г. Самара |
|
11 октября 2019 г. |
Дело N А65-9033/2019 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Драгоценновой И.С.,
рассмотрев, без вызова сторон, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Елабужском районе и г. Елабуге Республики Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23 июля 2019 года по делу N А65-9033/2019 (судья Галимзянова Л.И.), принятое в порядке упрощенного производства, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЕлАЗ-Транс" (ОГРН 1111674004287, ИНН 1646031301), Республика Татарстан, Елабужский район, г. Елабуга,
к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Елабужском районе и г. Елабуге Республики Татарстан (ОГРН 1021603880759, ИНН 1021606953092), г. Елабуга,
об отмене решения от 25.02.2019 N 01S19190003551 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЕлАЗ-Транс" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Елабужском районе и г. Елабуге Республики Татарстан (далее - ответчик), об отмене решения от 25.02.2019 N 01S19190003551 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Дело рассмотрено судом первой инстанции по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 23 июля 2019 года заявление удовлетворено. Признано недействительным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда в Елабужском районе и г. Елабуге Республики Татарстан, г. Елабуга (ОГРН 1021603880759, ИНН 1021606953092) о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 25.02.2019 N 01S19190003551. На Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Елабужском районе и г. Елабуге Республики Татарстан, г. Елабуга (ОГРН 1021603880759, ИНН 1021606953092) возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и интересов Общества с ограниченной ответственностью "ЕлАЗ-Транс", Республика Татарстан, Елабужский район (ОГРН 1111674004287, ИНН 1646031301). С Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда в Елабужском районе и г. Елабуге Республики Татарстан, г. Елабуга в пользу Общества с ограниченной ответственностью "ЕлАЗ-Транс", Республика Татарстан, Елабужский район взыскано 3000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с выводами суда, Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Елабужском районе и г. Елабуге Республики Татарстан подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новое решение о взыскании с ООО "ЕлАЗ Транс" задолженности по штрафу в доход бюджета Пенсионного фонда РФ в размере 67000 руб. 00 коп.
Общество с ограниченной ответственностью "ЕлАЗ-Транс" апелляционную жалобу отклонило по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Республики Татарстан рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о порядке рассмотрения апелляционных жалоб на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Согласно материалам дела, в ходе проверки, проведенной с целью контроля правильности заполнения, полноты и своевременности представления ежемесячной отчетности "Сведения о застрахованных лицах" по форме СЗВ-М за декабрь 2018 года, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", Управлением ПФР было установлено, что сведения о застрахованных лицах за декабрь 2018 года представлены с нарушением установленного срока. По результатам проверки составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 18.01.2019 N 013S18190000641 и вынесено решение о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 27.02.2019 N 013S19190003551 о привлечении заявителя к ответственности по статье 17 Закона N 27-ФЗ в виде штрафа в размере 67 000 руб.
Не согласившись с указанным решением ответчика, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых заявление удовлетворено.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" заявитель является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии с п. 1 ст. 11 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Пунктом 2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность работодателей представлять сведения о каждом работающем у него застрахованном лице в органы Пенсионного фонда РФ. На основании п. 1 ст. 8 Закона N 27-ФЗ сведения о застрахованных лицах представляются страхователями.
Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым, в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
В соответствии с п. 2.2. ст. 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Статьей 15 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность страхователя в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные названным Законом. Такие сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83-п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах". Постановлением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п утверждены формы "Сведения о застрахованных лицах", согласно которому в п. 3 страхователем обязательно должен указываться тип представляемой формы: -"исхд" - исходная форма, впервые подаваемая страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период; -"доп" - дополняющая форма, подаваемая с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период; -"отмн" - отменяющая форма, подаваемая с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
Согласно абз. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных п. 2.2 ст. 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица. Как было указано выше, согласно п. 2.2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет в Пенсионный фонд сведения о каждом работающем у него застрахованном лице.
Следовательно, отчет по форме СЗВ-М за декабрь 2018 г. должен был быть представлен обществом по окончании отчетного периода (декабрь месяц) и не позднее 15.01.2019.
Судом установлено, что отчет СЗВ-М за декабрь 2018 г. (тип "исходные") на 133 застрахованных лица был отправлен заявителем ответчику по телекоммуникационным каналам связи 14.01.2019, что подтверждается соответствующей квитанцией о подтверждении получения (л.д. 4).
При этом, в направленной 14.01.2019 форме сведений заявителем ошибочно отражен другой отчетный период, а именно, вместо "декабрь 2018 г.", указан "январь 2019 г.".
