объекта ЗС ГО (65,4 кв.м.) и помещения N 29 в доме N 30 по ул. Декабристов в г. Красноярске (77,7 кв.м.) подтверждается как письмом ГУ по ГО, ЧС и ГШ от 20.12.2018 N 09-8835 с приложенной схемой, так и поступившими от Восточно-Сибирского филиала АО "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" материалами инвентарного дела (в том числе графическими) в отношении помещения площадью 77,7 кв.м. с кадастровым номером 24:50:0200136:211, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Декабристов, д. 30, пом. 29; материалами инвентарного дела (в том числе документы первичной технической инвентаризации и технического учета) в отношении здания по адресу: г. Красноярск, ул.Декабристов, д. 30 (по состоянию на 09.03.1959).
При указанных обстоятельствах, с учетом совокупности имеющихся в материалах дела доказательств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о доказанности принадлежности спорного нежилого помещения к ЗС ГО.
Более того, как обосновано отметил суд первой инстанции, департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, в нарушение ст. 65 АПК РФ, не представил в материалы дела относимых и допустимых доказательств, подтверждающих передачу нежилого помещения N 29 в муниципальную собственность. При этом само по себе включение в реестр муниципальной собственности спорного помещения в отсутствие доказательств, подтверждающих в установленном законом порядке факт его передачи в ведение муниципального образования, не может повлечь возникновения права муниципальной собственности на него применительно к пункту 1 приложения N 3 к Постановлению N 3 020-1.
Согласно разъяснениям, изложенным в абз. 4 п. 36 совместного постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 10/22), факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения.
Кроме того, не соответствует действительности утверждение АО "Красноярскнефтепродукт" о том, что к участию в настоящем деле не было привлечено МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва, поскольку указанный орган исполнительной власти был привлечен судом к участию в рассмотрении дела в качестве материального истца, и 22.01.2019 от него в материалы дела поступило ходатайство о приобщении пояснений и документов, подтверждающих позицию по спору.
Не влияют на законность обжалуемого решения суд первой инстанции и доводы ответчика о действии типового договора на выполнение мероприятий гражданской обороны от 21.05.1993.
Так, заключение и исполнение указанного договора не повлекло возникновения у АО "Красноярскнефтепродукт" прав законного владельца спорным нежилым помещением ЗС ГО. Из положений указанного договора следует, что Общество взяло на себя обязательства по обеспечению сохранности и поддержании работоспособности защитного сооружения.
С учетом изложенного, доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.
Нарушений норм материального или процессуального права, которые могли привести к принятию неправомерного судебного акта, судом первой инстанций не допущено.
При изложенных обстоятельствах, решение суда первой является законным и обоснованным и не подлежит отмене ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относится на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "25" июля 2019 года по делу N А33-36774/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
А.Н. Бабенко |
Судьи |
О.А. Иванцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-36774/2018
Истец: Главное управление Министерства чрезвычайных ситуаций по Красноярскому краю, Прокуратура Красноярского края, Прокуратура Красноярского края в интересах РФ в лице МТУ Федерального агентства по управлению гос.имуществом в Красноярском крае
Ответчик: АО "КРАСНОЯРСКНЕФТЕПРОДУКТ", Департамент муниципального заказа администрации города Красноярска, ДЕПАРТАМЕНТ МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА КРАСНОЯРСКА
Третье лицо: администрация города Красноярска в лице Главного управления Министерства чрезвычайных ситуаций по Красноярскому краю, АО Красноярское отделение Восточно-Сибирского филиала "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ", КГКУ ГАКК, МП "МУК Красноярская", ООО "Оптнефтепродукт", Управление Федеральной службы гос.регистрации, Центр обеспечения реализации полномочий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций КК, Администрация Губернатора КК, КГКУ "Государственный архив Красноярского края", МКУ "Красноярский городской архив", Мобилизационное управление Губернатора Красноярского края
Хронология рассмотрения дела:
12.02.2020 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-7528/19
11.10.2019 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-6089/19
25.07.2019 Решение Арбитражного суда Красноярского края N А33-36774/18
27.12.2018 Определение Арбитражного суда Красноярского края N А33-36774/18