О направлении заявителем сведений 14.01.2019 с ошибочным указанием отчетного периода ни в оспариваемом решении, ни в отзыве на заявление, ответчик не указывал, при том, что на данное обстоятельство указал заявитель в заявлении о признании решения ответчика недействительным.
Однако, представленные заявителем 14.01.2019 сведения были приняты ответчиком, с предупреждением о том, что элемент ИНН застрахованного лица должен быть заполнен. Ошибки (грубые ошибки) не выявлены, документ принят, что подтверждается соответствующим протоколом проверки отчетности (л.д. 5).
Самостоятельно обнаружив ошибку в части неверного указания отчетного периода, заявитель 17.01.2019 повторно направил в адрес ответчика сведения о застрахованных лицах за декабрь 2018 г. с правильным указанием отчетного периода.
Получив указанные сведения, ответчик установил нарушение заявителем срока представления сведений за декабрь 2018 г. и привлек заявителя к ответственности.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требование заявителя о признании решения ПФ незаконным, правомерно исходил из следующего.
Пунктом 37 Инструкции N 766н установлено, что при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
В статье 15 Закона N 27-ФЗ страхователю предоставлено право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Вступившая в силу с 19.02.2017 Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденная приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н, предусмотрела освобождение страхователя от ответственности в случае представления им уточненных (исправленных) индивидуальных сведений (п.п. 37, 39).
Как указано в абз. 3 п. 39 Инструкции N 766н, в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Следовательно, при решении вопроса о привлечении к ответственности следует учитывать, какие действия совершил страхователь в целях исправления обнаруженных ошибок. Сведения о застрахованных лицах за декабрь 2018 года направлены заявителем в адрес Управления ПФР в пределах установленного срока - 14.01.2019, но с неверным отражением отчетного периода, вместо декабря 2018 г. указан январь 2019 г.
При этом, сведения о направлении в адрес заявителя уведомления об устранении ошибки в сведениях, представленных 14.01.2019, Управлением ПФР в отзыве на заявлении не отражены, при том, что на данные обстоятельства указал заявитель в заявлении о признании решения ответчика недействительным. Кроме того, в материалах дела отсутствуют надлежащие и допустимые доказательства направления Управлением ПФР в адрес заявителя уведомления, в котором бы сообщалось о выявленных ошибках, либо расхождениях в сведениях, представленных заявителем 14.01.2019.
Исходя из анализа материалов дела, суд сделал правильный вывод о том, что 14.01.2019 заявителем фактически был представлен Управлению ПФР отчет СЗВ-М за декабрь 2018 г., а не за январь 2019 г., как ошибочно было указано в этом отчете.
Следовательно, отчет за декабрь 2018 г. (форма "исходящие") был направлен по телекоммуникационным каналам связи в адрес Управления ПФР 14.01.2019, что с очевидностью следует из даты его направления - 14.01.2019.
Однако, как было указано выше, по результатам проверки отчета СЗВ-М за декабрь 2018 г., направленного заявителем 14.01.2019, отчет был принят ответчиком без выявления ошибок, что подтверждается соответствующим протоколом проверки отчетности (л.д. 5).
Следовательно, направив заявителю 16.01.2019 положительный протокол, ответчик констатировал факт исполнения заявителем обязанности по представлению отчета СЗВ-М за декабрь 2018 г.
Поскольку в рассматриваемом случае сведения по форме СЗВ-М за декабрь 2018 г. с правильным указанием отчетного периода были представлены заявителем 17.01.2019 после самостоятельного выявления страхователем допущенного нарушения и до составления Пенсионным фондом РФ акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования (18.01.2019), суд правомерно указал на отсутствие вины заявителя в совершении нарушения требований Закона N 27-ФЗ, поскольку оно устранило ошибку в неверно представленных сведениях за указанный период в срок, установленный п. 39 Инструкции N 766н.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному итоговому выводу об отсутствии оснований для назначения обществу финансовой санкции, предусмотренной ст. 17 Закона N 27-ФЗ, за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-М за декабрь 2018 года.
Аналогичная правовая позиция подтверждается также сложившейся судебной практикой - Определение Верховного Суда Российской Федерации от 01.02.2018 по делу N А72-11128/2017. При этом суд исходит из того, что, по общему правилу, формальный подход к наложению штрафа недопустим; любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
При таких обстоятельствах и, с учетом приведенных правовых норм, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
Суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Судебные расходы распределены судом в соответствии со ст. 110 АПК РФ и п. 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах".
Решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 266-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23 июля 2019 года по делу N А65-9033/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
И.С.Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-9033/2019
Истец: ООО "ЕлАз-Транс", Елабужский район, г.Елабуга
Ответчик: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Елабужском районе и г.Елабуге Республики Татарстан, г.Елабуга